Итак, я собрался с мыслями и начинаю писать отчет. Основная его задача — доказать, уважаемым читателям, что путешествие на машине доступно любому, главное — было бы желание. А впечатления от поездки захватывают воображение. Получилось так, что наше путешествие можно назвать «самым нерентабельным», т. к. мы ехали только вдвоем (я+жена).
Цель поездки была посмотреть, как можно больше. Посещение музеев мы не планировали. Хотели посмотреть, как живут люди.
Машина — Кашкай — 2 литра — коробка автомат.
Время для поездки — лучшее время года — весна.
Подготовка к путешествию
Готовиться к автопробегу я начал за месяц до намеченной даты выезда. Для начала прикинул маршрут — самую удаленную точку, которую и можно назвать целью поездки, после которой начинается дорога домой. Итак, цель определена — Hohenschwangau — самое знаменитое в Баварии место — с двумя замками Neuschwanstein Castle и Hohenschwangau Castle. Все, кто путешествует по Баварии, считают своим долгом полюбоваться этими замками. Я был не исключением.
Было понятно, что мы будем добираться до Германии через Финляндию-Швецию на пароме. Следовательно, первое с чего я начал — купил билет на Viking Line Хельсинки-Стокгольм. Учитывая, что билеты покупались заранее, и была рекламная акция, я приобрел билеты (автопакет) туда-обратно в 2-х местной каюте люкс с окном за 160 евро, включая завтрак.
Теперь вернемся к маршруту. Жена изъявила желание посетить Прагу. Определился еще один пункт назначения. После этого, я поселился в Интернете и стал подбирать по пути следования интересные города и маршруты. Просмотрев кучу страниц и прочитав много отзывов, я пришел к выводу, что наиболее привлекательны для посещения небольшие немецкие города-крепости. Некоторые из них можно посмотреть за 2–3 часа, но есть и такие, в которых захотелось задержаться и остановиться на ночевку. Начался поиск гостиниц.
Ночлег подбирал следующим образом — искал небольшие частные гостиницы на 10–30 номеров. Класс — не менее 3 звезд и стоимостью до 70 евро, включая завтрак. Выбирал 1-2-3 города, которые хотели посмотреть и расположенные недалеко друг от друга, искал через Гугл сайты этих городов, читал о достопримечательностях, отелях, ресторанах и т. д.
На нескольких сайтах нашел описание пеших маршрутов по городу (на 2-3-4 часа) с подробным описанием интересных мест. Практически аудиогид, только написанный. Выбор гостиниц оказался огромным. Списался со многими из них. Примерно через 1–3 дня всегда приходил ответ. Учитывая, что мы путешествуем на машине, обязательно интересовался парковкой. Через booking.com заказал гостиницу только в Праге, остальные через их собственные сайты.
Окончательный и максимально подробный маршрут сверстал на Гугле со всеми расстояниями, остановками и хронометражом по времени. Это очень пригодилось при введении данных в навигатор.
Навигатор — это основное оборудование, кроме автомобиля, конечно, которое надо взять с собой. Обязательно продублируйте карты на запасной карточке и ноутбуке. Я этого не сделал, и поплатился за это. Нам пришлось один день путешествовал по карте — это оказалось не так уж и легко, особенно если ехать не по автобану, а по живописным «проселочным» дорогам.
Про визу писать особо нечего — годовой финский шенген.
Периодически я буду давать некоторые советы. Это даже скорее наблюдения и полученный в поездке опыт. Возможно, они покажутся для кого-то прописными истинами, но все же я буду их писать.
Совет первый. Недооценивайте подготовку к поездке, особенно составление точного маршрута и предварительное бронирование гостиниц. Маршрут всегда можно поменять, откорректировать, но вы с трудом найдете что-то интересное двигаясь по автобану и имея очень примерное представление о городах расположенных поблизости. Надо знать, куда вы хотите заехать. Теперь гостиницы.
Читая много отчетов, я часто встречаю описания «приключений», связанных с поиском ночлега — я уверен, что это не самое лучшее время препровождение. Это особенно становиться актуальным, если вы решили остановиться в небольшом городе в маленькой гостинице. Хозяева обычно в 20–00, а иногда и много раньше, закрывают ресепшен и уходят домой. Поэтому, если вы планируете появиться позже этого времени, обязательно предупредите их заранее.
Петербург — Финляндия — Швеция — Дания — Германия
День 1
Учитывая то, что паром Хельсинки — Стокгольм у нас был ночной (отправление из Хельсинки в 17–30, прибытие в Стокгольм в 09–40), из дома мы выехали не очень рано. Путь до Хельсинки уже неоднократно пройденный, описывать его не буду. Все очень обыденно.
Из продуктов мы практически ничего не брали с собой. Самое необходимое (2 бутылки шампанского, пару виски для водителя, банку 0.75 красной икры, вкусного финского хлеба и масла) закупили в Финляндии.
Погрузка на паром происходит очень просто. Если вы будете даже глухонемым, то все равно поймете куда ехать. Везде указатели и сотрудники «службы посадки», которые махнут рукой в какую сторону ехать, где парковаться и т. д. Маленький совет: когда будете выходить из машины, запомните, какой зверек нарисован у ближайшей двери ведущей наверх. Финны не пишут номер двери, палубы и т. д., а рисуют над дверью зверей. По этому изображению можно легко будет утром отыскать свою машину.
Делать на пароме особо нечего. Можно посмотреть выступление артистов, которое проходит в концертном зале, но, учитывая, что там все по-фински или по-шведски, нас это не очень заинтересовало. Из достопримечательностей на пароме есть дьюти фри и рулетка.
Мы решили подняться на палубу, взяли с собой бутылочку шампанского и очень приятно посидели, полюбовавшись на прибрежную Финляндию и море.
Каюты на пароме не очень большие, но удобные.
Проснувшись утром, пошли завтракать. Шведский стол был очень даже хорошим. Все радушны и приветливы. После завтрака — на палубу. Паром идет по очень живописным местам, которыми можно наслаждаться сидя на удобных стульях. Примерно за 30 минут до прибытия начинают делать соответствующие объявления. Торопиться особо не следует, но к 9–40 рекомендую быть в машине. Выезд с парома происходит очень быстро. Все организованно еще лучше, чем при посадке. Навигатор сразу определяет маршрут и мы уже в пути.
Одно очень важное замечание. Водителю не рекомендую злоупотреблять алкоголем на борту, т. к. на улицах, примыкающих к причалу, регулярно стоят полицейские и проверяют на алкоголь. Машины с русскими номерами обслуживаются в первую очередь. Пройдя проверку, берем курс на Данию.
По нашим планам мы должны проехать за день почти 900 км. Швецию и Данию транзитом. Ночевка в Германии г. Рейнфилд — 60 км, не доезжая Гамбурга. Подробное ознакомление с Копенгагеном и Стокгольмом мы оставили на обратную дорогу. А пока еще не устали от переездов на машине, решили максимально быстро добраться до Германии.
Сразу отвечу — самый дешевый бензин в Чехии 1 евро, затем Австрия 1.1 евро, затем Швеция — 1.25 евро. затем Германия и Финляндия — 1.32 евро. Самый дорогой был в Дании 1.4 евро, но там мы не заправлялись. Естественно заправились в России у границы, дотянули до середины Швеции.
