В первой части, если помните, я рассказал, как нам внезапно подлохматило попасть на замечательную акцию «Ночь в музеях». И я почти подробно описал экспозицию нашей родной картинной галерею имени Догадина. Кто не помнит, может повторить просмотр по адресу: https://www.tourister.ru/responses/id_12812
Для остальных поехали дальше.
16 мая 2015 г. 22:53 Выходим на улицу. Если сказать пустынно, то это будет ничего не сказать. Провинциальная полуночная девственность центральной улицы. Ни души тебе человеческой, ни даже собаки из подворотни ни тявкают. И только луна свысока смотрит на нас и усмехается. Во всяком случае, подняв голову, именно так мне и показалось. И захотелось процитировать классика:
— Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
Фонарь есть. Аптека закрыта.
2
ДОМ МУЗЕЙ АКАДЕМИКА ЖИВОПИСИ Б. М. КУСТОДИЕВА
1
Следующий пункт назначения, Дом музей академика живописи Б. М. Кустодиева. Нужно всего-то пересечь дорогу и добрести до ближайшего угла квартала. Это Вам не Москва, где нужно от пункта, А до пункта Б на метро скакать. У нас всё просто и душевно.
22:57 Две минуты потеряли, покуда женщины поправляли причёски.
Весь музей представляет из себя угловое одноэтажное строение. Одна дверь и пять окон. Окна горят, значит двери открыты.
1
Заходим.
— Так. Где тут отмечаться?
Музейная хранительница ласково хлопает печать и кивает:
— Проходите.
Один коридор и три комнаты, расположенных по кольцу. Не густо. С другой стороны, жильё в Астрахани никогда гигантизмом не страдало. Первое, что бросается в глаза, это знаменитое полотно «Купчиха за чаем». Конкретная мадам хлещет китайское пойло. Самовар и церковные купола на заднем плане, явно намекают, что купчиха плоть от плоти Российской. Хотя, что гадать? По габаритам женщины это можно понять. Но если приглядеться к картине пристальнее, сразу понимаешь, что баба астраханка. Есть моменты, по которым можно вычислить чисто наши, южные привычки. Первое, это арбуз на столе. Жрать сочный, мокрый арбуз и запивать его горячим чаем. Северяне, Вам слабо? Даже если нет, запомните, экспериментировать так можно, только если на улице не меньше, чем плюс сорок. Чтобы жидкость через поры выходила, охлаждая организму. В противном случае либо отёк под глазами обеспечен, либо от туалета надолго отлучаться не советую.
А теперь посмотрите, что у этой леди в руке? Из чего она чай хлебает? Явно, не из чашки. Хотя чашка стоит под самоваром. Дескать, русская, я, русская. Думаете, пьёт из блюдца? Не похоже. Блюдце, оно мелкое. А эта посуда имеет неплохую глубину. И выглядит, как пиала. Правильно, восточная чашка, из которой пьют чай казахи или калмыки. Или все поголовно у нас в Астрахани. Восток — дело тонкое.
7
Всё это хорошо, да только что-то неясное меня смутило. Кустодиев, он, конечно, астраханец. По рождению. В том смысле, что имел неосторожность родиться в нашем замечательном городе. И прожить десяток лет, половина из которых приходилась на неосмысленное младенчество. А вот творил он таки в столицах. Хотя, чему удивляться, любить Родину всегда легче издалека. Ещё Герцен положил чисто русскую традицию, думать о судьбах отечества, любуясь на Швейцарские горные пейзажи.
3
Достаю телефон.
— О' кей, Гугл. Купчиха за чаем.
Ну, точно. Так и есть:
— Купчиха за чаем. Картина хранится в Русском музее.
— А это тогда что?
— Подделка.
— Опять обсосали!
Если не стыдно выставлять на обозрение копию, то значит, экспозиция музея будет весьма убогая.
Хотя, глянь ты. Вот известное полотно. Шаляпин в соболях. На ярмарке. Интересно, что он там делает? В качестве гостя или публику развлекает? Это теперь известно одному Кустодиеву. Пойми его, что сказать хотел.
Но я теперь никому не верю.
— О’key, гугл. Что там насчёт Шаляпина?
— Картина хранится в Русском музее.
— ?!!!!!!!!
Я, конечно, понимаю, что астраханцев можно считать за лохов последних, но не до такой же степени.
2
Поэтому остальные экспонаты мы просто осмотрели. Картинки я выкладываю на обозрение, а настоящие они или нет, выяснять не стал. Вернее так:
— Объявляется конкурс на тему: определи, где хранится оригинал.
А у меня слов больше нет.
2
3
Хотя слова ещё есть. Заворожил меня один единственный портрет. Женский. Как написано «В белом покрывале». Сейчас скажу, что здесь интересного. Имя художника, допустим, мне известно. Павел Власов. В тираж не вышел, потому что творил в нашем губернском городе. На мировую арену не рвался и с импрессионистами да прочими карикатуристами не тусил. Хотя рисовал гораздо лучше многих малевичей. Да и всю свою жизнь посвятил не пропаганде своих рисунков, а педагогике. Тупо учил детишек рисовать. Иногда одарённых, иногда не очень. И мелкому мазилке Мишке Кустодиеву тоже он руку ставил.
