Дворцы Ватикана — страшно запутанная штука. Без стакана не разобраться, даже если по навигатору ходить. Особенно если у Вас загружен ГЛОНАСС. Тут нужно во все глаза смотреть, чтобы повернуть в нужную дверь, и чтобы Вам при этом пятки не отдавили.
Вот, значит, мы бродим, бродим по залам и вдруг, чу… русская речь. Кто-то из гидов, окучивающих наших соотечественников, утверждает:
— Сегодня Вам повезло. Открыт Исторический музей.
Навостряем уши. А затем и лыжи. Спускаемся по лестнице куда-то в подвал, следуя за носителями русского языка. Потому что, если честно, как в Ватикане не упирайся на крутизну самостоятельности, но без толкового гида ничего не понятно, и потеря времени два к одному.
Вот, значит, спускаемся в подвал. Может быть, конечно, и нет, но помещение без окон и дверей, и кажется мрачным подземельем. Как в подвалах средневековых спецслужб.
— Ну, — думаю, — исторический музей. Сейчас здесь будет что-нибудь интересное. Оружие, например, времён Столетней войны. Головёшки, вытащенные из костра Жанны д’Арк. Или камера пыток для особо отличившихся еретиков.
Ан, нет. Оказывается там выставлены папамобили всех сортов, начиная с самого первого, заканчивая почти последним. Почти, потому что на самом последнем Папа ещё до сих пор гоняет по улицам вверенного ему города.
2
Прошлись мы по экспозиции. И сложилось у меня мнение, что по этой замечательной коллекции раритетных авто можно смело писать диссертацию, о вкусах и предпочтениях мирового населения, относящихся к продукции мирового автопрома. Сейчас буду пояснять.
Начинаем, как обычно, с самого древнего средства папа-передвижения. И вот хоть убей меня, но перед глазами сцена из древней сказки про Аладдина с его волшебной лампой, и дикий вопль, разносящийся по Багдаду:
— Дорогу царевне Будур!
И носилки, запряжённые четырьмя чёрными рабами-нубийцами.
Правильно догадались. Самое простое и древнее средство передвижения — это носилки. На тягловой христианской силушке. С другой стороны, всё правильно. Папу нужно носить на руках. Эх, объяснить бы это ещё моему сыну…
6
Шло время. И даже до самых консервативных понтификов стало доходить, что порой силу животных гораздо дешевле использовать, чем силу истинно верующего человека. Во-первых, обходится дешевле, а во-вторых, лошади и мулы не устраивают революций, в силу их скотского интеллекта и положения в обществе. И пересели Папы на кареты, запряжённые четвёркой борзых рысаков.
Причём, как и положено главе государства, карет было несколько. Одна, как например простая и чёрная, для обычных поездок. По личным делам. В бане с друзьями кардиналами посидеть, Пти Шабли в ближайшей римской бодяге попить, да, в конце концов, просто так прогуляться, воздухом подышать. Поэтому, чтобы сильно внимание настырной публики не привлекать, карета была скромная. Под стать речам о всеобщем равенстве перед Господом нашим.
4
1
1
Зато для парадных выездов существовала не карета даже. Целый лимузин. Так-таки «Хаммер» прошлых дней. Желто-золотого цвета. Как для реальных пацанов. Тут даже не в том смысл, что телега получилась навороченная. Резанина, украшения, всякие цветочки-василёчки и ангелочки по краям. Здесь я уловил смысл в том, что при постройке этого дирижабля были использованы все новейшие технологии своего времени. Например, если зайти карете в тыл, то можно визуально наблюдать, что задние колёса имеют наклон от вертикали. Мне, как инженеру, понятно, для чего. Когда бричку нагружают под завязку, рессора распрямляется и становится в рабочее положение. Такую систему имеют многие современные грузовики многотонники. Но это сейчас легко подобное сделать, имея современные материалы и сплавы. А тогда использовали только дерево. И я могу себе представить, какое мастерство нужно было иметь ремесленнику каретнику, и сколько времени было потрачено на изготовление этой детали.
