Велосипедов в Берлине едва ли не больше, чем в Амстердаме, европейской велосипедной столице. В большинстве берлинских парков и на некоторых улицах проложены велосипедные дорожки — чем ближе к городской границе, тем их больше. Однако в центре города, где расположено большинство исторических памятников, я, будучи велосипедистом не слишком опытным, передвигаться на велосипеде не рискую — приходится регулярно выезжать на проезжую часть, а ехать рядом с неповоротливыми рычащими грузовиками, везущими стройматериалы на одну из многочисленных городских строек, мне психологически некомфортно. Хотя многие, надо сказать, спокойно едут, и ничего. Живы:-)
Велосипедный рай начинается на окраинах Берлина и за городской границей. Во-первых, на месте прохождения Берлинской стены сегодня проходит велосипедный маршрут протяженностью около 150 км. Участок маршрута по центральным районам Берлина, включающий три сохранившихся отрезка Берлинской стены, с моей точки зрения, больше подходит для исследования пешком. А вот участки по наружной границе бывшего Западного Берлина идеальны для велопрогулок: здесь проложена неширокая полоса асфальта, с одной ее стороны — жилые кварталы, где окна домов в свое время выходили прямо на стену, с другой — бывшая «полоса безопасности», она же «полоса смерти», ныне вполне безобидная полоса зеленых насаждений.
Сразу за городской границей Берлина начинается другая федеральная земля — Бранденбург. В отличие от названия немецкой столицы, значение которого так и не удалось расшифровать (народную версию, возводящую название «Берлин» к немецкому слову Bär (медведь), опустим как беспочвенную, хотя и красивую), значение топонима «Бранденбург» вполне себе реконструируется и означает «бранный бор». В смысле, лес, в котором сражались. Бранденбург — бранный бор: созвучие здесь налицо, и, конечно, созвучие это не случайно. До колонизации так называемых новых немецких земель в XI–XIII веках здесь жили язычники-славяне, давшие географическим ориентирам свои имена, прочно «прилипшие» к ним по сей день. К именам этим относятся и Берлин, и Потсдам, и вышеупомянутый Бранденбург, и великое множество названий населенных пунктов поменьше в окрестностях немецкой столицы, кончающихся на -ин и -ов, в том числе знаменитые Зееловские высоты (ЗеелОВ!). Впрочем, мы отвлеклись.
Так вот, к вопросу о велосипедах. Дальние и ближние окрестности Берлина — озера, смешанные леса, пологие холмы, небольшие аккуратные поселки с церквями из разнокалиберных гранитных валунов, липовые аллеи, яблони и сливы по обочинам дорог, старинные городки с настоящими средневековыми замками и, конечно, живописнейшие дворцы и парки Потсдама — великолепно приспособлены для велосипедного туризма. Веломаршруты практически не пересекаются с автомагистралями и шоссе, вы едете по тихим грунтовым и утоптанным лесным дорогам, встречные велосипедисты — местные и приезжие — приветливо машут руками (не забудьте помахать в ответ!), и единственная неприятность, которая может с вами случиться, — торчащий из земли корень и, как следствие, спущенная цепь. Но это, как известно, дело поправимое.
Агентство по туризму федеральной земли Бранденбург разрабатывает велосипедные маршруты, выпускает бесплатные рекламные брошюры и карты к ним, маркирует трассы так, что даже начинающий велосипедист в моем лице пока ни разу не заплутал, и, наконец, открывает в различных точках Бранденбурга пункты велопроката. Немаловажная деталь: можно взять велосипед в одном пункте проката, а сдать его в другом, для прогулки необязательно выбирать кольцевой маршрут. Это делает велопрогулки по окрестностям Берлина удобными и приятными и для семей с детьми, и для людей, редко седлающих «стального коня». Велоприцепы, детские велосипеды и велокресла также можно взять напрокат — правда, желательно заранее выяснить их наличие по телефону.
Мой любимый велосипедный маршрут — от городка Бад-Бельциг до замка Рабенштайн. В регионе Флеминг, где пролегает этот маршрут, замков вообще много — Айзенхартд, Рабенштайн, которые я сейчас покажу, а также Визенбург и Цизар, но на велосипеде я туда еще не ездила. Флеминг расположен в часе езды от Берлина на юго-запад, пригородные электрички ходят туда каждый час, предварительно собирая пассажиров на всех крупных транспортных узлах города. На вокзале Бад-Бельцига работает пункт велопроката, детские велосипеды и шлемы здесь тоже выдают. В пяти минутах езды от вокзала — первая достопримечательность, замок Айзенхардт, массивный, вросший в землю, с толстыми стенами и бойницами. Во дворе замка — развалины замковой часовни и крепостной донжон высотой 24 метра, самое высокое здание городка. На него можно залезть и обозреть городскую панораму с пестрыми крышами. В надвратном корпусе замка открыт маленький краеведческий музей, в котором всего с миру по нитке и немножко про Наполеона (недалеко от Бад-Бельцига имело место одно из сражений в ходе наполеоновских войн, правда, не слишком значительное), а еще маленькая же библиотека, небольшой отель и ресторан. В ресторане очень вкусно кормят, а по вечерам зажигают камин.