Итак, в 3-й части своего рассказа о прогулках в Риме я закончила на автобусной экскурсии. А мы впрыгнув в метро и проехав одну остановку выходим к Пьяцца дель Попполо — Народной площади.
Итак, в 3-й части своего рассказа о прогулках в Риме я закончила на автобусной экскурсии. А мы впрыгнув в метро и проехав одну остановку выходим к Пьяцца дель Попполо — Народной площади.
В Риме практически каждая улица, проспект или площадь является достопримечательностью, имеющей свою длинную и интереснейшую историю. Пьяцца дель Пополо — одна из наиболее известных площадей Рима. Её легко опознать (и запомнить) по двум симметрично построенным почти одинаковым церквям и огромному обелиску по центру.
Немного истории: Пьяцца дель Пополо возникла во времена правления Папы Сикста V. Произошло это в XVI веке, когда папа приказал проложить проходящие через весь Рим, расходящиеся будто лучами в разные стороны, три самые главные транспортные магистрали — улицы Корсо (ведёт на пьяцца Венеция), Бабуино (на пьяцца ди Спанья) и Рипетта (на мавзолей Августа). Такая планировка в три луча есть во многих городах, так же построены например Версаль и Санкт-Петербург. Первое, что бросается в глаза — это церкви-близнецы: Санта-Мария-ди-Монтесанто и Санта-Мария-деи Мираколи — обе выполнены по проекту архитектора К.Райнальди, который сумел добиться иллюзии полной симметрии построек,
несмотря на то, что Санта-Мария-деи-Мираколи круглая в плане, а Санта-Мария-ин-Монтесанто — овальная. Она стала такой потому, что архитетор вынужден был «втискивать» здание в существующий ансамбль. Так круг превратился в овал.
Следующее, на чем останавливается глаз — это обелиск.
В 10 г. до н. э. после покорения Египта в Рим перевезли обелиск (высота 24 м, с пьедесталом около 37 м, возраст 3400 лет) и установили его на арене Большого цирка. С течением времени обелиск разрушался и уходил все глубже в землю, пока не затерялся совсем.
По распоряжению Папы Сикста V на арене Большого цирка начали раскопки. В их ходе нашли фрагменты обелиска, которые в 1589 году архитектор Д.Фонтана отреставрировал, скрепив три блока в единый массив. Получившийся обелиск назвали обелиском Фламиния и установили на пьяцца дель Пополо. В 1824 году его окружили фонтанами в виде четырех мраморных львов — копий античных львов, стоящих у подножия Капитолия.
Кстати, исторически пьяцца дель Пополо была местом публичных казней.
С двух сторон площади Пополо находятся монументальные скульптурные группы-фонтаны.
Со стороны холма Пинчо — «Римская богиня» — работа скульптура Чекарини.
В центре богиня Рима, рядом с ней два бородатых мужчины символизирующих реки, под ногами у богини римская волчица, которая кормит новорожденных.
С другой стороны — фонтан называемый Нептун: бог Нептуп окружен тритонами.
В своём нынешнем виде пьяцца дель Пополо разбил в 1811–22 гг. архитектор Джузеппе Валадье. Он соединил площадь Наполеоновой лестницей со склоном холма Пинчио, на котором простираются сады виллы Боргезе.
Еще на площади есть музей да Винчи, но мы же решили в первое посещение в музеи не ходить! Хотя ноги туда несли)))
Самая древняя церковь на площади — это при входе — Санта-Мария-дель-Пополо, возведенная в XI веке папой Паскуалем II, если верить легенде, то, церковь была построена на месте захоронения императора Нерона.
Церковь была построена на пожертвования римского народа, поэтому она и стала называться народной (popolo — народ). И именноь она дала название площади.
