— Осторожно, двери закрываются. Следующая станция «Партизанская».
Вы правильно догадались, дорогие читатели, мы находимся в поезде Московского метро и следуем к станции назначения. Измайловский гостиничный комплекс находится аккурат там, как и объявил голос из громкоговорителя. Пока Вы читали эти строки, поезд как раз и подвалил к платформе.
— Нужная станция, вылезайте и ничего не забывайте.
Говорят, конечно, литературным языком, но смысл верен.
1
Выходим. А тут, ё-моё! Целая выставка техники, используемой в метро. Посвящена семидесятилетию открытия этого самого метро.
Если помните станцию «Партизанская», то там не два пути, как на других, а целых три. Посерёдке лежит дополнительная колея. Видимо эта станция используется, или раньше использовалась как узловая. Вот этот-то третий серединный путь и заняли под выставку. Подогнали вплотную друг к дружке различного назначения вагончики. Грузовые, пожарные, технические, жёлтые, красные. Дескать:
— Смотрите, дорогие пассажиры. Любуйтесь. А то всё привыкли, что Вас в набитых вагонах болтает. А у нас вон что есть…
И выставка действительно пользуется спросом. Почти каждый, кто приезжает на станцию, прежде чем поспешить к выходу, делает обход платформы. С начала до конца. Приглядывается к аппаратам. Фотографирует вагоны и себя любимого на их фоне. Ну, и, конечно, вездесущие китайцы с палками для селфи. Любимое занятие.
— Я, Я, Я и немного метро.
1
1
Я не хуже и не лучше. Сразу смекнул, что из этой темы целый рассказ для Туристера получится. Жаль, фотоаппарат в рабочие командировки не беру. Некогда с ним таскаться. Зато ещё год назад сын айфон подарил. Пользоваться им не сильно умею, потому что техника эта чуть посложнее напильника будет, но здесь случай особый. Достал из широких штанин. И даже смекнул, как фотографии делать.
Итак, иллюстрации есть. Тема имеется. Нужно садиться и писать. Можно, конечно, просто слить фотографии в альбом, подписать и дело с концом. Но как-то слишком просто. Неинтересно даже. Можно изобразить репортаж о выставке. Дать статистические данные о количестве техники и её технических свойствах. Скорость. Расстояние колеи. Но кому это интересно будет читать? А что, если?… Стоит попробовать…
Итак, я передам своими словами байки и сплетни о столичной подземке. Правду и вымысел. Реальность и мистику. Где правда, а где нет, решайте сами. Если честно, я и сам не знаю.
3
Самая модная сказка, которая на слуху у всех и у каждого, касается станции «Площадь Революции». Догадались? Или подсказать? В центре станции в нише сидит скульптура. Рабочий, колхозница и собака. Или матрос вместо колхозницы? Не важно. Главная там собака. И существует поверье, что если потереть этой скотинке нос, то будет тебе счастье. Легковерные люди существуют. В огромном количестве. Подтверждением тому ярко горящий начищенной бронзой собачий нос.
Я было тоже хотел за железяку ухватиться. Хотя в мистику совсем не верю, потому что в своё время был правильным комсомольцем. Но жена остановила:
— Ты хорошо подумал? — Тон вызывал настороженность.
Нужно сказать, что как женщина, она по своей более эмоциональной сути гораздо лучше чувствует всякое потустороннее. Особенно если учесть стародавний разговор с тестем. Тогда ещё с будущим моим тестем. После бутылочки знакомства он мне напрямки заявил:
— Знаешь, мои корни из старой мордовской деревни. Так вот, моя бабка сто пудово была ведьмой. Гляди, — кивнул он в сторону своей дочери, — как бы ей не передалось!
Сейчас, когда уже двадцать пять лет прошло, не то, чтобы точно, но уверен:
— Заколдовали!
А иначе как объяснить, что я, такой крутой и борзый, столько времени перед ней на цыпочках хожу?
Так вот. Краем уха слышу:
— Ты хорошо подумал?
Думал, не думал, а руку от бронзулетки убрал. Теперь попробуем переварить объяснения. В слегка научном ключе.
— Физику учил? Закон сохранения энергии помнишь? Если что-то где-то прибыло, то непременно что-то где-то убыло. В переводе к неведомому значит, что если студент, после поцелуя в собачий нос успешно сдал экзамен не открывая учебник, то другой, проделав эту же процедуру и зная билеты наизусть, всё равно вылетел из института.
И добавила, помолчав:
— А тебя, если потом гавкать на меня начнёшь и на людей кидаться, легче будет пристрелить, чем лечить.
Понятно. Что же тут непонятного…
Фотографии этой собаки у меня, к сожалению, нет. Поэтому любуйтесь скульптурной композицией, что стоит на выходе из станции «Партизанская». Хотел было я залезть на пьедестал и потереть нос старому партизану, но, помня наставления, не стал. Кто его знает, вдруг и вправду кто-нибудь гавкать начнет. Милиции то в подземке немеряно.