Говорят, что эту парадную карету использовали целых сто лет. Вот скажите мне на милость, хоть одно изделие современного автопрома столько протянет?
4
4
Технический прогресс неизбежен. Век двадцатый берёт своё даже в отдельно взятом Ватикане. А что, раз уж признали, что планета круглая, то почему бы и не поверить в то, что в глубине двигателя бензинового скрыто целых сорок лошадей. И обзавелись конюшней от лучших автозаводчиков. Вот, например, лучший образец гнедой масти. Тёмно-шоколадный. Лакированный. Радиатор золочёный. По бортам две запаски бултыхаются. Лобовое стекло открывается. Такая уж тогда мода была. А на передке шелдик с двумя перевёрнутыми птичками от «Ситроен». Не кислая тачка.
5
Дальше идут парочка авто времён Великой депрессии. Чёрные. Вороные. Если судить по боевикам made in Hollywood на таких разъезжали мафиози и бутлегеры, сделавшие Америку великой державой. Ощущение, что открой дверь в этот автомобиль, так на заднем сиденье непременно будет лежать автоматический Томпсон, из которого стрелял сам крёстный отец. Хотя, если учесть специфику Ватикана, то вернее будет сказать так:
— Крёстный Папа.
5
1
Есть такие, кто помнит лихие девяностые? По нашим дорогам тогда рассекал круто-навороченный немецкий секонд хенд семидесятых годов издания с ободранным салоном, набитым братками. Именно тогда среди вновь зарождающейся отечественной буржуазии пошло разделение средств передвижения на «крутые» и «запомоенные». Так вот образец папамобиля начала семидесятых содержит в себе все признаки безоговорочной крутизны. Хотя бы потому, что на его капоте в полный рост красуется трёхлучевая звезда. Мерседес, он и в Ватикане Мерседес.
3
2
А потом очень резко Европой овладели социалистические настроения. Как-то внезапно доходы населения выровнялись. И каждый колхозник, виноват, фермер, уже мог себе позволить купить машину. Недорогую, конечно. Малолитражку. И выпендриваться стало уже неинтересно. К тому же монстры с габаритами танка уже не помещались на дорогах Рима и создавали широченные пробки. И папа, чтобы быть ближе к народу, пересел на крохотное авто производства заводов «Рено». Обратите внимание на передние поворотники этой модели. Ничего не замечаете? Подскажу. Они как близнецы братья похожи на плафоны модели ВАЗ 2101 «Жигули», в народе именуемых «копейкой». Пришла эра народного Папы.
3
1
С другой стороны, насколько я помню, Иоанн Павел Второй и был народным папой в полном смысле этого слова. Его реально все любили. Великое звание! За что на его жизнь трижды покушались разного рода революционеры. Первые два раза пронесло. Спецслужбы сработали достойно. А вот третий раз Папе досталась пуля. От представителя Курдской рабочей партии Мехмета Агджи.
По-хорошему, так это был акт терроризма. Говоря сегодняшним языком. Убить представителя власти, не важно какой, духовной или статской, чтобы заявить о платформе своей партии. Терроризм — преступление. Но с другой стороны, в наших городах до сих пор улицы названы в честь Желябова, Софьи Перовской и прочих народовольцев. Это как расценивать? Что убить нелюбимого царя можно, а любимого Папу Римского нет? Так что не только на диком Западе двойные стандарты в политике, но и у нас тоже. Пора бы уже и определиться.
К чему это я? Да к тому, что после покушения для папы быстренько сделали новую машинёшку. «Мерседес» расстарался. Со стеклянным кузовом, укрытым пуленепробиваемым стеклом. Так что теперь папу на выезде и паства страждущая видит, и злодеи достать не могут. Современные технологии, однако.
4
А на чём передвигается нынешний Папа? Вопрос остался открытым…