Быть на берегах Енисея и не сплавиться по великой реке -себе не простить. Но туризм у нас развит только на бумаге. Купить билет на теплоход по интернету нельзя. Для покупки билетов надо обращаться в фирму http://www.prt24.ru/ (ул. Дубровинского, д. 1А). Очень не хотелось ввязывать родню в это дело, решили пойти легким путем, купить тур с поездкой по Енисею и посещением Енисейска у турагентства.
И тут подвернулась красноярская турфирма «Полония». Хочу предупредить сразу, общение с ней принесло кучу неприятных моментов. Как только поездка была оплачена, сразу выяснилось, что программа меняется кардинально, а за билетами, которые фирма клялась доставить к трапу теплохода, ездили племянница. Поэтому выбирая это агентство будьте готовы к неприятным сюрпризам.
Теплоход «Валерий Чкалов» отчаливает от пирса по расписанию в 7:00. Мы путешествовали в каюте 1 класса для 2 человек. Билет в одну сторону на одного стоит около 5000 рублей. Билет в каюте 3 -го класса на 4 человека вдвое дешевле. Теплоход, хоть и старичок, но марку держит. На судне -чистота, в туалетах тоже, ели в судовом ресторане- очень довольны. На судне есть титан с горячей водой, вариант для молодежи, сами понимаете, еда на корабле- недешевая, суп — 170 рублей.
Енисей и сейчас стоит перед глазами.
Большую часть времени мы провели на палубе. А это последний по времени строительства мост- «Путинский.
День был ясный и солнечный, температура была выше 20 градусов тепла, но находиться на палубе было очень неприятно. В поездке вниз по течению постоянно дул пронизывающий ледяной ветер, поэтому обязательно берите с собой, даже летом, толстые ветровки и свитера. Чаще всего на палубе мы были одни, хотя на судне было немало путешественников, народ предпочитал спасаться от промозглости в каютах. Ничего не могу сказать про каюты других классов, но в нашей хорошо открывалось окно и обзор изнутри был прекрасный.
Древние жители называли реку «Великой» или «Большой рекой».
И не зря. Река выносит в Карское море почти 600 кубических километров воды в год, больше чем реки Европейской части, вместе взятые.
До сих пор географы спорят о том, какую точку брать за ее исток. Если за начало Брать реку Идер, то протяженность реки будет составлять 5075 км. Однако официальная протяженность великой реки все- таки -4278 км.
Река Енисей — это природная граница между Западной и Восточной Сибирью. На левом берегу заканчиваются западно -сибирские равнины, а на правом начинается горная тайга. Правый берег выше левого в пять раз.
Максимальная глубина великой реки достигает 70 метров. А максимальная ширина 75 км у Бреховских островов, но это далеко в низовьях реки, мы там не были.
Енисей часто называют «голубым меридианом», может и потому, что в бассейне реки находится центр России, на берегу острова Виви, а в городе Кызыле — центр Азии.
Вода поразила своей прозрачностью и зеркальностью. Приятно удивило, что берега были чистые, нигде не было видно завалов деревьев, вероятно, кто-то специально убирается.
По правому берегу расположен когда-то секретный объект «Красноярск-26» — город Железногорск.
По берегам раскинулось довольно много деревень, я думал, их там меньше.
Средняя глубина Енисея — 40 метров, а у островов — 25, но найдется немало мест, где реку никто и никогда не измерял.
За следующее фото я извиняюсь, но уж очень хороша деревянная церковь. В оправдание скажу, ширина реки здесь около 700 метров, а церковь стояла далеко на берегу.
Подходим к Казачинским порогам. Они труднопроходимые, ширина реки сужается в этом месте до 550 -600 метров, хотя обычная ширина реки в этом месте составляет 800- 1300 метров. Енисей несет свои воды со скоростью от 6 до 15 км в час, а здесь ускоряется до 40 километров.
Казачинские пороги под силу пройти только опытному капитану, и все равно прохождение порогов обеспечивается руководством капитана -наставника. Тяжелые суда самостоятельно преодолеть это место не могут. Их тянут специальным туером. Казалось бы возникает ответ на этот вопрос, к чему вся эта возня, а не проще ли было бы взорвать эти камни и расчистить русло реки. Ученые детально изучив проблему, пришли к выводу, после взрыва, в некоторых местах реки уровень воды может резко уменьшиться, а это повлечет проблемы с судоходством.
