Краеведческий музей Каширы расположен в исторической части города на улице Советской. В прежние времена она называлась Московской, ибо вела на Москву.
Наш визит пришёлся на февраль. Зенитное орудие в музейном дворике оказалось под снегом.
Краеведческий музей Каширы расположен в исторической части города на улице Советской. В прежние времена она называлась Московской, ибо вела на Москву.
Наш визит пришёлся на февраль. Зенитное орудие в музейном дворике оказалось под снегом.
По соседству с ним явно ждал весны Иван Алексеевич Двигубский (1771 — 1839 г.) — российский учёный, первый ректор Московского университета. Выйдя в отставку, он поселился в Кашире, где продолжил научные опыты.
Прославил своё имя в 1828 году первой русскоязычной сводкой о флоре Подмосковья. Написал один из первых русских учебников физики.
Помимо науки Иван Алексеевич занимался усадебным хозяйством. Воспитанный отцом священником в благочестии, ни одного крестьянина Двигудский не продал, не купил и не переселил. Каширяне вспоминают его с теплотой.
Бюст Двигубскому установлен при непосредственном участии ректора МГУ им. М. В. Ломоносова — В. А. Садовничего. Автором памятника стал известный скульптор В. И. Кириллов.
Сам музей расположился в особняке стиля модерн начала прошлого века. Здание на площади Володарского (бывшей Соборной), рядом с собором Успения Пресвятой Богородицы. Зайдём же наконец внутрь.
Экскурсию мы заказали заранее. В Каширу туристов приезжает немного. Музей сильно загруженным назвать сложно. Жаль. Надеюсь, рассказ вызовет интерес к городу и его музею.
Первый зал, встречающий посетителя — «Археологическое прошлое Каширского края».
Изучаем кости мамонтов и других вымерших животных.
Научный сотрудник показывает волосы мамонта. Это очень ценный и редкий экспонат! Они хранятся в особом пенале.
Более 20 тыс. лет назад здешние земли представляли собой тундру. Ледниковый период постепенно сменился на более умеренный. Часть животных вымерло, по берегам Оки начал селиться человек.
Музейная карта показывает местонахождение мамонтовой фауны, курганные могильники, селища, городища, древнерусские города и т. п. Исторических мест вдоль матушки Оки великое множество.
Когда по отношению к древним людям используется термин «культура» — он обозначает некую временную формацию, не оставившую письменных упоминаний. Люди жили в относительно близости друг от друга и вели похожий образ жизни.
Высокие берега Оки идеально подходили для стоянок, селищ, городищ и городков. В Поочье отметилась Катакомбная культура, Фатьяновская, Поздняковская.
На археологию в современном мире денег выделяется мало. А между тем возле Каширы насчитывается более 30 объектов. При музее с 1997 г. каждое лето организуется детский полевой археологический лагерь. Ребята помогают учёным, приобретая исследовательские навыки.
Благодаря совместной деятельности были обретены уникальные артефакты. Фонды пополнились более чем на 5 тыс. экспонатов. Самое главное, удалось выделить новую археологическую культуру, названную — Каширской.
Глядя на костяные наконечники, иглы, рыболовные грузики и топорища, просто не верится, что между нами и их изготовителями века и тысячелетия.
Особо ценный экспонат костяная ручка ножа с изображением головы непонятного существа. Художник вырезал то ли барана, то ли птицу. Над своей работой древний мастер явно старался. Возраст находки 7 — 2 век до н. э.
В начале средних веков на Поочье распространилась княжеская власть. Поочье входило в орбиту влияния князей владимирских, черниговских, рязанских и смоленских. Князья ставили друг против друга города-крепости. К ним примыкали сёла, где также найдены следы ремесленного производства.
Многое растворилось в веках и названия крепостей помнят только историки: Ростиславль, Лопасня, Серенск, Лобынск, Тешилов.
К примеру, Колтеск впервые письменно упоминается в 1146 году в связи с приездом новгород-северского князя Святослава Ольговича, бежавшего из Киева после поражения в борьбе за великокняжеский престол.
