В понедельник на португальском туристическом направлении грянул скандал, причём в очередной раз связанный с «назначенными» перевозчиками и Росавиацией, которая отказала государственной португальской авиакомпании «TAP» в разрешении на 3 дополнительных еженедельных рейса из Лиссабона в Москву.
Эксперты связывают такой отказ с лоббированием чиновниками интересов «Трансаэро», которая 2 недели назад вышла на это же направление с одним еженедельным рейсом. В итоге на португальском направлении может разразиться настоящая авиационная «война» запретов, по примеру противостояния между «Аэрофлотом» и Росавиацией с одной стороны, и авиакомпанией «AlItalia» и итальянским регулятором перевозок — с другой, случившееся шесть лет тому назад. Напомним, что тогда, отвечая на запреты рейсов друг друга, авиационные власти двух стран фактически парализовали авиасообщение на линии Москва-Милан.
Впрочем, португальская авиакомпания изначально продавала туристам билеты на свои допрейсы незаконно — не имея на них разрешения, тем самым поставив свои бизнес-интересы выше интересов пассажиров и турфирм-партнёров. Как заявил корреспонденту инфогруппы «Турпром» один из туроператоров, пожелавший не афишировать своё имя, «TAР» фактически пыталась с помощью туристов шантажировать российские авиационные власти, упирая на то, что места на неразрешенные рейсы уже все проданы, и чтобы не травмировать пассажиров, эти рейсы, дескать, необходимо разрешить. «Однако эти три допрейса продавались очень вяло, и явно не были полностью загружены», — пояснил собеседник. Любопытно, что несмотря на то, что о запрете допрейсов стало известно ещё в пятницу, в понедельник днём продажа и выписка билетов на эти рейсы «TAP» всё ещё продолжалась, отметил собеседник.
В итоге недовольны позицией перевозчика остались и туроператоры, отправляющие туристов в Португалию. «Первый дополнительный рейс был запланирован на вылет 19 июня, однако в пятницу нам пришлось в экстренном порядке пересаживать наших туристов на рейсы других авиакомпаний, а также подбирать возвратные рейсы тем туристам, которые должны были возвращаться этим рейсом в воскресенье. Более того, хотя „TAP“ разрешает пересаживать туристов на другие свои рейсы, начало тура при этом сдвигается на день раньше или позже. Это неудобно, т. к. в таком случае нам приходится оплачивать дополнительные сутки в отеле, либо возвращать туристам деньги за неполное проживание», — пояснила Мария Власова, директор туркомпании «АлтоСол».
Впрочем, глобально такую пертурбацию с рейсами эксперты склонны рассматривать как оптимизацию перевозки. «Начиная со 02 июля на Лиссабон выходит „Трансаэро“, поэтому невыдачу разрешений на допрейсы „TAP“ можно рассматривать как оптимизацию перевозки. В противном случае рейсов было бы действительно слишком много. Однако возникает резонный вопрос, почему португальская авиакомпания продавала авиабилеты и заключала договоры на реализацию блоков мест, не имея разрешения Росавиации на выполнение этих рейсов», — задалась вопросом Елена Гуркова, коммерческий директор туркомпании «Валтекс Тревел».
Добавим, что московский офис «TAP» отказался в понедельник прокомментировать сложившуюся ситуацию, зато объяснение наложенного запрета на допрейсы редакция «Турпрома» получила в Росавиации. «Рейсы португальской авиакомпании „TAP“ осуществляются на основании паритетного соглашения с „Трансаэро“, которая является назначенным перевозчиком с российской стороны на этом направлении. Согласно этому соглашению каждая из авиакомпаний может осуществлять не более 5 рейсов в неделю. Расширять свои частоты, не получив на это разрешение от противоположной стороны, они не имеют права. Росавиация также не имеет права выдавать разрешение на полеты дополнительных частот, которые нигде не прописаны. Впрочем, если Трансаэро готова пересогласовать ранее заключенный договор, то мы готовы выдать разрешение на эти дополнительные рейсы», — заявил нам Сергей Извольский, советник руководителя Росавиации.