Турист Николай Лебедев (Borracho)
Николай Лебедев
сейчас на сайте

Мардин — Турция Апрель 2015

Добавлю-ка я немного звука для начала. Именно там я и познакомился с этой группой, они подарили мне диск, и теперь это — саундтрек данного путешествия.

Хотелось бы начать с избитого «Турция — это не только Анталия с курортами и Стамбул, но еще вот такая загадочная и недоступная жемчужина», но не буду. Во-первых, потому что невозможно оставаться загадочным и недоступным, когда первые упоминания о тебе восходят еще к персам и ассирийцам, а твоя крепость была известна еще в 4500 году до нашей эры. И даже если столь глубокие пласты истории вызывают скепсис, то в начале нашей эры Мардин уже представлял собой то, что можно увидеть сейчас.

Мардин: ворота в Месопотамию

Во-вторых, у города нет больших проблем с туристическим потоком. Не в смысле что там туристов как летним вечером у Голубой мечети, нет. Город достаточно популярен как историко-культурное направление у самих турков, и ввиду размеров, туристов здесь, по моим ощущениям, ровно столько, сколько необходимо. Так что открытие этого города я воспринимаю, как если бы радушный хозяин показал мне сокровенную кладовую, искусно запрятанную в глубине дома.

В-третьих, не такой уж он, Мардин, и недоступный. Да, нет рейсов из мега-популярной Анталии (хотя автобусное сообщение есть). Но давайте признаемся себе — туристы, посещающие Анталию, мало интересуются настоящей культурой и историей, за редким исключением. А те, кто интересуется Турцией и материями чуть выше моря с олинклюзивом, неизменно посещают Стамбул, из которого в Мардин самолеты летают три раза в день. Прибывают в новый, но небольшой аэропорт, где от трапа до здания нужно чуть-чуть пройти пешком — все говорит о том, что толп туристов здесь не ждут.

Мардин: ворота в Месопотамию

Кстати о перелете — даже если вы сторонник кресел у прохода, рекомендую изменить своей привычке и взять место у окна, лучше справа, благо у AviaSales есть выбор, а у Турецких Авиалиний всегда работает онлайн-регистрация, и даже бумажный посадочный талон не нужен — к сканеру при посадке прикладывется код, присланный на телефон. Так вот, почему у иллюминатора — при подлете открываются виды, своей фантастичностью поражающие даже много чего видавших путешественников. Никаких необычных природных образований, просто горы, испещренные коричневыми складками кончаются, и начинается изумрудно-зеленая гладь Месопотамии (как раз по правой стороне), перемежаясь ярко-жёлтыми соцветиями не знаю чего, рапса возможно, или одуванчиков… Все просто, но настолько красиво, что я вспомнил про фотоаппарат только когда шасси коснулось взлетно-посадочной полосы. Все еще жалею, краски просто фантастические.

Мардин: ворота в Месопотамию

Значение Мардина для мировой культуры сложно переоценить. Старый город не только действительно очень стар, но и очень хорошо сохранился. Для того, чтобы эта сохранность продолжалась как можно дольше, в 1960 году ЮНЕСКО взяла под охрану целый город. До Мардина такой чести удостаивалась только Венеция. Как и в случае с Венецией, первозданность застройки сохраняется за счет труднодоступного расположения. Однако Мардин не один такой в плане застройки крутых склонов, есть, например, итальянский Эриче — там вовсе застроена только вершина, и вообще в средневековой Европе так было принято — иначе завтра тебя завоюют — и там такого рода селений достаточно много. Но вот ЮНЕСКО решил взять под охрану в первую очередь Мардин, это, поверьте, очень о многом говорит.

Конечно, изучать историю города полагается с музея. Например, с Музея Мардина на площади Cumhuriyet в центре старого города. Или с городского музея Sakıp Sabancı. Да, они, безусловно, интересны, и заслуживают внимания. Но я рекомендую гулять по другому музею, причем совершенно бесплатно — по всему старому городу. Да, потребуется некоторая физическая подготовка — все же город «прилеплен» к склону достаточно крутого холма, но в награду вы получите ни с чем не сравнимое ощущение перемещения во времени.

Мардин: ворота в Месопотамию

Когда вы смотрите, например, на Колизей, и понимаете, что этим камням больше тысячи лет, вы представляете гладиаторские бои прежних эпох, если с воображением все в порядке. А здесь, в Мардине, ничего не нужно представлять — вот женщина засобиралась в магазин и затворила за собой дверь дома, в котором уже семь сотен лет проживает ее семья. Вот дети играют в мяч на узких и местами вертикальных улицах, зная, что если он улетит вниз, то придется, как и сотни лет назад, спускаться за ним и подниматься обратно на своих двоих. Вот, как и тысячу лет назад, осел вывозит строительный мусор — потому что по этим улицам, часто превращающимся в ступени, не то что автомобиль — скутер не проедет.

