Случилось так, что на новогодние праздники я оставалась в Москве. Каникулы обещали объедально — релаксационное однообразие. Я грустила… Но однажды вечером, незадолго до праздников, мне позвонила одна из моих подруг и рассказала о возможности покататься на ретро-поезде…
Компания-организатор предлагала четыре варианта, два коротких маршрута и два длинных. Мы решили, испробовать два — один длинный и один короткий. Наше длинное путешествие на ретро-поезде предполагало встречу с двумя городами — Сергиев посад и Александров, а второе, короткое, обещало знакомство с 5-тью московскими вокзалами.
Я с нетерпением ждала этих поездок.
Первый выезд приходился на 5-е января. Это был дальний маршрут. Группа собралась ранним утром на Ярославском вокзале, и первым делом мы отправились смотреть на старинный паровоз, на котором нам предстояло ехать.
4
Чудесное зрелище. На заснеженном перроне стоит раритет. Из его трубы вырываются клубы пара, окутывая зрителей.
К паровозу было прицеплено два вагона. Наша большая группа, порядка 100 человек, успешно в них разместилась. На улице мороз, а в вагонах очень тепло, почти жарко. Все с комфортом расселись, и мы отправились в путь…
Первой нашей остановкой будет Сергиев Посад. Ехать до этой станции около часа, поэтому в наш вагон определен гид-сопровождающий, который будет рассказывать в пути о поездах и ориентировать нас по программе поездки. Гид нам попался немного странный. За время поездки его истории о железнодорожном транспорте, плавно перетекли в авиацию, а потом и вовсе переместились в область семейной психологии. Странным образом об истории и особенностях нашего паровоза узнать нам ничего не удалось…
Мы прибыли в Сергиев Посад.
От станции до Лавры нам предстояло прогуляться пешком. Денек был морозный, и наша большая группа быстрей — скорей поспешила к стенам знаменитой обители.
1
Здесь нам предстояло дождаться экскурсовода.
Надо сказать, что после жаркого вагона мороз бодрил, настроение у всех было хорошее, дети бегали и валялись в снегу, а взрослые, пританцовывая, обменивались шутками.
К нашей экскурсионной армии подошли несколько гидов и предложили разбиться на группы по 20 человек. Здесь выяснилось, что для троих наших сопровождающих это оказалось сложной задачей, но т. к. всем очень хотелось попасть в Лавру народ с горем пополам сам как-то рассортировался…
В Лавре мы должны были пробыть несколько часов, после чего вся группа самостоятельно должна была прибыть на вокзал Сергиева Посада и отправиться дальше по маршруту. В Лавре, после экскурсии, предполагалось свободное время.
Находясь в таком месте, всегда хочется поставить свечи и поклониться мощам…
3
Зимнюю Лавру я видела впервые. До этого всем мои визиты сюда приходились на лето или осень. Зимой Лавра необычайно красива. Белые стены на белом фоне создают ощущение чего-то неземного, будто возникающего из ниоткуда.
6
Яркие купола выделяются на зимнем небе ярко и победно.
4
4
Мы с подругой попали в группу, которую сопровождала чудесный экскурсовод. С этим гидом мы обошли все храмы. Она рассказала интересные истории о Лавре, о жизни и подвигах Сергия Радонежского и о множестве святых земли русской.
3
4
3
1
Экскурсия завершалась посещением духовной академии, в стенах которой находится Покровская церковь.
2
В эту церквь я попала впервые. Здесь находятся три иконы, написанные В. М. Васнецовым и здесь можно во время службы услышать чудесный хор учащихся.
Экскурсия закончилась, и у нас осталось два часа до отправления нашего ретро-поезда.
4
За это время нам удалось поставить свечи и даже пообедать.
