После посещения в ноябре прошлого года Шри-Ланки одним из самых ярких, скорее всего, было впечатление об увиденных монахах в ярких желто-оранжевых одеждах. Как известно из истории, в 1972 году Цейлон был переименован в Шри-Ланку, а ранее, в 1948 году Цейлон получил независимость. Население страны составляет 21 миллион жителей, из которых более 60% являются буддистами.
Из важнейших дат и событий в истории страны, пожалуй можно выделить такой факт, связанный с буддизмом: 312 н. э.принесениена Шри-Ланку левого зуба Будды Дант и Хемамала. Зуб Будды хранится сейчас в храме Зуба Будды в городе Канди. Это самая почитаемая святыня для буддистов, как в Шри-Ланке, так и во всем мире. Монахов в городах страны видели не так много.
Впервые они были нами замечены в праздник полнолуния, который проходил на территории нашего отеля под названием Танжирини. (Танжирини, как вы знаете, это смесь апельсина и мандарина. Красиво звучит.) Так вот. Буддисты, в своих ярких одеждах пришли пешком без обуви в храм, который находился на терриитории отеля. Проход в храм был красочно украшен огоньками.
Перед тем, как монахам войти в храм, служители храма обмыли им ноги, обтерли их полотецем. При виде наведенного на них объектива фотоаппарата монахи не позировали, а старались отвернуться или закрыть лицо рукой. Монахов буддистких видели на улицах города Канди. Там есть монастырь. Наш гид рассказывал нам, что если семья бедная, мальчика до совершеннолетия могут отдать в монастырь.
Он там может жить и учиться. Горчичная или коричневая окраска ткани в одежде монахов наиболее соответствует «цвету земли». В «лесной» традиции используется бордовый цвет, а вот монахи в городах придерживаются оранжевой расцветки. Когда мы были в храме Зуба Будды, приходили жители Шри-Ланки с дарами — одеждой оранжевой расцветки для монахов.
Видели монахов в магазине, при выборе скульптурок Ганеши,
а также в музее в Дамбулле.
Ходят они как группами, так и поодиночке. Удалось увидеть издалека детей, игравших в Дамбулле, которые были одеты в одежды буддистких монахов.
Значит существует преемственность поколений. В стране более шести тысяч монастырей и храмов, около двадцати тысяч членов сангхи.
Кроме того, в автобусах для монахов зарезервирован первый ряд сидений. Существует и такое правило — девушкам в автобусах не разрешается сидеть рядом с монахами.
И, немного из истории. Первоначально буддийские бхиккху должны были носить только лохмотья (памсукулачивара), т. е. подобие одежды, сшитое из лоскутов, выброшенных за ненадобностью. Однако, согласно каноническим текстам, уже во времена Будды это правило было отменено и заменено рядом других.
По совету знаменитого врача Дживаки, Будда разрешил монахам принимать одежду от мирян. Ревностные миряне стали дарить монахам одежду, и те были названы Буддой «берущие одежду». Вслед за этим из среды монахов выделился так называемый принимающий одежду. Одежда скапливалась в монастырях, и, так как специального помещения для ее хранения не было, она истлевала или бывала съедена белыми муравьями и крысами.
Тогда Будда посоветовал монахам устроить в монастырях специальные склады для одежды (бхандагары) и назначить хранителя этих помещений (бхандагарику). Для того чтобы не возникали споры при распределении одежды, назначался специальный распределитель одежды (чиварабхаджака).
В конце сезона дождей (октябрь — ноябрь) различные монашеские группы имели обыкновение устраивать «праздник с приглашениями» (паварана). На него приглашались миряне-буддисты, которые несли в подарок монахам то, что им было необходимо. По случаю этого праздника часто совершалась церемония катхина. Считалось, что она приносит большую заслугу. Она заклю чалась в том, что в течение одного дня одежда монаха должна была быть скроена, сшита и затем принесена в дар.