Итак, в предыдущем рассказе я остановилась на том, что мы вышли к ратушной площади. Эта небольшая площадь и есть самое сердце старого Каунаса. Тогда, в 16 в, когда она начала формироваться, здесь был рынок, проходили различные торжества, здесь наказывали преступников.
3
Она вмещает несколько замечательных памятников средневековой архитектуры: собор иезуитский костел Святого Франциска Ксаверия
5
с монастырско-гимназическим комплексом,
1
, фонтанчик,
1
и Каунасскую Ратушу.
1
Каунасская ратуша, которую еще называют «белым лебедем», построена более 460 лет тому назад. Считается, что ратуша строилась более 10 лет.Ратуша имеет традиционный для средневековых строений вид — здание городского собрания и пристроенная к нему колокольня.
На первом этаже находились торговые помещения, магазины. На втором этаже находились: зал заседаний городского магистрата, зал суда, комнаты канцелярии бургомистра. В подвале башни была тюрьма с железными цепями для заключенных.
В 19 в. в ратуше была роскошная царская резиденция. Позднее здесь обосновался Каунасский городской клуб, пожарная станция, русский театр. В 20 в. здесь было городское самоуправление, городской архив, а затем факультет одного из институтов. В настоящее время в ратуше проходят бракосочетания, здесь принимают почетных гостей города, подписываются официальные договоры, проходят официальные и праздничные мероприятия. В подвалах ратуши действует музей керамики.
Обходим площадь по часовой стрелке, и позади видим Костел св. Троицы (костел духовной семинарии).
1
Костел св. Троицы при монастыре бернардинцев возведен в 1624 -1634 годах. Сестры -бернардинки обосновались в Каунасе в XVI в. После пожара 1668 года костел был восстановлен, завершено создание интерьера. Костел славился пышным интерьером в стиле рококо. Девять алтарей были украшены резьбой по дереву и скульптурами. Костел был обновлен в 1899 г. Возле него — памятник епископу Моте́юсу Вала́нчусу — литовскому историку и писателю-просветителю.
1
Идем дальше — и я читаю вывеску: Национальный музей. Сначало было обрадовались — а потом рассспросив поняли, что это музей стории связи. Там каких только экспонатов нет — начиная с почтовых писем на латыни, написанных в XIV веке великим князем Гедиминасом об основании Вильнюса, и заканчивая униформой почтальонов прошлых лет, коммутаторным оборудованием и образцами старинных телефонов, есть первый в Литве оптический телеграф1939 года выпуска, первые вычислительные машины и компьютеры. А на выходе из музея — непривычный взгляд на ратушу.
1
Оказалось, с этого музея связи начинается Музейная улица! И поэтому следующее здание — музей Майрониса. Это литературный музей, который расположен в старинном особняке 18 в.
2
Майронис — литовский поэт и драматург, которого называли «литовский Пушкин».
Он в этом доме когда-то жил, а теперь здесь воссоздана обстановка 8-комнатной квартиры, рабочий кабинет писателя, есть личные вещи, произведения, а также огромная коллекция книг и рукописей литовских авторов с древних времен до 20 века. Самые редкие экспонаты — музыкальная дверь, которая при открытии наигрывает механическую мелодию и вызывающее трепет трехмерное изображение Христа над кроватью. Вот удивительно — некоторые здания «причесаны», а некоторые, буквально соседние, выглядят вот так.
Но мы идем дальше по музейной улице — и видим музей спорта. Он еще закрыт и под охраной.
2
2
Музейная улица утыкается в набережную
2
необыкновенной красоты — ибо осень.
3
Мы бредем вдоль набережной
— похоже это жилой дом и я хочу такой почтовый ящик!
2
А за жилым сектором видны шпили ратуши и костёла Ксаверия.
4
Набережная раздваивается, и по вот такому мостику
5
мы попадаем к храму, который имеет два названия. Это Костел Витаутаса Великого или костел Вознесения Пресвятой Девы Марии.
4
Храм был построен в 15 в. и это один из первых каменных готических храмов в Каунасе. Костел Витаутаса Великого — старейший и ценнейший храм Каунаса, это единственный костел, названный в честь князя Витаутаса Великого, а не святого. Костел начали возводить еще тогда, когда Каунас был языческим городом, он был построен Витаутасом Великим в благодарность Богу за то, что князь выжил, убегая от татар. Потом Каунас заняли шведы, все бывшие в костеле монахи-францисканцы были убиты, а сам костел разрушен.
3
Долгие годы костел находился в запустении и был восстановлен лишь через несколько десятков лет, после изгнания шведов. А в начале 19 в., во время нашествия армии Наполеона, костел был превращен в склад военного вооружения. Отступая, французы подожгли свой «склад» со всем имуществом. Потом пришли русские — и он стал православной церковью, его внешний вид и интерьер претерпели сильные изменения, однако накануне 20 в. костел снова был закрыт. Русских сменили немцы, которые превратили костел в склад картофеля и железа. Ну, а уж после развала СССР костёл восстановили.
А мы идем дальше — и видим занятное сооружение.
1
4
Это дом Перкунаса. Этим средневековым реликтом особенно заинтересовались в 19 в., когда было объявлено, что это здание было языческим храмом бога Перкунаса (в балтийской мифологии бог-громовержец). Эта романтическая версия была так сильна, что именем Перкунаса дом называется по нынешнее время.