2
Что там дальше по рейтингу приключений? Конечно, поезд-призрак. Я отдаю себе отчёт, что Москва не Лондон, а Россия не добродушная Англия, где в каждом порядочном доме непременно бродят духи родственничков. У нас этого дела поменьше будет, но всё-таки тоже есть, чем похвастаться. Если применить принцип к метро, то гордиться может кольцевая ветка. Уж не знаю почему, но поезд-призрак появляется только на станциях кольцевой линии. Наверное, круг есть магическая фигура. Запустился по нему, и гоняй, пока батарейки не кончатся. Как в детской игрушке. А может быть, потому что одна из самых старых веток. Призраки, они, как известно, древности любят.
У слуха про поезд-призрак есть даже конкретное время появления. 1975 год. Именно тогда целые сутки была закрыта вся линия. Представляете, кольцо не работало весь день? Обычно, как говорят специалисты, при технической неисправности закрывают только какой-либо отдельный участок. А здесь вся линия. Значит, случилось что-то экстраординарное.
А потом поползли слухи о появлении на рельсах непонятных непоняток. Уфологи набежали пачками, и даже термин ввели:
— Неопознанный железнодорожный объект.
А объект этот стал время от времени появляться по ночам, напоминая о себе. Как говорят бывалые работники метрополитена, проносится по станции поезд образца довоенных лет. И у машиниста форма соответственная. Первые вагоновожатые такую носили. Поезд обычно проносится по рельсам абсолютно бесшумно. И только по ветру от проносящегося состава можно понять о его присутствии. Но иногда, поезд останавливается, двери открываются, но зайти в него может далеко не каждый желающий. Плохие люди, будто в стену невидимую упираются. Зато те, кто живёт по совести, кто никого никогда не предавал, кто никогда не крал у ближнего своего (у государства не считается), те могут легко в вагон попасть. И будет им проведена совершенно бесплатная и занимательная экскурсия по ночным подземельям с демонстрацией зарытых княжеских кладов. Показана им будет настоящая библиотека Ивана Грозного, схороненная от злобных глаз в потайных подвалах. Даже книжки те почитать дадут. С возвратом, правда. Как в настоящей библиотеке. А под конец провезут по потайным правительственным веткам знаменитого «Метро 2». Которое охраняется со злобными собаками, и у караульных приказ стрелять на поражение. Прикиньте, сколько всего интересного можно увидеть?
Перечитал последний абзац. И понял, что даже когда пишу об ужастиках, остаюсь заядлым туристом. Вот, блин, зацепило…
3
Продолжая тему призраков, следует рассказать о «Чёрном машинисте».
— Однажды в чёрном-чёрном подземелье открыли чёрное-чёрное метро. В этом чёрном-чёрном метро стали ходить чёрные-чёрные поезда, состоящие из чёрных пречёрных вагонов. А машинистом в чёрном-чёрном поезде был чёрный пречёрный человек.
Для любителей ужастиков это был пересказ детской чёрной пречёрной считалочки.
Байки из склепа судачат, что однажды при аварии в метро поезд задымился. Машинист, спасая пассажиров, обгорел и умер в больнице от сильных ожогов. А чиновники в управлении его же и обвинили в создании аварийной ситуации. Обычная, впрочем, история. Вот с тех пор «чёрный» машинист и бродит по путям.
На самом деле всё было банально и более приземлённо. И известна нам эта история со слов очевидца. Мужичка непонятных средних лет. С хорошим образованием, но в тот вечер слегка пьяненьким.
— Захожу я, значит, в метро. Станцию не скажу, да и не важно это. Поздний вечер уже. Переход скоро закроют. Народу совсем немного. На платформе стою практически один одинёшенек. Вспоминаю, как только что посидели с мужиками в закусочной у вокзала. Накатили, понятно. По пивку. С водочкой. Но это тоже не важно.
— И вот гляжу я, значит, к платформе приближается поезд. Поезд, как поезд. Каждый день на таком на работу и с работы езжу. Но только чувствую я спинным мозгом, что-то тут не так. Не всё, как обычно. Вглядываюсь. Ох, ё-моё! За штурвалом поезда стоит ОН. «Чёрный» машинист. В форме. Но без фуражки. Лица в темноте почти не видно. Только белки глаз светятся. И вращаются туда сюда, как у собаки андерсоновской, которая клад в сказке охраняла. Я, понятно, это… Как бы помягче сказать. Оторопел, что ли! Душа в пятки. Мяукнуть не могу.
— А поезд вжжжих, мимо меня. И останавливается. Двери открываются. Машинист и говорит: «Осторожно, двери закрываются. Следующая станция…" Блин, да не важно, какая станция.
— Что ржёте, как лоси! Правду чистую говорю. Это я потом узнал, что в депо есть машинист негроидной национальности. Приехал пацан из братской Нигерии к нам на лётчика учиться. Да не прошёл по конкурсу. Вот и решил, что какая разница, какой техникой управлять? Летающей или подземной. Главное, чтобы в удовольствие, и чтоб деньги платили.
