История этой необычной горы, по сути являющейся куском спрессованной магмы, полна загадок. Может быть в ходе моих рассуждений мы с вами вместе попробуем разгадать хотя бы одну из них?
История этой необычной горы, по сути являющейся куском спрессованной магмы, полна загадок. Может быть в ходе моих рассуждений мы с вами вместе попробуем разгадать хотя бы одну из них?
Официальная справка:
Сигирия (что значит «львиная скала» , сингх — в переводе означает лев) — скальное плато, возвышающееся на 370 метров над уровнем моря и около 170 метров над окружающей равниной в самом центре острова Шри-Ланка. В последней четверти V века н. э. Царь Касапаи устроил на скале неприступную крепость. Вокруг скалы были разбиты сады, в которых били первые в м ире фонтаны. Наверх скалы вели монументальные Львиные ворота. До и после правления Касапы на скале существовал пещерный буддийский монастырь. В промежутке между 14 и 16 вв. Сигирия не упоминалась. В 16–17 вв. она проявилась вновь как форпост королевства Канди. С исчезновением этого королевства Сигирия тоже ушла в глубокую тень, пока в 1831 г. её случайно не обнаружил английский майор Джонатан Форбс.
Легенда:
Согласно Махавамасе, старинной хронике Шри-Ланки, жил был король Датусен, и было у него два сына: Касапа — старший сын от связи с наложницей и рожденный в браке законный младший сын Могаллан. По тогдашним законам власть и трон могли принадлежать только законнорожденному отпрыску. Была у него еще и дочь, которая вышла замуж, а свекровь оказалась припадочная, колотила невестку, унижала. Король Датусен узнал об этом и убил сватью. Зять сильно огорчился, разозлился на тестя и вступил в сговор со старшим сыном. А тот с характером узурпатора, полон амбиций, и трон не дают — хоть он и старший, вот и поступил как истинный завоеватель: для начала пленил и заточил в темницу собственного отца, а через некоторое время вообще взял и казнил родителя. Могаллан ужаснулся от страшных деяний старшего брата, потом то ли впал в депрессию от похорон папеньки то ли испугался старшего брата — но тихо и мирно сбежал в Индию. А Касапа, которого терзали муки совести и который боялся гнева своего народа — быстренько (!?) расчистил место в джунглях, построил себе дворец на вершине неприступной скалы (!?) и город вокруг и стал там жить и раскаиваться….Раскаивался он раскаивался целых 18 лет и решил вдруг пригласить брата на бой. Очень гуманно. Но тут вмешалась судьба-злодейка. Внезапно боевой слон короля в самый ответственный момент сражения решил напиться воды и двинулся к пруду. Армия правителя решила, что Касапа спасается бегством и бросила короля на поле боя. Касапа оставшись один на поле боя не нашел ничего оригинальнее, чем перерезать себе горло. После победы Могаллан якобы разрушил дворец и перенес столицу государства в Анурадхапуру.
Ну что же, пойдем знакомиться. Входим в парк перед билетными касссами. Билет стоит 30 долларов на человека + наш русскоговорящий сопровождающий получил еще 20 — заслужил. Парк живописный, с озером, скульптурами.
Как я говорила в самом начале повествования, человек думающий заставляет думать и других. Давайте подумаем вместе. Сколько времени может занять постройка дворца? А на верхушке скалы, 200 метров вверх как материалы тащить? А потом жить там постоянно вообще не комфортно — там постоянно дует ветер. Мне кажется, что сверху дворца быть не могло. Комплекс представляет собой грандиознейшее сооружение на трех уровнях. Никаких зданий либо их развалин — только террасы, сады, бассейны. Там били фонтаны, тут купались наложницы. А может быть это вообще не так? А это площадка для медитации и купели для омовения? Места для дворцовых покоев попросту нет. Площадь верхней площадки, с которой открывается безумный вид почти на весь остров — всего то 11 на 17 метров. Да у нас на Рублевке дачки побольше! А тут королевский дворец….А кроме того — ведь не может же быть голый дворец — нужны места для прислуги, кухни, охраны, гарема, сараев, конюшен… Этого ничего тоже нет. Ни развалин от того, что могло бы остаться, ни фундаментов — ничего. На мой взгляд это было что угодно другое — своеобразный парк отдыха, спа-курорт — но не дворец для постоянного проживания. Давайте посмотрим из того что осталось.
