Туроператором на этот раз был «Anex-tour» — выбрали, потому что там подешевле, а у нас как раз были такие времена, когда мы не могли себе позволить особо тратиться на отдых. Однако пришлось в очередной раз убедиться, что «скупой платит дважды»…
Разочарования начались уже в аэропорту… Вылет самолёта был задержан на 10 часов, в результате чего один день отдыха, за который было заплачено, оказался просто потерян.
Истинную причину задержки нам все объясняли по-разному: администратор аэропорта говорила, что у «обещанного» самолёта была обнаружена серьёзная поломка, ждут замену из Москвы, а представитель авиакомпании сказал, что просто где-то один раз сегодня была задержка, а потом всё так и пошло «по цепочке»… В ответ на многочисленные возмущения пассажиров нашего рейса сотрудники аэропорта нам пояснили, что авиакомпании следует предъявить претензию, т. к. согласно Воздушному кодексу РФ в случае задержки рейса более чем на 6 часов, авиакомпания обязана возместить пассажирам половину стоимости билетов. Для этого нужно было подойти к администратору, чтобы сделать на авиабилетах отметку о задержке рейса, сохранить посадочные талоны, где указано фактическое время вылета, ну и на всякий случай по прибытии сделать отметку на туристическом ваучере: во сколько прибыли в аэропорт и заселились в отель.
В аэропорт г. Антальи мы прибыли примерно в 2.20, а в отель заселились примерно в 4.30 по турецкому времени уже 25.05.2014 г. По прибытии в аэропорт г. Антальи встречающий представитель туроператора поставила на верхнем экземпляре ваучере время прилёта, но его забрала трансферный гид. По прибытии в отель в номер нас заселили сразу, но местный администратор, не говорящий по-русски, возможно не понял моего английского, но на мою просьбу поставить время заселения на ваучере ответил, что с этим вопросом следует обратиться к отельному гиду. Мы объяснили проблему трансферному гиду, которая в этот момент ещё находилась рядом, но она нам резко ответила, что тоже ждала нас 10 часов, что типа сама она — «жертва обстоятельств» и т. д.
Отель мы выбрали «Hera Beach» — тот самый отель, который мы бронировали, когда отдыхали в октябре прошлого года, и который нам в «добровольно-принудительном порядке» заменили на отель «Hera Park». Про недостатки «Hera Park» в данном рассказе повторяться не буду, т. к. они подробно описаны в моём прошлогоднем отзыве об отеле, скажу только, что отель «Hera Beach», несмотря на многочисленные положительные отзывы, на самом деле оказался лучше не на много… Преимущества отеля «Hera Beach» были только в том, что он находился немного поближе к морю и в нём не было таких ужасных «подвальных» номеров, в которые принудительно заселяли туристов в отеле «Hera Park». В нашем номере в «Hera Beach» хоть было и чисто, но мебель довольно старая, холодильник всё время подтекал — оставить в нём что-либо, кроме бутылок с водой, было невозможно, кондиционер был вообще «дореволюционного образца» — встроенный в стену с выключателем-вертушкой, толку от него просто не было никакого… Санузел — такое убожество, что просто рассказывать не хочется, плюс ко всему на весь номер было только 2 розетки: одна та, в которую включался шнур от телевизора, другая — в ванной над раковиной (типа — для фена). Для того чтобы зарядить планшет и мобильники, нам приходилось «вытыкать» телевизор из розетки — не в ванной же класть их на влажную раковину (полок там никаких не было)!
Помещение ресторана в отеле было довольно маленькое, приходилось минут 15–20 минут стоять в очереди, чтобы набрать еду со «шведского стола». Кормили вкусно, но выбор был небольшой и еда изо дня в день достаточно однообразная, только один раз в праздник «Турецкой ночи» порадовали самыми разными мясными блюдами, приготовленными на гриле. Правда, не было проблем с десертами — каждый раз большой выбор и каждый день что-нибудь новенькое!
А вот отельный пляж к нашему разочарованию оказался тем же самым, что и в прошлом году — в этот раз его почему-то сделали на 2 отеля. Конечно, на такой маленькой территории отдыхающим из двух отелей разместиться было сложно: шезлонги мы ещё занимать успевали, а вот зонтиков постоянно не хватало. Посидеть под зонтиком нам удавалось только во второй половине дня, когда люди начинали расходиться.
Как нам показалось, единственным сервисом в этом отеле была турецкая баня. Её администратор — дамочка предпенсионного возраста — первые три дня просто по пятам бегала за нами и любезно предлагала пойти к ним на процедуры, каждый раз беспокоилась — почему мы не идём и т. д., но у нас первые дни были буквально «забиты» экскурсиями и было не до спа-процедур. А днём позже, когда в отеле готовились к празднику турецкой ночи, мы присели за свободный столик в ресторане отеля, и тут выбегает эта любезная «администраторша» и бесцеремонно просит нас освободить столик, т. к. он якобы уже занят (хотя никаких «опознавательных знаков», что столик занят, на нём не было)… Короче, после этого её «любезного» поступка мы в турецкую баню принципиально решили не ходить!
