Понятие «музеи Ватикана» включает в себя огромное количество залов, галерей, хотя и расположенных под единой крышей, но все же — это комплекс разных музеев, в которых собрана уникальная коллекция скульптуры, живописи, рукописей, предметов быта и религиозного искусства. Возраст некоторых экспонатов — около пяти столетий! А с чего всё началось?
Началось всё с того, что в 15-м веке Архитектор Джованни ди Дольчи создал скромное церковное строение, которое изнутри было украшено ренессансными мастерами: Сандро Боттичелли, Доминико Гирландайо, Космио Росселли и Пьетро Перуджино. Ну разумеется главным украшением капеллы стала фреска работы Микеланджело «Страшный суд». В начале 16-го века на территории Ватикана возникает еще один памятник архитектуры и искусства — башня Борджиа. Так потихоньку и начали собирать всё ценное того времени — под одной крышей. Начало этому положил папа Юлий II. В 16 веке он начал активно коллекционировать римские копии античных скульптур и организовал для своей экспозиции подходящее пространство.
Разумеется, поскольку все приезжающие в Рим и Ватикан стремятся попасть в эту сокровищницу — обычно на вход в музей — огромная очередь. Я по-прриезду рассказывала что делать, если терять время в очереди не хочется. Кто пропустил — почитайте ТУТ, повторяться не буду. Итак, входим внутрь.
Мы решили начать с Григорианского Египетского музея. Первые экспонаты были собраны папой Пием VII, организовал музей уже его приемник — Григорий XVI в. 1839 году. В 9 залах можно увидеть культовые египетские предметы, датированные III веком до н. э.
Меня очень заинтересовали ушебти: специальные фигурки, изображающие человека, как правило со скрещенными на груди руками, либо с какими-нибудь орудиями труда.
1
Необходимы они были для того, чтобы выполнять различную работу в загробном мире вместо хозяина. количество ушебти должно составлять 365 штук — по количеству дней в году (по одной фигурке ушебти на день). Также есть отдельные залы, посвященные культурам Месопотамии и Сирии.
1
Из залов Египетского музея, из окон, открывается неповторимый вид на Двор Сосновой Шишки — в нем можно увидеть какой мощный и огромный дворец,
1
3
и необычные экспонаты под открытым небом: гигантскую сосновую шишку, украшающую фонтан и большую бронзовую сферу. Скульптура «Сфера внутри сферы» — это символ жизни современного человека. Инсталляция авторства Арнальдо Помодоро появилась в Ватикане в 1990 году благодаря папе Павлу II. Четырехметровая внешняя сфера, отлитая из бронзы, установлена на лужайке Бельведера, внутри нее вращается сфера поменьше.
2
2
Идем дальше — и выходим в восьмиугольный внутренний дворик Бельведерского дворца.
1
Он окружен портиком, поддерживаемым 16-ю гранитными колоннами.
Под портиком расставлены саркофаги, алтари, купели, барельефы. Также там античные статуи 1–2 века.
3
5
Вот это, например, «Лаокоон и сыновья». Помните: «Бойтесь данацев дары приносящих»? Так вот троянский жрец Лаокоон яростно возражал против завоза троянского коня. В это время на Лаокоона, приносившего вместе с сыновьями жертву Посейдону, напали две приплывшие по морю змеи, растерзали детей Лаокоона и задушили его самого, после чего укрылись в храме Афины. Троянцы поняли это как наказание Лаокоона за непочтение к Афине и принесенному ей в дар коню и поспешили ввести деревянное чудовище в город. Ну, а чем все закончилось — вы знаете.
6
Музей Пия-Клемента. Сначала зал животных — в нём самое большое собрание античных скульптур, изображающих различных животных.
2
4
Дальше восьмиугольныйзал муз — в котором по кругу расположены все известные музы: комедии, элегии, астрономии, священнго танца, астрономии и т. д. Но больше в этом зале восхищает потолок кисти Конко, изображающий аполлона в компании с музами, в окружении греческих поэтов древности.
3
Следующий зал — Ротонда.
Вдоль стены стоят бюсты и статуи среди которых самая значимая — бронзовая статуя Геракла 2-й век нашей эры.
3
Зал Ротонда сделан по подобию Пантеона. В центре зала находится огромная монолитная порфировая чаша 13 м в периметре — из Золотого дома императора Нерона.
2
Пол украшает римская мозаика (III век) из терм Отриколи, изображающая битву греков с кентаврами, тритонами и нереидами.
2
. Идем дальше
1
— Зал Греческого Креста. Тут две реликвии — два саркофага, сделанных из цельных кусков порфира, в которых находились останки Констанции (дочери Константина) и Елены Равноапостольной (матери Константина).
1
В центре зала мозаика III века н. э. — богиня Афина.
3
Следкющий зал — зал биги. Зал был построен по проекту архитектора Джузеппе Кампорезе по заказу папы Пия VI. В нем стоит бига-римская колесница, запряженная двумя лошадьми, статуя «Дискобол», и другие статуи и саркофаги.
2
Музей Профано-Светского искусства. Мы заходим в одну из главных галерей папского дворца — Галерея Канделябров. Она поделена на 6 часте и имеет в длину около 80 метров. По обе стороны от арок, с дорическими колоннами из разноцветного мрамора расположились огромные мраморные канделябры обнаруженные в г. Отриколи.
1
Все они датируются II веком н. э. Потолочная фреска сразу у входа изображает фамильный герб Папы и его Папскую эмблему в виде двух перекрещенных ключей под Папской короной.
3
Серия потолочных фресок была выполнена в 1883–1887 годах итальянским художником Людовиком Зайцем.
1
У стен Галереи выстроились различные скульптуры, саркофаги, алтари, урны и статуи — копии греческих оригиналов эллинистического периода.
2
1
Меня поразила статуя Артемиды — богини плодородия.
4
Следующий зал — Зал Гобеленов.
2
Это галерея длиной 100 метров, которая была оформлена в 1790 году. На гобеленах (а точнее — это арацци) в основном изображены библейские сюжеты.
3
1
4
3
Дальше проходим в Галерею Географических Карт длиной 120 м. и шириной 6 м. Там расположено 40 карт с владениями католической церкви и важнейшими районами Италии в эпоху Папы Григория XII. На карты нанесены не только географические данные, но также исторические события, памятники и особенности изображённых мест, моря украшены кораблями, морскими чудовищами и мифологическими персонажами.
2
1
1
Потолок в этом зале — просто произведение искусства!
2
8
Он украшен изображениями из жизни апостолов, Иоанна Крестителя, Св. Бенедикта, Св. Бернара, Петра Дамиани, Пап Сильвестра I, Целестина V, а также 24 сценами из Ветхого Завета и пейзажами, аллегориями и арабесками. Предлагаю на этом немного прерваться, чтобы не заработать синдром Стендаля, взглянуть в окно — на сады Ватикана
2
— а прогулку по самим музеям продолжить в следующий раз. Нас будет ждать огромный пласт искусства — стансы Рафаэля.