Колтеск оказался полностью разрушен во время нашествия Батыя. Со временем образовалось село Колтово. Получивший её в кормление рязанский боярин Михаил Иванович Сорокоум Глебов стал родоначальником дворянского рода Колтовских.
Анна Колтовская — четвёртая супруга Ивана Грозного. Это последний венчанный брак царя. Бояре Колтовские приобрели влияние, что не понравилось влиятельным конкурентам.
Брак продлился менее полугода. Царь сослал жену в монастырь, где она приняла постриг под именем Дарья. В монастырях прожила 54 года, сделалась игуменьей Тихвинской обители и застала Смутное время.
Очень жаль, строительство автодороги «Дон» довершило разрушение Колтеского городища.
Нынешней Кашире 665 лет. На следующий год возраст вроде как нехороший, но я уверен, каширяне подобное переживут.
По разным версиям слово Кашира обозначает: «овечий хлеб» (кошара), берёт начало от речки Каширки, либо слово тюркское — «кош» (шалаш, стоянка, молочная ферма, стан), «кешир» (переправа), именно здесь была удобная переправа через Оку.
Впервые Кашира упоминается в 1356 в духовной грамоте московского князя Ивана II Красного как село, завещанное им своему сыну Дмитрию (Донскому).
К 1480 году Кашира уже была городом, который Иван III приказал сжечь, не надеясь защитить от набега хана Ахмата. Через три года, по соглашению с рязанскими князьями, Кашира окончательно перешла под власть Москвы.
С 1497 по 1526 гг. Каширой управляли казанские царевичи, которым московский правитель в качестве благодарности выделял вотчины. В последующем матушка Екатерина решила увековечить сей факт на гербе.
В нижней части на зелёном лугу дракон с золотым клювом (похожий на казанского собрата), сверху на голубом фоне жёлтый крест (торжество христианства).
(Фото из интернета)
В 1517 г. произошёл первый набег крымских татар, после чего до конца столетия Кашира пережила более 20 набегов. Наиболее разрушительный случился в 1571 году.
В результате боевых действий и эпидемий к началу Смутного времени Кашира запустела. В 1609 г. город признал власть Лжедмитрия II. В 1618 г. был разорён казаками гетмана Сагайдачного.
После каширяне крепостные сооружения разобрали. К следующему году с левого берега Оки городок перебрался на правый, где к 1629 г. возвели земляной вал с деревянной крепостью, служившей одним из опорных пунктов Большой Засечной черты.
Перейдём в следующий зал. Он называется — «Кашира XIV- начала ХХ в.в.»
Когда опасность с южных рубежей отступила, царь перестал платить жалование стрельцам. Последним нужно было чем-то жить и они занялись торговлей. Ко второй половине XVII века Кашира превратилась в город купеческий.
Сразу после революции был организован музей.
Он располагал отделами крестьянского, помещичьего и революционного быта, разделами по истории и природе края.
В ноябре 1941 года Кашира стала прифронтовым городом. Экспонаты были эвакуированы. Директор музея Серафим Иванович Ивкин ушел на фронт и в августе 1942 г. погиб под Смоленском. С этого времени музей прекратил деятельность, ни один экспонат в Каширу не вернулся.
Новый этап истории начался в 1977 г., когда в Кашире возродился музей.
По словам научных сотрудников, экспонаты первого музея встречаются в Серпухове и в целом ряде других музеев. Но, увы, с юридической точки зрения все порядке. Доказать своё правообладание каширяне не могут.
Что есть в экспозиции, всё собрано заново.
Помогли местные жители, хранившие по домам крестьянское и купеческое наследие дедушек и бабушек.
Во время коронации Николая Второго на Ходынке планировались народные гуляния. В качестве подарка, каждому пришедшему выдавалась памятная кружка. Каширяне на Ходынке были и кружки домой принесли. На одной из витрин аж целых два царских подарка!
В общем, если крестьяне по избам старые вещи сохранили, с артефактами дворянских усадеб всё оказалось сложней. В экспозиции их мало.
В любом случае, Кашира город самобытный и обладает неповторимой историей.
Друзья, приходилось ли вам слышать выражение: «Кашира! Шапку долой!»?
Откуда оно пошло, неизвестно. Существует несколько версий.
