Будучи неоднократно в районе городов Чамьюва и Кумлуджа и проезжая по трассе D-400 Анталия — Финике я мечтал попасть в посёлок Адрасан, виднеющийся вдали с перевала у Олимпоса. По немногочисленным отзывам в русскоязычном интернете я выяснил наличие вблизи от Адрасана прекрасных и ещё неиспорченных многочисленными туристами бухт. Доступ к этим бухтам возможен только с моря и яхты с туристами заходят в них ненадолго во время морских прогулок из Адрасана. Я решил попытаться попасть в Адрасан во время отдыха в одном из отелей Чамьюва в октябре 2009 г.
Этому предшествовала подготовка с помощью GOOGLE MAPS. Увидав на спутниковой съёмке дорогу между посёлком Караоз, расположенным на этом же полуострове, и Адрасаном я первоначально планировал двухдневную прогулку с ночёвкой в каком-либо пансионе или отеле Адрасана. В Караоз вполне понятная из Google Maps дорога идёт из города Мавикент, являющегося фактически пригородом Кумлуджи. А в районе Кумлуджи хорошо развито автобусное сообщение с пригородами.
Однако после выяснения цен в отелях Адрасана, выложенных в интернете, решил разбить своё путешествие на два этапа в разные дни. В одном из очерков об Адрасане прочитал о наличии рейсового автобуса из Анталии. Однако никто толком, включая работников автовокзала Кумлуджи, не мог назвать время его прохождения в Адрасан с автобусной остановки, откуда идут машины в Олимпос и Чиралы. Поэтому в субботу сразу после завтрака в отеле отправился из Чамьюва на долмуше Анталия — Финике до этой остановке, где практически все водители рейсовых автобусов останавливаются на несколько минут.
От Чамьюва проезд стоит 4 лиры. На остановке мне очень повезло — австрийская семья, отправляющаяся на отдых в Адрасан на легковушке, прихватила меня. По пути глава семьи Манфред немного рассказал о том, что они любят отдыхать в этом месте и иногда арендуют яхту на один день, что и собирались сделать в эту субботу. Однако на берегу выяснил у капитана маленькой яхты, что в этот день он не собирается идти в море. Он посоветовал подойти к большой яхте, стоящей в противоположном южном краю бухты Адрасана.
Капитан большой яхты сообщил, что он отправляется в 10.30 на весь световой день до 17.30 и взялся помочь выбраться вечером из Адрасана на трассу. Позвонил своему знакомому с машиной, который согласился отвезти меня по короткой дороге за 25 лир после окончания поездки на яхте. Тур на яхте с обедом из свежей рыбы с овощами, чаем в 16.00 и фруктами в конце путешествия оценивался в 35 лир (нормальная цена дневного тура на яхте в уличных турагенствах в октябре обычно $25 для одного человека).
1
Адрасан — довольно большой посёлок, имеющий форму буквы Т. Большая часть длиной около 4 км тянется до подковообразной бухты и состоит из частных домов с преимущественно сельским населением. Ближе к бухте начинают встречаться мини-отели и пансионы. На побережье есть кафешки-пансионы, где можно относительно недорого поесть и пожить с достаточными удобствами.
Вполне цивильный пляж, в южной части бухты причал с несколькими яхтами и рядом офис транспортной компании ADRASAN-TUR. Расписание его рейсов на щите рядом с закрытым офисом говорит об утреннем и вечернем рейсах в Анталию. Но в октябре был только утренний рейс, хотя я несколько раз на трассе видел микроавтобусы с эмблемой ADRASAN-TUR, направляющиеся в сторону Кемера.
Адрасан расположен на восточной стороне полуострова Ташликбурну, напоминающего по форме Камчатку. На север от Адрасана в сторону Олимпоса между высоких труднопроходимых горных массивов расположились несколько бухт. Наиболее известные из них — Пиратская, Сазак, Дженевиз. В эти бухты обычно заходят яхты с туристами для купания. Ближайшая по ходу бухта с неизвестным мне названием расположена в нескольких километрах от Адрасана и из неё видна его приморская часть. В этой небольшой, очень уютной бухте с песчаным дном наша яхта сделала первую остановку для купания.