А знаете почему народ вдруг решил отдать свои кровные на построение церкви? Их беспокоил призрак Нерона. Чаще всего признак ненасытного Нерона видели на ореховом дереве, растущем на площади. Паника, нагоняемая жутким призраком, заставила народ обратиться к Папе Пасхалию-II за помощью и защитой. И, вот в одну ночей 1099 года привиделась Папе Римскому во сне Пресвятая Дева Мария, повелевавшая срубить это дерево. Пасхалий-II это исполнил в точности, и как уверяют, собственноручно. На этом же месте он нашел человеческие кости, которые выбросил в Тибр, а на этом месте приказал воздвигнуть часовню в честь Девы Марии, чьим покровительством Рим избавился от кошмарного призрака Нерона. Кроме того, как раз к этому времени крестоносцы в очередной раз освободили Иерусалим, что явилось дополнительным основанием для восхваления Девы Марии. В 1472–1477 годах по указу папы Сикст V церковь была реконструирована. В 1655–1660 годах знаменитый Лоренцо Бернини передела фасад церкви, добавив элементы барокко. Этим фасадом мы любуемся и сейчас. Предполагается, что именно в этой церкви хранится одно из первых Евангелий, переведенных Кириллом и Мефодием на славянский язык. Войдя в церковь я обнаружила, что проходит обряд венчания.
И конечно мне было неловко там ходить, смотреть и фотографировать. Хотя что-то я урвала.
Мне очень понравились архитектурные фигуры, беспечно сидящие под-потолком.
А еще внутри церкви есть работы Бернини, Караваджо.
Вдоволь налюбовавшись этой площадью мы пошли дальше по улице Бабуино, там же основательно подкрепились — ибо было время ужина. Улица застроена типичными Римскими домами с множеством церквей.
Но наш путь лежит к Площади Испании.
На площади, по большому счету, основной достопримечательностью является лестница, и еще фонтан «Лодочка» Бернини, который сейчас на реставрации. Да уж, не повезло нам с известными фонтанами: и Треви на ремонте, и лодочка вот… Так вот, про лесиницу.
Испанская лестница признана самой красивой в Европе. Лично я всеобщего восторга не разделила, мне куда больше понравилась на Капитолийском холме. Построена она в стиле барокко и является результатом столетней борьбы между испанцами и французами в Риме. Проблема закключалась в том, что испанцы доминировали над Пьяцца ди Спанья своим дворцом — Палаццо ди Спанья. У французов же была лишь их церковь — Сантиссима Тринита деи Монти, которая занимала холм Пинчо. Французский дипломат Этьен Геффье посчитал, что необходимо связать эти две точки лестницей, и в своём завещании оставил 20 тысяч скудо на выполнение этого колоссального проекта.
Услышав о завещании Геффье, в дело вмешался кардинал Мазарини, который потребовал водрузить на вершине лестницы конную статую короля Людовика XIV. Римский папа оскорбился этим предложением, и проект Испанской лестницы был положен под сукно до самой смерти французского короля в1714 г. В1717 г. наконец был проведён конкурс на проектирование лестницы, для которой предусматривалось место на незастроенном склоне холма, и французская, и испанская диаспоры захотели увидеть в качестве утвержденного проекта государственную презентацию каждая своей страны. Из-за этого ни один из предложенных проектов лестницы не был реализован вплоть до 1723 года, пока в процесс принятия решения не вмешался Папа. Он отдал подряд на строительство церкви малоизвестному архитектору Франческо де Санктису.
Строительные работы продолжались с 1723 по 1725 гг. От статуи короля над Вечным городом отказались, а в скульптурном убранстве лестницы геральдические лилии Бурбонов тактично совместили с символами папской власти (орёл и корона). В общих чертах осуществленный проект вторит плану Бернини, отклоняясь от него лишь в некоторых нюансах. В 1997 году были произведены масштабные работы по реставрации лестницы. И последнее, что есть примечательного на площади Испании — Мариинская колонна,
На этом мы закончили свою прогулку по Риму, пора в наш чудесный отель — и завтра нас ждет Ватикан!