Нижний, первый уровень:
Комплекс садов, террас и бассейнов с фонтанами — красивейший каскад бассейнов и ландшафтного дизайна, окруженный широким рвом с крокодилами. Сопровождающий сказал, что крокодилы есть и сейчас — мы видели только рыбок.
Если идти по направлению к скале — справа часть вся раскопанная археологами и восстановленная,
слева пока половина не раскопана.
Тут в этих садах можно видеть и первые в мире фонтаны,
и бассейны для купания наложниц,
и троны, с которых якобы царь наблюдал за купающимися наложницами.
Когда смотришь на эти троны — тоже много вопросов: то ли это так идеально ровно отполировали дождь и ветер, то ли камень вообще подвергался машинной обработке. Такое всё идеально ровное: и углы, и бортики, и вообще.
Идем по направлению к скале. А это что? Что там высечено? Ступени? — не похроже, ни по структуре, ни по величине. Может есть идеи, а?
Поднимаемся по беломраморным ступеням еще того времени. Дальше идет как бы узкая арка-проход за двумя скалами, к подножию самой скалы.
Это «Келья царя» или «Комната для медитаций», где якобы царь предавался утехам с наложницами.
Комнатка оборудорвана, оштукатурена, видны следы фресок.
Только высота потолка такова, что передвигаться там в этой келье можно только полусогнувшись. Ну или сидеть там. Да и зачем царю келья в нише скалы — если бы у него был дворец на вершине скалы? Да, и еще непонятно что там за дырки в полу, видите, возде «диванчика» — как подставки для чего-то… Они неправильной формы, типа как инфузория-туфелька, глубиной сантиметров 15. Для чего?
Поднимаемся к второму уровню по тяжелым мраморным ступеням — готовьтесь, подъем тяжелый, по жаре
. А справа-слева вполне приятный пейзажик.
И только задрав голову вверх понимаешь ЧТО тебе еще предстоит. Особенно напрягает вот эта метеллическая винтовая лестница. Это только потом окажется, что не этот участок самый страшный.
По пути следования, на лестнице есть несколько площадок для отдыха. На каждой из них можно зависнуть над пейзажами — причем очень надолго.
А мы доходим до галлереи с так называемой «зеркальной стеной».
Это стена, на которую якобы падал свет солнца, и в ней как в зеркале отражались фрески дев, о которых я скажу ниже. Такой блеск за многие тысячелетия стене придает особый раствор из смеси яичного белка, дикого мёда. Сейчас стена огорожена, и вдоль нее стоят охраниики — потому что желающих нацарапать «здесь был Вася» предостаточно. Дело в том, что на стене высечены стихи, воспевающие красоту сигирийских дев, которые известны как «Sigiri graffiti». Они являются одними из самых древних текстов на сингальском языке и охраняютя ЮНЕСКО. Кстати, охранник нам показал, что геометрия стены такова, что если в нее прячется человек и из дальнего конца «коридора» его не видно, а стена визуально выглядит ровной.
Следующий вопрос, который меня кольнул — это те самые знаменитый сигирийские девы, «небесные танцовщицы», фрески, изображающие неизвестных красавиц. Остатки рисунков на скале были найдены Джоном Стиллом (John Still) в 1907 г. По-видимому, большая часть западной стороны скалы была покрыта гигантской фреской длиной около 140 м и высотой около 40 м. По классической версии — это апсары — небесные полуобнажённые танцовщицы, бросающие сквозь облака на землю цветы водяных лилий. Роскошные причёски «сигирийских дев» убраны лентами и украшениями. В ушах у женщин — массивные серьги, на шее — ожерелья, на запястьях — браслеты, усыпанные драгоценными камнями.