По моим ощущениям этой бухте больше всего подошло бы название «райская». Далее, обогнув мыс, примерно через 40 минут хода мы зашли в довольно крупную, длиной около 300 метров бухту Сазак. К моему удивлению кроме туристов с яхт на песчаном берегу я увидел несколько джипов около палаточного лагеря. Значит, для машин такой проходимости эта бухта доступна по дороге. В бухте матрос и дети капитана яхты вполне успешно ловили рыбу. Берега бухты окаймлены высокими отвесными скалами, придающими бухте очень живописный вид.
1
Следующая на север бухта Дженевиз доступна только с моря. В ней тоже стояло несколько яхт с туристами. А на берегу взрослый мужчина обмазывал себя очень тёмной грязью, как пояснил капитан, имеющей лечебные свойства. Очень вкусный обед усилил впечатление комфортного отдыха. Немного омрачало впечатление от красоты природы обилие плавающих на поверхности остатков растений, пластиковых пакетов и всяческого мусора. Всё это — следы прошедшего за пару дней до этого сильного дождя, вызвавшего в бухте Олимпоса сель.
Ветер и течение отнесли этот мусор не только в бухту Дженевиз, находящуюся на расстоянии нескольких километров от Олимпоса, но и далеко на юг, в сторону Адрасана. Далее капитан направил нашу яхту к Олимпосу, до которого оставалось около получаса хода. В бухте Олимпоса мы постояли несколько минут, не приближаясь близко к берегу. Поэтому явных следов разрушительного селя двухдневной давности я не заметил. Как обычно ласково светило солнце, десятки отдыхающих купались и несколько прогулочных яхт стояло в бухте.
Чистый воздух открывал прекрасную перспективу на Тахталы-Даг и побережье вплоть до Кемера. На обратном пути из-под левого борта неожиданно вылетела летающая рыба. Сначала я решил, что это послеполуденные глюки моего перегруженного яркими впечатлениями сознания, полагавшего, что эти рыбы водятся только в Атлантическом и Тихом океанах. Но через несколько минут вылетела ещё одна рыбёшка и на небольшой высоте пролетела несколько десятков метров. Ещё один пассажир яхты с хорошим зрением подтвердил, что он тоже видел летающую рыбу.
Примерно через час хода яхта внезапно затормозила и наш капитан, выступивший в роли рыболова, вытащил со снасти, болтавшейся за кормой яхты, рыбу. Тут же кто-то из девяти пассажиров или экипажа закричал, показывая в сторону открытого моря, что видит большую черепаху, но я не успел сфотографировать её. Хотя из многих источников я знал, что черепахи откладывают яйца в песках пляжа Чиралы, соседствующего с Олимпосом. За штурвалом стоял старший сын капитана. Мне показалось странным, что он держал курс на скалистый берег, а не в открытое море.
1
В том направлении, куда шла яхта, не было видно никакой бухты, создавалось впечатление, что мы неизбежно уткнёмся в берег. Лишь за сотню метров до скал стали видны два судна вблизи берега, оказалось, что мы держим курс в бухту, имеющую название Shepherd или, по другим источникам, Пиратская. В этой бухте в отличие от всех остальных нет пляжа или прибрежной полосы, на которую удобно высаживаться. Может поэтому она, скрытая хорошо от ветра и волн, и получила такое название.
Один корабль, стоявший на якоре, оказался прогулочной яхтой, а второй — небольшой баркас, с которого четверо молодых людей ловили рыбу. По просьбе нашего капитана один из них заплыл за корму нашей яхты и, взяв опущенный в воду швартовый канат, закрепил его за большой камень у берега. Нам был предложено получасовое купание с последующим полдником, состоящим из чая и печенья. Вода в этой бухте была очень чистая и тёплая. Наблюдая за рыбной ловлей с баркаса, я увидал большое тёмное пятно под водой, появившееся в тот момент, когда один из рыболовов вытаскивал добычу.