Дороги в Швеции очень хорошие, но несколько однообразны. Ограничение скорости 120 км/час, но все едут 130–135, но не более. Первую остановку, проехав около 400 км., сделали на берегу огромного озера Vattern. Стоянки в Швеции очень удобные для путешественников. Можно перекусить в кафе, а кто желает съесть свои бутерброды, тот можно расположиться на поляне с удобными столами, мусорками и т. д. После шведского стола на пароме, есть особо не хотелось, поэтому был кофе и бутерброды с красной икрой.
Заправившись бензином, отправились в Город Helsingborg из которого отходят паромы в Данию в Helsingor. Приехав на пристань и ориентируясь по указателям, добрались до «кассы». Если едете транзитом в Германию, рекомендую брать билет сразу на 2 парома Швеция-Дания и Дания-Германия. Экономия составит примерно 15 евро. Паромы ходят через каждые 20–25 минут. Чаще, чем наш городской транспорт. Погрузка и выгрузка, так же не составляет никакого труда, вам покажут куда встать, куда идти. На пароме есть дьюти фри, но мы в него не заходили, поднялись на палубу, помахали рукой Швеции и через 20 минут были уже в Дании.
Дороги в Дании оказались несколько хуже, в основном скорость ограничена 110 км/час, но у них есть участки без ограничения скорости. Кроме того, у них я заметил очень интересные указатели. На табло высвечивается не расстояние до интересующего вас поворота, а время, через которое вы его достигнете, если будете ехать с разрешенной скоростью. Проверил — все точно.
Данию пролетели достаточно быстро. Подъехали к паромной переправе. Билеты уже были, и мы сразу заехали на паром. Время переправы Дания — Германия (города Rodbyhavn — Puttgarden) около 45 минут. Этого вполне хватает, что бы посетить дьюти фри и поужинать. Еда на пароме сносная и не очень дорогая. До нашей первой гостиницы оставалось всего 104 км. Мы их проехали без каких-либо затруднений и приехали на место в 22–00, нас ждала хозяйка.
Hotel company house Freyer — частная, очень хорошая гостиница. Приятные и милые хозяева. Стоимость номера составила — 58 евро, включая завтрак. Номера удобные, сантехника на самом высшем уровне. Завтрак так же хороший. Отель расположен на окраине небольшого городка — Рейнфилд. Этот город знаменит своими прудами, в которых водятся огромные карпы. Карп — символ города. Если хотите порыбачить, то вам надо обратиться в специальное бюро, в гостинице вам все расскажут, где купить лицензию и взять снасти, если у вас с собой их нет.
Hamburg & Hannoversch Münden. День 2
Реальное начало нашего «осмотра достопримечательностей».
Учитывая, что разница часовых поясов составляет с Германией 2 часа — подъем около 7–00 по местному времени не составил никаких проблем. Завтрак в гостиницах обычно с 8–00 до 10–00. Мы брали из машины специально приготовленные для каждого небольшие сумки (чистое белье, туалетные принадлежности и т. д.), поэтому собраться в дорогу много времени не заняло.
Расплатившись за номер, взяли курс на Гамбург.
Совет — как найти парковку в крупном городе. Все очень просто. Определяете примерно район, где вы хотите бросить машину и ищете через Интернет близлежащие торговые центры. В них 100% есть парковки. У большинства фирменных центров есть свои сайты, поэтому всегда можно проверить наличие парковки и определить, как туда заехать. В Гамбурге таких центров оказалось около десятка. На Навигаторе отмечается 1–2 конечных точки и в путь.
До Гамбурга (до парковки) было всего 65 км., которые мы проехали меньше чем за час. Навигатор нас привел в торговый центр «Европа», в котором была 6 этажная подземная парковка. Стоимость услуги — 8 евро за 6 и более часов. Нас это вполне устроило, оставив машину, мы вышли на улицу. Гамбург — это хорошо — 6 часов пролетели незаметно.
Про крупные города рассказывать не вижу никакого смысла. О них очень много написано.
Около 15–00 сели в машину и взяли курс на Hannoversch Münden, до которого было 303 км. Следует отметить, что выезд из города не занимает много времени. Примерно через 15 минут мы уже мчались по автобану.
На большинстве автобанов Германии отсутствует ограничение скорости. Полос для движения минимум 3, но чаще всего 4. Крайнюю левую занимать не советую. Там едут Шумахеры. Мы выбрали для движения «крейсерскую скорость» в 160 км/час, но когда с лева пролетают машины и скрываются за горизонтом, хочется выйти и убедиться — еду ли я или стою на месте. Культура движения в Германии — вне всяких похвал.
Примерно через 2 часа свернули с автобана на «проселок». Проехав километров 20, между двумя деревеньками по 10 дворов, встретили очень забавную уборочную машину — она мыла с шампунем асфальт. Такого я, конечно больше нигде встречал. По супер живописной дороге к 18–00 добрались до пункта назначения. Заселение в номер заняло 5 минут. Ни паспортов, ничего другого никто не спрашивает.
Приехал, сказал, что бронировал номер и через минуту хозяйка уже показывает номер. Мы остановились в отеле Fahrrad und Familienhotel Aegidienhof. Хозяева — приветливые молодые ребята. Хозяйка чуть-чуть говорит по-русски (сказывается детство, проведенное в ГДР). Номер нам обошелся в 60 евро с завтраком, естественно. Номера в гостинице большие, но не хватает уюта. Сказывается недавно проведенный ремонт. После заселения, хозяйка определила машину на стоянку, выдала нам ключи от номера и от гостиницы и со словами, «… если что понадобиться — звоните», села на машину и уехала домой.
Пару слов о городе. Hannoversch Münden — жемчужина фахверковой архитектуры, впервые упоминается в 1183 году. Здесь все дышит стариной. Я, конечно, имею ввиду старый город, а не новые виллы, окружающие его. Старый город не более 1,5 км. по диагонали. Дома содержаться в идеальном порядке. Такое ощущение, что город специально вымыли и покрасили к вашему приезду. Удивительно, но это обыкновенные жилые дома — в которых просто живут. Дома, улочки, палисадники, кафе — все очень симпатично. Ничего не хочется делать — только бы гулять по городу. Обязательно сходите к реке — на плотину. Очень симпатичный пейзаж. Короче — посетить ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Нагулявшись по городу, нашли уютное кафе. Ужин — мясо микс (всего понемногу — говядина, свинина, баранина и конечно пару немецких сосисок) плюс к этому салат и литр пива обошелся в 17 евро. Жена взяла что-то более легкое и бокал вина. Это еще 12 евро.
Очень славно поужинав, прошлись опять по городу, наслаждаясь его красотой, чистотой и тишиной. Утром после завтрака отправились в путь.
Wurzburg и Rothenburg Ob Der Tauber. День 3
Третий день у нас выдался очень насыщенным на переезды и остановки в чудесных немецких городах. На автобан мы не выезжали. Маршрут проходил по живописным «сельским, проселочным» дорогам, соединявшим через каждые 15–25 км. Небольшие города и живописные деревушки.
