Я опоздала с приездом дней на десять: сакура уже отцветала. Несколько деревьев хотя и радовали глаз на вокзальной площади, но листвы на них было уже больше, чем цветов, а те устилали асфальт розовыми лепестками. Львов встретил неожиданно жаркой погодой, хотя накануне в Подмосковье нас накрыло снеговой тучей, а салатовые листочки только-только начали вылупляться.
Итак, прекрасным майским утром я стою на перроне, а обещанного представителя местной турфирмы что-то не видно. Я набираю контактный телефон, но то ли он у меня записан неправильно, то ли я запуталась в междугородных и международных кодах, но мне неизменно отвечают, что данного номера не существует. Когда поезд отъезжает и платформа пустеет, начинаю ходить по ней туда-сюда и спустя время все-таки натыкаюсь на человека с нужной мне табличкой: оказывается, московская турфирма неверно сообщила номер моего вагона.
Но в итоге нас благополучно погрузили в автобус и повезли в гостиницу «Нтон» в весьма отдаленном львовском районе. При покупке путевки я так просила подыскать мне пару, но меня заставили доплатить за сингл огромную, по моим доходам, сумму в 6 тысяч. Но во всем есть свои плюсы (строго говоря, в одноместном номере одни плюсы, кроме цены): мой номер был уже готов, а кому-то из остальных пришлось ждать заселения до расчетного часа.
Хотя, собственно, приезжать во Львов на десятичасовом поезде никто и не просил: турфирма рекомендовала другой, приходящий около двух часов дня, чтобы можно было сразу в нумера и — отдыхать. Но лишних четыре часа — это много, если распорядиться ими с умом. Поэтому совет пользующимся услугами турфирм: изучайте расписание поездов — возможно, найдется какой-то более подходящий, чем указанный в путевке.
Тур наш, кстати, был комбинированным: у кого-то маршрут Киев-Львов, у кого-то Львов-Одесса, были и другие вариации, а у меня и еще нескольких человек — три дня во Львове плюс два в Ужгороде. От нашего готеля до центра города можно было добраться двумя способами: маршруткой и седьмым трамваем. Маршруток больше, и идут они чуть быстрее. Я выбрала этот способ и здорово пожалела: во-первых, душно и битком народу, во-вторых, асфальт через какое-то время кончился, и началась булыжная мостовая.
В дальнейшем я этой ошибки не повторяла и ездила трамвайчиком. Во Львове он необычный, старый узкоколейный из-за тесных центральных улочек. Ландшафт кое-где гористый, и на нем несешься вверх-вниз, как на американских горках, да еще на поворотах заносит. Неплохой аттракцион, и всего за одну гривну. Словом, я добралась до центра. Львовский центр небольшой, всего метров восемьсот в диаметре. Но, не зная города, при желании можно заблудиться в его переулочках, что я и сделала.
Понаслаждавшись архитектурой, как потом оказалось, не самых интересных домиков (я еще из окна поезда увидела какую-то львовскую улочку, восклицаю: «Какая красота!», а мне отвечают: «Ну что вы, это еще отстой»), я все-таки вышла на площадь Рынок. Рынок — это не потому что рыночная площадь (хотя и это тоже), а от слова Ring — круг, кольцо. Она, впрочем, не круглая, а квадратная.
Интересна нумерация домов: в центре ратуша — номер 1 (здание не старинное — первое сгорело, второе рухнуло), далее по кругу (по квадрату, по часовой стрелке) — 2, 3, 4, 5,…,10, потом поворот на 90 градусов и далее — 11, 12…, и так по всему периметру площади. Из-за этого у меня сначала возникли трудности с поиском музеев, которых на площади несколько. Замечу, что, судя по фотографиям, может сложиться впечатление, что я гуляла во Львове в прекрасную солнечную погоду.
Ну, справедливости ради, совсем уж несусветная гадость была только в последний день, в остальное время погоду можно описать словами «облачно с прояснениями, временами дождь, местами сильный». Когда более-менее прояснялось, я старалась ходить по городу. А тут как раз небо начало здорово кондыбасить, и вопрос пережидания дождя в музее встал довольно остро. Первым на моем пути оказался музей древней истории.