Оказалось, что он поймал на спиннинг кальмара. Я приготовил фотоаппарат и при подъёме второго кальмара, о поимке которого снова свидетельствовало новое «чернильное» облако, успел сфотографировать его. Эта бухта оказалась последней остановкой на нашем обратном пути. Около небольшого острова невдалеке от этой бухты нам встретилась яхта с дайверами. Также яхты с дайверами встретились в бухтах недалеко от Адрасана. На некоторых схемах этой части полуострова они так и обозначены — «Diver cove». На схеме маршрута нашей яхты путь к Олимпосу обозначен красным цветом, а обратный — жёлтым.
1
В бухту Адрасана мы возвращались около 17.00, когда солнце уже скрылось за горами. Приятным дополнением к ярким впечатлениям круиза послужил фруктовый полдник из нарезанных яблок и разломленных гранат, готовых к употреблению. В середине бухты наш курс пересёк катер береговой охраны, стремительно пролетевший в сторону открытого моря. Как и обещал мне перед началом круиза капитан яхты, в момент нашей швартовки на берег подъехал автомобиль, водитель которого после небольшого традиционного торга согласился отвезти меня на верхнюю трассу за 25 лир.
По дороге он долго уговаривал довезти прямо к отелю за «какие-то 50 евро». Но я стойко держался своего предложения и по короткой дороге, лежащей ближе к Кумлудже, мы доехали до трассы минут за 10. На месте, где меня высадил мой «таксист», стоял дорожный указатель «Adrasan (Cavuskoy) 9 km». Дождаться долмуша, следующего в сторону Анталии было делом нескольких минут.
По словам водителей, движение общественного транспорта в этом районе прекращается примерно к 21.00. Долмуш затормозил около дороги, спускающейся к Чиралы, и из него вышла семья с маленькими детьми, младшему из которых было не больше 3 лет. Судя по разговору, это были немцы; как я заметил, много европейцев без особых комплексов едут отдыхать в маленькие отели и пансионы с детьми.
Вернувшись домой в Москву я обнаружил в англоязычном интернете на сайте с рекламой отелей Адрасана расписание отправления микроавтобусов из автовокзала Анталии. Утренний рейс, как указано, отправляется в 9.00. На том же сайте написано, как найти этот микроавтобус и как добираться в Адрасан и выбираться из него в случае невозможности попасть на рейс компании ADRASAN TUR.
Караоз
На том же полуострове, что и Адрасан, расположен небольшой посёлок Караоз, вокруг которого много очень красивых бухт, фотографии которых выложены в GOOGLE MAPS. Караоз расположен с противоположной стороны от Адрасана и их разделяет гора, на вершине которой расположен один из красивейших маяков средиземноморского побережья Турции.
Т. к. в Кумлудже я бывал несколько раз, то примерно представлял, как попасть в Мавикент, откуда асфальтированная дорога ведёт в Караоз. Попасть в Кумлуджу со стороны Кемера легко любым рейсовым транспортом, идущим по трассе D-400 в Кумлуджу, Финике, Демре. Интервал движения составляет буквально несколько минут, стоимость проезда от Чамьюва — 6 лир. Долмуши в Мавикент идут из центра города и не заходят на автостанцию Кумлуджи, расположенную на въезде в город со стороны Кемера. Для того чтобы сесть в такой долмуш, надо выйти на перекрёстке при въезде в город и пройти в сторону моря до автобусной остановки по дороге с указателем Beykonak, Mavikent.
Впрочем, водители останавливают автобус в любом месте, если вы вовремя дадите знать, что хотите сесть в него. Я поехал на эту прогулку с друзьями, отдыхавшими в одном из отелей Текировы. Через несколько минут ходьбы по улице Бейконака, в которую сразу же по выходе из Кумлуджи превратилась шоссе, мы сели в долмуш, шедший до Мавикента. На таблице стоимости проезда в долмуше был указан и Караоз, но во время нашей поездки водитель пояснил, что его автобус туда не идёт. Стоимость проезда до Мавикента — 2,5 лиры.
