Так как за день до этого я провел на выставке полный день, то теперь у меня появилась возможность выйти в город, пока мои коллеги дежурили у стендов. Поэтому в обед я отправился пешком к парку Бэйхай и храму Лам.
Парк Бэйхай находится в самом центре города немного севернее Гугуна. В X-ом веке правители Ляо построили здесь императорский дворец, окруженный роскошным парком. Было вырыто большое искусственное озеро (в переводе Бэйхай — Северное море), посреди которого насыпали Нефритовый остров. Озеро питается водами реки Йондин. После того, как новая правящая династия Цинь возвела собственный «Запретный город», Бэйхай стал местом отдыха и развлечений императорского двора. В эпоху Юань ансамбль был обновлен и расширен. Дворей Бэйхай вновь стал резиденцией китайских монархов. Говорят, что именно здесь в зале Луны внук Чингисхана и первый император мон-гольской династии Хубилай-хан принимал знаменитого венецианского путешественника Марко Поло. С самой высокой точки Нефритового острова, у подножия храма Дагоба, от-крывается панорама ансамбля Бэйхай. Храм построен в 1651 году на месте бывшего дворца Хубилай-хана. Первый император последней китайской династии Цин тем самым утвердил главенство буддизма как государственной религии. Храм Вечного Мира у подножия холма Нефритового острова датируется тем же периодом.
1
Парк Бэйхай
К северу от озера расположена стена Девяти Драконов. Это один из трех уникальных памятников китайской архитектуры. Подобная стена есть еще на территории «Запретного города» и в провинции Шаньси. Стена имеет 25 метров в длину и около 7 метров в высоту. Она состоит из 400 фаянсовых плит.
В южной части парка находится Круглый город, бывший когда-то одним из островов на озере и императорским садом. Круговая стена 5-метровой высоты окружает ансамбль. В Храме Собирания Света находится статуя Будды, выточенная из белого нефрита. Ее подарила Бирма вдовствующей императрице Цыси. Рядом — павильон Нефритового Кувшина, где находится кувшин для вина из черного нефрита, которым, якобы, пользовался император Хубилай-хан. Дальнейший мой путь лежал в храм Лам.
2
Храм Лам
Храм был построен в 1694 году императором династии Цин Ханси для своего сына — наследного принца Енчжэна. Став императором, Енчжэн перебрался в «Запретный город», а свою бывшую резиденцию назвал дворцом Гармонии. В 1744 году его преемник император Цяньлун, превратил дворец в храм лам — буддийских монахов. Ансамбль состоит из нескольких зданий. Первое здание — ворота Гармонии. Оно традиционно посвящено будущему Будде — Майтрейе, который собирает своих учеников у входа в святилище. По обе стороны высятся две Пагоды Долголетия, испещренные буддийскими символами долгой жизни. Четыре стража охраняют храм от злых духов. Согласно буддийской теории, земля разделена на четыре мира, каждый из которых охраняется четырьмя вооруженными воинами. За храмом стоит статуя из сандалового дерева, изображающая Вейто, одного из хранителей буддизма. Двор окружают павильоны, предназначенные для изучения медицины, математики, таинств и философии буддизма.
Второе здание по оси на север-юг храм Гармонии. В нем расположены статуи трех Будд: прошлого, настоящего и будущего. Третье здание — храм Вечного благословения. Здесь находятся Будда долголетия, Будда медицины и Будда рычащего льва, предназначение которого отпугивать злых духов. Далее находится храм Колеса Закона, где проходят ежедневные службы. В центре зала установлена огромная статуя Цзонкабы, основателя ламаистского направления в буддизме. Он установил для своих приверженцев и последователей обет безбрачия и добровольный отказ от всех имущественных прав. Последнее здание ансамбля — храм Лам, или Десяти Тысяч Удач, построенный в 1750 году. Он называется также башней великого Будды. В центре храма стоит гигантская 26-метровая статуя Будды из сандалового дерева 8 метров в диаметре. Ее преподнес седьмой далай-лама в дар императору Цяньлуну.
Напротив храмового ансамбля Лам находится храм Конфуция. На колоннах храма начертаны тринадцать конфуцианских канонов, состоящие из восемьсот тысяч иероглифов, которые выбивали двенадцать лет.
День восьмой, 12 ноября
Весь следующий день я провел у стенда на выставке. Среди простых любознательных посетителей стали попадаться специалисты. С ними завязывалась беседа, обменивались визитными карточками. К концу выставки у меня скопилась целая пачка китайских визитных карточек. Некоторые просили домашний адрес, так как хотели переписываться. Поэтому, вернувшись в Москву, я около полугода получал открытки и письма, иногда отвечал на них.
Приходили иностранцы. Особенно запомнились американцы с фирмы «Локхид». У меня с ними возник спор, какой самолет больше, наш Ан-124 или американский С-5? Они сомневались, а когда я рассказал про Ан-224, то очень зауважали советскую авиацию. До сих пор у меня сохранилось напоминание о той встрече — галстук к рубашке я иногда прикалываю заколкой «Локхид».
2
На выставке
Недалеко от нашего отеля находился храм Большого колокола. Я воспользовался этим и прогулялся туда пешком после работы. Здесь находится самый большой колокол Китая весом около 50 тонн. Звук колокола слышен в радиусе 50 километров. Его отлили по приказу императора Йонле династии Мин около 600 лет назад. В 1733 году, когда был построен храм, колокол был перевезен из мастерской. От мастерской до храма была вырыта траншея, которую заполнили водой. Дождавшись холодов, которые превратили воду в лед, колокол протащили по ледяной дороге на огромных санях до места назначения. Кроме этого колокола в музее есть еще около 30 колоколов эпохи Сун (1126–1279) и эпохи Цин (1644–1911).
