День 3. Средневековый город Жовкваи, последний вечер во Львове
По программе мы должны были посещать замки вокруг Львова: Олесько, Подгорцы и Золочев. Однако за счет того, что на майские праздники все музеи работали, теперь им надо было это компенсировать и устроить дополнительные выходные, и экспозиции в замках оказались закрыты. Вместо этого нам предложили экскурсию в средневековый город Жовкву, где есть несколько соборов, принадлежащих различным конфессиям, и замок, правда используемый не как музей, а занятый разными учреждениями.
Поскольку я была во Львове впервые и не видела ни замков, ни Жовквы, такая замена представлялась мне равноценной, но были и такие, кто ехал целенаправленно посетить западноукраинские замки, и они остались сильно огорчены. Жовква (Жолква) — маленький городок, основанный в конце XVI века Станиславом Жоклевским. Все интересные объекты сосредоточены на главной, Вiчевой, площади или поблизости от нее.
На некотором, очень незначительном отдалении — бывший доминиканский монастырь XVII века, к сожалению сильно пострадавший в последующее время, так что все его убранство современное, хотя и очень красивое; реставрация идет и до сих пор. Встретивший нас настоятель рассказал нам о храме и даже позволил подняться на хоры.
Затем мы вышли на центральную площадь, где и находится все самое интересное: городская ратуша XVII–XIX веков, сейчас использующаяся по прямому назначению; замок конца XVI века, занятый разными учреждениями, и в частности недавно созданным музеем (но, как нам сказали, ничего интересного в нем пока нет), с несколькими сохранившимися башнями и фрагментом стены, на которую можно залезть; василианский монастырь и костел Св. Лаврентия, знаменитого, в частности, хранящимися в нем надгробиями Станислава и Яна Жоклевских работы известного скульптора А. Шлютера.
Чуть поодаль — синагога XVII века, но туда не пускают. Далее мы поехали в окрестности Жовквы — в креховский монастырь Св. Николая, также принадлежащий василианам. Настоятель встретил нас очень приветливо, сказал, что любит православных. Вообще же монастырь, на мой взгляд, более всего интересен красотой места, в котором стоит: вокруг — горы, с которых открываются изумительные виды, поблизости — буковая аллея, и вообще все цветет.
Архитектура монастыря не очень древняя — есть несколько башен середины XVII века, все остальное значительно моложе, в том числе очень неплохая современная деревянная Покровская церковь. Во второй половине дня вернулись во Львов. Нам, в компенсацию непосещенных замков, пообещали показать палац Потоцких, но он тоже оказался закрыт по случаю отдыха от майских праздников. Поэтому нас повели в Казино.
Многие смеялись: сначала святые места, а потом казино, но экскурсовод объяснила: это теперь Дом ученых, и идем туда мы ради его уникальной архитектуры и интерьеров. Это действительно очень красивое здание, построенное в стиле необарокко (по сути это, конечно, модерн), украшенное очень своеобразной скульптурой; а чего стоит одна его парадная лестница! Также и балкончик очень хорош. На этом экскурсоводы с нами распрощались. Было часов шесть вечера.
Поезд на Ужгород отходил около половины первого ночи по украинскому времени (или половины второго по Москве). Времени для продолжения знакомства с городом, таким образом, оставалось более чем достаточно. Зажав в кулак на этот раз не пирожок (в Жовкве нас кормили), а силу воли, ибо изрядно устала, я снова побежала по центру города. На карте в моем путивнике было указано несколько объектов, куда до сей поры не ступала моя нога.
Первым был бернардинский монастырь. Наиболее интересен в нем костел Андрея Первозванного в стиле ренессанс, с примечательными часами на фасаде. В нем Лжедмитрий венчался с Марией Мнишек; говорят, что внутри заслуживают внимания росписи и деревянные резные алтари, но была служба, много народу, и сколько-нибудь протиснуться внутрь мне не удалось. Еще есть несколько более поздняя колокольня. Другие постройки монастырского комплекса заняты явно не монахами — похоже, там обыватели живут или какие-то учреждения.
Оттуда я пошла к палацу Потоцких, чтобы взглянуть на него хотя бы снаружи. По пути видела еще несколько интересных зданий; впрочем, в центре Львова каждый дом интересен. Дворец построен в 1870-х в стиле эпохи Ренессанс, довольно пышен, по впоследствии владельцы продали значительную часть земли вокруг под застройку, и дворец несколько потерялся среди окружающих домов; к тому же его облик несколько искажен позднейшими перестройками (в 20-х годах на крышу упал самолет, и ее восстановили не вполне адекватно).