6
Эта версия возникла после того, как во время реконструкции здесь была найдена бронзовая статуэтка: голову фигурки венчало изображение города с башнями и храмами, ноги были скрещены, а в руках — три рыбы. Статуэтка некоторое время выставлялась в варшавском музее, позднее была перевезена в Петербург, а потом портерялась. Но люди то всё помнят, и появилось множество версий о значении этой статуэтки и ее символике. Вроде фигура символизирует сам город Каунас, три рыбы — три реки, которые протекают в городе и т. п. По другим версиям, эта фигура не связана с Каунасаом, и вообще, с местными верованиями, а это просто сувенир, привезенный из дальних стран, изображение неизвестного нам божества. Еще версия, что статуэтка — это изображение языческого божества Перкунаса, а в здании было святилище этого бога. Ну короче непонятно — но! Здание то готическое.
4
В настоящее время здание принадлежит каунасской иезуитской гимназии, там находится экспозиция, рассказывающая о жизни и творчестве Адама Мицкевича, есть зал для выставок и концертов, проходят театрализованные экскурсии, которые являются бесплатными, но после них охотно принимаются пожертвования.)))
А мы возвращаемся к Ратушной площади
2
и подходим к костёлу Франциска Ксаверия. Он возведен монахами иезуитами в 1666–1720 годах. Потом пожар за пожаром и только во второй половине 18 в. были возведены здания монастыря и коллегии. Но через несколько лет Папа Римский распустил иезуитский орден, однако в Каунасе монахи оставались до 1787 г.
5
Потом они передали костел и монастырь монахам францисканцам. В 19 в. костел со всеми зданиями отошел православным, храм был превращен в церковь. В советсое время костел был закрыт и превращен в спортивный зал, и как и многое в Литве восстановлен после 1990 года. Мне не понравилось, что во всех путеводителях время, когда существовал ССР называется " во время советской оккупации», а про время восстеновления пишут «когда Литва обрела независимость от советской оккупации». Прикольно? Итак, старый город обошли, пора обедать — прямо напротив ратуши рекомендую ревторан «Форто Дварас»
1
Там национальная и общеевропейская кухня. После обеда мы решили ехать в Тракай, поэтому прямо от ресторана взяли такси и поехали к автовокзалу. Быстренько взяли билет до Вильнюса и обнаружили, что до автобуса еще 40 минут — а прямо напротив автостанции городской парк.
2
С вот такими окаменевшими грибами!
1
И вот тут я наконец то подлечила своё хроническое недошуршание листьями!
4
2
1
2
В парке ряд скульптурных композиций.
1
А через мгновение я поняла почему мне там так хорошо и комфортно! На меня смотрел….
2
3
1
Благовещенский собор — православный и рядом — Воскресенский храм,
3
раньше был некрополем, где многие христиане нашли для себя упокоенное место.
Храм был построен в 1932 году. Через 3 года его освятили. Собор, возникший рядом с Воскресенской церковью, построили по некоторым причинам. Воскресенский храм с колокольней были построены в 1862 году на бывшем кармелитском кладбище на пожертвования прихожан. Поначалу приход был небольшой, но через некоторое время количество верующих увеличилось настолько, что они едва ли могли поместиться в стенах храма. В начале 20 века при храме существовали приходская школа, русская начальная школа и гимназия, братство и сестричество.
Благовещенский кафедральный собор возведен во владимиро-суздальском стиле, с пятью куполами, увенчанными позолоченными крестами.
3
Здание было построено из кирпича серого цвета. Западный фасад здания украшен крыльцом с колоннами и тремя входами в храм.
2
Внутренние своды собора опираются на четыре колонны. В алтарной части — два престола: основной алтарь, освященный в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, и правый придел, освященный в честь святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. Почитаемой святыней собора является чудотворная икона Сурдегской Божией Матери. К ней обращаются с молитвами не только православные из Литвы, но и верующие, которые приезжают из-за рубежа. И еще немногим известно, что в храме есть икона с мощами преподобной Евфросинии Полоцкой.
4
К величайшему сожалению в Храм мы не зашли, так как уже были куплены билеты на автобус. Ну, а это значит — не судьба).
Да, я же обещала историю про возникновение названия Каунас! Есть несколько вариантов происхождения города.
1. Самый старый вариант описывает древняя римская легенда. Согласно легенде, римский князь Палемон в 5 веке, спасаясь бегством от армии гуннов, прибыл на кораблях в эти земли. У римлянина было три сына — Кунос, Спера и Борк. Борк основал у реки Юра поселение Юрбаркас, а Кунос перебравшись к притоке Невежиса основал город, который назвали его именем — Каунас. Правдивость этой легенды весьма сомнительна, так как Каунас находится не у реки Невежис.
2. Арабская версиия! Неожиданно? Каунас впервые упоминается в 1140 г. арабским путешественником. Получается, Каунас может быть старше Вильнюса? Ну не знаю)))
3. Город с названием Kawen, Cawen упоминается в хрониках Виганда Марбургского, историка ордена крестоносцев.
4. Современные представления лингвистов — происхождение название Каунас связано со словом каутис (сражаться).
5. Еще одна версия лингвистов — название происходит от имени реального исторического персонажа, некого Каунаса. Имя в древности было довольно распространенным в этих краях. С точки зрения ученых, некто по имени Каунас мог быть собственником больших местных угодий, которые были названы в его честь.
6. Плохая верся, которую местные не любят. Прилагательное «каунас» в древности, возможно, означало низший или глубокий, согласно другим источникам, это слово значит унижение, стыд, насмешку и т. д.
7. Ну и последний вариант — Ковно означает «низкое, топкое, болотистое место». Именно эта версия смая официальная, хотя мне больше по душе первая из мною озвученных.
А мы возвращаемся на автовокзал, чтобы ехать в Вильнюс, а оттуда в Тракай. О чем и будет следующий рассказ.