Эпиграф:
«Видели ночь,
Гуляли всю ночь до утра!»
В.Цой Сплошное «Кино».
Эпиграф:
«Видели ночь,
Гуляли всю ночь до утра!»
В.Цой Сплошное «Кино».
16 мая 2015 года. 19:45 Срочная телефонограмма на мобильный номер. Алекс — Юстасу:
— Вы где, козлики лохматые? Хватит работать. Пиво стынет, вино откупорено, устрицы в духовке…
Не нужно оканчивать курсы шифровальщиков, чтобы понять, что нас пригласили в гости.
— И взаправду. Ну, её, эту работу…
19: 57 Такси у парадного подъезда.
20:12 Звонок в домофон. Юстас — Алексу:
— Открывайте. Рэкет вызывали?
20:26 Первый тост:
— Ну, чтобы все…
20:38 И кто-то предложил:
— А давайте пойдём к Элис?
Примерно как-то так. Только вместо Элис, потому что никто не знает, где эта девочка живёт, да вдруг она не курит, да вдруг она не пьёт, вопрос звучал по-другому:
— Знаете, что сегодня ночь музеев?
— И в нашей деревне тоже?
— А давайте завалимся в картинную галерею?
— Со школы там не был.
— Реально идём?
— На посошок, и вызываем тачку.
21: 14 Машина подана.
— Шеф. Едем в картинную галерею.
Водитель взял небольшую паузу. Медленно посмотрел на часы. Потом перевёл взгляд на нас. Хорошо хоть дыхнуть не предложил. Догадываюсь, о чём он подумал. Да, да, именно про свободный день в Кащенко…
С другой стороны, наверняка он и не таких видал. Загрузились. Поехали…
21:24 Ночь. Дороги свободные. Домчались мигом. Единственная пробка в которую попали, оказалась на входе в двери картинной галереи. Вереница из желающих окультуриться нахаляву. И откуда народ про то прознал, мне до сих пор непонятно? Лично мне, если б друзья не сказали, так и не знал бы в жизнь. Никаких объявлений я точно не видел. Хотя… Вон вывеска на стене висит.
— Ночь музеев.
Всё, как и положено. Реклама, анонсы, афиши.
21:26 Проходим в дверь. Встречают нас радостно. Выдают входные билеты. Только в обмен на улыбку. За красивые наши глаза. Плюс самым азартным посетителям предлагают поиграть в ходилку-бродилку.
— Если до двенадцати ноль успеете посетить четыре городских музея, то будет Вам счастье!
— Как проверять будете? — Понятное дело, уже думаем, как схитрить. Помните школьный урок физкультуры. Когда бежишь три километра по пересечённой местности, обязательно срезать нужно по газонам. В армии такой форс уже не прокатывает.
— Дадим Вам буклет. И в каждом музее на выходе нужно будет поставить печать. Красивую.
Совещаемся. Три музея находятся рядом, на одной улице. Все в пределах получаса медленного шага. Еще один через ближайший мост перевалить. Слава богу, у нас не Питер, мосты не разводят. Успеть вполне возможно. Но впритык.
— Тогда в путь. Время пошло…
АСТРАХАНСКАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ ИМЕНИ ДОГАДИНА.
Сколько себя помню, Астраханская картинная галерея всегда носила имя художника Кустодиева. Только потому, что однажды в жизни ему не повезло и он умудрился родиться в нашем замечательном городе. Школяром в галерею ходил, кустодиевской была. Студентом с девицей красавицей сюда заглядывал, чтобы эту девицу сразить наповал своими познаниями в искусстве, тоже Кустодиев слегка причём был. И вот нате! Двадцать пять лет спустя с этой же девицей, теперь уже дамой и по совместительству женой, заглянули на огонёк, а тут такие изменения…
Кустодиева допустим, знают все. Если кто не знает, потом расскажу. И до него дело ещё дойдёт. А вот откуда некий Догадин П.М. выскочил?
Вначале версия официальная. Даю цитату с одного из сайтов, посвящённых музею.
«Картинная галерея была основана 15 декабря 1918 года Павлом Михайловичем Догадиным, инженером из семьи астраханских купцов. Он коллекционировал предметы искусства конца 19- начала 20 века и после революции подарил свою коллекцию городу. В коллекцию входило более 130 произведений русской живописи и графики, а также автографы исторических деятелей, писателей, музыкантов и семейная библиотека. Кроме того был передан и собственный дом Павла Михайловича». Как Вам это? Нравиться?
А теперь версия моя, чисто житейская и более похожая на правду, учитывая абсолютные реалии российской жизни.