Сейчас во дворце расположен филиал картинной галереи. Начинало темнеть; в ожидании ночной иллюминации я вернулась в район оперного театра, и тут моим глазам предстал каким-то образом пропущенный мною ранее Национальный музей. Здание его красиво, начала ХХ века, в стиле неоренессанс, но гораздо интереснее то, что можно было осмотреть внутри и что я не увидела.
В частности, афиша гласила, что в музее одна из самых лучших и крупных в Европе коллекций икон. И как всегда, я задумалась, что я видела многое в городе, но самое интересное, похоже, прошло мимо меня. На одном из соседних домиков было приклеено объявление, что здесь начинаются экскурсии для сборных групп: «Львы города Львова», «Львов мистичный» и еще каких-то.
К сожалению, последняя начиналась в шесть часов, а сейчас близилось к девяти. В принципе в ночном Львове есть чем себя занять, при наличии денег и хорошей погоды. Но в средствах я ограничена, поэтому не могла пойти в какую-нибудь открытую допоздна едальню, из тех, что советовала нам экскурсовод, например (забыла название) где с верхнего этажа открывается через огромные окна панорама всего города.
Или покататься на таком экскурсионном веселом паровозике, по типу автопоездов, курсировавших в советские времена на ВДНХ (сейчас, кажется, что-то такое возрождается), который стартует от площади Рынок и объезжает весь исторический центр. Погода, кстати, тоже в очередной раз испортилась. Иллюминацию включили ближе к десяти.
Ратуша окрасилась в жовто-блакитные цвета, некоторые из камениц — в оранжевый, как свет фонарей; но наиболее эффектна подсветка доминиканского собора: весь объем здания — такой зеленовато-сероватый, а скульптуры и некоторые другие архитектурные детали меняют свой цвет в последовательности цветов радуги. Дождь, видимо, кончаться не думал, и пришлось ехать на вокзал. Он, кстати, тоже подсвечен и тоже представляет архитектурный интерес: построен в стиле модерн, украшен скульптурой (и обсажен сакурой).
Внутреннее убранство, впрочем, сильно уступает внешнему виду. В нашем вагоне, кроме 11 человек нашей группы, отъезжающей в Ужгород, пассажиров не было. Небольшой неприятный нюанс: проводница запретила брать кипяток тем, кто не заплатил за чай. Кто-то сунул ей гривну или две, чтобы получить доступ к титану. Я принципиально обошлась минералкой.
День 4. Ужгород
Ужгород встретил хмурым небом и приветливой женщиной-экскурсоводом, и мы поехали к месту дислокации — в этно-велнес-отель «Унгварский». Сам по себе отель хорош, с симпатичным внутренним двориком, утопающим в цветах, с двумя бюветами с минеральной водой и купальней, но стоит в нерадостном месте. Это даже не дальняя окраина, это какой-то полупустырь, возможно заброшенная промзона, где только вчера ликвидировали заводские корпуса.
На горе, правда, виден Ужгородский замок, кажется, до него рукой подать, на самом деле — идти и идти, частью такими же малоприятными задворками. Первым делом мы поехали в Невицкий замок в ужгородском пригороде. Это сооружение XIII века, неоднократно менявший владельцев и захватывавшийся всеми, кому не лень, начиная от татаро-монголов и кончая трансильванским князем Ракоци, который и разрушил его.
Так, в руинированном виде, замок и дошел до наших дней. Стоит он на высокой горе, у подножия которой течет речка Уж (на ней стоит и Ужгород) и откуда открывается очень живописный вид, даже в такую плохую погоду. Самым интересным в замке мне показались виноградные улитки, огромные, разноцветные и ехидно нам улыбающиеся. После этого отправились знакомиться собственно с Ужгородом.
Город древний, известен века с XI. Центр его, как и Львова, вымощен булыжником и расположен на весьма крутых горках. Каких-то чудес архитектуры я не заметила, но сам по себе город весьма живописен и в цветах. Есть улицы, обсаженные сакурой, как у нас тополями (к сожалению, все цветы опали и устелили обочины нежно-розовым ковром). Не менее эффектно смотрится, когда вдоль всей улицы растут ярко-красные боярышники.
Или разноцветные каштаны: белыми нас и в Москве не удивишь, красные я осматривала, желтые из окна автобуса видела, а про голубые только слышала. Глициния обвивает столбы, сараи и помойки, как у нас бешеный огурец; а вот магнолия почти везде отцвела. Ужгород город небольшой, хоть и областной центр, но в нем несколько музеев. Первым делом мы пошли в музей народной архитектуры и быта.
Это этнографическая деревня с избами из разных районов Закарпатья, принадлежащими разным слоям населения, хозяйственными постройками, церковью и т. д. В каждой избе воссоздана обстановка, но не в каждую можно войти: смотрителей не хватает, бегут люди…Погода несколько улучшилась, когда мы вышли к Ужгородскому замку. Первым делом нам бросилось в глаза большое, метров пятнадцать, дерево, обильно усыпанное белыми цветами.