Первая остановка город Fritzlar. До него было всего 50 км или примерно 30 минут пути. Fritzlar очень похож на Hannoversch Münden. Тот же стиль, но он несколько меньше. С парковками в таких годах проблем нет никаких. Всегда есть какой-нибудь супермаркет с бесплатной стоянкой. Учитывая размеры города дойти до центра от стоянки не более 10 минут. Гуляя по городу ловили себя на мысли, что все кажется каким-то нереальным. Ощущение, что кругом декорации к историческому фильму и сейчас из-за угла выскочит девушка с хлопушкой и объявит о начале съемок.
Но нет, это все настоящие и дома и люди в них живущие. Пройдя по историческому центру, вышли к местному костелу, он оказался открыт. Посидели там минут 10 в тишине и покое. Сделали еще небольшой круг по городу, зашли в супермаркет, около которого оставили машину, купили еды на перекусон, и отправились дальше. Fritzlar — приятный городок, если будете рядом — посетите его, не пожалеете.
Следующим на нашем пути оказался город Homberg — приятный во всех отношениях город. До него было около 30 км. Уют, спокойствие и красота. Есть что посмотреть, есть где перекусить, где отдохнуть от суеты дорог. Будете рядом — заезжайте, получите удовольствие.
Далее нам предстоял длинный путь по красивейшим дорогам Германии. Путь был неблизким — около 200 км, но они пролетели как-то совершенно незаметно. Холмы, перелески, красивые церквушки, уютные «деревеньки», поля засаженные люцерной и другими какими-то травами… Ехали и получали удовольствие.
В назначенное время добрались до города Wurzburg. Первые сведения о поселении на территории Вюрцбурга относятся к 700 году. Город расположен по обе стороны реки Майн, на примерно равном расстоянии от Франкфурта-на-Майне, Нюрнберга и Штутгарта. Вюрцбург — четвертый по величине город в Баварии. Припарковались мы на берегу Майна, на огромной открытой стоянке.
В городе большое количество церквей, исторических зданий и других памятников архитектуры, среди которых, прежде всего, стоит упоминания Резиденция (сначала — местных архиепископов, позже — королей Баварии), построенная в стиле барокко.
Среди символов города также крепость Мариенберг, до который из центра можно добраться на городском автобусе, идущем от Резиденции или, что предпочтительнее, пешком через Старый Мост через Майн (Alter Mainbruecke). Про мост хочу сказать особо. Знаменитый Карлов мост в Праге был построен по подобию именно моста Alter Mainbruecke. Посмотрите фото и сами увидите огромное сходство. Только, по сравнению с Прагой, в Вюрцбурге он содержится в идеальном состоянии.
Что особо нравиться мужскому населению — Вюрцбург является одним из ведущих центров производства знаменитого франконского вина, в связи с этим город получил шутливое прозвище «винная бочка на автомагистрали». На территории города расположены винный склад знаменитого «Wuerzburger Stein " и еще три крупных богатых традициями винодельческих хозяйства, все с большими дегустационными залами и организованными экскурсиями по винохранилищам. Еще одна особенность местной винодельческой культуры — специальные винные ресторанчики (так называемые «бэки»), куда можно проносить свою еду.
Мы даже пожалели, что у нас не хватило времени, и мы проведи в городе только 5 часов, хотелось остаться здесь на более долгое время. Надеюсь, что мы еще вернемся в Вюрцбург.
Купив несколько бутылок вина, мы отправились в путь.
Из-за того, что мы задержались в Вюрцбурге мы приняли решение не останавливаться в намеченных двух городах Tauberbischofsheim и Bad Mergentheim. Это типичные маленькие, милые, симпатичные немецкие города. Мы проехали по их замечательным улочкам, но нигде не останавливались. Нас ждал Rothenburg Ob Der Tauber — цель нашего сегодняшнего пробега.
Rothenburg Ob Der Tauber — самый посещаемый и самый красивый средневековый город Германии. Он расположен на восточном берегу реки Таубер, название буквально переводится Ротенбург-над-таубером. Город стоит на пересечении двух популярнейших туристических маршрутов Германии — «Романтической дороги» и «Дороги замков». Подъехав к крепостным воротам, мы увидели замечательную надпись: «Въезд запрещен! Но если вы уже заказали гостиницу — милости просим».
Подъехав к гостинице, нас встретил приветливый дворник, тщательно выметавший тротуар. Подхватив наши вещи, провел в гостиницу. Хозяйка показала наш номер. Мы обалдели… Наша гостиница — Altfränkische Weinstube, как оказалось в дальнейшем, считается одной из самых хороших в городе. Потрясающее внутреннее убранство, сделанное в силе 17–18 века, очень уютные номера, великолепный ресторан. И все это принадлежит дворнику, который нас встретил на улице.
Разместившись в номере, мы договорились с хозяйкой, что пойдем гулять по городу, но вернемся около 22–00 и она нас накормит.
Т. к. был уже вечер, музеи и костелы были уже закрыты мы решили просто походить по улочкам города. Ротенбург влюбляет в себя с первого взгляда. Весь старый город окружен крепостной стеной. Нужно около часа, чтобы пройти вдоль стен Ротенбурга, построенных еще в 14 веке. Рассказывать о красоте города не очень получается — надо это все видеть! Насладившись городам, вернулись в ресторан. Еда — отменная, пиво — отличное, цены — смешные. Ужин, включая 2 литра пива, обошелся нам в 22 евро. Я заплатил 25, хозяйка осталась очень довольной.
Утро выдалось солнечным, хотя и чуть прохладным. Позавтракав, мы прошлись по городу, посетили ратушу, прошлись по магазинам. Особо стоит отметить магазины, торгующие игрушками, в том числе и новогодними. Ротенбург считается Меккой деревянных игрушек. Здесь самые крупные и живописные магазины во всей Германии. Цены, конечно «прижимают к земле», но это того стоит. Всяких сувениров в Ротенбурге мы накупили больше, чем в любом другом городе. Уж очень они симпатичные и веселые.
Пару формальных слов, что надо посмотреть обязательно. На западе города расположен Бургтор (Burgtor) — самая старая из 24 башен и Блазиускапелле (Blfsiuskapelle) с фресками 14 века. На центральной площади Марктплац (Marktplatz) есть Ратуша с фронтоном эпохи Возрождения. Башня Готической Ратуши (Gotisches Rathaus) высотой 60 метров и с нее прекрасный вид на город. Если будет возможность, обязательно поднимитесь на башню. Время работы Ратуши: ежедневно Апр.-окт., с 9.30 — 12.30 и 13.00 — 17.00; дек. 12.00 — 15.00; цена — 1 евро.
Еще одна достопримечательность — это часы муниципальной пивной (Ratsherrntrinkstube) с фигурами, которые семь раз в день играют сцену, якобы произошедшей во время Тридцатилетней войны. Тогда баварский военачальник Иоганн Тилли пообещал спасти Ротенбург, если представитель городских властей сумеет за один раз осушить бутыль, в которой было три литра вина. Бургомистр сделал это, после чего отсыпался три дня — слабак конечно, не местные гордятся его поступком.