Как-то раз заезжие крестьяне возвращались домой после барщины. Проезжая мимо прилегающей деревни, они с удивлением увидели, что все дома с трубами. В те времена избы топились по чёрному. Печь с трубой была признаком большого достатка.
Возле дома дворянина, было принято снимать шапку. Крестьяне решили, что в деревне все господа. Отсюда и поговорка: ««Каширцы: Шапку долой! — А що? — Глянь, все бояре.»
По другой версии, выезжая на базар, каширцы любили наряжаться, выдавая себя за людей знатных. Позже их выявляли, предлагая не выделываться и снять шапку.
По третьей версии, которая лично мне более всего импонирует, в городе много церквей. Проходя мимо храма, нужно было снять шапку и перекреститься.
Купеческий период безусловно интересен, и тем не менее мы имеем очередной перегиб. В современной России не принято освещать 20-ые и 30-ые годы. Кто такая Паша Ангенина, Стаханов, Павка Корчагин уже забылось. Вроде как были купцы, революция, Сталин со своими репрессиями и война.
Что поделать? Будем говорить о музее, согласно представленным экспонатам. По просторной лестнице поднимаемся на второй этаж,
параллельно с этим изучая картины художников, воспевавших родные края.
В музее проходят не только выставки художников, но и концерты классической музыки. Приезжают известные музыканты, в том числе из-за границы.
Осенью 1941 года, когда немцы стремились окружить Москву, Кашира сделалась городом прифронтовым. Об этом рассказывает следующий зал. Он небольшой, но информационный.
В конце ноября, не сумев взять город оружейников, Гудериан снял из-под Тулы часть соединений и двинул на Каширу. Воинских частей в городе не было.
24 ноября первыми в бой вступили ополченцы, плохо обученные, не имевшие ни опыта, ни должного вооружения.
В боях, что проходили в 3 км. от города, удалось поджечь на мосту танк. Движение застопорилось. Немцы в город предпочли не входить, решив перегруппироваться. На следующий день к Кашире подошёл 1-ый кавкорпус генерала П. Л. Белова, а также 173-я стрелковая дивизия.
27—29 ноября под ударами РККА Вермахт отступил. Ещё через неделю, в результате Тульской наступательной операции, враг от Каширы оказался отброшен.
В последующем город подвергался бомбардировкам, главной целью немецких лётчиков являлась Каширская ГРЭС. Родное небо защищал 352-ой отдельный зенитный артиллерийский дивизион.
Кстати, штаб генерала Белова располагался именно здесь в музейном здании. 25 ноября Верховный главнокомандующий разговаривал с Беловым по телефону. Сталин позвонил сам. Вокруг всё взрывалось и грохотало. Однако, старшая телефонистка П. Ф. Козлова сумела обеспечить надёжную связь.
За проявленное мужество и героизм Сталин присвоил 1-ому кавкорпусу звание гвардейцев. В этом случае личному составу вручался знак «Гвардия», а также полагались особые оклады: для рядовых — двойные, для офицеров — полуторные.
Ещё один зал рассказывает об известных земляках, внёсших вклад в развитие науки. Автору и читателю придётся вернуться в позапрошлый век.
Если про Двигубского я уже писал. Поговорим про известного учёного и народного просветителя Андрея Тимофеевича Болотова (1738 — 1833).
В 1776 г. в своём имении в Богородицке он создал парк, где начал проводить опыты с плодоносными деревьями и растениями, в том числе эксперименты по выращиванию картофеля. Русским крестьянам картофель был неведом, но именно отсюда из-под Каширы, благодаря Болотову, картошка разошлась по огородам.
В XVIII веке в Россию попал помидор. На первых порах он возделывался как декоративное растение, ибо «ягоды» не вызревали. Болотову удалось добиться полной спелости, при этом сам помидор по прежнему представлялся ягодой вредоносной. Как-то раз маленький сын ученого прямо на его глазах съел помидор. Видя, что ничего не произошло, помидор попробовал уже сам Болотов.
Своими опытами он заложил основу российской агрономии. Андрей Тимофеевич стал издателем первого в России с/х журнала «Сельский житель». Опубликовал более 4 тыс. статей, в том числе по другим сферам деятельности.