Что это, вроде яблонь таких высоких не бывает? Оказалось, боярышник. А все дорожки были покрыты лепестками сакуры, которые продолжали сыпаться на нас сверху. Основа замка возведена в XIII веке по западноевропейскому образцу; но, конечно, потом он сильно перестраивался. Главное сооружение замка — трехэтажный дворец с колоннами, подвалами и внутренними подворьями. Залы были украшены лепниной, росписью, позолотой; это мало где сохранилось (запоминаются росписи в каплице духовной семинарии внутри замка).
Сейчас в замке довольно большой краеведческий музей. Там можно посмотреть коллекции инон, оружия, художественного литья, старинных книг, мебели, национального костюма и многое другое. Потом нам стали показывать остальной город. Недалеко от замка Греко-католический собор. Он известен с середины XVII века, но основательно перестроен на два столетия позже; тогда же появились стилизованный под барочный иконостас, замечательные росписи и витражи. В унианских храмах, кстати, в отличие от католических, витражи не сюжетные, а в виде орнаментов.
Под стенами собора цвела одна из последних магнолий. После этого спустились на заповедную пешеходную улицу Корзо. Там тоже свои памятники архитектуры, древние, более поздние и наших дней, но после Львова они уже как-то не очень смотрятся…На этом экскурсовод с нами попрощалась, указав едальню, где можно было недорого попробовать национальные блюда. Например, такой венгерский суп в запеченном горшочке из хлеба. Нас предупредили, что он очень острый, поэтому я выбрала галушки в сметанном соусе з куркою и еще чем-то там.
По моим представлениям, галушка — это крупная мучная форма, а в тарелке оказалось много мелких, размером с макаронные изделия. Но вкусно. После обеда я пошла искать художественный музей. Прохожие с удовольствием показывали дорогу, но все норовили послать меня в Ужгородский замок, в краеведческий музей, так что я два раза поднималась не на ту гору, пока некий не совсем трезвый, но весьма любезный гражданин не проводил меня к подножию нужной горы.
В музее я оказалась единственной посетительницей, подозреваю, что за много месяцев, а жаль — он достоин внимания. Он носит имя Й. Бокшая — действительно, весьма запоминающийся художник, писавший главным образом на религиозные темы. Из знаменитых местных художников можно назвать также Эрдели — мне он тоже понравился. А еще там полотна Тропинина, Кипренского, Шишкина, Саврасова, Айвазовского (ну, его-то в каждой мало—мальской галерее найти можно) и мн. др. и неплохая коллекция западных мастеров.
Там же была выставка закарпатских пейзажей местных художников. Полюбовавшись с горы красивым видом на Ужгород, я отправилась домой, то бишь в гостиницу. Нужно сказать, что, при всех достоинствах мест нашего обитания, в номерах не было холодильников, а когда в путевку входят только завтраки, а средств на ресторации недостаточно, это несколько осложняет жизнь.
Путь был неблизкий, тащить на себе продукты не хотелось, и я понадеялась, что куплю какой-нибудь еды в районе гостиницы. Не тут-то было! Из всех торговых точек в окрестностях только бензоколонка, и разжиться на ней можно разве что чипсами и сникерсами. Пришлось довольствоваться привезенным еще из Москвы печеньем и набранной в бювете минеральной водой.
День 5. Мукачево — Береговое и прощание с Ужгородом
Дождь, который до сих пор отравлял нам жизнь время от времени, с утра зарядил всерьез и надолго, к тому же поднялся резкий ветер. В такой нерадостной обстановке мы поехали в Мукачево. Сначала был замок Паланок, известный с XI столетия. Он необычный, трехуровневый. Построен, по преданию, Федором Корятовичем, потом многократно переходил из рук в руки. Когда-то там была даже тюрьма для политзаключенных; а сейчас исторический музей.
После осмотра замка нам дали свободное время для знакомства с городом. К сожалению, у меня хоть и была карта, но на ней не обозначено ничего, кроме названий улиц, так что знаменитый Никольский монастырь на Чернечей горе я не видела. Я вообще ничего не видела, кроме пары центральных улиц. Среди их достопримечательностей, например, ратуша постройки начала XIX века.
Интересен также дворец князей Ракоци, называемый в народе «белый дом» (хотя он не совсем белый). Сейчас там детская школа искусств, и можно осмотреть выставку детских рисунков. Еще, пожалуй, заслуживает внимания современная церковь Почаевской иконы Божией Матери, но в ней более примечательно внутреннее убранство, чем архитектура. Не обошлось и без обеда в местной едальне. В меню среди недешевых блюд я увидела карпа за 10 гривен.
