Не люблю я самостоятельные путешествия, однако, большая часть моих заграничных экскурсий самостоятельные — такой вот парадокс. Причины нелюбви очень просты и понятны: во-первых, чтобы составить качественный маршрут, надо перелопатить массу инфы, во-вторых — за одинаковое время самостоятельный турист успевает увидеть и посетить меньше точек, чем организованный, в-третьих — усталость от самохода намного выше, чем от прогулки в комфортабельном автобусе, в-четвертых — не всегда удается найти нужный адрес, дом, дверь, на поиски уходит драгоценное время и силы. И в-пятых — в горячке поисков часто пропускаешь важные и интересные объекты: в Вене я пропустил Анкерные часы и Пратер, а в Амстере мельницу, до сих пор жалею.
В Лиссабоне мы скомбинировали свои усилия: в первый день взяли тур с гидом, а вот второй день посвятили самостоятельному освоению португальской столицы.
Почти каждый турист, летящий в Лиссабон на самолете, при посадке видит весь город с высоты птичьего полета. Впечатления потрясающие, ведь глиссада проходит над рекой Тежу, берега которой соединяет грандиозный мост 25 апреля, а затем самолет летит над крышами всего города, перед самой посадкой под крылом проплывает даже тюрьма. С высоты все выглядит великолепно, а снизу кажется, что самолет садятся прямо на крышу твоего отеля.
15
19
7
Расселились в Hotel A.S. 3*, номера неплохи, завтраки приличные, расположение отличное: м. Аламеда рядом, до центра 4 станции, можно смело рекомендовать. Метро вполне удобное, но очень длинные переходы между линиями, ожидание поезда 4–12 минут, сеть станций небольшая, на малые расстояния лучше ездить на трамвае и автобусе. Транспортная проблема решается с помощью проездного, закачанного на карту Viva Viagem или 7Colinas, которая стоит 0,5€. Удобная и экономичная штука — проездной 24 hours ticket за 6€, он активируется после первой поездки (в метро прикладываем к валидатору на входе и выходе, в другом транспорте лишь на входе), и действует ровно сутки. Вечером загружали проездной и пользовались им до следующего вечера на метро, трамвае, автобусе, фуникулерах и лифте — экономия существенная.
Экскурсия начинается от Памятника 25й годовщины апрельской революции — две высоких белых стелы и странного вида фонтан, на вид недостроенный. Над ними реет огромный национальный флаг, он поменьше мексиканского в Мехико или иорданского в Акабе, но тоже внушает уважение. С этой точки открывается замечательный вид на парк Эдуарда VII, который изначально назывался Парк свободы, но в начале ХХв португальцы сильно прогнулись под англичан и переименовали свой парк в честь их короля. Вдали прекрасно видны крыши старой части города — Байша и замок Св. Георгия.
8
18
Полюбовавшись панорамой, не стоит мешкать, и бодрым шагом, переходящим в бег трусцой (благо под горку), движемся к площади Маркиза де Помбала — знаменитого государственного деятеля эпохи короля Жозе I, с одноименной конной статуей. Далее по Av. Liberdade прибываем на пл. Restavradores — не особенно примечательное место, за исключением одного — здесь находится нижняя остановка фуникулера Глория.
По сути, это не фуникулер, а изуродованный трамвай, который может взбираться в очень крутую горку. Подъем — пара минут, стоимость 2–85€, а с билетом 24 hours ticket бесплатно. Наверху живописная смотровая площадка Мирадору-ди-Сан-Педро-ди-Алькантра, отсюда можно попасть в гламурный квартал Байрру-Алту — магазины, рестораны, гульба и вечный кайф. Ниже площади Restavradores еще одна площадь Россио, это центральная площадь столицы. Здесь много интересного, например вокзал Россиу, откуда легко доехать до Синтры. Здание выстроено в стиле нео-мануэлино и больше похоже на театр. Рядом с ним Национальный театр, а в центре площади колонна с очередным доном Педро под номером VI. Но главная фишка площади — ее необычная мостовая, выложенная так, что кажется, будто шагаешь по волнам, такие мостовые встречаются во многих городах страны. Если смотреть только под ноги, реально начинает кружиться голова, из-за этого площадь называют штормовой. Утром площадь пустынна, днем заполнена туристами и зеваками, в один из вечеров мы застали там множество шатров с аппетитной снедью (копчености, сладости, сыры, джемы, вина, оливковое масло), среди которых прохаживались ряженые шуты в масках. Так и не поняли, что это было — ярмарка или народное гуляние.