Литературное наследие Болотова более 300 томов. Сюда входят мемуары, переводы, труды по с/х, произведения для детей. В Богородске он создал первый в России детский театр (1779 — 1781), для которого писал пьесы и ставил вместе с ребятами спектакли.
Его перу принадлежат многие пословицы и поговорки, гармонично вошедшие в жизнь. По масштабу фигура Болотова сопоставима с Ломоносовым. Однако, увы, последнего знают все, а Болотова единицы.
Музей имеет в запасниках большое количество фондов, но выставить может далеко не всё. Возможно в будущем он переедет в более просторное здание.
И тем не менее, даже при явной нехватке площадей, музейщики сумели организовать удивительную выставку — «Серебристые облака». Её называют её музеем в музее.
В первую очередь нужно объяснить, что представляют собой серебристые облака. Это довольно редкое атмосферное явление, возникающее на высоте 76–85 км над поверхностью Земли.
Серебристые облака можно наблюдать в глубоких сумерках, после заката, когда Солнце уже скрылось за горизонтом, а верхние слои атмосферы освещены последними лучами.
Оптическая плотность облаков ничтожна, и через них зачастую проглядывают звёзды. Природа серебристых облаков полностью не изучена. Высказывались предположения, что они состоят из вулканической или метеорной пыли, но они, как известно по данным со спутника UARS, состоят в основном из водяного льда.
Серебристые облака — сравнительно молодое явление ― впервые о них сообщается в 1885 году, вскоре после извержения Кракатау, и было предположение, что они могут быть связаны с изменением климата. Что удивительно, аналогичные явления имеют место на других планетах, в частности, на Марсе.
В нашей стране облака впервые начал изучать русский астроном В. К. Цесарский, продолжили В. В. Шаронов и Н. И. Гришин. В честь последнего как раз и создана выставка.
Николай Гришин родился в 1925 г. в обычной русской семье. С 1927 г. проживал в Химках, где закончил 9 классов. Летом 41-ого добровольцем ушёл на фронт. Был трижды ранен. Демобилизовался в 1945 г. с орденом Красной Звезды и медалями.
Вернувшись в Химки, закончил 10-ый класс, и далее посвятил себя любимому увлечению — астрономии. С этой наукой почти 30 лет была связана его последующая жизнь. В 1948 г. в свет вышла первая научная публикация, которых далее было много. Всё складывалось хорошо. Николай Иванович построил успешную карьеру, которую оборвал в один миг.
В 1978 г. он пришёл на приём к секретарю местной парторганизации и положил партбилет на стол, объяснив, что хочет стать священником. Обязательство он дал сам себе во время войны и слово сдержал.
Служить начал в Латвии. После распада СССР был переведён в Каширу настоятелем Успенского собора. В городе об отце Николае до сих пор ходят легенды. Он нашёл подход к людям, завоевав сердца как верующих, так и атеистов.
Успенский собор пребывал в плачевном состоянии. На долю протоирея Николая пришёлся период восстановления.
Самое удивительное, батюшка продолжил научную деятельность. Он залезал с телескопом на колокольню и наблюдал за звёздами.
Хочется отметить его внешнюю одухотворённость. Когда такой человек говорит от имени Бога, трудно усомниться.
Выставка «Серебристые облака» состоит из фотографий отца Николая и его личных вещей. На своей чёрной рясе он носил орденские и медальные ленты, которыми был награждён во время войны. В послевоенное время общался с поэтами и известными артистами. В экспозиции его астрономические журналы и научные записи.
В июне 1998 г. протоирей Николай скончался. В Кашире в память об этом удивительном человеке каждую последнюю пятницу июня проводится фестиваль «Серебристые облака».
На площадке возле музея читают стихи, рассказывают о природе серебристых облаков, выступают космонавты. Когда темнеет, выносят телескопы. Серебристые облака чаще всего просматриваются в летние месяцы и лучше всего на Подмосковных широтах. Если повезёт, каширяне и их гости во время фестиваля имеют шанс наблюдать столь удивительное явление.
Так что, друзья, приезжайте в Каширу за серебристыми облаками и обязательно посетите Краеведческий музей.