Был указан вес 100 граммов, и я решила, что принесут кусок размером со спичечный коробок; мне этого и достаточно. Каково же было мое удивление, когда мне вынесли рыбину целую, огромную, с головой! Счет в итоге составил под 80 гривен. Последним нашим объектом было Береговое, где у нас было запланировано купание в термальном бассейне. Температура его воды круглый год составляет 30–40 градусов, держится постоянно в течение дня, у нас было 33.
Бассейн на вид производит впечатление грязной лужи с ржавой зацветшей водой, но когда, пересилив недоверие, погружаешься туда, ощущение очень приятное. В отдельных секторах глубина метр двадцать, а в основном три метра, но похоже, что никто там не плавает — все висят на мелкоте, как поплавки. Из прочих достопримечательностей Берегового я видела костел XVII века. Собственно, я успела сбегать осмотреть его, когда нас привезли в сетевой кофейный магазин мы образовали очередь.
Кофе в Закарпатье, кстати, очень дешевый, растворимую порнографию там не пьют, а стограммовый пакетик неэлитного молотого стоит примерно как одна поездка в московском метро. Стало быть, есть сеть магазинов «Тотем», где можно выпить кофе или кофейного коктейля, а также купить кофе какого-нибудь сорта или смеси сортов, составленной по своему усмотрению. Потом, когда, уже в Москве, я приходила домой, меня встречал выраженный запах кофе, от которого казалось, что в жизни все правильно.
Я недавно нашла в Москве кофе той же марки, его при мне смололи, оказалось — пить можно, но типичное не то. Когда вернулись в Ужгород, дождь перешел в сильную грозу. Было часов семь вечера, поезд отходил в половине второго ночи. Многие продлили номера до полуночи, но это стоило 270 гривен, и я за такие деньги предпочла на вокзале посидеть. Через какое-то время дождь вроде бы стал стихать, и я пошла гулять по городу, хотя и уже ощутимо смеркалось.
Карта у меня была дурацкая — на ней хоть и присутствовали значки объектов, но легенды не было, и что они означают, догадаться было возможно не всегда. Меня привлекло название Православная набережная — я решила, что там должны быть храмы и другие святыни православия. Оказалось, храм там один, в самом начале улицы, Покровский, а дальше просто идет аллея вдоль реки до самого центра города.
Сначала меня порадовал вид на замок в сумерках, но потом окончательно стемнело, дождь передумал кончаться, аллея ничем не была освещена, и народу на ней — нема дурных в такую погоду гулять. До центра я шла, как мне показалось, довольно долго; там тоже было пусто и дождливо, но хотя бы более-менее освещено. Мне опять попалось заведение «Тотем»; есть, после употребленного несколько часов назад целиком карпа, мне еще дня два не хотелось, а вот кофейный коктейль я решила выпить.
Мне принесли «Рафаэлло» — большой бокал, где слоями чередовались кофе, сгущенное молоко, кокосовая стружка, взбитые сливки, а украшено все это было молотыми орехами. Поняв, что в столь поздний час да еще в такую погоду болтаться по пустому центру смысла нет, я решила ехать на вокзал. С трудом отыскала какую-то девушку, которая любезно рассказала мне, что это не так-то просто — нужная мне маршрутка заканчивает работу гораздо раньше, и еще неизвестно, пойдет ли наиболее подходящая из остальных.
Девушка проводила меня до остановки, переговорила с водителем (после этого кто-то будет говорить, что в Западной Украине с русскими недостаточно любезны!), а когда доехали до нужной точки, водитель вышел из маршрутки (!) и показал мне, куда идти дальше. При этом остальные пассажиры ничуть не возражали. Я, однако, для начала пошла не в указанном направлении, а несколько в другую сторону — там был красиво подсвеченный Христорождественский собор, современный, но весьма удачный.
Посмотрев на него, я отправилась на вокзал; к тому времени единственной сухой вещью на мне оставался фотоаппарат, а лужи на асфальте местами достигали глубины по колено. Ужгородский зализничий вокзал внешне не такой презентабельный, как во Львове, но внутри значительно его превосходит: чисто, тепло, светло, необшарпанные удобные кресла, никаких бомжей, а еще что-то типа небольшого музейчика, рассказывающего о Закарпатской железной дороге и людях, с ней связанных.
А тут еще дедушка из камеры хранения позволил в закутке переодеться в сухое. Вот наконец и поезд. Обычно я не сплю в поездах, но тут, улегшись на свою полку, даже не слышала, как поезд тронулся, как подолгу стоял потом на разных разъездах, где подсоединяли прицепные вагоны, и проснулась только во Львове. Прямо на платформе, как прощание с Карпатами, пышно цвела вишня…