Ну, а теперь ещё об одном из «главных героев» — отельном гиде! Днём 25.05. мы пришли на встречу с ним, и с первых же секунд были просто в восторге от его обаяния и любезности — с виду он производил впечатление очень открытого, общительного и располагающего к себе молодого человека! Первым делом мы объяснили ему нашу проблему с задержкой рейса, попросили поставить отметку на ваучере, при этом подчеркнули, что в курсе того, что туроператор не несёт ответственности за задержку рейсов, что претензия у нас к авиакомпании, а не к туроператору и т. д. Он подошёл к администратору, оказалось, что в его журнале стояла дата заселения 24.05, а не 25.05, как на самом деле (вот такие непорядочные встречаются администраторы в их отелях)! Мы ему ещё раз объяснили, что прибыли в отель 25.05. в 4.30 утра, он сказал, что проблему понял, но не может отмечать на ваучере, не посоветовавшись с руководством и т. д.
Потом речь зашла об экскурсиях. Первым нашим разочарованием было, что с этого года «Anex-tour» не возит на экскурсию в Аланию, на которую мы давно мечтали съездить, но во всех предыдущих поездках по разным причинам не получалось… Но наш очаровашка — отельный гид просил не расстраиваться, говорил, что есть множество других интересных экскурсий. Рассказал, что очень интересная экскурсия на Северный Кипр, даже предложил на ней скидку 5 долларов с человека. Говорил, что помимо интересный поездок по старинным городам в стоимость входит 3-х разовое питание и время на пляжный отдых (яхта привезёт на один из местных пляжей). И на такое интересное предложение нельзя было не согласиться!
Далее была создана хорошая реклама шопинг-туру: он представлял собой не только поездку по магазинам, но и осмотр местных достопримечательностей. По словам отельного гида в шопинг-тур входили: экскурсия по античному Сиде, посещение ювелирного магазина, торгового центра с одеждой, обувью и домашним текстилем, водопада, мечети и большого базара в городе Манавгате, ну и обед в ресторане. И всё это всего-навсего за 25 долларов с человека — не жалко!
Сначала коротко об экскурсии на Северный Кипр. Начну с того, что рейс самолёта и туда, и обратно был задержан. Правда, утром из аэропорта Антальи задержали ненадолго (минут на 40) из-за погодных условий (позже местный гид подтвердила, что на Кипре утром стоял густой туман). А вот на обратном пути задержка рейса из аэропорта Эрджан в Анталью откладывалась несколько раз на полчаса, в итоге мы вылетели позже порядком на 2 часа, и причиной послужила не погода, а что-то непонятное!
Хочу отметить, что нам очень повезло с экскурсоводом — им оказалась приятная девушка, которая как рассказывала много интересного по теме экскурсии, так и предупреждала нас о возможных опасностях и неприятных ситуациях: где следует смотреть под ноги, т. к. можно встретить чёрную змею, где лучше покупать сувениры, какие товары не следует покупать, т. к. их конфискуют в аэропорту, где и что запрещено фотографировать и.т.д. И на обратном пути в аэропорт она всю нашу группу буквально отвела за руку к стойке регистрации, сама отдавала паспорта сотруднику аэропорта и объясняла ему, на какие места нас желательно посадить! Но знала ли она о задержке рейса — нам неизвестно, т. к. мы об этом узнали только в зоне ожидания и не сразу.
Всю экскурсию мы проехали на комфортабельном микроавтобусе, где каждый смог выбрать себе место по душе, т. к. группа была небольшая. Для меня было диковинкой, что на Северном Кипре левостороннее движение — ранее мне так ездить не приходилось. Поначалу с непривычки было непонятно — в какую сторону сначала смотреть, прежде чем перейти проезжую часть, но в течение дня освоились!
Мы посетили города Фамагусту, Кирению, развалины старинного аббатства в деревне Беллапаис, также проезжали столицу Кипра — Никосию, но остановку в ней не делали. Нам рассказали и показали много интересного и нужен отдельный рассказ, чтобы описать всё в подробностях. Однако следует отметить, что Северный Кипр — государство молодое, непризнанное и, судя по всему, довольно не богатое, т. к. многие достопримечательности нуждаются в «доведении до ума». Там нет роскошных отелей, шикарных дорогих ресторанов, ухоженных парков и прочих богато озеленённых территорий, набережные довольно грязные.