И хотя это было, очевидно, не самое интересное, что можно осмотреть во Львове, располагался он, как и многие другие, в старинном домике, каковые называются каменицами. Было любопытно, как выглядит эта каменица внутри, тем более что цены на билеты везде божеские, в диапазоне от 2 до 8 гривен. Я осмотрела несколько витрин с костями и черепками, диораму, изображающую жизнь первобытного человека, и решила, что это все.
Оказалось, однако, что надо пройти в другое крыло здания, и там еще четыре этажа экспозиции. А каменица устроена так: на улицу выходят, как правило, три окна, а основной объем дома простирается далеко в глубину двора, с переходами, всевозможными анфиладами и т. п. Поэтому в небольших с виду домиках весьма внушительные музейные экспозиции.
Пока я осматривала музей, несколько прояснилось, я пошла дальше бродить по городу: сначала разглядывала прочие каменицы на площади Рынок (интересны они все, а некоторые — просто шедевры; во Львове много архитектурных стилей: ренессанс, барокко, маньеризм, а также всевозможные неоренессансы, необарокко и т. п.), а потом отошла от нее чуть дальше и практически сразу наткнулась на один из символов города — каплицу Боимов.
Этот красивейший памятник маньеризма внутри и снаружи сплошь украшен скульптурой и резьбой, и рассматривать его можно бесконечно. Но! Во Львове можно входить практически в любые здания, однако вход платный. Если в храме не идет в данный момент служба, его можно осматривать за деньги. В театре две кассы — одна продает билеты на спектакли, другая — на осмотр интерьеров. Так и в каплице Боимов — 5 гривен вход и столько же фотографирование. В масштабах уплаченной за путевку суммы деньги, конечно, небольшие, но сам факт…
Между тем приближалось время обеда. Центр Львова пахнет кофе. Львовские кофейни — вещь вообще особая. Туда не ходят быстренько заглотать чашечку эспрессо и бежать дальше. Там сидят подолгу, общаются или просто наслаждаются жизнью. И вообще, с тем, чтобы поесть, во Львове проблем нет, и при желании можно найти заведение с вполне демократичными ценами.
Но, как всегда, стоишь перед выбором: или идешь в едальню и получаешь вкусный обед с национальным колоритом, но тратишь на это час-полтора, или, зажав в кулаке пирожок, бежишь за эти полтора часа осматривать еще какой-нибудь объект. Я выбрала второе, и этим объектом оказался Арсенал. Он расположен в части крепостной стены с башней, и там находится богатая коллекция оружия. Надо заметить, что во время всего моего путешествия это оказался единственный музей, где было полно народу, даже некоторую очередь в кассу пришлось отстоять.
Не могу сказать, что я большая любительница оружия, к тому же осматривать подобные экспозиции лучше без толпы и с экскурсоводом, но мне опять же было интересно, как устроена эта старинная крепость изнутри. Образцы оружия весьма красивы, если это определение вообще может быть применено к оружию. Выйдя из Арсенала, я все-таки соблазнилась львовским кофе, тем более что от усталости у меня уже отваливалось все, включая мозги, а кофейня была расположена рядом с крепостной стеной.
Заказав гляссе, я рассчитывала, что мне принесут нечто в стиле известной интернациональной закусочной быстрого питания, в пластиковом стаканчике, но по приемлемой цене и с возможностью не отравиться. И вот мне подают внушительных размеров красивый бокал, в нижней части которого кофе, выше — бо-о-ольшой шарик мороженого, конструкция щедро декорирована взбитыми сливками, а сверху еще украшена узорами из сиропа.
Справедливости ради, не могу сказать, что вкус поразил меня так же, как и вид (ну да я сама просила сварить мне насколько возможно некрепкий кофе), но, употребив все это, я почувствовала прилив физических и душевных сил и готовность осмотреть еще несколько объектов, тем более что опять собрался дождик и над было искать музейное укрытие. Следующим мне попался костел Тела Господня, а при нем, в звоннице, — Музей истории религии. Нет, во Львове определенно что-то делают с пространством!