У нас в Астрахани даже есть художественная школа, носящая его имя. Жена моя в ней училась. Правда, судя по результату, педагоги нынче уже не те. С другой стороны, я тоже музыкальную школу окончил с тем же успехом. Зато рисовать умею.
Так вот. Чем интересен портрет. Мадам явно европейского вида закутана на восточный манер. Помню, как в конце девяностых удивлялся, когда на улицах нашего города появились леди в столь экзотических нарядах. А теперь ничего, все привыкли. Судя по портрету, написанному в конце века девятнадцатого, так женщины в нашем городе уже ходили. Мода имеет свойство возвращаться.
2
ДОМ МУЗЕЙ ВЕЛИМИРА ХЛЕБНИКОВА.
23:12 На всё провсё по кустодиевским комнатам ушло десять минут с полушкой. По-хорошему, можно там было бы задержаться, но не больше полчасика. И то, если по наивности не знать о палёных полотнах. Но мы спешим.
Следующий по курсу домик, в котором провёл своё детство, отрочество и юность некий Велимир Хлебников. Если честно, то я до сих пор так и не понял, кто это такой. Что за птица высокого полёта. Но никак не могу отделаться от ассоциации с ильфовским Плотским-Поцелуевым. Такая уж буйная фантазия.
Путь недалёкий. Нужно всего лишь перейти дорогу. Обратно. И два шага направо всё по той же улице.
23:15 Мы на месте. Вокруг темнота, но двери открыты. На крылечке стоит охранник и с удовольствием затягивается сигареткой. Аж глаза закатывает. Проныриваем мимо него в парадную. Первым делом натыкаемся на волшебную картину под кодовым названием «Ход сельди». Фотографию публикую.
Думаете, это рыба селёдка нарисована? Неее-ет! Это нарисован косяк. Причём косяк нарисован явно после косяка. Нет, серьёзно. Посмотрите этой рыбе в глаза. Разве ж это рыба?
Кстати, нашего героя по-настоящему звали Виктор Владимирович. Вполне нормальное имя дали ему родители. Откуда ж им было знать, что сынок вырастет в предводителя русского авангарда. И присвоит себе гордое революционное звание «Председателя земного шара». Чувствуете размах? В те времена все вообще любили попредседательствовать.
Теперь что касается дома, в котором мы находимся. Старый купеческий особняк. Кирпичный фасад, что само по себе уже говорит о богатстве владельца. Принадлежал, он, правда, не самому Велимиру. Этот прожил свою жизнь как настоящий футурист. То есть всё профукал. Дом принадлежал его деду. Потомственному купцу первой гильдии и почётному гражданину города Астрахани. Поэтому во всём чувствуется практицизм. Стены, правда, испортили, написав на них высказывания отличившегося внука, но музей всё-таки. Поэтому терпим.
1
А слова у Велимира своеобразные. Приведу, для примера одно из его маленьких стихотворений.
«Заклятие смехом»
— О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что
смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ
надсмеяльных — смех
усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно,
Смех надсмейных смеячей!
Смейство, смейево,
Усмей, осмей, смешики,
Смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Поняли? Это Вам не смешарики, смехотрёшки и смехуёчки. Это творчество, смехыёшкин кот!
Теперь я понял, почему Плотский-Поцелуев рифмуется с Медузой-Горгонер…
Теперь быстренько пробежимся по выставочным экспонатам.
Что понравилось. Понравились старые фотографии. Прикольно смотреть на улицы своего города, по которым ходишь каждый день, но переносясь на лет сто двадцать назад. Будто на машине времени. Причём многие здания да перекрёстки весьма узнаваемы. Патриархальный у нас город. Мало что меняется. Цвет только появился, а в остальном, похоже. Очень похоже.
4
3
Карта Астраханской губернии старого образца тоже привлекла внимание. Вокруг города сплошные степи. Кочующих калмыков, да кочующих киргизов. Тоже мало что изменилось. Калмыки и киргизы практически остались на том же месте. Стали, правда, осёдлыми. Но это уже веяние времени. Потому что если бегать по-прежнему будут, то им трудно будет паспорта выдавать. Но ей богу, старая царская карта мне нравится больше современной. Потому что земель Астраханскому краю больше принадлежало.
И, наконец, самый интересный предмет. Кусок истлевшего бревна от бани в Новгородской области, в которой решил умереть дорогой и драгоценнейший мировой председатель. Как Вы думаете, это нужно было сюда тащить?
ТЕРЕМОК КУПЦА ТЕТЮШИНОВА.
23:31 Мы снова на улице. Ночь обуяла прохладой. Май таки. Ночи ещё холодные. Пройдёт две недели, и температура никак не будет опускаться ниже двадцати восьми. Даже перед рассветом. А пока можно смело кутаться в ветровочку. В самый раз.