1
Мутанты. Этого добра во всех подземках хватает. В существовании диких тварей никто не сомневается. Даже самые закоренелые скептики. Здесь главный смысл в том, как и откуда они взялись. Версия, которую я слышал краем уха, звучит так.
Советский Союз. Ограниченный контингент наших войск в Афганистане. Два отмороженных дембеля решили на гражданке заняться разведением собак. Да не простых, а Афганских борзых. Высоких, таких, красивых, поджарых. Стащили безлунной тёмной ночью в ближайшем кишлаке несколько особей этого вида, запаковали в клетку-коробку и привезли домой. Дома глянь, а это не собаки, а крысы. И что с ними делать прикажешь? Убивать жалко. Да и огрызаются твари, как последние твари. Просто взяли, и выпустили их на улицу.
Крысы, как известно, жители подземелий. Вот и юркнули в подземку. Свили себе там гнездо. Расплодились. И теперь живут там, грызут всё подряд. От кабелей высокого напряжения, до мраморных декоративных плиток, которыми отделаны станции метрополитена. А иначе как объяснить, что на станциях погрызано и покоцано всё, что можно?
Причём, судя по состоянию вагонов, мутанты портят уже и сиденья, вспарывая их своими острыми зубами. А в последнее время, вообще жесть пошла. Дикие твари научились писать и рисовать, после чего все окна, куда смогли достать, раскрашены дикими граффити. Мутанты, одно слово…
1
Думаете, байки закончились? Нее-ет. Есть ещё в запасе пара историй. Например, такая.
Представьте себе ситуацию. Мчитесь Вы поздним вечером по перегону, где-нибудь ближе к конечной. Вагон пуст. Практически пуст. Время не час пик, да и место возле МКАДа не особо популярное. Значит, мчитесь Вы по перегону. Скорость километров сто. И вдруг в окошко:
— Тук. Тук. Тук!
Чёрная пречёрная рука ломиться в форточку и грозит пальчиком. А уж если у Вас при этом есть ещё не оплаченный кредит, то спорим, что будут даже слуховые галлюцинации. Типа:
— Должок!
Нет. Я на самом деле. Такая история, чистая реальность. Кто-то пугался, если не до инфаркта, то до заикания точно. А объяснялось всё предельно просто. Два шутника. Машинист со своим помощником решили приколоться. На палку одели перчатку, и в окно на ходу высунули. И постучали палкой в окошко. Прикиньте, какие прикольные у них были наблюдашки?
А вот что с шутниками сделало начальство, история умалчивает…
1
В следующем рассказе опять будет фигурировать мистическая кольцевая линия. В качестве рассказчика выступает девушка возраста, далеко за бальзаковским, годов эдак… Не будем о грустном. При этом тряся справкой от психиатра, где написано: «Практически здорова».
--- Молодой человек, послушайте, говорю всё, как есть. Еду с дачи. Вышла с электрички на Киевском вокзале и юркнула в метро. До «Белорусской» ехать то всего две станции. Вечер. Пассажиров не сильно много. Зашла в поезд. Села. Мест на лавках свободных много. Поезд отчалил. Короткий перегон. До «Краснопресненской» если помните, не далеко ехать. И вот диктор по радио объявляет: «Следующая станция «Киевская».
--- Подъезжаем. Точно «Киевская». Что за чудо такое? Головой потрясла. Зажмурилась. Я, конечно, женщина в возрасте, но господин Алецгеймер меня пока обходил стороной. Двери закрылись. Поехали дальше. А голос по радио опять разрывается: «Следующая станция «Киевская».
--- Ну, всё, думаю. Дурка накрыла. Дачу пора бросать в моём то возрасте. И из поезда тикать. Огляделась. Точно стою посередине перрона на «Киевской». Что делать то? В полном расстройстве поднялась наверх и вышла на улицу. Походила минут десять. Отдышалась. Но ехать-то всё равно нужно. Денег на такси нема. Собралась с духом и вновь в метро. Доехала в этот раз без приключений.
3
В общем и в целом Московское метро всегда вызывало к себе интерес. Можно было бы ещё и ещё продолжать. Подобных историй с целый вагон наберётся. И добавочно на маленькую тележку. Рассказал бы про привидения, которые подставляют подножку пассажирам на эскалаторе. И вообще, шкодят по-мелкому. Но в последнее время их становится всё меньше. Кто говорит, это потому что пробки в метро пугают потусторонние силы. Но священники утверждают, что привидений становится меньше, потому что хоронить нынче усопших стали как положено, с отпеванием. Не то, что в безбожные Советские времена…
1
И вообще. Всё. Решено. В следующий отпуск еду на Алтай. В экскурсионку по поиску снежного человека. И фотографию Валуева с собой захвачу…