Вышли из центральных ворот форта Сантьяго. Картина «Витязь на распутье» здесь не работает. Это только в лесу дремучем на перекрёстке семи дорог можно задуматься, куда пойти:
— Направо, если волки не съедят, то заблудишься непременно. Налево — от жены нотацию выслушаешь, а то и по башке получишь.
Здесь же дорога лежит только прямо. Поскольку улица одна, и ровно через квартал за невысокими домами сверкает купол Манильского кафедрального собора. А когда мы отказывались в церкву-то зайти? Это дело всегда пожалуйста. Особенно если учесть, что Филиппины практически полностью христианская страна. Хоть и католики, но все равно почти родственные души. Во всяком случае, Христос у нас с ними один на всех.
2
Как говорит Её Величество история, первая месса на этой благословленной земле была отслужена на Пасху 1521 года. Это когда каравеллы под управлением Фернандо Магеллана высадили на острова романтиков ножа и топора под руководством комиссаров в сутанах. Самое интересное, на мой взгляд, это то, что местные жители на удивление легко и просто приняли чужие законы и чужого для них Бога. Как так получилось? А давайте-ка поставим себя, или хотя бы меня, на место аборигена шестнадцатого века…
Я — маленький, тёмненький, дохленький, чахленький, в меру голодный, потому что пауками да тараканами сильно не объешься, а от бананов уже тошнит, выползаю со своими собратьями из джунглей и вижу высадку на пляж моего острова чужаков. Они большие, бородатые, лохматые. Внимательно из зарослей наблюдаю за ними.
— Вот тот, самый здоровый и пузатый, явно начальник, -думаю я про себя. — А что, у нас на востоке именно так. Кто толще, тот и командир!
За самого главного, как потом оказалось, я принял священника. Здесь немудрено было ошибиться. Детина в сером балахоне имеет габариты, как у кита. Морда лоснится, щёки жиром заплыли, сразу видно, что жрёт от пуза. А на том самом пузе блестящий крест болтается, размером в четверть копья.
Разговорились мы с ним как-то вечером.
— Все люди, — говорит он, — перед Богом нашим равны! Примите нашу веру, поклонитесь Иисусу Христу, и будете как я, или как командор Фернандо.
Кто же не хочет такой силой обладать и кушать вкусно! Отец Святой, небось, на голодный желудок спать не ложится, и в сутане из плотного сукна ему не холодно под звездным небом и проливным тропическим дождем. Так что согласился я на его предложение. Отрекся от силы джунглей и поклонению царю обезьян. Крестился намедни, как Святой отец учил. Теперь вот сижу и жду благословения небес.
Сто пудов примерно так всё и происходило. Филиппинцы не только буквально за несколько лет приняли новую для них религию, но даже поменяли язык и приняли новое название своих островов. В честь короля Филиппа. Практически по доброй воле и без сопротивления. Акцентирую внимание на слове «практически». Потому что некоторые эксцессы всё же случались.
Дело в том, что целью испанцев было не только и не столько спасение неокрепших душ местного населения. Все новые верноподданные испанской короны должны были платить бабки на развитие метрополии. И находились экземпляры человеческие, которым это не совсем нравилось. Если не сказать круче. Совсем не нравилось. Например, на острове Мактан вождь папуасов носивший замечательно-ласковое имя Лапу-Лапу, решил силой оружия отстоять свои законные права на землю и на племя. И пофигу ему было, что Магеллан сильнее и толще. Из любой басни известно: куча зайцев замочит льва. Так и случилось. Кругосветка для команданто на этом закончилась, а Лапу-Лапу и поныне национальный герой Филиппин.
4
Возвращаемся в Манилу на площадь перед кафедральным собором. Называется он по-испански грозно. Дай-то Бог выговорить:
— Нуэстра-Сеньора-де-Консепсьон.
Красивый набор звуков, не правда ли? Что обозначает, я правда не знаю. Даже не спрашивайте. Зато знаю, что это самый большой храм в стране тысяч островов. И самый многострадальный. Почему? Сейчас расскажу.
Первая церковь на этом месте была поставлена ровно через пятьдесят лет после пришествия испанцев на остров. Как и положено для тропического острова ее быстренько слепили из того, что было. А под рукой росли заросли бамбука. Вот из стеблей этого растения и построили молельню с крестом. Построить то построили, но чиновника пожарной инспекции проинструктировать явно забыли. Посему ровно через три года здание, если его можно так назвать, лихо сгорело. Даже головешек не осталось. На дворе стоял 1574 год.