Нам остался последний адрес. Дом, который ранее принадлежал астраханскому купцу Тетюшинову Григорию Васильевичу. Мужик был деловым. Владел верфью. Строил суда. Кроме того сам занимался судоходством. Он одним из первых в России купил буксирный пароход и пустил его в дело. Бурлаки с тех пор отдыхают. А для пущей пользы дела и хобби ради, заодно построил винный завод на севере губернии в Чёрном Яру. Короче, бизнес был прибыльным и, как сейчас говорят, диверсифицированным.
Дом, который мы идём смотреть, он построил в 1872 году. Здесь хочется преподать очень интересный факт. Оказывается, в то время уже процветало типовое строительство. Типовой проект, принятый за основу теремка, был напечатан в журнале «Художественно-архитектурный альбом» за 1869 год. В чисто русском стиле. Бревенчатый. Двухэтажный. Обильно сдобренный резьбой. Но так, как Астрахань таки отличается от остальной России по летним климатическим условиям, то к проекту купец попросил добавить по всему кругу широкие галереи. На которых жаркой летней ночью можно сидеть, пить чай, жрать арбуз и потеть.
В общем и в частном, мечтал мужик, строя избушку, о тёплом семейном счастье. Первоначально так и было. Жена, Глафира Ивановна, дочка Лизонька. Хоть и не родная, подкинутая к купеческому крылечку, но принятая, как своя. Эх, попасть бы в то время, непременно посоветовал бы мужику не доверять бабе с именем Глафира. Вот рассудите нас. Дом у человека есть. Бабки тоже. Дело процветает. Перспектива жить, работать и веселиться. Ну что этим женщинам ещё нужно? Не буду тянуть. Кинула купца жена и сбежала из дома, а заодно и из города с любовником. С заезжим танцором, которому ничего не мешало. Так что богатые во все времена время от времени плакали.
1
23:38 Мы тем временем дошли до моста через волшебную речку Кутум. Осталось чуток. Через мост перевалить и ещё три шага.
— Успеваем?
Смотрю на часы.
— Сто пудов. Через пару минут будем на месте.
А пока возвращаемся к нашему теремку и его истории.
Итак, после такого разворота событий потерял мужик тягу к жизни. Протелепался ещё несколько лет и на погост. Дочь резко продала всё наследное имущество и уехала покорять столицы.
А дом? Дом остался. Дожил до революционных перемен. Был удачно превращён в коммуналку. Затем, по веянию времени, разделён на отдельные квартирки. Маленькие. Потому что площадь застройки небольшая. На каждом этаже всего-то четыре комнаты. Не хоромы. Явно, не хоромы. Жили там самые обычные горожане.
Но время безжалостно. Особенно это заметно по деревянным строениям. То уголок дома просел от подмочки. То ставеньки перекосило от излишней засухи. В общем, дом потихоньку стал разваливаться. Жильцы ничего сделать не могли. На капитальный ремонт нужны были большие деньги, а где их взять? Слава богу, подвязалось государство. Жильцов выселили в новые квартиры, и пробили программу по восстановлению терема.
Несколько лет реставраторы перебирали его по брёвнышку. Восстановили резанину. Покрыли новым лаком, и домик заблестел. После чего в него запустили музей астраханского быта. Который мы и идём смотреть. Аккурат добрались.
23:45 Заходим во двор. Успели. Я лично после реставрации ещё ни разу даже мимо не проходил. Тут жена голос подаёт:
— А я помню была в этом доме, когда мне было лет семь. У отца друзья тут жили. Вот мы и приходили в гости.
Поднимаемся по лестнице. Попадаем на галерею. Всё вокруг до ужаса деревянное. Странно, но несмотря на приближение полночи музей полный. Под ногами стоит характерный скрип, присущий старым домам. Скрипят половицы, стонут ступени под тяжестью туристов. Музей живёт.
В отличие от интересной и занимательной архитектуры, внутри терема почти нечего делать. Маленькие комнатки закольцованные друг к дружке. В одной, типа, возрождён кабинет первого хозяина дома. Никто, конечно, не знает, как он выглядел на самом деле, но поставили массивный стол, обтянутый зелёным сукном. Но, кажется, так модно было уже в революционные годы. А вообще весь дом обставили старыми вещами, которые смогли насобирать по всему городу. Чугунный утюг. Швейная машинка «Зингер» с ножным приводом. Я помню такую. У моего деда дома точь-в -точь похожая стояла. Но это было уже в годы послевоенные, поскольку он её из Германии припёр после демобилизации. В общем, вещи хоть и старые, но не такие, как сам дом.
00:00 Музей ещё работает. Но мы уже устали. Хотим домой. Завтра на работу. Набираю знакомый номер:
— Аллё, такси? Мне, пожалуйста, машину по адресу…
Подвожу общие итоги. В деревне Гадюкино, конечно, музеи тоже есть. До общемировых уровней не дотягивают. Не добираются даже до общероссийских. Но задумка хорошая. Это я про акцию «Ночь в музее». Поэтому всеми лапами голосую «За». Когда там будет следующая? А то у нас Краеведческий музей ещё остался неокученным. Там, помнится по детству, чучело мамонта стояло…