Neuschwanstein Castle и Hohenschwangau Castle. День 4
Около полудня мы покинули приветливый Rothenburg Ob Der Tauber и взяли курс на Hohenschwangau — самое знаменитое в Баварии место — с двумя замками Neuschwanstein Castle и Hohenschwangau Castle — основной цели нашего путешествия.
Для движения этот день был самым тяжелым. Гуляя по Ротенбургу, я выронил свой навигатор, он обиделся, спросил меня, что-то по-китайски, а, как результат стер все карты. Я осознал, что у меня нет запасных карт, ни на флэшке, ни на ноутбуке и понял, что я попал. В час ночи (в России было уже 3 часа) я дозвонился до одного из своих приятелей и договорился с ним, что бы он выложил карты на сервер.
Однако приличный Интернет я так и не нашел и мне пришлось ехать по картам. Карты я купил заранее, очень подробные, очень удобные, но несмотря ни на что, ехать без навигатора — серьезная проблема, особенно после того, как свернули с автобана. Повторюсь — делайте копии карт и ПО для навигаторов. Обязательно!!!
По пути следования мы заехали в два города — Dinkelsbuh и Memmingen — приятные милые города. В Меммингене воспользовались «услугами» сайта города и прошлись по одному, из предложенных на сайте маршруту — самому короткому, но и самому живописному маршруту. Перекусив, поехали дальше.
Для посещения замков, я заранее заказал по Интернету билеты. В апреле — середине мая, это делать необязательно. Народа не так много и можно все купить в кассе без особых очередей. Но, начиная с конца мая — лучше сделать предварительный заказ.
Пару раз сбившись с пути мы все-таки добрались до гостиницы Schlosshotel Lisl, которая расположена у подножья замков. Быстро разместившись и поставив машину на стоянку (для постояльцев отеля стоянка — бесплатна), мы проследовали в кассу, выкупили билеты и направились осматривать окрестности. Все очень красиво, но через полчаса начался дождь со снегом и настроение явно упало. Мы зашли в номер, оделись потеплее и отправились к замку.
На входе у них поставлен турникет и пройти не в свое время (указанное в билете) не возможно. Поэтому не опаздывайте, но раньше так же приходить не стоит. В замках дают аудио гид на русском языке и проходя по залам, он рассказывает историю замков и наиболее интересные моменты из жизни королей. Поучительно. Но, как характеризовала моя жена эти два замка — «Чистенько, но бедновато». Это действительно так.
Самые дорогие и охраняемые экспонаты в одном и втором замке — подарки от русских царей. В моем понимании ничего особенного. Важна только атмосфера. Хотя наше мнение нельзя принимать за истину, мы ведь живем в Питере и что такое роскошь царей, знаем и видели много раз в Петродворце, Пушкине и, конечно, в Эрмитаже.
Для справки. Стоимость посещения замков — 9 евро каждый. Вход разрешен и индивидуально, хотя везде пишу только с экскурсией. Возможно они называют экскурсией аудиогид? Не знаю. Часы работы — Hohenschwangau Castle — с 8:00 до 17:30, Neuschwanstein Castle с 8:00 до 17:00.
Весь вечер шел мелки «питерский» дождь и мы решили никуда не ездить, а отдохнуть в номере. Отель Schlosshotel Lisl — это чистые 4 звезды — не только из-за места, где он расположен, но и из-за сервиса. Это был самый дорогой отель, который я заказал. Стоимость 80 евро без завтрака. Хорошие, удобные номера, хороший ресторан. В отеле я наконец-то нашел Интернет — 5 евро/сутки и закачал себе потерянные карты для навигатора. Поужинав (за 45 евро) и послушав живой оркестр, мы отправились спать.
Утро было просто потрясающим. Солнце, на небе ни единого облачка. Мы позавтракали (10 евро с человека) и вышли на улицу — какая там была красота!!! Сверкающие горы, великолепное озеро, легкий туман… Все было прекрасно.
В качестве совета могу сказать, что останавливаться непосредственно в Hohenschwangau нет особого смысла. Вечер, т. е. сумерки наступают достаточно рано и вся прелесть природы погружается во тьму. Поэтому в следующий раз я бы предпочел остановиться в одном из ближайших городов, явно было бы дешевле и веселее, особенно вечером. Но посетить это прекрасное место надо обязательно!!!
День 5
Погода была чудесная и с небывалой легкостью мы отправились в Австрию. Учитывая, что карты к навигатору я скачал, ехать было очень легко. Проехав не более 15 км, мы встретили первую австрийскую заправку и были приятно удивлены стоимостью бензина. Как я уже писал, бензин стоит в Австрии 1.1 евро. Заправившись под завязку, мы отправились к первому пункту нашего горного путешествия.
До озера Plansee оставалось всего 15 км, (от Hohenschwangau до озера около 30 км), которые мы проехали достаточно быстро. Дороги в Австрии отличные — такие же, как и в Германии, только в качестве пейзажа добавляются горы, вершины которых покрыты снегом, сверкающим под ярким солнцем. Когда выезжаешь на берег озера, и после крутого поворота перед тобой открывается вся панорама — дух захватывает.
Описать состояние невозможно — просто восторг!!! Дорога проложена вдоль всего озера, через каждые 200- 300 метров есть места для стоянки. Выйдя из машины, вдохнув чистейшего воздуха и окинув взглядом открывшиеся просторы понимаешь, что ты на подъезде к раю и Бавария существует лишь для того, что бы через нее добраться до Альп!!! Полное ощущение восторга!!! Вдоль озера, это не больше 5 км, мы ехали около 1.5 часов, постоянно останавливаясь, присаживаясь на скамеечки, пытаясь надышаться этим воздухом и сожалея, что проехав еще немного мы начнем удаляться от этой жемчужины.
Обязательно доберитесь до озера Plansee, оно того стоит!!!!!
Примерно через 16 км. от озера находится Schloss Linderhof Castle — одна из резиденций, кого-то из королей. Если, кто бывал в Петергофе, то Schloss Linderhof Castle — это очень, очень маленький Самсон с таким же маленьким дворцом. Кто не был в Питере — заезжайте — все красиво и уютно. Кстати, это опять Германия.
Проехав после Schloss Linderhof Castle еще 15 км. вы попадаете в совершенно замечательную деревню (во всяком случае все путеводители этот городок почему-то называют деревней) — Oberammergau. Обераммергау знаменита своими расписными домами. Их стены разрисованы сюжетами из немецких сказок, Библии, сценами рыцарских застолий и крестьянского быта. В доме Zum Luftl в 1748 г. родился основоположник стиля — знаменитый в здешних местах художник по фрескам Франц Цвинк, отсюда и название этого вида живописи — Luftlmalerei. Наши граффити — отдыхают.
С парковками проблем никаких нет. Я предварительно высмотрел пару на Гугле из космоса. Парковка была бесплатной. В самом центре городка, как-будто надо что-то платить, но от окраины до центра метров 500–700, т. что выбирать вам. Oberammergau — совершенно чудесное по красоте место и расположено на фоне прекрасных альпийских гор и лугов. Прогулка по городу доставляет исключительное удовольствие. Чистота и порядок доведены до совершенства.