Долго не горевали. Согнали каменотесов и поставили уже настоящий кафедральный собор. Из каменного материала. Не знаю, правда, из чего ляпали внутреннюю отделку, явно из горючего пластика. И где они только его в те стародавние времена нашли? Или вновь пожарники свою судьбу проспали. Но только храм опять немножко сгорел. И случилось это событие в 1583-ем. От рождества Христова.
Бог любит троицу. Поставили церковь опять. На стыке веков, аккурат в 1600 году случилось внезапное землетрясение. Очередной кирдык был зарегистрирован. Восстановили. Как могли на старом фундаменте. Сильно не перестраивали, поэтому будем считать, что номер три продолжил работать по назначению. Но пятьдесят лет спустя очередная встряска баллов на шесть-семь доделала начатое. Инженеры посмотрели и сказали:
— Легче снести, чем восстанавливать!
Четвертый собор строили всем миром. Получился на славу. Испанское барокко. Размеры соответствуют колониальной мощи государства. Все современники, восхищаясь, произносили заученную с детства фразу:
— Королева, я в восторге!..
И простоял этот шедевр зодчества ровно два века. До очередного землетрясения. Сейсмическая зона, однако.
Можете не сомневаться, что пятый вариант тоже был построен. Потому что не может страна обходится без головного храма. По определению не может. Как обычно вбухали денег, согнали дешевую рабсилу и получили результат в лучшем виде. На дворе стоял девятнадцатый век. Развитие технологий позволило таки не боятся сейсмической активности. Но не учли человеческий маразм и жестокость. Очередное строение сгинуло под бомбежкой города в 1945-ом.
3
То, что мы видим сейчас, новострой пятидесятых годов века двадцатого. Попытка номер шесть. Стекло, бетон и прочие новомодные материалы. Если честно, то входя в католические соборы, всегда надеешься услышать дух времени и поразиться массивностью и тяжестью покровительства Господа нашего. Здесь я это чувство не испытал. Ничего поразительного в интерьерах собора не увидел. Новодел, он и на островах новодел. Мало того, сложилось стойкое впечатление, что само здание и все внутренности от алтаря до купола — плохая китайская подделка.
Сейчас проиллюстрирую своё мнение. Наглядным способом. Вот смотрите. Первую фотографию известной скульптуры я сделал в Ватикане. Вторую в Маниле. Найдите три отличия? Первая однозначно работа Мастера. Под стеклом. Сам видел. Вторая явная подделка. Или плагиат. В лучших традициях Востока.
3
1
Думаете это только одна работа такая? Тогда любуйтесь двумя вариантами скульптурной композиции Святого Петра. Ровно так же. Первая оригинал. Вторая вариант а-ля филиппинес.
1
1
Читаю официальный текст со словами:
— Собор украшают скульптуры святых, выполненные лучшими итальянскими мастерами.
Лично мне очень хочется ржать. Долго и задорно. Вот интересно, Микеланджело лицензию на копирование китайцам выдавал? Или они, как обычно, и не спрашивали?
С боковой стороны собора разбит небольшой и ухоженный садик. Цветочки-василечки. Яркие. Желтые, красные, сини, сиреневые. Все цвета тропиков горят ярким огнем. В глубине установлен памятник героям и жертвам Второй Мировой войны. Здесь хозяйничали оккупационные японские войска и, в силу своей самурайской идеологии, с местным населением особенно не церемонились. Стреляли, вешали, душили, травили. Поэтому и сопротивление им оказывалось упорное. В меру сил, конечно. Но партизанские отряды на Филиппинах возникали повсеместно. Поэтому, скажем так, герои в стране были. И монумент им поставлен вовсе не зря. Чтобы помнили.
Но странное дело. Помнить, то помнят. А вот живут в лучших традициях христианства. По заповедям. Японские зверства давно простили и ныне принимают японских туристов как лучших друзей. С любовью. Вы, дорогие читатели, сейчас непременно возмутитесь и скажете:
— Как же иначе? Так и должно быть.
А вот теперь обратите взор в глубину своей русской души. Вы немцев за события семидесятилетней давности простили? Спорим на щелбан, что при любом удобном случае мы готовы им припомнить Сталинград? Да что там припомнить, мы готовы его им повторно устроить…
2
Тем временем мы добрались до самого интересного. Все по той же единственной прямой улице ровно через квартал от кафедрального собора, но уже с другой стороны дороги стоит церковь Святого Августина. Это самое старое здание в Маниле. Пережило и пожары, и землетрясения, и войны с революциями. Как поставили, так и стоит. Поскрипывает только деревянными перекрытиями, когда по ним ангелы ходят. Да лестницы под ногами человеческими прогибаются и тоже жалобно скрипят.
