Я, наверно, никогда не научусь спокойно воспринимать чудеса сегодняшних технологий и скоростей. Может быть, я слегка и старомоден или консервативен, это как кому нравится, но возможность менее чем за сутки оказаться буквально на другом конце света сильно поменяла отношение людей к жизни. Я, например, сейчас летаю довольно часто, и по служебной необходимости, и на отдых, но до сих пор никак не могу привыкнуть к таким переменам…
Громада Боинга (три семерки) впечатляет как снаружи, так и внутри, а когда запускаются его могучие двигатели, и их утробный рев ощущаешь, буквально, желудком, невольно вспоминается старый анекдот -… а теперь со всем этим… мы попробуем взлететь. И вот, кажется, только еще недавно набирали высоту, а под нами уже пронеслась половина России, Каспийское море, а затем Аравийский полуостров, громада Индии, Индийский океан, и вот мы уже так далеко от Москвы, что трудно даже представить или окинуть пройденное расстояние одним взглядом.
Когда-то давно, лет пятнадцать — двадцать назад, мы первый раз, тогда еще совсем маленькой семьей, путешествовали на машине на Украину. Я до сих пор помню свои ощущения, когда мы «мчались» по дороге на отцовской «шестерке», буквально «глотая» расстояния и перелистывая одну за другой страницы старенького автомобильного атласа. Это было классно! Нечто подобное я снова ощутил сегодня. Только вместо атласа автодорог СССР передо мной был информационный экран «карты полета», а вместо районов и областей нашей Родины — целые континенты и моря.
Мне очень нравятся путешествия, потому что в них постоянно совершаешь свои маленькие открытия. Всегда. Вот и в этой поездке многое у меня было впервые. Первый раз я по-настоящему попробовал азиатскую пищу, впервые побывал в настоящем Чайнатауне, буквально, носом ощутил все «прелести» индийских трущоб, китайских харчевен и магазинчиков. Здесь я впервые осознал, что температура морской воды может быть несколько большей, чем температура окружающего воздуха, и в первый раз искупался на стыке Индийского и Тихого океанов.
Я впервые оказался в по-настоящему далекой азиатской стране — в Сингапуре. Это дальше Таиланда и Вьетнама, не говоря уже об Индии или Китае. Это уже так далеко от нас, что действительно ощущаешь себя на другой стороне земного шара — впереди только Индонезия и Австралия. А дальше уже, сами понимаете, некуда — льды Антарктиды.:)
По-моему, почти все маленькие дети когда-то задают вопрос своим родителям, а как на другой стороне Земли люди живут? Они что, ходят вверх ногами? И, самое интересное, что наши проницательные и свободные от комплексов детки не очень-то далеки от истины. Конечно с направлениями верх-низ здесь все в порядке, но все же здесь все не как у нас — другой мир, другая цивилизация, почти другая планета. Вот, например, что будет с человеком в Москве, Краснодаре или Минске, если он сплюнет на улице. Странный вопрос, да? А в Сингапуре за это могут и оштрафовать на 500 долларов.
То же самое за брошенный окурок или мусор, а за жвачку, выплюнутую на тротуар штраф еще больше. Впрочем, ее там вообще в общественных местах жевать не принято — во-первых, неприлично, во-вторых, запрещено. Хотя, курить тоже запрещено, а я сам наблюдал не раз, как мужчины шли по улице и курили. Но вот пепел стряхивали ВСЕГДА, подходя к специальным урнам. Кстати, курящих женщин не встретил вообще ни разу. И почему у нас эта зараза так к дамам прилипает! В курилке возле нашего офиса на одного мужика почти всегда приходится пять — десять смолящих особ женского пола! Противно…
Первое чему обязательно поражаешься, прилетая в Сингапур — это количество зелени. Раскидистые деревья, цветущие кусты, пальмы буквально повсюду — на крышах домов и под автомобильными эстакадами, между зданиями, не улицах и тротуарах, не говоря уже об огромных зеленых массивах на окраинах острова. Особенно выделяется зеленью маленький островок Синтоза в южной оконечности Сингапура. И не мудрено — это развлекательно-курортная зона города-страны. Рестораны, аттракционы, пляжи…
Поэтому приезжая сюда, практически, ныряешь в тропические заросли. Особенно сильно' это впечатление, если в качестве транспорта вы выберете канатную дорогу. Она идет с горы над заливом на головокружительной высоте. Во всяком случае, промежуточная остановка в порту, по-моему, на 14-м (или 16-м) этаже небоскреба. Классное ощущение создается в этих маленьких кабинках со стеклянным полом. Уух! Впрочем, люди с боязнью высоты могут выбрать и стандартную кабину. Зато «посадка» на остров точно уж выглядит, как погружение в зеленое море джунглей Синтозы.