Это стрелка -место слияния Ангары с Енисеем (фото вверху). Если смотреть сверху, то Ангара значительно шире Енисея в этом месте. По логике, нужно было бы считать, что Енисей спадает в Ангару. Но по анализу пород, образующих русло рек, Енисей гораздо старше Ангары. Вода в Ангаре светлее и гораздо теплее. С вертолета четко видно, как рядом долго текут две полосы воды: темная и светлая. По пути в Енисейск мы проезжали Стрелку в сумерках. К несчастью, именно в этом месте начал накрапывать дождь и подул сильнейший ветер.
К сожалению, на обратном пути мы проходили стрелку ночью. Проснулись в 4 часа утра и пошли на палубу в надежде что-то увидеть.
Ветер был настолько сильный и жесткий, что в какой-то момент Галю снесло в сторону. Естественно, на палубе не было ни души. Галя, счастливая, что не удалось искупаться в сибирской реке, пришла к глубокомысленному заключению: «Сумасшедших на этом корабле только двое».
" … Луна плыла среди небес
Без блеска, без лучей
Налево был угрюмый лес,
Направо — Енисей.«… (Н. А. Некрасов)
Важно. На Енисее в августе часто бывают туманы. Из-за туманов теплоходы часто задерживаются. Наш теплоход опоздал на 3 часа. Если туман будет сильным при прохождении порогов, судно бросит якорь и может еще больше задержаться.
Но когда туман рассеется и река осветится первыми робкими солнечными лучами, Енисей великолепен.
Чем дальше к северу, тем полноводнее становится река. После слияния Енисея с Ангарой его ширина достигает уже двух километров. Енисейская вода обладает колоссальным запасом тепла, которое вбирает на юге и уносит с собой на север, где так коротко лето. И хотя нагревается медленно, зато медленно и остывает. Если в мае и жарком июне вода еще значительно холоднее воздуха на всем протяжении от истока Енисея до устья Ангары, то, перемещаясь на север, обгоняет медлительное лето. И в летние месяцы вода на шесть-восемь градусов теплее воздуха.
Освоение Енисея началось в начале XVII в., а сведения о реке проникли в Россию еще в 80-х годах XVI столетия.
Первое плавание по нему совершил в 1610 году Кондратий Курочкин. Отважный помор «со товарищи» спустился по Енисею на кочах, построенных у Туруханского зимовья.
Кочи строили из хорошей сосны, гибких и мелкослойных досок, длиной метров двадцать и шириной — до пяти. Поднимали такие кочи две тысячи пудов. И ходили под парусами и на веслах. С тех пор трудится, не уставая, «Великая» река.
А это судно обеспечивает заправку судов прямо на воде.
Город Лесосибирск специально был построен в 1975 году чтобы обеспечивать снабжение северных территорий.
Красивых мест на реке много.
По пути к Карскому морю Енисей собирает много рек.
А как хороши речные заводи!
Путешествие из Красноярска в Енисейск продолжалось с 7:00 до 23:00. А обратная поездка гораздо дольше, теплоход прибыл к пристани с опозданием на 3часа 20 мин. и отдал концы из Енисейска в 15:20, а прибыл в Красноярск только к одиннадцати часам ночи на другой день. Против течения он идет гораздо медленнее. Та же картина, такси на пристани гораздо дороже, чем вызванное из города. Но я думаю, вы к этому уже готовы.
Так стоило ли предпринимать обратную поездку из Енисейска на теплоходе? Если автобус стоит 800 рублей и идет до Красноярска 8 часов. Пожалуй, да. Хотя промежуток между датами поездки, был совсем маленький, погода при обратной поездке существенно отличалась. На палубе было жарко, был полный штиль и мы обгорели. Восход и закаты мы снимали, во время поездки обратно. А если, наоборот?, в любом случае решать вам.
Обобщаю: теплая одежда, будьте готовы к длительному опозданию, телефон такси, хороший настрой и хлоргексидин. Есть такая жидкость для полоскания зубов, продается строго в аптеке. Прекрасно помогает при солнечных ожогах, мы ее берем на все моря, просто наливаешь на ладонь и растираешь, когда возвращаешься в номер. Стоит 20 рублей. Всем безветренной погоды и прекрасных закатов!