15
23
Левее театра храм Санто-Доминго и крошечная площадь толерантности, там была синагога. Нынче этот пятачок заполняют толерантные негры. По всему видно — бездельники и лоботрясы, не имеющие ни работы, ни желания трудиться. В торце здания крошечный бар Ginjinha, где продают джинджу — вишневую наливку. Портосы с удовольствием пропускают чарку-другую по 1,35€. Приятный напиток — глаза мужчин начинают озорно блестеть, а женские щечки рдеют румянцем.
Прогуляемся по площади Россио до колонны и, свернув налево по Rua de Amparo, попадаем на пл. Figueira, на ней стоит помпезный памятник очередному королю, он нам не интересен — забронзовелых конников в Португалии пруд пруди. А посмотреть странный объект на первом этаже — Госпиталь для кукол, там чинят куклы и игрушки, наверно стоит, хотя у меня такие заведения вызывают холодок в груди — заготовки кукол очень похожи на части людей…. На этой же площади остановка 37-й мини-автобуса, который довезет до входа в замок Св. Георгия (вх. билет 8 евро)
4
28
Теперь вернемся на пл. Россио и прямой путь по Av. Augusto — центральной улочке старого района Байша. Это самое сердце древнего города, а постройки относительно молодые — во время землетрясения 1755 г. подземная стихия практически полностью уничтожила все дома. Маркиз де Помбал, не мудрствуя лукаво, решил все отстроить заново, но по регулярному плану: так и получились улицы-стрелы, перекрестки-перпендикуляры. Многие домики облицованы керамической плиткой с рисунком — знаменитой «азулежу», со стороны узоры на стенах выглядит очень нарядно и необычно. Улица пешеходная, все первые этажи отданы под магазинчики, в витринах манящие скидки — жена была готова бросить гида и немедленно вдарить по шопингу, насилу оттащил от дверей. В центре улочки обычно стоят столики, где с удовольствием можно пить, есть и глазеть по сторонам. Средний чек 35–60€ на двоих, главное не забыть попробовать белую сангрию и заказать что-то рыбное.
18
Все убыстряя шаг, движемся к реке Тежу, по правую руку надо не пропустить лифт Элевадор ди Санта Жушта, поднимающий туристов на высоту 32 м в район Байрра-Альта. Старинное и необычное творение инженерного гения, часть его металлоконструкций — неиспользованные остатки от моста Луиша I в. Порту. Подъем-спуск 5€, а с проездным бесплатно, зайти на верхнюю смотровую площадку только за доплату 2€ к проездному — смотреть обязательно. Виды на всю Байшу и ее прямые улицы, замок Castelo Sao Jorge, площадь Россио потрясающие. Я был готов без устали щелкать фотиком, до того прекрасные виды открываются с высоты. Av. Augusto завершается аркой Августа, из которой туристы выскакивают на огромную площадь Коммерции с белоснежным памятником королю Dom Jose I в. центре и набережной прямо. Река здесь очень широка, из порта, что левее памятника, ходят паромы на другой берег.
15
22
15
14
11
Выйдя из-под арки, надо повернуть налево и, немного пройдя по трамвайной линии, на Rua dos Bacalhoeiros (хе-хе — «улица ловцов трески»), видим необычное строение — Дом с шипами (Casa dos Bicos), его стены покрыты «шипами-квадрами», похожими на брильянтовую огранку. Это бывшая резиденция незаконнорожденного сына короля Афонсу — Браша ди Альбукерка. Что интересно, этот бастард завоевал так любимое русским Гоа и неизвестную нам Малакку, а еще был вице-королем Индии. То, что видят туристы — это новодел ХХв, а настоящий дом был построен в 16в, а потом развалился.
5
Далее садимся на трамвайчик № 15 и катим минут 20 до следующей городской диковины — Башни Белем (что означает Вифлием), она построена на крошечном островке рядом с берегом, в отлив отмель соединяет башню с «большой землей». После своей постройки в 16в это было военное фортификационное сооружение, теперь — музей, в башню всегда стоит очередь, побывать там обязательно. Рядом с башней, прямо на берегу, белеет, нет, не парус одинокий, а белокаменный памятник Первооткрывателям, в солнечных лучах буквально слепящий глаза своей белизной. Его выстроили к всемирной выставке в 1940 г., у подножия выложили мозаикой огромную карту мира, очень большая часть которого была открыта именно португальскими мореплавателями. Дети и даже взрослые с интересом бродят между материками, повторяя пути бесстрашных португальских мореплавателей 15–16 века, бороздивших моря и океаны.