И Бейконак и Мавикент расположены практически вдоль одной улицы и ограничены с одной стороны горами, с другой, в сторону Кумлуджи — бескрайним морем теплиц. Лишь перед самым морем Мавикент немного расширяется и долмуш поворачивает направо. На противоположной от Кумлуджи стороне улицы мы увидели указатель «Karaoz 10km». Но с нашим слабым знанием турецкого языка не удалось толком понять, ходит ли регулярный транспорт в Караоз из Мавикента. Стоит заметить, что в нескольких описаниях Караоза, с которыми я ознакомился, указывается меньшее расстояние от Мавикента — 3 или 4 километра.
Это и скорректировало наши планы на предстоящую прогулку. Решили идти вдоль моря до ближайшей бухты, где предполагали искупаться и отдохнуть. Безлюдный пляж от Мавикента растянулся до Финике примерно на 25 километров. На береговой полосе встречаются гигантские опунции, а вдоль улицы тянутся странные для моего глаза одноэтажные постройки жилого типа. В своё время при просмотре фотографий этих мест в GOOGLE меня очень удивил вид типичных трущоб на сваях. Теперь своими глазами я увидел этот «городок», похоже, созданный для сезонных рабочих.
Но отдельные домики имели вполне приличный вид, обшиты пластиком, с непременной почти для всей виденной мной Турции, тарелкой спутникового ТВ и даже с небольшими огородиками. Городок растянулся примерно на километр и, пройдя его, мы перешли на дорогу, которая стала подниматься над морем всё выше. Дорога оказалась не очень загружена транспортом, в основном шли легковые автомобили. С левой стороны к дороге подступали очень живописные скалы различной расцветки.
Из горных ключей местами журчала вода, а в одном месте был обустроен водный источник с достаточно качественной сантехникой. Первая бухта, заманившая нас отдохнуть, встретилась примерно в часе пути от Мавикента. Перед спуском к ней у дороги стоял указатель, информирующий о том, что это место для пикника. Очень цивильный туалет, водный источник и контейнер для мусора — всё говорило о заботе местных властей о качестве отдыха в этой бухте. Когда мы почти подошли к воде, из бухты на мотоциклах уехали два рыбака.
Рыбаки — частое явление на этих берегах, особенно в выходные дни. И вода в бухте и вся обстановка были очень комфортны для отдыха. Далее дорога стала подниматься ещё выше и к следующей, довольно длинной бухте мы вышли ещё минут через сорок не очень торопливой ходьбы. С нескольких точек по дороге открывался прекрасный вид на бухту Караоза, но сам посёлок скрывался где-то в глубине. Перед началом второй бухты дорога спустилась довольно низко. Мы вышли на пляж недалеко от гигантского камня, скатившегося когда-то в море.
Договорились устроить здесь обед, искупаться и отдохнуть. После обеда я решил прогуляться по дороге до места, откуда увижу Караоз. Мои друзья остались отдохнуть, т. к. приехавшие накануне в их отель российские туристы откуда-то из северных краёв лишили их сна до самого утра. На схеме нашей прогулки в Караоз эта часть моего маршрута обозначена фиолетовым цветов в отличие от красного совместного с друзьями пути. Обогнув бухту, дорога вновь полезла вверх, и с поворота открылся очередной дивный вид во все стороны.
Но Караоз ещё не был виден. Зато на небольшом мысу впереди виднелась финиковая пальма среди какого-то поля. Спустившись по грунтовой дороге к этому месту, я с удивлением увидел большую площадку, заросшую высокими колючими растениями, сильно похожими на сорняки. А в середине этой площадки в гордом одиночестве стояла та самая пальма в очень выгодной точке фотосъёмки. Остатки какого-то сооружения дали возможность предположить, что здесь когда-то занимались сельским хозяйством. С этой части мыса Караоз всё ещё не был виден.