Я очень далек от Библии и не имею ни малейшего представления о сюжетных линиях этой самой читаемой в мире книги, но картины на домах мне очень понравились. В Oberammergau много сувенирных лавочек и магазинов. Особенно поражает многообразие различных фигурок. Больше половины, конечно, посвящены героям Библии, но зато остальные — чудесные гномы, альпинисты, зверушки и т. д. Фигурки размером 7–10 см стоят около 7–8 евро. Мы их накупили всем знакомым и родственникам.
За сезон Oberammergau посещают более 2 млн. человек, и вам советую — чудесное место. Просто сказка!!!
Нагулявшись по городу, решили перекусить. Выбор свой остановили на одном из ресторанчиков на центральной площади — уж очень понравилось это место. Обслужили нас очень быстро. Цен точных не помню, но они меня не поразили, значит, все было в пределах разумного.
Конечный пункт нашего сегодняшнего маршрута был город Зальцбург. Но до него было более 200 км. и когда я планировал маршрут, то пытался проложить его по живописным местам. Мне это удалось. Не бойтесь сворачивать с магистралей и пробираться по проселочным дорогам. Красоту Альп вы сможете увидеть и почувствовать именно таким образом.
Обзорная дорога В999
Периодически перебираясь в Австрию, а затем возвращаясь в Германию, за день мы пересекли границу раз 10, мы прокатились по очень живописным местам. Во многих альпийских деревушках, которые мы проезжали, легко можно найти ночлег. Это может быть или комната, или несколько комнат (типа номера в гостинице), или отдельный гостевой домик.
Цены смешные — от 15 евро в сутки. Больше, чем 75 за гостевой дом я не видел. Очень хотелось задержаться, пройти по пешим или прокатиться по вело- маршрутам. Велосипеды всегда можно взять у хозяев. Когда окажусь в следующий раз в Альпах, обязательно останусь подольше на одном из хуторов, который, просто, сошел с открытки.
Не буду скрывать, что одним (точнее двумя) из промежуточных пунктов нашего путешествия по Альпам была обзорная дорога В999, свернув с которой мы надеялись попасть в летнюю резиденцию Гитлера — Орлинное гнездо. Дорога В999 считается самой красивой в Европе, а виды окрестностей открываются на десятки километров.
Проехав Berchtesgaden я увидел три примечательных дорожных знака. Первый — проезд с прицепами запрещен, второй — машинам длиннее 8 метров въезд запрещен и третий, за поворотом — уклон, для меня это был подъем, 24%. Когда я увидел впереди дорогу, скорее напоминающую асфальтовую стену, то начал сомневаться заберусь ли я туда. С испугу, забыл переключиться на триптроник (ручную коробку) и забирался в гору на автомате. Когда начались повороты, моя машина начала реветь и плакать, как раненый бизон. Но все обошлось и минут через 25 мы преодолели самые крутые подъемы.
Сразу хочу сказать, что дорога В999 платная — цена 6 евро с легковой машины. Около кассы осуществляется и контроль габаритов, о которых я упомянул раньше.
В горах везде лежал снег, но дорога была в идеальном состоянии. Не удивлюсь, если узнаю, что асфальт сделан с подогревом. Кругом сугробы метра 2–3, а дорога абсолютно сухая. Мой навигатор начал говорить, что через 300 метров, мы должны повернуть к Орлиному гнезду. Подъехали к месту поворота, а там только указатель, а за ним сугроб метра 4, пришлось проехать мимо. Не знаю, есть ли к гнезду другая дорога, мне навигатор показал только эту. Очень жаль, но в конце апреля посетить летнюю резиденцию мне не удалось.
На самых верхних и живописных точках дороги В999 есть большие смотровые площадки. Сидя на парапете и любуясь раскинувшейся внизу долиной особенно приятной становиться чашечка кофе… Рекомендую, возьмите с собой термос с кофе — это кайф.
Учитывая, что до Зальцбурга осталось меньше 30 км. и гостиница, которую я забронировал, принимала гостей круглосуточно, мы решили задержаться на вершине Европы и насладиться прекрасными видами. Народа — никого, тишина и покой. Я бы внес эту дорогу в достопримечательность Зальцбурга. Прокатиться по ней надо всем и ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!
К 21–00 приехали в гостиницу. Быстро разместились, припарковали машину и отправились в старый город на прогулку, благо до него было всего 20 минут ходьбы. Мы прошли по старому городу, вышли на набережную. Замок на горе, дома, собор, мосты — все подсвечено. Красиво. Стоит отметить, что в старом городе первые этажи большинства домов превращены в магазины. Так вот вечером, все витрины не закрываются жалюзями, даже ювелирные магазины. Весь товар виден и, что больше всего понравилось моей супруге — видны все ценники на товарах. Возвращаясь в гостиницу, она успела наметить пару (пару десятков) магазинов «на разграбление».
Зальцбург и Regensburg. День 6
В Зальцбурге мы остановились в гостинице Hotel Astoria Salzburg. Она нам не очень понравилась. Рекомендую остановиться в другом месте.
Позавтракав, мы быстро собрались и поехали колесить по городу, пока не откроются магазины. Город не очень большой, но очень приятный. Покатавшись около часа мы припарковались на подземной стоянки, которую нам рекомендовала девушка на ресепшене. Въезд на стоянку находится прямо в горе с правой и левой стороны от тоннеля, соединяющего две части города. Мест для парковки более чем достаточно. Стоимость часа -1.2 евро, после 2 часов начинаются скидки.
Мы были в Зальцбурге в выходные, поэтому кроме магазинов в старом городе была развернута и торговля на улице. На покупки у нас ушло около 3 часов. Жена осталась довольна и ассортиментом и ценами. В завершении нашей прогулки мы купили еды в дорогу (жареную курицу, сосиски и пару салатиков) и около 13–00 выехали из города.
К ночи мы должны были добраться до Праги. Мы решили ехать не напрямик, а выбрали длинный, но более скоростной маршрут с заездом в город Regensburg, который находился ровно на полпути до Праги.
Подходящую парковку в Регенсбурге я нашел на сайте города. Парковка оказалась платной, но только до 16–00. В вечернее и ночное время — бесплатно. Такие правила действуют во многих городах, поэтому прежде чем платить — постарайтесь понять, что написано на парковочном автомате. Заплатив всего 50 центов, мы пошли в город.
Регенсбург (Regensburg) — один из старейших городов Германии, основанный римлянами, первая столица Баварии. Он расположен на слиянии Дуная и Регена, в самом северном изгибе Дуная. Город процветал благодаря торговле: здесь был построен первый и единственный на многие километры мост через Дунай (1135 г.) и торговцы имели в результате массу преимуществ.
Во времена Римской империи река отмечала северную границу Римской империи, а позже — границу между Свободным городом Регенсбургом и королевством Бавария. Историческая часть города начинается почти сразу у вокзала, большая ее часть пешеходная, но по некоторым улицам могут ездить такси и автобусы, по исторической части ходит автобус А.
Как вы уже догадались основная достопримечательность города — это Каменный мост (Steinerne Bruecke). Его возраст почти 900 лет (1135–46). Мост успешно прошел через века и не пострадал даже во время Второй мировой войны. Габариты этого сооружения и, если так можно выразиться, его динамика производят сильное впечатление.