Мардин: ворота в Месопотамию

История здесь буквально повсюду, если долго не покидать старый город, на обратном пути вас ждет временная акклиматизация. Для достижения максимального эффекта я бы рекомендовал, во-первых, не посещать Мардин наскоком, а остановиться здесь на несколько дней, обязательно в старинном отеле, в каком-нибудь 600-летнем здании с номерами, выходящими в живописный восточный портик и с обеденной террасой и видами на Месопотамию. Во-вторых, по возможности отключить телефоны и планшеты и постараться проникнуться восточной атмосферой в чистом виде, без интернет-примесей. Хотя это будет сделать сложно — практически у всех кафе и отелей Мардина есть Wi-Fi, так что мне абстрагироваться от мира не удалось. Но вы попробуйте!

Мардин: ворота в Месопотамию

Восточная атмосфера здесь, надо признаться, разбавляется наследием в виде многочисленных христианских храмов и монастырей, построенных тогда, когда в третьем веке нашей эры сюда прибыли армяне и ассирийцы. Понятно что и с мечетями в городе порядок, но побродить по очагам древнего христианства в восточном обрамлении — это, пожалуй, одна из весомых причин приехать сюда. В городе есть церковь Девы Марии, святого Юсуфа, Петра и Павла, святого Михаила, а в окрестностях Мардина, совсем рядом с городом, есть потрясающий монастырь Дейюрил Зафаран, или монастырь святого Ананиса, также известен как монастырь Саффрон. Основан он еще в V веке, как место поклонения ассирийскому богу солнца, после чего захвачен римлянами и превращен в крепость, затем в христианский монастырь. Примечателен не только историей, но и расположенными рядом пещерами в скалах, вырубленных монахами, а также уникальным каменным потолком без скрепляющего состава — плиты идут под наклоном и держат друг друга вот уже почти полторы тысячи лет.

Мардин: ворота в Месопотамию

Примечательны и мечети, особенно минареты, которые «смотрят» на бесконечную равнину Месопотамии, а также пара отдельных, не привязанных к мечетям старинных медресе — Kasımiye, которая находится чуть за пределами старого города, и Sıti Radviyye-hatuniye, расположенная в старом городе, неподалеку от городского музея. Однако, уверяю вас, без описаний где и что находится, вы это найдете сами, без карты — кривые вертикальные улицы старого Мардина вас выведут куда надо, здесь нужно просто ходить и восхищенно смотреть по сторонам, попутно натыкаясь на выставку фотографий Турции рубежа XIX–XX веков, или полотен местных примитивистов — в городе все время происходит что-то интересное. Например, я наткнулся на фестиваль, когда множество мардинцев в ярких одеждах прошагали на ходулях по единственной в старом городе улице с автомобильным движениям. Возможно из-за того, что все они были на ходулях, мне не удалось увидеть самого высокого в мире человека, это Султан Кёсен, рост этого жителя Мардина составляет внушительные 251 см, и этот рекорд зафиксирован книгой Гиннесса.

Мардин: ворота в Месопотамию

Восточный колорит без покупок представить совершенно нельзя, и Мардин — не исключение. Со своей изюминкой и своими странностями. Местный специалитет — миндаль в голубой матовой глазури, которая производится только из натуральных ингредиентов. Продается повсеместно, как и различное натуральное мыло, и самое популярное, опять же, из миндаля. Вообще, отношение к этому ореху здесь если не трепетное, то весьма уважительное, это одна из фишек региона. Когда я ехал на такси в аэропорт, водитель о чем-то посоветовался со своей женой, сидящей с ребенком на руках на переднем кресле (да, это нормально), остановился, залез в багажник и достал для меня пригоршню зеленого миндаля. На любителя, конечно, но местные употребляют с большим удовольствием.

Мардин: ворота в Месопотамию

Еще из того, что стоит купить именно здесь, а не в каком-то другом регионе Турции, — медная посуда. Есть новая, есть старинная, но все сделано вручную. Точнее, конечно, не все, но большинство, и через пару посещений магазинов штампованные вещи вам будут бросаться в глаза. Ручную чеканку медного кувшина можно наблюдать прямо в магазине — если продавец видит, что вы пока ничем предметно не заинтересовались, он спокойно сядет, возьмет в руки зубило (или чем они это делают) и начнет производство очередного шедевра. Причем стоимость одинаковых по объему и форме изделий существенно различается из-за сложности рисунка — ведь все делается руками, и ценится больше труд, чем масса металла. Высокой оценкой своего труда и вызвана явная странность для восточного города — торгуются они неохотно, сбить цену даже на 10–15% очень сложно. Меня, покупавшего в Египте кальян ручной работы за 40 евро вместо изначально озвученных двухсот, это удивляло несказанно, но потом я держал в руках произведение местных мастеров и мне было совсем не жалко денег. Просто здесь люди знают себе цену, и это вызывает уважение куда больше, чем анталийское «подожди, за твою цену отдам, не уходи только!».