Но зато на спуске к морю на скалах в совершенно диком месте росло ещё несколько пальм разного размера. Ранее я неоднократно слышал, что пальмы в Турции в диком виде не растут, и сам не раз встречал поля-питомники, где выращивали саженцы пальм. Вернувшись на основную дорогу я продолжил путь надеясь за каждым следующим поворотом увидеть наконец дома Караоза. Меня обогнал долмуш с надписью, свидетельствующей о перевозке школьников. Потом весёлый пожилой турок на тракторе типа «Белорусь» с прицепом обогнал меня и улыбкой ответил на моё приветствие.
Наконец, метров через пятьсот от мыса с дикими пальмами, стали проглядывать сквозь деревья признаки посёлка. Дорога пошла снова вниз, и я увидал подходящую точку фотосъёмки. Среди расступившихся деревьев открылась панорама всего посёлка. Он расположился на небольшом склоне V-образной долины, окружённой с севера высоким хребтом, отделяющим от долины Адрасана. Более пологий подъём шёл в направлении автомагистрали D-400. В сторону Кумлуджи также высились горы. Бухта и пляж Караоза выглядели пустынными, лишь одинокий пирс да несколько яхт служили её украшением.
Основная масса строений представляли двух — трёхэтажные жилые дома, утопающие в зелени. Сделав снимки и видеопанораму Караоза, я заторопился обратно, так как друзьям обещал вернуться через полчаса, но дорога сильно увлекла меня. На обратном пути около 3 часов дня меня обогнал «школьный» долмуш. Водитель просигналил мне, но я не сориентировался вовремя, так как он нагнал меня из-за поворота. Потом я жалел, что не остановил его, он наверняка мог бы подвезти меня до Мавикента.
Впрочем, по моим расчётам мы и пешком должны были вполне успеть в Мавикент часам к пяти, т. е. уехать из Кумлуджи не позже шести вечера, так как долмуш идёт через Мавикент и Бейконак около получаса. Мои друзья, заждавшись меня и хорошо отдохнув, начали беспокоиться, так как мобильник я оставил со своими вещами в месте отдыха. Бодрым шагом без остановки на фотосъёмку мы двинулись в сторону Мавикента. Через некоторое время нас догнал весёлый дед тракторист, которого я приветствовал с час назад.
Прицеп на этот раз у него был пустой, и мы тут же последовали приглашению подвезти нас. Эта поездка в прицепе с лихим трактористом по не очень ровному асфальту живо напомнила времена массовых выездов сотрудников родных заводов на уборку колхозного картофеля во времена СССР. На уже известной нам остановке в Мавикенте мы через двадцать минут сели в долмуш и вернулись в свои отели до ужина.
Во время всей прогулки к Караозу и обратно я ни разу не видел ни одной шедшей вдоль берега прогулочной яхты. Если судить по фотоснимкам в GOOGLE, за Караозом в сторону Адрасана много красивых бухт и даже просматривается небольшая дорога вдоль берега. Однако возможность побывать в них, равно как и пройтись по дороге через перевал до Адрасана пока остаётся в мечтах.
Для их осуществления, скорее всего, надо хотя бы на пару суток остановиться в одном из отелей или пансионов Караоза. Если верить рекламе в интернете, виллы в этом районе покупают члены парламента и правительства Турции. Впрочем и то, что я увидел своими глазами, наводит на мысли о спокойном комфортном отдыхе на фоне великолепной красоты природы.
Для оплаты проезда в местном транспорте удобнее использовать местную валюту — лиры, которые всегда можно получить в обмен на доллары в банках по государственному курсу. На почте тоже возможен обмен валюты, но, во-первых там взимают комиссию, во- вторых, в небольших почтовых отделениях не всегда есть банкноты нужного достоинства. Первый обмен долларов на лиры мы совершили в аэропорту Анталии, ожидая получения багажа. Пункт обмена располагался недалеко от выхода из терминала.