У входа в город — Bruckturm, башня, где представлена экспозиция о Дунае, это нас не очень интересовало, но откуда можно осмотреть город сверху. Рядом с мостом можно найти — маленькую сосисочную (Historische Wurstkuche), которая была построена еще в 12 в. для того, чтобы кормить строителей моста, и в которой до сих пор готовят сосиски на открытом огне.
Однако, на меня большое впечатление произвел Регенсбургский собор, который является очень интересным примером немецкой готики, его строительство было начато в 1275 и закончено в 1634. Стоя рядом с ним, задрав голову наверх, удивляешься как такое великолепие можно было построить. После того, что увидишь, трудности, о которых говорят наши строители, кажутся детским лепетом.
Пробыв в городе около 5 часов, мы направились в Прагу в надежде, что доберемся до отеля к полуночи.
День 7 и 8
Ну вот, мы и добрались до Праги.
Возможно, со моими впечатлениями о Праге многие не согласиться. Я никому ничего доказывать не хочу. Это просто мое мнение и мои путевые заметки.
Прага. По ночным улицам пробираемся к отелю. Отель Sofia, расположенный на Americka 28, я заказывал и оплачивал через Интернет заранее. За предварительную оплату вместо 9658 рублей я заплатил 8764 (это за 3 ночи + завтраки). Но вот незадача, прибыв на место, мы узнаем, что отель на ремонте и, нас переселяют в отель Denizsa на Narodni Obrani 33. Доплаты с нас никакой не спросили.
Делать нечего, «разворачиваем оглобли» и едим через весь город в новый отель. Приехали… Denizsa расположена в большом 6 этажном доме. Парковка отеля — это два места перед входом, которые оплачиваются отдельно примерно 20 евро/ночь (я все буду переводить в ерво, как считал сам, т. к. запомнить в кронах даже не пытался). Такая цена меня, конечно, сковала, но через 15 минут объехав всю округу, нашел место для машины (повезло, кто-то из местных уехал).
Сразу хочу сказать, что перед отъездом я консультировался в своей страховой компании (Ренессанс) и мне однозначно сказали, что в случае угона машины за границей — КАСКО не действует. Надеясь на сигнализацию, я отправился в номер.
Когда меняли гостиницу, нам сказали, что Denizsa — это 4 звезды. Наврали… комнаты, конечно большие, но сантехника — ужас, такого смесителя и унитаза я уже давно не видел даже в самых дешевых строительных магазинах. Столовая, которая располагалась в подвале, напоминала скорее нашу рюмочную. Столы на жиденьких ножках — вечно шатающиеся, даже от проходящего рядом человека, были покрыты клеенкой… Завтрак, так же оказался не очень. Одним и неоспоримым достоинством отеля оказался круглосуточный бесплатный Интернет, причем очень приличной скорости.
Утром, проснувшись и позавтракав, отправились в город. Решили ехать на метро, благо остановка была не очень далеко. Почему пешком? Все очень просто — обед предполагался с пивом. Должен был я хоть один раз за путешествие себя ни в чем не ограничивать. Гуляем!!!
Естественно первая достопримечательность — Карлов мост. Мы вышли из метро, прошли по набережной и увидели странную конструкцию из труб, которая возвышалась над входом на мост. Оказалось, что мост ремонтируют. Такая же картина ждала нас и на противоположной стороне. Вошли на мост. Несмотря, что было достаточно рано, уже весь мост был забит различными торговцами. Кто продавал картины, кто сувениры, кто сережки и колечки и т. д.
Отбиваясь от продавцов, прошли по мосту и начали подниматься к Пражскому граду и собору святого Вита. Все было очень приятно, не считая легкой дрожи в коленках — высота все-таки приличная. Остановившись на смотровой площадке около собора, сделали несколько фото. Прага, как на ладони. Чехи молодцы — любой свободный уголок используют под кафешки. В одном из них, мы выпили кофе, наслаждаясь открывшейся панорамой города.
Учитывая, что по музеям мы не планировали ходить, мы пошли дальше и, в конечном итоге оказались в совершенно замечательном парке, в котором наткнулись на фуникулер, но он в тот день не работал. Мы бы им все равно не воспользовались, супруга очень боится высоты. Но парк действительно потрясающий (Ориентир на парк — торчащая телевизионная вышка). Народа очень мало. Можно спокойно посидеть, в том числе и на траве, отдохнуть. В парке много мест, с которых открывается еще более замечательный вид на Прагу.
Насладившись видами, отдохнув от подъемов, мы решили спуститься в город и пообедать. Так и сделали. Длиннющая лестница вывела нас в район, где находятся очень много посольств — практически дипломатический городок. Полицейские проверяли все въезжающие в район машины. Открывали багажники, смотрели, при помощи зеркал днище машины и т. д. Мы их точно не интересовали. В одном из небольших кафе решили пообедать. Перед тем как поехать в Прагу я узнавал, какую национальную закуску к пиву следует заказать.
Мне рекомендовали «випрово колено» и «випровы зёбра». Я начал с колена. Когда я заказывал, официантка поинтересовалась у меня, сколь нас человек. Я сказал, что один, т. к. жена выбрала себе что-то другое. Официантка недобро улыбнулась. Для разминки заказали пива — естественно Крушовицы. Для пробы взяли светлое и темное. Темное мне понравилось много больше. Пока сидели и разбирались с салатом, на соседних столах разместилась группа итальянцев, чуть позже подошли 3 немца. И вот когда собралась вся эта публика, мне вынесли мой заказ.
Кто не знает, «випрово колено» — это копченая свиная ляха. Когда я заказывал, я думал о щиколотке (мне так объяснили), но увидев эту громадину мне стало не очень комфортно. Вооружившись ножом, под улюлюканье собравшихся, я начал кромсать колено, периодически проталкивая куски мяса пивом. Дойдя до половины, попросил «помощь зала». Никто не откликнулся… Выбирая только отборные кусочки мяса, минут за 30 я закончил обедать. Было тяжело, но нас так просто не возьмешь, тем более с пивом.
Совет — прежде чем заказать что-то узнайте, на сколько человек рассчитана порция.
«Слегка перекусив», мы решили посмотреть на знаменитые Пражские часы. Пришлось идти опять через Карлов мост. Народу (и это в апреле) была просто толпа. Иногда между людьми мы видели очертания моста. Дошли до площади, подождали пока наступит 16–00, понаблюдали хождение апостолов…. Не впечатлило, мы ожидали что-то более интересное. Из собравшейся толпы больше половины были русские (русскоговорящие). Так, как обед у большинства уже прошел, то разговор велся в основном на ненормативной лексике. Мне это режет слух даже в России, а слышать это за границей совсем не приятно.
Туристы, видимо посетив намеченные достопримечательности, начали собираться около Ратуши. На площади было выставлено много столов, на которых подавали пиво. Учитывая, что обед у меня был так же с пивом, мне требовалось сделать «технический перерыв». Пометавшись по площади, в каком-то закоулке я увидел долгожданную надпись «туалет».