29
26
Отсюда открывается потрясающий вид на широкое русло реки Тежу, впадающей в Атлантику, по ней постоянно снуют огромные суда, а иногда можно видеть совсем крошечный на их фоне туристический автобус-амфибию, рассекающий волны наравне с яхтами (стоимость билета 25 евро, сайт http://www.hippotrip.com/en/tickets/)
10
Португезам есть чем гордится в прошлом, среди знаменитых мореходов был даже один принц королевской крови Генрих Мореплаватель, который променял королевский трон на морскую стихию. Португальское настоящее не столь радужное, как прошлое — до недавнего времени это была беднейшая аграрная страна Евросоюза. Членство в Евросоюзе — не лучшая доля, привычные промыслы пришлось бросать и делать лишь то, что прикажет Брюссель. Португалии отвели роль с/х окраины, где выращивают маслины и кору дуба, делая из нее сумки, обувь и даже платья. В стране очень любят бакаляю — это соленая треска, высушенная до невозможности. Перед употреблением ее вымачивают, а затем делают суп, котлеты и другие блюда. Раньше эту рыбу заготавливали сами, а теперь низ-зя! — треской занимаются другие страны, а португальцы покупают бакаляо за границей. Нынче в стране кризис, увольнения, безработица, если нашел работу на 1000€ — это уже удача. Аборигены стали экономить — меньше ходят в кафе и рестораны, ужинать стали дома, за границу и раньше не часто выезжали, а теперь едут только на заработки.
Справа по берегу от Башни есть воинский мемориал, посвященный всем войнам, особо ничего интересного, но коль находишься рядом, можно взглянуть на смену караула у необычного памятника поразительной белизны в мелком бассейне
17
Через дорогу от Белема еще одно диво дивное — Монастырь иеронимитов Жеронимуш, ослепительно белый, ажурный и потрясающе красивый — торжество португальского архитектурного стиля мануэлино в камне. Сейчас он признан одним из семи чудес Португалии, а основал его Генрих Мореплаватель в золотую для страны эпоху Великих географических открытий. Построил монастырь король Мануэль I в. самом начале 16в в честь успешного путешествия Вашко де Гамма в Индию, и посвятил его Деве Марии. Что интересно, строительство велось на деньги, вырученные от продажи специй и сокровищ из открытых стран Африки, Азии, Америки. Могила самого Вашки и Мануэля именно в этом монастыре — постарались они выстроить себе памятник-мавзолей еще при жизни. (билет 5 евро, по воскресеньям до 14–00 халява, сайт www.mosteirojeronimos.pt)
23
19
Совсем рядом расположено место, которое манит каждого сладкоежку — знаменитая на весь мир кондитерская Pasteis de Belem на rua de Belem (http://www.pasteisdebelem.pt/en.html). По утверждению владельцев, в ней подают самые аутентичные и правильные португальские пирожные паштейш — слоеные корзиночки с заварным кремом, испеченные по секретным старинным монастырским рецептам. Понятное дело, что очередь велика, но все давятся за сладостями на вынос, а в залах можно найти пару местечек, чтобы отведать пирожное сидя. Самое интересное, что эти корзиночки продают везде, даже в переходах метро по цене 0,5–1,75€. Но в этом кафе они считаются наиболее смачными — штука вкусная, но на любителя.
День мы закончили ужином на Av. Augusto, а когда стемнело, вышли на площадь Коммерции, продуваемую свежими ветрами. Наблюдали необычный ритуал посвящения в студенты. Под португальским, под волшебным небом нашим, в темноте застыла группа торжественно притихшей абитуры, старшие студенты, одетые в черные студенческие костюмы и накидки, образовали круг, в центре которого горели свечи. Каждый будущий студент зажигал свою свечу, загадывал желание и в тишине ставил светоч с дрожащим пламенем в круг. Даже нас тронула торжественность момента, представляю, какие чувства испытывали новички.
6
7
7
На следующее утро мы отправились по городу самостоятельно, первым делом сев на знаменитый трамвай № 28 …