Пожалуй, только в Чайнатауне зелени, практически нет. Дома здесь буквально прилеплены один к другому, и в каждом на первом этаже или магазинчик, или забегаловка, или еще какое-нибудь заведение. Здесь преобладают красный и желтые цвета. Красные бумажные фонарики в огромных количествах висят над улочками, в красное выкрашены колонны домов, оконные наличники и жалюзи, а цвет самих домов — желтый или белый. А добавьте сюда разноцветье развалов китайских сувениров, чайных принадлежностей, вееров, тканей, шкатулок и вы получите общее представление о здешней пестроте.
Временами, конечно, складывается ощущение московского Черкизовского рынка. Особенно, когда проходишь мимо лавок, торгующих всякими бытовыми поделками (или подделками — такого по бросовым ценам здесь тоже хватает). Но это быстро проходит, и ты опять окунаешься в незабываемый мир китайских пряностей, фарфора, разнообразного чая (я, например, только здесь узнал, что существует еще и белый чай, не говоря уже о несметном разнообразии черных, зеленых и красных). От посещения Чайнатауна у меня осталось ощущение калейдоскопа… очень пахучего калейдоскопа.
Вот об этом обязательно надо упомянуть отдельно. Юго-Восточная Азия для меня — это, прежде всего, запах. Причем запах, абсолютно непривычный для нежного европейского носа. Пряный, манящий и отталкивающий одновременно аромат порой почти не ощущается, а порой буквально бьет по голове, заставляя ускорять шаг или бежать подальше. Такое ощущение, что здесь пахнет все: специи, которые продаются в магазинчиках, многочисленные благовония, используемые для богослужений или в качестве ароматизаторов (особенно в индийском квартале).
Специфически, возможно из-за местной косметики, пахнут люди, благоухают, и поверьте мне, далеко не всегда приятно (особенно в китайском квартале), непривычной пищей рестораны и забегаловки, источают ароматы растения и фрукты, невиданные у нас. Ооо!!! Фрукты — это вообще отдельная тема! По части запахов здесь особенно выделяется «дуриан». Работает не хуже нашатыря — сам попробовал. Говорят, в некоторые отели этот фрукт даже запрещено приносить. Вонища от него, прямо скажем, как из соседней помойки — нечто среднее между испорченными дынями и (простите за прямоту) фекалиями.:)
Но ведь, заразы, и его они умеют готовить!!! Вы не представляете, каково было мое удивление, когда я спросил, что это за чудесный нежный фрукт, дольки которого я только что попробовал в ресторане. А мне сказали — дуриан… Воистину, страна контрастов! Я бы ничего не имел против запахов, если бы они не были столь резкими. Иногда садишься в такси, и сразу хочется выйти, а для водителя это нормально, он в этом родился и вырос. Ничего… принюхаться, наверно, можно ко всему…:)
Кстати, такси здесь тоже оченно интересные. Никаких частников — только таксомоторные компании. На каждой машине — табло сверху и счетчик, и в любом такси можно платить кредиткой, а чаевым, конечно, радуются, но никогда не выпрашивают. Преобладают две марки машин «Хендай NF Соната» (это синие красивые и строгие аппараты) и очень специфическая «Toyota Crown». Последняя, как я потом прочитал, очень востребована японскими таксистами, и поэтому ее без изменений выпускают с 70-х годов прошлого века. Так вот, таких такси и в Сингапуре большинство.
Желтые, синие или пестрые, как попугаи, в зависимости от таксомоторной компании, они носятся по улицам, стоят в очередях за пассажирами, толкаются в пробках на светофорах и паркингах торговых центров. Вся квадратная, с большим багажником и салоном, этакий гибрид между американскими машинами 70-х и лондонскими кэбами. А внутри очень простенько — дерматин, дешевый пластик, ручные стеклоподъемники (типа «весла»), никаких автоматов, но обязательный кондиционер, работающий на полную мощность.
Зато сзади в этой Тойоте места для пассажиров столько, что ни одному современному бизнес-седану и не снилось. Можно спокойно сидеть, закинув ногу на ногу. Единственное, что слегка раздражало в этих машинах — это шум. Движок (точнее выхлоп) было слышно так, что подчас закладывало уши.:) Кстати, ловить на улице машину здесь бесполезно — только на стоянках. Подходишь к ней, а там очередь такси, которых, обычно, гораздо больше, чем желающих ехать. Это на городских стоянках такси.