Рассказывать о его состоянии я не буду — просто жуть, причем платная жуть за 2 евро. Выйдя опять на площадь, я заинтересовался, что же делают другие люди. А другие, просто пристраивались к ратуше. Мужскую и женскую половины разделяли жиденькие кустики. После всего увиденного настроение упало. Мы решили идти пешком до отеля, рассчитали, что за час доберемся, так и получилось.
К нашему глубокому сожалению, к вечеру Прага становиться похожа на грязную пьяную подворотню.
Дойдя до гостиницы, жена, по милости которой мы и оказались в Праге, попросилась уехать из нее, как можно скорее. В результате переговоров и учитывая, что сувениров мы пока не купили, мы решили утром съездить в город, купить пару картинок, а затем поехать в какой-нибудь тихий городок. С тем и уснули.
На следующее утро, доехали на машине до центра. Около концертного зала (Рудольфинум) поставили машину на подземную парковку, и пошли по магазинчикам. Во всех сувенирных магазинах работают русские продавцы, но торг идет, как на восточном базаре. Мне это совершенно не нравится. Цена явно завышается, потом происходит имитация звонка «хозяину», который позволяет в исключительном случае сделать скидку. Естественно, только для нас.
Не люблю я этого. Купив картинку с Карловым мостом, только на ней мы поняли, как он выглядит, мы пошли за машиной. Первоначальная стоимость картины мы умудрились снизить в 3 раза. Но настроение было очередной раз испорчено. Дурят нашего брата, причем свои же соплеменники.
Придя на стоянку меня ждал новый сюрприз. С меня за 1.5 часа попросили 16 евро!!! Ругался я очень долго…, но заплатить пришлось.
Начитавшись рекламных проспектов, мы решили посетить городок Гора. От Праги он был в 70 км. Нам обещали чудесные виды и потрясающий по своей красоте «Каменный фонтан». Когда мы туда приехали, то увидели, что город оказался простым захолустьем. В нем было только две приличные улицы. Каменный фонтан — ничего из себя не представлял (фото приложено). Внутри «произведения искусства» был свален какой-то строительный хлам с лопатами и вениками. На центральной площади был организован огромный базар с секонд хендом. В городе мы не задержались больше 45 минут.
Возвращаться в Прагу и в отель не хотелось и мы решили найти на окраине Праги какой-нибудь супермаркет и оставшуюся часть дня убить там. На поиски у нас ушло около 1.5 часов, но мы справились. Жена отправилась по бутикам, а я в продовольственный магазин. Купленные 2 ящика Крушовицы несколько сгладили мое настроение.
Ближе к вечеру мы вернулись в отель. На следующий день планировали встать раньше и сразу после завтрака выехать в сторону Берлина.
Мое впечатление от Праги — красивый город, который довели до ужасного состояния. В Прагу надо ехать только с одной целью — пить, пить и еще раз пить вкусное чешское пиво. Цены на пиво и на еду очень демократичные. Все остальное — это рекламная акция, которой нас зазывают в Прагу еще с советских времен. Возможно, после Германии и Австрии, но я был очень расстроен. Понимая, что со мной многие не согласиться в оценках Праги. Я никому ничего доказывать не хочу. Это просто мое мнение и мои путевые заметки.
Но не будем переживать, наш путь — НА БЕРЛИН!!!
Берлин. День 9
За сегодняшний день мы должны были преодолеть 650 км, поэтому, особо не задерживаясь на завтраке, в 7–30 мы отправились в путь. С моей стороны будет не честно, если я не скажу, что автобаны в Чехии очень хорошего качества, практически не отличаются от Германии. Чуть меньше, чем за 3 часа мы добрались до Берлина (350 км). Поиск парковки я провел уже проверенным способом — нашел пару больших универмагов, в одном из них (названия не помню) мы и припарковались.
Фото этого стеклянного монстра я прилагаю. Крупные универмаги во всех странах особо ничем не отличаются, но в этом меня поразил кондитерский отдел. Оформление витрин и разнообразие продукции было фантастическим. Мы купили штук 20 различных коробок с конфетами. Коробочки были деревянными, бумажными, металлическим из пластика и т. д. Оформление коробочек — виды Берлина. В качестве сувениров очень нам пригодились. Из других товаров жене понравилась номенклатура различных статуэток. Веселые и приятные мордашки. Теперь парочка из них проживает в нашем доме.
Учитывая, что в Берлине мы планировали провести еще много времени, решили пообедать. Поднялись на верхний этаж. Ресторан — это стеклянный купол, с которого открывается прекрасный вид на Берлин. Мне понравился подход к ценообразованию в ресторане. Там было всего три цены: любые мясные блюда — 2.5 евро за 100 грамм, салаты любые — 1.5 евро за 100 грамм и любые безалкогольные напитки — 3 евро кружка. Подобный подход и аналогичное изобилие я встречал пару раз в Москве, у себя в Питере такого не видел. Пообедав, отправились на машине в центр.
Рейхстаг — как много в этом звуке для сердца русского сплелось…
Буквально через 10 минут навигатор вывел нас на улицу «17 июня», которая упирается в Бранденбургские ворота. На разделительной полосе организованна стоянка, которой мы не преминули воспользоваться. Честно говоря, я ехал в Берлин с определенным патриотическим настроениям. Наше поколение (я, к сожалению, уже не отношусь к категории молодежь) воспитывалось на примерах пионеров — героев, «Молодой гвардии», жизни наших родителей, переживших Блокаду, как моя мать и потерявших на войне своих близких. Мой дед мог видеть Рейхстаг только через прицел своей гаубицы, а я припарковался, без особого труда, у Бранденбургских ворот. Спасибо им за их подвиг, за их стойкость и мужество!!!
Выйдя из машины мы, конечно, отправились к воротам. Потом пошли к Рейхстагу. Я не знал, но в Рейхстаг пускают всех, бесплатно, в порядке живой очереди. Через 30 минут мы подошли к двери. Во внутрь запускают группами по 30–40 человек. На входе проводится достаточно приличный досмотр, примерно, как в аэропортах. Проверенных товарищей загружают в лифт и поднимают на крышу. Вид на Берлин — это красиво. Одна из достопримечательностей крыши Рейхстага — стеклянный купол. Внизу размещены экспонаты по истории здания.
Русского текста там нет, но фотография водружения знамя Победы — есть. Внутри купола сделана винтовая дорожка, по которой можно подняться на верхнюю смотровую площадку — выше всяких похвал. Очень понравилось отношение к инвалидам. Если появляется человек на коляске, и у него нет сопровождающего, его опекает сотрудник охраны, который, в том числе, завозит его на смотровую площадку и сопровождает вниз. При погрузке в лифт сначала заходят (или их завозят) инвалиды, затем все остальные. Все делается легко и непринужденно. Нам бы такое отношение к людям.
Насмотревшись на Берлин с птичьего полета, пошли на набережную, прошли по городу. Проведя в центре около 4 часов, сели в машину и решили ехать «куда глаза глядят». Для справки — за парковку за 4.5 часа я заплатил 6 евро (вспомните 16 в Праге). Совершенно хаотично поворачивая на различные улицы, мы оказались на очень красивом бульваре. Не имею ни малейшего представления, как он называется.