Из окон ресторана мы любовались зимней панорамой Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
1
2
Наша многочисленная группа без опозданий собралась на вокзале в Сергиевом Посаде и после короткой фотосессии с ретро-поездом
3
2
отправилась в Александров. Весь час пути до Александрова наш затейник сопровождающий не умолкал ни на минуту, рассказывая свои истории и пытаясь шутить в стиле Петросяна…
Еще в Сергиевом Посаде, другой сопровождающий сказал, что в Александрове нас будут ждать автобусы, на которых мы доберемся до Александровой Слободы.
Мы прибыли в Александров, наш десант высадился и дружно отправился ждать автобус. Первая группа загрузилась и благополучно уехала в Слободу. Остальная часть, человек 60, осталась ждать своей очереди. Время шло, а автобуса не было…
Надо сказать, мороз крепчал, по ощущениям было уже градусов 20. Начиная замерзать, я спросила, сколько еще нам предстоит ждать отправки? «Скоро», — ответил один из сопровождающих. Выяснилось, что наши организаторы заказали всего один автобус на группу из 100 человек. После полученного ответа мы все боялись отойти, и потому продолжали ждать наш транспорт на морозе. Приехал автобус и замерзшие экскурсанты начали его штурмовать. Сидячих мест на всех не хватило, и некоторым людям пришлось ехать стоя. Дорога заняла минут 15, так что отогреться никто не успел.
На территории Слободы мы еще немного потанцевали на морозе, пока наши организаторы оформляли документы.
1
1
Появились гиды, и снова возникла задача распределения нас по группам. Народ, получивший опыт на эту тему в Лавре, уже не стал ждать помощи от сопровождающих и самостоятельно, довольно быстро рассортировался по группам.
Нам с подругой повезло. Нашей группе достался отличный экскурсовод. Мы услышали интересный рассказ о Слободе, много историй связанных с Иваном Грозным, его отцом и его сыном. Услышали легенды о знаменитом подземном ходе и потерянной библиотеки…
3
2
2
1
Посмотрели чудесные экспозиции и познакомились с обычаями средневековых трапез. Увидели уникальную роспись шатра церкви 16 века. Эта роспись была сделана по заказу Ивана Грозного.
Александрова Слобода в голубых зимних сумерках выглядела сказочно красивой. Интересный рассказ создавал ощущение путешествия во времени.
1
1
Иногда казалось, что еще немного и появится человек в высокой шапке и кафтане и, отряхнув снег, начнет подниматься по лестнице.
1
1
Или перекрестившись с поклоном, войдет в церковь.
4
Экскурсия наша завершилась чаепитием с пряниками. Выйдя на улицу, мы увидели, что наступил уже глубокий вечер. Нам предстояло возвратиться в Москву.
Выйдя за стены Слободы, мы с тоской поняли, что автобуса нет. Но на этот раз нам повезло — автобус приехал минут через пять. Наша группа радостно загрузилась в автобус, и тут выяснилось, что мы должны подождать другие группы, у которых экскурсия еще продолжалась. Одно счастье, что в этот раз не пришлось стоять на морозе.
Минут через 20 все собрались, но сидячих мест на всех опять не хватило. Большому числу людей пришлось ехать стоя. К концу дня люди устали и страшно возмущаясь плохой организацией этой поездки. В обстановке негатива и раздрожения мы приехали на вокзал города Александрова. Нашего поезда не было. Сопровождающие не могли нас сориентировать по времени. Однако на этот раз их сообразительности хватило на то, чтобы разместить нас в теплом помещении зала ожидания.
Через некоторое время пришел наш поезд, и мы отправились в Москву.
Наш гид-затейник снова завел свои песни о паровозах, пароходах, самолетах и психологии семейной жизни. Но усталость брала свое, и всю дорогу до Москвы я спала.
В итоге очень хочется сказать, что всем участникам этой поездки, было очень обидно, что такая отличная идея как путешествие на ретро-поезде по интересным городам была омрачена плохой организацией.
Я очень надеюсь, что организаторы учтут полученный опыт и в следующий раз все организуют намного лучше…
Мне предстояла еще одна экскурсия на ретро-поезде. На 9-е января было заказано путешествие по московским вокзалам. Программа второй поездки сулила много интересного!