Отдельная песня ловить машину у большого торгового центра, которых здесь много на Orchard road (это главная торговая улица Сингапура с большим количеством бутиков и известных дорогих магазинов) или в районе морского порта. Здесь уже все наоборот — потенциальных пассажиров гораздо больше, чем машин, и очередь шумит и волнуется. Многие вызывают себе такси по телефону. В этом случае машина подходит с надписью на табло «on call», и к ней кидаются сразу несколько человек. Интересная картина. Как уж они там разбираются, понятия не имею, но остальные толпятся в общей очереди и ждут авто, привозящие пассажиров. Тут если зевать, то можно и час простоять.
Раз уж заговорил про транспорт, скажу и про метро пару слов. Обозначается оно здесь MRT (Metro Rapid Transport), и пользоваться им довольно удобно. Конечно, станции расположены часто только в самом центре острова, а на окраинах — достаточно далеки друг от друга. Зато здесь самая удобная форма покупки билетов в автоматах. На сенсорном дисплее высвечивается схема метро с подсветкой той станции, где вы находитесь. Остается просто ткнуть пальцем в станцию назначения, а затем бросить в монето- или купюро-приемник требуемую сумму. Классно сделано!
И, естественно, на всем транспорте работают кондиционеры — куда ж без них на экваторе-то? Кондиционеры — это великое изобретение человеческой цивилизации. Как раньше без них жили?! Нет, с местными аборигенами все ясно — они привыкли, а тем, кто с севера приехал, что делать? Хотя… Я понял. Необходимость в кондее — это прямое следствие возможности быстрых перемещений по планете. Раньше-то плыли на кораблях, тащились на верблюдах, шли пешком… и постепенно привыкали к изменяющемуся климату. А сейчас — бабах!
И из самолета выходить не хочется. Такое ощущение, что пытаешься одетым зайти в разогретую парилку.:) В Сингапуре с непривычки днем по центру гулять совершенно невозможно — жарко до головокружения. Вот и спасают только магазины и кафе с кондиционерами. Я решил навестить район «ЛитлИндия» — место компактного проживания индийцев, так у них там очень хитро сделаною Все магазины, расположенные почти по всем фасадным улочкам, имеют вынесенные на тротуар прилавки, накрытые сверху навесами.
Из открытых дверей магазинчиков несет живительной прохладой, навесы защищают от солнца, так что на улицу выходить и не хочется. Все для потенциального покупателя.:) Так и идешь от прилавка к прилавку, не покидая, собственно, этих магазинчиков, иногда и в помещение заглядываешь. А как только кончается череда навесов, или надо переходить через улицу, быстро бежишь к следующей череде магазинов, где можно дышать полной грудью.
Вообще индийский район мне здорово навеял старые индийские фильмы, которые крутили еще в советских кинотеатрах — та же атмосфера, та же музыка с мелодично-весело-слащавыми завываниями. А уж когда набрел на буддийский храм пришлось себя ущипнуть — не сплю ли?… Такие сказочные домики, причудливо украшенные слониками, фигурками людей, узорами я раньше встречал только в сказках или телепередачах Сенкевича или Крылова. Красиво и необычно для меня.
Впечатлений от этой поездки получилось очень много, хотя она и уложилась всего в три дня. Мы жили в «загородном» отеле недалеко от аэропорта и выставочного центра (главная телекоммуникационная выставка Азии, собственно, и была главной целью поездки). Это восточная оконечность острова Сингапур, а заодно и достаточно фешенебельная жилая зона со своими пляжами. При заселении в отель я спросил девушку-портье — купаться-то здесь можно? «Конечно!» — ответила она. «Только опасайтесь, пожалуйста, акул…" Нифига себе сюрприз!
А потом она улыбнулась и добавила: «Лучше езжайте купаться на Синтозу.«:) Там и искупались разок — на большее не хватило времени, к сожалению. Зато с удовольствием отведали местное пиво «Тигр». В такую жару оно великолепно освежает! Приехал на Синтозу, а прямо рядом со станцией канатной дороги симпатичная забегаловка (столы и барная стойка под навесом). Взял стаканчик божественного пенного напитка и сидишь, глазеешь по сторонам.
На джунгли, спускающиеся с холма к морю, на разнообразные небоскребы Сингапура, обступающие Синтозу почти со всех сторон, на стоящие в открытом море на рейде океанские корабли. Не это ли состояние называется дауншифтингом? Или это из другой оперы… Во всяком случае, о работе, о наших проблемах думать совсем не хочется. А надо — завтра утром самолет, и не пройдет и двадцати часов как придется опять окунуться с головой в московскую суету.
Эта поездка пролетела, как волшебный незабываемый сон, и вспоминается каждый раз при взгляде на красивую резную чайную доску из красного дерева с великолепным фарфоровым сервизом, который мы сторговали вполовину у китаянки в Чайнатауне, да когда завариваю привезенный оттуда чай, который никак не кончится. Вкусный, зараза, а пью очень понемногу — попил и ночь гарантировано без сна.:) Таких здесь не бывает…