Торговля у них представлена в основном уличными ларьками и небольшими супермаркетами, хотя достаточно много ювелирных магазинов. Про дорогие магазины ничего сказать не могу, т. к. мы в них даже не заглядывали, а вот в других торговых точках, как в супермаркетах, так и в сувенирных лавках, очень хорошо «обвешивали»! Цены на товары были указаны в турецких лирах, а расплачивались мы долларами и евро, и, как выяснилось, в каждом магазине и в каждой сувенирной лавке свой валютный курс! Когда перед отъездом в аэропорт было 1,5 часа свободного времени, мы гуляли по набережной Кирении, и наше казалось бы банальное желание — съесть мороженое в жаркую погоду — было удовлетворено лишь с третьей попытки, т. к. в ларьках на набережной не было сдачи, а принимать мелкие железные доллары и евро там принципиально отказывались!
Общественное питание там представлено кафе под навесом, если они ближе к морю, и так называемыми кафешками «столовского типа» — именно в одной из таких у нас был обед, представляющий собой комплекс без изысков: куриная ляжка с гарниром из риса и одной картошины. Завтрак был в форме «сухого пайка», их нам наш гид раздала сразу после встречи в аэропорту при посадке в экскурсионный микроавтобус. А вот ужин в этой экскурсии не был предусмотрен (пришлось вспомнить отельного гида, который рекламировал 3-х разовое питание)!
Ещё раз вспомнить отельного гида «добрыми словами» пришлось во время прогулки на яхте — ни на какой пляж мы не приплывали, для купания делали остановку только в открытом море. Вода в море, конечно, была просто кристально чистая, но купаться на глубине2,5 метра- это удовольствие только для тех, кто хорошо умеет плавать, мы — не вхожие…
Все впечатления от экскурсии на Северный Кипр можно вкратце охарактеризовать так: интересно, но за такие деньги ожидали большего!
Ну, а теперь перейдём к шопинг-туру. Самый негативный момент — сопровождающий нас гид был из местных и плохо говорил по-русски. Конечно, это был очень милый, обаятельный и общительный мужчина лет 40–45, но очень тяжело воспринимались его рассказы — в частности, про античный Сиде я мало что поняла.
А в остальном всё проходило по старой схеме, тот, кто на отдыхе в Турции ездил на шопинг-туры, знает. Сначала приехали в ювелирный торговый центр, куда мы в этот раз зашли только поглазеть, покупать ювелирные изделия мы не планировали. Когда уже выходили к автобусу, но до отправления ещё было достаточно времени, продавцы из стоявшего рядом магазина-ангара модульного типа буквально затащили нас за руки — говорили, что большой выбор, хорошие скидки и т. д. Мы не пожалели, что зашли — действительно накупили много недорогого, но качественного домашнего текстиля, как себе, так и в подарок, хорошего турецкого вина и прочих сувениров с большими скидками.
В торговом центре с одеждой цены «кусались», скидки не впечатляли. Обед был из серии «можно съесть с голодухи», правда, место, где находилось кафе, было очень живописным, и получилась неплохая фотосессия. Также посмотрели красивый водопад на реке Манавгат, побывали в местной мечети, а вот на большой базар не ездили, и вообще, всё выглядело так, как будто нас и не собирались туда возить (снова вспомнили отельного гида). Правда, рядом с водопадом стояло много сувенирных ларьков, продавали мороженое, варёную кукурузу, сладкую вату и т. д. — может быть это у них и подразумевалось под базаром?! Но покупками мы в целом остались довольны, а всё, что «не добрали» в процессе шопинг-тура, удалось купить на субботней барахолке в Сиде.
Короче, конец получился невесёлый. Отельного гида мы больше не видели: информацию об отъезде из отеля на экскурсии он оставлял для нас на ресепшене в виде записок, как будто умышленно избегал встречи с нами, боясь, что мы будет его «долбать» проблемой о задержке рейса.
По прибытии домой мы сразу же написали претензию по поводу задержки рейса, отдали в турфирму где брали путёвку, однако через некоторое время от «Anex-tour» пришёл ответ, что они очень сожалеют о случившимся, но ответственность за задержку рейса не несут и по этому вопросу следует обращаться исключительно в авиакомпанию… Ну как так можно — они ведь заключают с авиакомпанией договор о перевозке пассажиров и его надлежащее соблюдении должно быть в том числе и в их интересах! С авиакомпанией «КолАвиа», которая нас везла, связь установить так и не удалось: заходила на их официальный сайт, отправила претензию на указанный там электронный адрес, но моё письмо не дошло до адресата, т. к. якобы такого адреса не существовало…
Потом из разговоров с другими путешественниками я узнала, что не мы первые, кто стал «жертвами» «Anex-tour» и авиакомпании «КолАвиа», наши «товарищи по несчастью» также подтвердили, что тоже пытались предъявить претензию, но ничего не добились. Вот такие у нас сейчас юридически незащищённые туристы!
Короче, извлекла я из этой поездки хорошие жизненные уроки, набралась «горького опыта» и теперь смело делаю вывод, что больше никогда не буду прибегать к услугам туроператора «Anex-tour» и авиакомпании «КолАвиа»!