Припарковались и еще 2 часа гуляли по Берлину, по его улицам. В завершении знакомства с городом пристроились в уличном кафе и съели по огромной порции мороженного. Отдохнули отлично. Пора спать, а до ночлега, в уже известном вам городе Reinfeld, осталось всего 300 км. Этот путь мы преодолели за 3 часа и к 22–00, как договорились с хозяйкой, прибыли в гостиницу. Заканчивался наш последний день в Германии….
День 10
Прекрасно выспавшись, мы позавтракали, простились с милой, приветливой хозяйкой и, отметив на навигаторе нашу следующую цель — Копенгаген, отправились в путь.
Копенгаген. Добравшись до паромной переправы Rоdby — Puttgarten мы решили, что из Копенгагена будем переезжать в Швецию не на пароме, как в первый раз, а по мосту Great Belt Bridge. Без каких-либо проблем оплатили проезд и погрузились, на уже известный нам паром. Погода была прекрасная, поэтому практически все время мы провели на верхней палубе. Один из важных моментов — на пароме работает обменный пункт. Не забудьте поменять деньги на Датские кроны. Много не надо, если у вас есть кредитная карта, но для парковочных автоматов — предпочтительно иметь мелочь.
В конечном итоге мы добрались до Копенгагена (это 280 км. от Reinfeld) за 3.5 часа. Припарковавшись прямо на улице, забросали денег в парковочный автомат и отправились гулять по городу.
Копенгаген — это кладезь достопримечательностей, потрясающих по красоте улиц и парков. Можно идти в любую сторону и все равно увидите что-то интересное. Забегая несколько вперед, скажу, что эти слова в полной мере относятся к центральной части Датской столице. На окраине Копенгаген застроен достаточно однообразными кирпичными зданиями, предпочтительно из темного красного или из серого кирпича.
Удивительно, но все эти постройки не кажутся очень удручающими и напоминающими казармы. Возможно это из-за того, что вокруг домов много зелени — бульвары, палисадники и парки.
Впервые оказавшись в Копенгагене и тем более на машине, меня поразило количество велосипедистов снующих по улицам. На велосипедах едут все — молодые и пожилые, офисные работники в строгих костюмах и ребята похожие на панков, видели даже несколько беременных, причем уже на приличном сроке… Короче, едут все. Как я никого не сбил, до сих пор не понимаю. Самый сложный маневр на машине — правый поворот. Почему? Да потому, что по выделенной полосе, которая находится рядом с тротуаром нескончаемым потоком едут велосипедисты, и пересечь этот поток практически нереально, только под светофор.
Еще одно наблюдение. Я был очевидцем, когда Мерседес, к которому наши ГАИшники скорее всего и не подошли бы, остановился под знаком «остановка запрещена». Не прошло и 5 минут, как появился полицейский и выписал штраф. Подошедший водитель, не пререкаясь, взял квитанцию и с горестным лицом сел в машину. Вспоминая наши заставленные машинами улицы, естественно под запрещающими знаками, понимаешь, что нам до их порядка еще очень далеко.
Говоря о Дании, многие говорят, что это одна из самых дорогих стран Европы. Я этого не заметил. Я столкнулся только с двумя дорогими вещами — это проживание — примерно 150–170 евро двухместный номер в гостинице 3 звезды и бензин. Остальное — самые обыкновенные цены. Жена прошлась по магазинам и осталась очень довольна и ассортиментом и ценами. Причем попросила в следующее путешествие остановиться в Копенгагене подольше именно с целью шоппинга.
Нагулявшись по городу и получив от него массу удовольствия, пообедав в шикарном кафе, мы сели в машину и направились в сторону Швеции. 8 часов в Копенгагене пролетели незаметно.
Выехав из города, мы сначала промчались по тоннелю, который вывел нас на Great Belt Bridge. Мост очень красивый, поражает не только своими габаритами, но и стилем. «Касса» находится уже на шведском берегу. Стоимость проезда по мосту примерно 25 евро. На пароме переправляться мне понравилось больше.
Мы предварительно (еще в Питере) наметили для ночлега гостиницу, но пока ехали по Швеции в первый день нашего путешествия, заметили, что на протяженности всего пути от Стокгольма до Хельсинборга (трасса Е4) очень много мотелей. Судя по всему, шведы понимают, что данный путь многие используют, как транзит.
Мы решили воспользоваться такой ситуацией и гнать в сторону Стокгольма, пока не захочется спать. Когда до Стокгольма оставалось чуть меньше 200 км, мы решили остановиться. С нас взяли за ночлег и завтрак 830 крон. В мотеле я спал первый раз. Все было достаточно примитивным, это явно не гостиница, но один раз переночевать можно.
Утром, заправившись (рассчитав, сколько мне понадобиться бензина, что бы доехать до России), мы отправились в путь.
Стокгольм. День 11
Выбор места парковки был прежним — парковка в торговом центре. Мест, как обычно много. Проблем — никаких.
О Стокгольме писать много не буду. Наверняка многие бывали в нем. Мне лично Стокгольм напоминает Питер — много рек, каналов, мостов. Все очень родное.
Из Питера в Стокгольм регулярно организовываются шоппинг туры — здесь этого добра действительно много.
Викинг Лайн отправляется практически из центра города. Погрузка на паром началась в 16–00 и, через полчаса простившись со Швецией, мы плыли в сторону Хельсинки.
К сожалению, наше путешествие подошло к концу.
Путешествие получилось очень увлекательным — лучший отпуск за последнюю пятилетку.
Подводя итоги
Пару слов в заключении. Я обещал написать про бюджет поездки, но в процессе описания своих приключений я и так указывал много разных цен. Общие же цифры по путешествию таковы:
продолжительность 12 дней / 11 ночей
Пробег — 5499 км с расходом 9л/100 км, на бензин ушло почти 600 евро.
Парковки в среднем 1.5 евро в час, но если стоишь дольше, то все становиться дешевле, примерно 5 евро за 4 часа. На круг около 100 евро отдали.
Класс гостиницы — не менее 3 звезд, завтрак включен (вполне достаточно для нормального отдыха). Получилось в среднем по 70 евро за ночь. Итого 630 евро, т. к. 2 ночи мы спали на пароме Хельсинки — Стокгольм. Возможно, в следующий раз буду выбирать что-нибудь более звездное или экзотическое — например ночевку в замке.
Все паромы и платные дороги — около 270 евро.
Итого «обязательные платежи»: 1600 евро.
Остальное — еда в кафе и ресторанах, пиво и вино, музеи, сувениры, шоппинг и т. д. — до бесконечности.
Что бы я изменил:
Постарался бы, по возможности, максимально увеличить продолжительность поездки, тем самым, уменьшив ежедневный пробег. 250–350 км в день — мне кажется оптимальным расстоянием. Это не касается, конечно «скоростных перегонов», например Питер — Хельсинки или Стокгольм — Копенгаген.
Скорее всего, не поеду из Стокгольма до Германии на машине — долго, скучно и неинтересно. Предпочту прокатиться на пароме Хельсинки — Росток или Травемюнде.
В интересные города (маленькие города!), где предполагается ночевка, нужно приезжать не вечером, как делали мы, а днем, не позже 14–00. У нас не всегда хватало времени для осмотра достопримечательностей.
Как можно чаще выбираться в отпуск и колесить по Европе.