Надпись V века гласит: «500 юных красавиц в своём великолепии подобны венцу славы королевских сокровищ». Ну на счет красоты утверждение весьма спорное. Странные улыбки, не совсем правильные черты лица… Хотя представления о красоте меняются стремительно. Они нанесены на скалу на высоте метров 25 над лестницей, в пустоте, над обрывом…. Как и кто их там писал: ни следов ступенек, ничего. И зачем? точки, с которой можно ими любоваться — попросту нет. Они прекрасно сохранились: яркие краски не выцвели и не потускнели за столько лет… По одной из многочисленных легенд, окружающих Сигирию — Касапа был известным бабником и его подданные привозили ему красоток со всех частей цвета. Таким образом, за 18 лет правления у короля образовался гарем из 500 наложниц, портреты которых и изображены на стене Сигирии.
Ну хорошо, пусть царский гарем. Но зачем каждую из них запечетлевать? В недоступном месте на скале? На счет этих дев есть еще одна версия. Что на самом деле на верхушке скалы был не дворец, а буддистский монастырь, и фрески эти — типа икон — многократное изображение богини Тары, считающейся женским воплощением Будды.
Сейчас из 500 фресок сохранилось лишь 18. То ли вандалы поработали, то ли монахи на обнаженку смотреть не захотели — но факт остается фактом. Зато от площадки с девами виды красивые.
Дальше поднимаемся и видим якобы остатки тюрьмы.
А над ней странный огромный камень на тонких каменных подпорках. На наш вопрос — это что и для чего — наш сопровождающий сказал, что якобы когда наступает враг, подпорки сбивали и камень сползал на головы нападающих. А потом что? Его назад затаскивали? Да он весит не меньше двух тонн!
Второй уровень: Львиные ворота.
Для начала мы попадаем на идеально ровную площадку.
На втором уровне сохранившаяся лапа гигантского каменного льва?,
ранее украшавшая вход во дворец. Читаю: «ступеньки вырезаны между лапами, горлом и челюстями неимоверных размеров льва. Лев — эмблема государства и форма устрашения. Часть скалы, выше головы льва, была расписана образами Касапы и его отца Датусены." Якобы раньше это был целый лев и через его пасть люди поднимались вверх. Тут у меня тоже масса вопросов. Ну во-первых лапа никак не похожа на кошачью: ни форма, ни когти.
Скорее это лапа рептилии. Ну например дракона, ящера, динозавра в конце концов.
Дальше: если была голова, пасть итд. Куда всё это делось? Ну допустим отвалилось — да такая глыба падая снесла бы всё на своем пути! А площадка возле лап идеально ровная. И прямо под предполагаемой отвалившейся головой прекрасно сохранились якобы фундаменты тюрьмы.
Ладно, вдоволь налюбовавшись сногсшибательными пейзажами, которые открываются с этой площадки,
сделав обязательное фото возле лап
— идем дальше. Остался последний — самый трудный и даже немного опасный рывок по металлической и не вполне надежной лестнице,
который приводит нас на площадку.
Третий, верхний уровень. Как я уже говорила — места для дворца там попусту нет. Есть классный бассейн, вырубленный прямо в материале скалы и террасы.
А еще есть пирамида, что-то похожее я видела на фотографиях из Мексики, только гораздо масштабнее, и что-то похожее видела лично на Тенерифе, пирамиды Гуимар.
Конечно кроме пирамид и бассейна там красивые обзорные площадки и толпа туристов, снимающих пейзажи
. Всё, больше там ничего нет.