Мардин: ворота в Месопотамию

Немного о наполнении для кувшина — в данном регионе, населяют который в основном курды, а также турки и арабы, купить вино можно только в Мидьяте и здесь, в Мардине. Местное вино, которое чаще всего называется «Месопотамское» и прочими производными, на мой вкус вполне ничего, мне понравилась его исключительная терпкость, насыщенная фруктовость и при этом мягкость. Но я рекомендую принимать Мардин на трезвую голову, он и сам ее вскружит не хуже бутылки Месопотамского!

Мардин: ворота в Месопотамию

Раз уж мы заговорили о вине, то пора перейти к самому вкусному — местным ресторанам. О, это песня! Я посетил четыре ресторана, считающихся лучшими в регионе, и рекомендую из все без исключения! Пожалуй, самая вкусная баранина за всю жизнь у меня случилась именно здесь, хотя ем я ее много где, это мое любимое мясо. В ресторане Bagdadi (разумеется в старинном здании с фантастическим многовековым аутентичным интерьером) была подана тончайшая ножка, аккуратно завернутая в фольгу, а нежное мясо было той самой степени готовности, когда само соскальзывало в рот при прикосновении. Другой ресторан поразил потрясающей речной рыбой и расположением — в отделении Университета, напротив мечети и медресе Şehidiye. Там же есть и отель и местный главпочтамт, в общем, не только вкусное место, но и многопрофильное. Самый потрясающий вид (и, конечно, еда на уровне) — в ресторане отеля Erdoba, где на первом этаже отель с уютным восточным двориком, а сверху — открытая терраса с умопомрачительным видом на равнину Месопотамии. Глядя на эту бескрайнюю гладь, невозможно отделаться от ощущения, что находишься на море — абсолютно ровная поверхность простирается до куда хватает глаз, у горизонта сливаясь с дымкой. Ну и четвертый — ресторан-шоу Cercis! Мало того, что посуда здесь исключительно металлическая (даже для вина), подача основного блюда превращается в перформанс на полчаса минимум, с живой музыкой, проносом чана с мясом и рисом по залам и артистичной раскладкой еды по тарелкам прямо в зале, под не прекращающуюся музыку!

Мардин: ворота в Месопотамию

Однако не Мардином единым — если вам не сидится на месте, рекомендую две потрясающие локации в пределах двух часов езды. Первая — Мидьят. Город основан в IX веке до н. э., принадлежал ассирийцам, византийцам и римлянам, старая часть представляет собой старинный христианский квартал с множеством церквей, многие из которых действующие.

Мардин: ворота в Месопотамию

Второе место чуть дальше, ехать надо в ту же сторону, так что в можно два города совместить, с ночевкой в Мидьяте. Называется это место Хасанкейф. Здесь есть полуразрушенный римский мост, мечети и другие постройки, хитроумными курдами и арабами (турков здесь меньшинство) сооруженные на прочных римских фундаментах, а также пещеры, в которых проживали и все еще проживают люди. Например пастух, который мне все внутри показал, и, что характерно для данной местности, денег не стал просить. У привыкших к анталийской хитрости случится разрыв шаблона. Вообще, немногочисленный местный англоговорящий люд (человек 5 на селение, наверное) подходит просто поговорить, расспросить, посмотреть. Все вроде бы хорошо, но есть одно но. Через 5 лет (по данным других местных через 2) этого не будет. Все постройки и пещеры у воды будут затоплены в связи со строительством плотины ниже по течению. Верхние пещеры видимо останутся, они визуально выше новых домов, которые строят для переселения людей. Так что торопитесь, скоро это станет совсем историей.

Мардин: ворота в Месопотамию

На этом надо бы приостановить рассказ про Мардин и его соседей, пока вам окончательно туда не захотелось. Поймал себя на мысли, что у меня раздвоение личности. Одна часть меня хочет рассказать про этот город как можно больше, а другая — сохранить это небольшое открытие в тайне. Понятно, что массового туризма туда не будет, но так не хочется, чтобы хоть какие-то толпы испортили этот островок безмятежности и самобытности. Поэтому призываю туда исключительно культурную публику, способную понять и оценить эту красоту. И, по возможности, оставить ее в секрете, только для себя, семьи, друзей и читателей Туристер.ру!

Напоследок небольшой совет. Отправляясь в путешествие по Турции, да и по любой другой стране, не забывайте оформить страховку. Штука недорогая (обычно 1–2 евро в день, в зависимости от программы), но экономит денег в случае чего очень много. По опыту — на Самуи грипп обошелся бы нам в 16 тысяч рублей. В последнее время я на всю семью беру страховку на сайте Cherehapa. Несмотря на забавное название, очень классный сервис, который наглядно в таблице позволяет сравнить страховые продукты кучи компаний, вы выбираете нужный вам и покупаете здесь же, на сайте. На почту приходит вполне легитимный полис, все данные хранятся в базе, то есть ещё и потерять ничего не получится. В общем, доволен как слон, планирую пользовать и дальше. Но всё равно берегите себя и не болейте, пусть лучше страховка не пригождается!