Ладно каменица, которая может далеко и извилисто уходить в глубь двора, но звонница-то стоит отдельно, и, казалось бы, ну что в ней может поместиться? Но экспозиция огромная, так же как пестра и многогранна религиозная жизнь Львова. Здесь и католики, и греко-католики, и православные, и иудеи, и армяне, и некоторое количество мусульман и индуистов, а еще ведь надо отразить древние религии, начиная от египетских вотивных предметов и кончая славянскими погребениями, и современную ситуацию (которую, честно говоря, комментировать не особо хочется).
Была еще выставка, посвященная Иоанну Павлу II, но на нее у меня уже не хватило сил. Сам собор тоже удалось посетить — как раз была служба. После чего я вновь вышла на площадь Рынок и посетила последний на сегодня музей — мебели и фарфора. И если трехоконная каменица вмещает в себя внушительную экспозицию, то представьте, что скрывает дом в шесть окон!
В нижнем этаже — большая анфилада собственно мебели и фарфора. И если архитектура Львова представлена множеством стилей, это не могло не отразиться и в мебели. Особенно мне запомнились популярные во Львове предметы мебели из черного дерева, инкрустированного перламутром. А наверху — художественная ковка, керамика и выставка некоего художника-примитивиста (забыла имя) — картины на обратной стороне стекла.
Например, если нужно изобразить цветы в траве, то сначала рисуются тычинки, поверх них — лепестки, потом — трава и т. д. и в завершение стекло переворачивается и — картина! Очень сложная техника. На улочках Львова очень много сувениров. Это и уличные лотки, и небольшие магазинчики, и сувенирный базар на центральной площади.
Продаются там национальные предметы быта и т. д., всевозможные открытки и путивники, кружки-брелоки-магнитики; а вот я собираю значки городов, удостоившихся чести моего посещения, и надо сказать, что нынче их делать перестали! Вместо них предлагаются в большом ассортименте магниты на холодильник. А я за свою жизнь посетила более 180 городов — как при этом холодильник мыть-то? Наконец удалось отыскать значок с надписью Lemberg и изображением оперного театра.
Зато в этих лавках можно купить дешевые батарейки. Наступал вечер. Первое знакомство с городом захотелось завершить львовским разливным пивом. Пивных зонтиков в центре города полно, но я побоялась, что после суток в поезде и напряженного экскурсионного дня меня развезет и я сяду мимо трамвая, поэтому я стала просить налить мне в бутылочку. Мою просьбу воспринимали не вполне адекватно; наконец в каком-то магазинчике согласились налить кружку и выдать воронку, чтобы я цедила пиво сама.
Продавцы и немногочисленные посетители наблюдали за этим процессом как за интересным представлением. После этого я купила пиццу з шинкою и ананасами в уже знакомом пирожковом ларьке и на трамвае номер 7 поехала в гостиницу. Как только я поднялась в номер, разверзлись хляби небесные, грянул гром, и мощный ливень смыл со львовских улиц моих коллег по туризму, которые только недавно, отдохнув с дороги, отправились осваивать город.
Пицца к тому времени оставалась еще горячей, пиво — холодным, и я провела прекрасный вечер, смотря по местному природоведческому каналу передачу про карпатскую птицу дрохву, завезенную в Австралию, где ее зовут не иначе как украинска сволота, за то что она портит посевы и разоряет гнезда аборигенов…
День 2. Львов (продолжение)
На завтрак был шведский стол. Все вкусное и разнообразное, но не слишком горячее. Предлагался неплохой молотый кофе, но его нужно было заваривать как растворимый. Не обошлось без курьеза: я положила себе оладий, полив их медом и джемом, а они оказались кабачковые…С этого момента началась организованная развлекательная программа.
Первая часть сегодняшней экскурсии была автобусная. Сначала поехали в собор Св. Юра (или Георгия, но его так никто не называет). Это кафедральный греко-католический храм, украшенный скульптурой; внутри его интересные иконы и царские врата, но шла служба, и протиснуться дальше входа нам не удалось. Рядом дворец митрополитов, в котором в 2001 году останавливался Иоанн Павел II.