Общепринатая версия про стреимительную постройку Касапой и его подданнцми дворца на верхушке скалы вызывает у меня много вопросов. Огромный объем работ, да еще и в таком неприступном месте! НЕ МОГЛО ТОГДА БЫТЬ ТАКИХ ТЕХНОЛОГИЙ. Кроме того, я после приезда перешерстила кучу информации об этом месте и наткнулась вот еще на какие размышления:" Метеорологические данные с 1895 года свидетельствуют, что ветер и дождь двух муссонов останавливали полевые работы на 8 месяцев в году. Февраль—март — единственные месяцы, когда строительные работы возможны в этом регионе страны. Так что из 18 лет правления Касапы остается только пять лет на строительство, и это включая такие колоссальные работы как: расчитка местности, транспортировка мрамора, изготовление и обжиг кирпича, выдалбливание ниш в скале для закрепления кирпича, строительство галереи и» зеркальной стены», подготовка поверхности скалы для нанесения живописи, работы на вершине скалы, не говоря уже о строительстве вокруг самой скалы. Даже если представить, что были задействованы тысячи рабочих, то практически невозможно выполнение всех этих грандиозных работ в такой короткий срок."
Мне нравится другая версия. Что еще до того, как туда пришел Касапа — там что-то было: то ли осталось от предыдущей цивилизаци, то ли еще что. А поскольку Касапа был беглецом — у него могло не быть иного выбора, как жить на верхушке продуваемой ветрами скалы, где его никто не найдет. Может быть он что-то и надстроил, добавил — но это всё не с нуля точно. Тем более, что археологи при раскопках нашли два периода строительства на верхушке и не менее пяти у подножия! Причем самый ранний — это 2-й век до нашей эры. Именно тогда по мнению некоторых ученых на месте Сигирии существовал огромный монастырский комплекс с множеством пещерных храмов. И кстати, возможно Касапа вообще не жил на Сигирии, потаму что я потом читала про Андурахапуру — и часть храмов, построенных там, построены именно Касапой, причем именно в те годы, когда он якобы уже жил на Сигирии.
Поэтому есть еще одна теория: Сигирия — пристанище либеральной буддистской секты Махаяна. А Касапа им потворствовал, содействовал — да что угодно. А потом, в хрониках Махавамса, описыващих главным образом историю буддизма и отношения правящих монархов с церковью, собственно откуда люди и узнали историю Сигирии, перерыв в вещании около 7-ми веков. Там уже потом придумать можно было что угодно, любые легенды: намного удобнее исказить реальные события и выставить Касапу в ложном свете как сумасшедшего гения, чем прославлять его приверженность к враждебному направлению буддизма. Ведь хроники писал кто? Монахи из крайне ортодоксальной ветки буддизма — Теравада. Течение Теравада отрицает существование богов-спасителей, главная миссия которых облегчить наши страдания в этой жизни. Тогда фрески дев — это не гарем, а всё-таки многократное повторение лика богини Тары, матери всех Будд. А еще я наткнулась на вот какую информацию. «Надписи на «зеркальной стене», оставленные в основном посетителями VIII–X веков, упоминают место как Sihigiri — скала Поминовения." Т. е. лев тут вообще ни при чем! Сигирия — это напоминание верующим о Таре, отсюда и название Скала поминовения. Призыв к медитации и является смыслом живописи Сигирии, покровительницей которой являлась богиня Тара.
Ладно, хватит размышлять, пора спускаться вниз.
Еще в Сигирии сохранились многочисленные пещеры.
Вот эта например со следами древней живописи на потолке, носит название «Капюшон кобры».
Просто потому, что похоже по форме. Рядом пристроился «заклинатель змей»
— они не особо слушались, в еще за денежку можно сфотографироваться с питоном.
В самом конце повествования несколько советов.
1 Взять с собой воду (много) и салфеткиносовые платки. Подъем предстоит нешуточный, семь потов сойдет точно.
2 Там ходят дядечки, которые предлагают вам дать руку, помочь подняться на трудные участки, или сфотографировать вас в удачном ракурсе — за все это они просят деньги. Будтье внимательны.
3 Должна быть удобная и не скользящая обувь, крепко фиксированная на ноге — не сланцы.
4 Фотографируйте сразу — подъем и спуск — это два немножко разных маршрута.
5 Туалета нет. Вообще. Совсем.
6. Внизу на парковке много сувениров по сильно завышенным ценам. Также там можно купить воду, выпить чаю-кофе.
P. S. С удовольствием послушаю рассуждения о вариантах, которые пришли в выаши головы. Особенно интересует мнение инженеров))