День девятый, 13 ноября
Весь день я провел на выставке.
Вечером всех советских участников китайцы отвезли в Пекинскую оперу. Самое главное в китайской опере — традиция и типажи. Тексты хорошо известны и произносятся на архаичном диалекте. Персонажи — не индивидуальности, а типы, маски: генерал, старик, императрица, благородная девушка и т. д. шелковые костюмы героев говорят сами за себя, рассказывая об их характере, так же как их лица, покрытые густым гримом. Красный цвет — символ честного, храброго персонажа, черный — знак грубоватой доброты. Голубые одежды — признак буйного, заносчивого нрава, желтые означают скрытность. У шута глаза обведены белыми кругами. Белый цвет — символ юности и печали, а серый — признак старости. Мимика, как и костюмы и цвета имеют определенный смысл. Здесь существует масса оттенков, например, имеется более 20 типов улыбок.
Так как пекинская опера возникла из ярмарочных представлений, для нее не требуются сцена и дорогой реквизит. Один и тот же стул может быть и троном, и горой. Плеть означает коня, знамена у генерала символизируют его армию. Гонги, барабаны, тарелки и трещотки гремят во всю мощь, раздаются пронзительные мелодии эрху — двухструнной скрипки, которую музыкант держит на коленях. Спектакль представляет собой сочетание самых разных искусств и жанров. Кроме пения и диалогов, в нем есть и пантомимы, и акробатика. Все это вместе производит сильное впечатление на иностранцев.
День десятый, 14 ноября
С утра до обеда я провел на выставке, а после обеда ездил по магазинам.
День одиннадцатый, 15 ноября
Сердце китайской столицы — узенькие улочки, называющиеся по-китайски «хутон», характерные для старинной городской архитектуры. Большинство улочек построены во времена правления династии Юань. В последние годы возникли и обычные для нас городские здания, но в старом городе сохранился нетронутый уголок старинного имперского Пекина. Вдоль улочек-хутонов теснятся традиционные китайские дома сихэюани с квадратными двориками. Кроме них, в старом городе около 40 вангунов — пышных дворцов китайских принцев. Большинство из них во время «культурной революции» были отданы под школы, больницы.
2
На улицах Пекина
2
На улицах Пекина
2
На улицах Пекина
Храм Неба Тяньтань сооружен в эпоху Мин для прямого общения с небесными богами. Цветовая гамма, геометрические формы (круг, обозначающий небо, и квадрат, символизирующий землю), акустика, разница в высоте зданий — все подчинено этой идее. Храм Неба стал эмблемой Пекина. Два раза в год, в 15-ый день первого лунного месяца и в день зимнего солнцестояния, представители великих китайских династий Мин и Цин прославляли небеса и просили об обильном урожае. В 1530 году рядом был построен храм Земли — Дитан. От ворот Цяньмэнь до культового сооружения императора сопровождали приближенные, министры и охрана, принцы крови и музыканты. Вдоль пути монарха были наглухо закрыты все окна и двери: никто не должен был видеть сына Неба.
Стоящий в северной части ансамбля храм Молитвы об урожае является главным зданием культового комплекса. Он имеет форму конуса. Тройная терраса ведет к храму, который имеет трехъярусную кровлю. Это гениальное проявление инженерной мысли той далекой эпохи: гигантское сооружение построено в 1420 году исключительно из деревянных элементов. Храм имеет 30 метров ширины и 38 метров высоты. Он поддерживается 28 мощными деревянными столбами. Четыре центральных столба символизируют времена года. Один из них окружен 12 колоннами по количеству месяцев в году, вокруг другого — часы суток. В XIX веке в храм попала молния, он сгорел, но его восстановили в прежнем виде в 1889 году.
Перед храмом находится Небесная арка, крытая голубой кровлей и увенчанная золотым шаром. Ее соорудили в 1530 году, она окружена Стеной эха, которая создает потрясающий акустический эффект. К зданию ведут ступени. Перед ними положены три камня: звук, произнесенный у первого камня, повторяется один раз, у второго — два раза и у третьего сопровождается троекратным эхом.
После обеда я вернулся на выставку, а вечером нас водили в цирк.
День двенадцатый, 16 ноября
Это был последний день работы выставки. Вечером был назначен прием по случаю закрытия выставки. Прием проходил в ресторане нашего отеля. В отличие от обычных ужинов, на столе было вино, а также утка по-пекински — фирменное блюдо в Пекине.
Уток сначала специальным образом кормят на убой, а затем забивают. Через надрез на шее тушку наполняют особым маринадом и на сильном огне запекают или обжаривают в специальной печи. Готовая тушка должна быть темно-коричневой. Утку подают к столу целиковой, но при заказчике разрезают тонкими ломтиками. Кусочек утки кладут на тон-кую лепешку, посыпают зеленым луком и обмакивают в соевый соус. Китайцы едят палочками, а европейцы могут есть руками. Гарниром к утке служат утиная печень, язык, яйца. К утке подается бульон, приготовленный из костей. Прежде чем отведать утки, полагается выпить крепкой настойки-аперитива.
2
На улицах Пекина
2
На улицах Пекина
День тринадцатый, 17 ноября
После всех покупок у меня в кармане осталось только два юаня. Я с облегчением шагал по улице и сочинял такую песенку.
У меня в кармане только два юаня, Я иду и песенку пою! Если кто в Пекине спросит про юани, Я их никому не покажу! Сяду на машину, проеду по Пекину, В окна на китайцев погляжу! А домой приеду и жене Ирине Снова эту песенку спою!
Возле отеля я зашел в магазин и потратил последние два юаня на китайский носовой платочек с вышивкой…