Музей-усадьба в Изваре — небольшом поселении Ленинградской области был открыт в 1984 году. Это был первый государственный музей русского художника, ученого, общественного деятеля, путешественника Николая Константиновича Рериха.
Музей-усадьба в Изваре — небольшом поселении Ленинградской области был открыт в 1984 году. Это был первый государственный музей русского художника, ученого, общественного деятеля, путешественника Николая Константиновича Рериха.
День 6 ноября, который мы наметили для посещения, оказался на редкость хмурым и дождливым. Но задумано — сделано, тем более что в этом музее в последний раз я была двадцать лет назад.
Усадьбу в Изваре, отец художника Константин Федорович Рерих приобрел в 1872 году, то есть за два года до рождения сына Николая.
В течение 28-и лет эта усадьба была для Николай Рериха — «родным гнездом», здесь он формировался как личность, здесь выбирал свой жизненный путь, здесь слушал природу и время.
Память о старинном скандинавском роде Рерихов, на этой древней земле обогатилась древней и очень интересной историей изварской земли.
Николай Рерих — художник-мистик и мистические совпадения в его биографии иногда просто впечатляют.
Так название «Извара» вначале кажется производным от русского слова «взвар». В окрестностях здесь действительно бьет очень много источников, чистых ключей.
Однако сам художник, опираясь на предание, предполагал, что название «Извара» имеет санскритские корни. Дело в том, что люди хранили память о том, что неподалеку от этих мест, в екатерининские времена жил индусский раджа.
Рерих считал, что в основе названия лежит индусское слово Исвара — Всевышний. Известно, что впоследствии, во время разговора с индийским поэтом Рабиндранатом Тагором, в Лондоне, Николай Рерих получил его одобрение для своего предположения.
Впоследствии, историки также подтвердили, что действительно, в этих местах в конце XVIII века проживал представитель индийского княжеского рода А. И. Порюс-Визапурский. Непонятно, как этот индус оказался в России, но известно, что данный раджа двадцать лет служил России, в чине полковника и был участником Отечественной войны 1812 года.
И хотя название «Взвар» упоминается в более древние времена, все же такое совпадение, кажется не случайным,- так считал и сам художник.
Детство художника прошло в удивительно красивых и заповедных местах. Здесь он впервые соприкоснулся с историей родной земли, услышал, как бьется ее сердце.
«Около Извары почти при каждом селении, были обширные курганные поля от X века до XIV.- Писал он впоследствии в своем дневнике. — От малых лет потянуло к этим необычным странным буграм, в которых постоянно находились занятные металлические, древние вещи. К раскопкам домашние относились укоризненно, но привлекательность от этого не уменьшалась….Самые первые мои курганные находки не только совпали с любимыми уроками истории, но в воспоминаниях близко лежат и к географии, и к гоголевской исторической фантастике».
Не случайно одним из любимых занятий Рериха — подростка становится археология.
В своих дневниках он писал: «Спасибо вам, изварские курганы… Ничто и никаким способом не приблизит так к ощущению древнего мира, как собственноручная раскопка и прикасание, именно первое непосредственное касание к предмету большой древности…»
В Музее Рериха немало артефактов древней культуры, найденных на территории усадьбы, в том числе и самим художником. Ведь с 1896 года он сотрудничает с Императорским русским археологическим обществом, избирается его сотрудником, участвует в раскопках как ученый, а не только любитель древностей.
Казалось бы, как далеко от этой земли находится Рим, а между тем, два стенда посвящены коллекции Римских монет, найденных в этих краях.
История торгового пути из Варяг в Греки очень интересовала Николая Рериха, и он изучал письменные материалы и археологические артефакты, которые могли вывести его на интересные научные открытия.
Экспозиция музея не слишком большая, но очень интересная. Здесь воссоздана обстановка дома Рерихов.
Есть три подлинника художественных работ Николая Константиновича.
Есть вещи, принадлежавшие его семье.
Например, у выхода — стоит вот этот сундук, с ним Рерихи отправлялись в путешествия.
Я подошла, на глазах смотрительницы приоткрыла крышку, словно это и не экспонат музея. В сундуке лежали какие-то бумаги, куклы.
Приятно, что сотрудники музея сделали все, чтобы дом не просто свидетельствовал, но жил. Здесь принято постоянно размещать картины художников и эти современные работы, привносят какое-то свое дыхание, свой ритм. В данный момент, в комнатах усадьбы были развешаны картины молодого художника, священника о. Иоанна Райпольского, которые очень хорошо вписались в интерьеры.
Когда мы поднялись в мезонин, что на втором этаже, дождь усилился. Он уютно стучал по крыше, и казалось, что художник где-то неподалеку, сейчас зайдет и примется за работу. Ведь именно здесь он занимался живописью.
Мы довольно долго бродили по музею, разглядывали, читали, размышляли.
Когда вышли из дома, дождь все также плакал в развесистые лапы вековых елей.
Тропинка от усадьбы привела к храму Казанской иконы и пристроенному Училищному дому земледельческой колонии, которая здесь существовала в начале XX века для беспризорных детей. Девизом этой колонии были слова В. Гюго: «Кто открывает школу, тот закрывает тюрьму».
Но эта история усадьбы, уже не принадлежала художнику. В 1900 году, когда умер отец Николая Рериха, его мать — Мария Васильевна продала усадьбу барону А. П. Верландеру, который был очень деятельным человеком и немало сделал для того, чтобы усадьба жила и процветала.
Сегодня училище хотят отреставрировать и отдать детям, создать международный, миротворческий культурно-экологический центр.
В течение всей своей жизни Николай Рерих активно продвигал идею необходимости возвращения к природе, а также необходимости защиты культурных памятников.
Он чувствовал, как современный город противопоставляет себя природе: «Город, выросший из природы, угрожает теперь природе, город, созданный человеком, властвует над человеком». Сохранить природу, сохранить историю, культурное достояние человечества на всей земле призывал Рериховский пакт, который был принят в США, при поддержке президента Рузвельта.
Неожиданное продолжение мыслей Рериха произошло уже после того, как мы покинули усадьбу и отъехали на определенное расстояние.
Остановились у знакомого родника, где раньше часто набирали воду и где люди приезжали окунаться в любое время года.
Не забыть, как молодые люди, водители большегрузов, которые всегда здесь останавливались, спокойно шли по снегу и окунались в ледяной воде.
Подъехали. Вышли из машины. Так же стоит каменный крест с древнего могильника, так же стоит часовня.
Но вот незадача. Оказалось, что вода ушла. Чем-то люди обидели воду и она иссякла.
Культура — это одухотворенная природа, но мы дети цивилизации способны ли поберечь то, что так энергично защищал в течение всей своей жизни Николай Рерих — художник, философ, ученый, путешественник.
Мне нравятся слова о том, что человек — это творящий взгляд Природы на самое себя. Не забыть бы об этом предназначении!