2
Азиатский колорит виден издалека. Вроде церковь, как церковь. То ли готика, то ли барокко, невооруженным глазом не определить. Это пускай специалисты искусствоведы о том спорят. Зато перед центральным входом сидят два льва. Это не просто львы, как принято в европейских столицах. Это собаки Фу. В лучших традициях Фен Шуя. Охраняющие вход от злых духов. В Китае вон, такие перед каждым входом сидят. Хоть в жильё, хоть в магазин, хоть в пагоду. Но здесь же католический храм и католическая страна? Зачем? А отгадка очень проста.
— Это нашей церкви сделали подарок. От китайских прихожан с лучшими намерениями.
О как! На Филиппинах даже китайцы стали католиками.
Так и стоят китайские стражи ворот рядом со статуями святых, что в нишах на фасаде располагаются. Единение традиций, однако.
4
Хочется еще отметить очень искусную резьбу по дереву, на массивных входных дверях. Множество мелких элементов. Резчик потрудился на славу. Воистину получилось настоящее произведение искусства.
4
Для туристов вход платный. Причем, если мне память не изменяет, стоит это 100 песо. Причем это самый дорогой музейный входной билет во всей Маниле. Да, да, Вы не ослышались. В соборе открыт музей. Здесь Вы можете не только помолиться в зале перед алтарем, но и обойти все помещения, который в действующих церквях, как правило, недоступны для рядовых прихожан. Кельи, в которых раньше жили священнослужители, внутренний двор, все это открыто для осмотра.
Помните, находясь в новом кафедральном соборе Манилы, я сказал, что не прочувствовал величие места? Так вот здесь картина противоположная. Здесь витает дух времени. И кажется, что хоть на пару метров, но становишься ближе к Богу. Тяжелые массивные своды давят. В красках преобладают темные цвета. Дерево в коричневых оттенках. Если честно, атмосфера в храме успокаивающая. Хочется сесть на лавку, благо у католиков не обязательно стоять, когда одолевают думы о вечном, и не двигаться хотя бы минут десять. Но мы же не паломники, а туристы. Нам нужно бежать.
5
2
Бегать можно по коридору галереи, который примыкает ко внутреннему садику. Так по кругу можно обойти все помещения. Потом подняться на второй этаж и там повторить кольцевой моцион. А по дороге осмотреть все экспозиции, что представлены вы музее. Понятное дело, что раз мы в храме, то практически самое интересное, на что можно глянуть, так это на могилы и засушенные мумии известных конкистадоров, отличившихся в боях за испанскую власть на островах, и прочих архисановников, прославляющих веру в Христа. Заодно на обозрение выставлены оружие и одежды прошлых веков.
1
Вдоль всего коридора на стенах развешаны картины с видами из филиппинской жизни. Есть пейзажи. Но в основном сюжет касается чисто церковных мотивов. На отдельном пространстве вывешены портреты всех Манильских епископов. Причем нарисованы неплохо. На изображениях своих героев островная церковь не экономила. Нанимала профессионалов.
2
3
Внутренний двор. Очень сильно контрастирует с интерьерами собора. Если внутри здания все в мрачных и темных тонах, то в саду травка зелененькая, цветочки яркие, и солнышко тропиков разливает свет мягким и ровным слоем. До сих пор не могу отделаться от мысли, что этот дворик напоминает внутреннее пространство палат Ватикана. Во всяком случае, принцип тот же.
1
1
А Вы когда-нибудь поднимались на церковные хоры? Лично я впервые. Вверх, под купол собора по старой лестнице, издающей стоны после каждого Вашего шага. Зато какой отсюда открывается вид на алтарь! Закачаешься. Можно часами стоять, смотреть и думать о вечном. Главное через перила не перелезать. Иначе падать вниз придётся долго и нудно. Высоко, однако.
У стены притулился орган. Тоже цвета темного дерева. Эх, еще бы разрешили поиграть на нем немножко!.. А что, с нотной грамотой знаком, клавишу «до» от «ми диеза» отличу с лёгкостью. Даже слышал, как произносят «анданте» или «модерато». Мне бы только показать, на какую педаль нужно жать, чтобы звук был громче. Я бы такой марш сбацал…
1
3
Под конец прогулки по собору Святого Августина хочется показать Вам один замечательный момент и воскликнуть:
— Чудны дела твои, Господи!
2
Обратите внимание на портрет манильского епископа, жившего в шестнадцатом, или в семнадцатом веке и читавшем проповеди в этой церкви. Я несколько минут стоял перед его изображением и не мог отделаться от мысли:
— Мне кажется, или действительно похож?
Под занавес собрания точно уверился:
— Человек с такими чертами лица просто рожден, чтобы руководить. Хоть заморской епархией, хоть далёкой большой страной северной…