Сидит, значит, на веранде своего небольшого особнячка (настаиваю на слове «небольшого», потому что в Астрахани больших отродясь не было) некто Догадин П. М. Успешный инженер. Сын купца. Не то, чтобы денег немерено, но с голоду не подыхает, и то ладно. Сидит, кофею попивает, рассуждает о судьбах человечества. И тут, вдруг, на крылечке нарисовались некто Швондер, представитель революционного комитета рабочих профсоюзов, и некто Маузер, представитель силовых структур новой революционной власти. И у каждого по нагану за поясом. Для придания своему виду вящей убедительности.
Это профессор Преображенский подобную братию на… ну, в общем посылал. У него покровители хорошие были. А простому инженеру куда податься? Поэтому потолковав два часа по душам, было принято волевое решение, что дом вместе со всем его содержимым отныне принадлежит Совету Народных Комиссаров. А Догадин становится учредителем и отцом основателем «Картинной галереи и музея Совета Профессиональных Союзов Астраханского края». Я так понимаю, что тоже не запросто так, а на условиях сдачи народной власти еще парочки любителей старины. Иначе как объяснить, что в скором времени музей пополнился ценностями ещё двух частных коллекций. Австро-венгерского вице-консула в Астрахани Отто фон Виблингера и семьи богатейших городских промышленников Сапожниковых. И что удивительно, все они тоже отдали свои коллекции городу абсолютно «добровольно». По собственному, так сказать, желанию. Исключительно от безумной любви к пролетарским массам.
Теперь давайте поднимемся в залы и осмотрим произведения, которые, не важно, каким образом, но таки достались русскому народу. Начнём с самого лучшего, что есть в музее. Русская живопись. Конкретное место на самом виду досталось портрету Российской императрицы. То ли Анна Ивановна на холсте, то ли Елизавета Петровна. Если честно, в морду, на память их не помню. Все наши управительницы особым изяществом не отличались. Грация бегемота, и анфас еле-еле в портретную рамку умещающийся. И это ещё художник наверняка приукрасил действительность. Потому что стиль советского реализма тогда просто не существовал. А нарисовав кривые зубы и косящий глаз, можно было закончить свою жизнь не на лаврах, а в темнице Петропавловской крепости. С императрицами не шутят.
Идём дальше.
— Оппачки! Гляди-ка, здесь даже Аргунов есть!!!
Конкретный художник. Портретист. И рисовал неплохо. Представлен, правда, всего одним портретом. Непонятного и незнакомого мне некоего Н. Н. Бантыш-Каменского. Оно и понятно, мужик с рисунка жил очень давно и мне представлен не был. Короче, не знаю я его. Так же, как и Медузу-Горгонер и Плотского-Поцелуева. Хотя нарисован мужик неплохо. Но не это меня в картине поразило.
Посмотрите на табличку с информацией, которую я специально снял крупным планом. Ничего интересного не видите? Подсказываю, речь идёт о содержании музейного фонда. Если руки у музейщиков кривые, то любая реставрация будет абсолютно бесполезна. Обратите внимание, как и на чём табличка прикреплена к портретной рамке. Слева стоит шуруп. Справа новенький гвоздь. Этот момент подтверждает исконно русское утверждение, что забитый молотком шуруп держится гораздо надёжнее, чем завёрнутый отвёрткой гвоздь. Российский менталитет в зале российской живописи.
Кстати, если присмотреться к этой же фотографии, можно увидеть, что портретная рамка или видавшая виды, или бывшая в употреблении. Таки из магазина секонд хенд. Потому что облуплена и обгрызена сразу в нескольких местах. Ситуация этакая тем более интересна, что посетителям к шедеврам прикасаться не дают. Жена хотела было ткнуть пальчиком:
— Ой, смотри, какой у мужика орден красивый нарисован. Я тоже такую брошку хочу…
Не успела сказать, как подлетела хозяйка зала с нотацией:
— Девушка, разве можно в музеях картины трогать? На них же от этого краска сыплется.
Понятно. Что же тут непонятного? В картину пальцем тыкать нельзя. А рамку грызть можно? Или только избранным?
В следующем зале висят пейзажи.
Щедрин. «Санта Лючия в Неаполе». Холст. Масло.
Вот тоже, не уверен, что я знаю, кто такая Санта Лючия, но то, что вид бухты Неаполя до коликов в печёнках напоминает бардак, что творился и творится на пристанях Астрахани, скажем на Малых Исадах, это факт. Факт бесспорный и наглядный. Поэтому точно уверен, что кто-то из раскулаченных коллекционеров припёр эту картинку в наш город не просто так, а со смыслом…
На противоположной стене висит что-то до неузнаваемости тёмное. На чёрный квадрат похоже, но токмо одна деталь смущает. Желто-золотистое пятно таки проглядывает. Подходим ближе. Иначе сослепу не прочитать, что за шедевр нам предлагают.