Из уважения к его преклонным годам здание было оборудовано лифтом. Вторая остановка была на Лычаковском кладбище, по центральной части которого нам провели экскурсию. Я небольшая любительница прогулок по кладбищам, но тут уж очень хороши надгробия, и вообще это скорее прекрасный парк со скульптурами и деревьями, в том числе, на центральнорусский взгляд, экзотическими.
Особенно запомнилась одна скульптура — спящей девушки. Какое у нее выражение лица, какая поза, какие драпировки! У ее изголовья раньше стоял ангел, его скололи вандалы. Наконец, мы поднялись на Замковую гору. Раньше на вершине ее стоял Высокий замок, с которого в XIV веке и начинался город. От него остался лишь небольшой фрагмент руин крепостной стены, и теперь гору венчает телевышка — не слишком живописно.
Однако с Замковой горы можно осмотреть панораму города. К сожалению, дождь, туман и не ко времени разросшаяся зелень не позволили ею как следует насладиться, да и всевозможные трубы и проржавевшие остовы заброшенных зданий на переднем плане несколько портили впечатление. После этого мы спустились в старый город и началась пешеходная часть экскурсии.
Группа к тому времени несколько поредела — некоторые устали и проголодались, к тому же ошиблись те, кто не обул спортивную обувь на толстой подошве, — но зато и стала более компактной и маневренной. Мы осматривали разные городские достопримечательности, главным образом связанные с религией, как православная часовня Трех Святителей, костел Святой Марии, Армянский собор с его удивительными фресками и др.
Везде, где не идет служба, можно фотографировать, но, к сожалению, лишь за немалые деньги, и еще не факт, что получится прилично. Посетили мы и знаменитый Музей-аптеку. Аптека действующая, а из торгового помещения можно пройти в экспозицию, где сначала идут несколько залов с фармацевтическими препаратами и оборудованием, а потом можно спуститься во внушительные подземелья, в которых находится даже лаборатория алхимика, и выйти во внутренний дворик, где установлена статуя ведьмочки.
Интересно, что в верхних этажах живут обыватели и за окнами сушатся простыни. Последним пунктом нашей экскурсии был Оперный театр. Театр украшен скульптурой, но еще более пышен его интерьер. Очень красивое фойе. Впечатляет Зеркальный зал на втором этаже, где публика прогуливается во время антрактов. В плафонах на потолке — аллегории Поэзии, Танца, Музыки и т. д., а отражения в стоящих друг напротив друга золоченых зеркалах создают иллюзию анфилады комнат.
В зале уникальный занавес с изображением панорамы города, но в обычные дни он заменяется на что попроще. Театр построен по последнему для своего времени слову техники. После этого нас отпустили на свободное время. Погода, натурально, опять повернула на дождь, и я отправилась осматривать оставшиеся музеи на площади Рынок. Первым делом я зашла в музей исторических драгоценностей во дворце Бандинелли.
Экспозиция не очень большая; я думала, что преобладать в ней будут старинные ювелирные изделия, но оказалось, что там в основном серебряная посуда и прочая утварь, оклады книг и т. д. В том же здании, но сбоку находится музей стекла. Он совсем маленький. Один небольшой зал показывает историю открытия и производства стекла, во втором — небольшая выставка современных стеклянных изделий. Зато и цена две гривны.
Неподалеку — Королевская каменица, где расположены самые разные экспозиции, включая музей восковых фигур, но я уже устала, да и время поджимало, и я решила ограничиться осмотром Королевских комнат. Комнат не так много, но они очень изысканны. Особенно впечатляет потолочная лепнина. Она похожа даже не на тончайшую резьбу по дереву, а на самые тонкие кружева. Еще там картины, мебель.
Я обратила внимание на небольшой круглый столик, инкрустированный разными породами камня, рисунок которого изображал диковинных бабочек. Из этой же каменицы можно пройти в одно из любимых мест отдыха жителей города — Итальянский дворик. Посещение его стоит одну гривну, хотя там в принципе кафе, и брать деньги за вход как-то странно.
Говорят, там очень вкусное мороженое; я уже хотела его заказать, но официант почему-то меня игнорировал. Пришлось закупить еды в другом месте. В числе прочего была куплена бутылка пива производства первой приватной броварни Львова; пива мне не хотелось, но понравилась этикетка — панорама города с Замковой горы.