— Ага. Куинджи. «Ночь на Днепре».
— А Днепр где? Не видать же ничего? Как в колхозе «Светлый путь».
— Рассветёт, увидишь…
И тут же вспоминается заученное из школы:
«І блідий місяць на ту пору
З-за хмари-де-де виглядав,
Неначе човен в синім морі,
То виринав, то потопав».
Продолжаем развивать украинскую тему. В уголочке на постаменте примостилась бронзулетка. Бюст Тараса Шевченко. Литьё, дутьё и всё такое прочее.
Что он здесь делает, спросите Вы? Как что? Да наш город просто гордится, что народный поэт братской страны здесь сидел! Хотя, в свете последних событий, может быть и не совсем братской…
Да и не сидел вовсе. А просто отбывал ссылку, после дембеля с Мангышлака. Неплохо, надо сказать отбывал. Потому что домик, где он обитал, до сих пор выглядит лучше, чем добрая половина жилья вокруг. В котором до сих пор живут астраханцы. Хотя, конечно, повод есть. Потомки древних укров могут смело обвинять нашу волость в гонениях на светоча украинской мовы. Дескать, тиранили его тут и гнобили.
А что я? Да ничего. Остаётся только тихонечко напевать:
— Реве та стогне Дніпр широкий.
Из интересного, здесь ещё висит каждой твари по паре. Саврасов с очередными «Грачами», которые, то ли улетели, то ли уже прилетели.
Левитан с мазнёй в виде дикого леса.
Суриков, с заготовкой для романа про Стеньку Разина. Где же этому казаку гулять, как не на родных Волжских просторах.
Репин, с никому не известной картиной, повествующий о жизни и борьбе Кузьмы Минина за свободу Отечества.
Заворачиваем за угол. И тут сразу в лоб такое… Бац!!! Первое, что вырывается из наших уст, знаменитый возглас из не менее знаменитого фильма про приключения принца Флоризеля:
— О господи, это же Клетчатый!
Вот оно, истинно народное творчество. Почему? Сейчас попробую толково пояснить на примере из своей туристической жизни.
1972-ой год. Мне пять лет. Ленинград. Эрмитаж. Меня, мелкого, за ручку водят по музею. Если честно, сей сюжет не особо помню, но отец рассказывал историю именно так:
— Пока ходили по залам, где настоящие картины висят, пейзажи, живопись, ты молчал. Как партизан. Только по сторонам глазел. Восхищался, наверное. И тут мы попадаем в зал с современным искусством. Так первое, что ты произнёс, причём громко, на всю галерею, чтобы все слышали: " Папа, гляди, я тоже так умею!» Ох, от матери твоей я тогда крупный выговор получил. Что, типа, это всё выползает моё воспитание…
Да какое тут к дьяволу воспитание, когда на всех стенах один сплошной малевич. От слова «малевать». Подхожу к картине. Читаю:
— От, ёж ты! Глянь-ка. Точно Малевич…
Страшная престрашная рабыня цвета кожи уроженцев латинской Америки с серпом, не очень характерным для индейцев, пытается, согнувшись в три погибели, срезать парочку стеблей сахарного тростника. Кажется так. Читаю название:
— Жница.
Почти угадал.
Смотрим на соседнюю картинку. Ха, вот он, кайф. Это для дурацких музеев, типа Эрмитажей и Третьяковок, талантливейший Казимир квадраты рисовал. Однотонные. Чёрный, да красный. А для крутых пацанов, чьи коллекции потом в лучшие галереи попали, типа Астраханской, он малевал треугольники! Да не простые, а разноцветные. Красок не жалел.
Дальше во всю стену. Забыл прочитать, как сей шедевр называется, но это явно ведьмочка в чёрном, лежащая на тахте. Которая, кстати, пытается сделать ажурное селфи. Почему я решил про селфи? Так посмотрите на её губки, сложенные правильным бантиком. Все реальные человеки фотографируются, почему то, именно в этим дурацким выражением лица.
Я тоже так умею…
В общем и в целом можно было бы рассказ про выставку продолжать. Но на часах без десяти минут одиннадцать.
— Уж полночь близится, а Германа всё нет…
— А, та я понял! Девушка на картине с губками для селфи и есть ведьма из «Пиковой дамы».
— Какого такого Германа? Час с небольшим остался, а нам ещё три музея нужно посетить.
Продолжение следует…