Цены на дальнемагистральные направления опускаются даже ниже, чем это было в пик финансового кризиса, зимой 2008–2009 годов.
Причина очевидна — переизбыток перевозки, вызванный возросшими амбициями «Аэрофлота» и «Трансаэро». Образовался замкнутый круг — снижение стоимости туров на одни направления приводит к удешевлению других. Но даже низкие цены неспособны привлечь к «горящим» направлениям количество туристов, способное заполнить пустующие кресла на бортах самолетов.
Новогодние и каникулярные даты, впрочем, закрываются хорошо, но иного и не следовало ожидать — все-таки праздники есть праздники. Однако по их окончании участники рынка ожидают значительное падение спроса, которое усугубляется еще и увеличением перевозки на дальнемагистральных направлениях: в начале января стартуют программы «Трансаэро» на Маврикий и Бразилию. Впрочем, дело не только в переизбытке кресел: на потребительском рынке возник кризис доверия к операторам, спровоцированный крахом «Капитал Тур». «Туристы стали бояться кредитовать турфирмы своими деньгами и покупают путевки в последнюю минуту», — отмечает Елена Иванникова, руководитель греческого и ряда экзотических направлений компании UNEX.
Проблем не избежало даже такое популярное направление, как Таиланд. Пакеты на декабрь продаются по цене билета. «Желаемой глубины бронирования мы не наблюдаем. В продаже еще остались туры на Новый год, в то время как до кризиса праздничные блоки закрывались еще к началу декабря, — сообщила Марина Рудакова, руководитель департамента продаж массового продукта «Мегаполюс Турс». — На середину января еще много свободных мест, заявок на февраль практически нет».
Карибские и южноамериканские направления, вошедшие в последнее время в моду у россиян, демонстрируют еще более удручающую картину. В декабре улететь в Доминикану на «все включено» можно за сумму от $600. Чуть дороже — Майями, куда недавно начала летать «Трансаэро». Плохо закрываются и послепраздничные даты: уже очевидно, что они тоже будут «гореть». «Это касается и Кубы, и Доминиканы, и Мексики, и Бразилии, — констатировал руководитель направления стран Латинской Америки компании «Миракль» Владимир Куликов. — Такого переизбытка перевозки не было еще никогда. К тому же многие операторы «понахватали» кресел еще и у западных перевозчиков. Кризис, конечно, заканчивается, но такого количества желающих отдохнуть просто нет».
Еще хуже ситуация с Гоа. Даже тот факт, что «Трансаэро» поменяли свои огромные «Джамбо» на менее вместительные Боинги-767, не спасает положения: цена пакета опустилась уже до $300. Ожидается, что такой же она будет и после новогодних каникул.
Шри-Ланка, напротив, держит достаточную высокую ценовую планку: не ниже $1000 за пакет. Это связано, в том числе, и с тем, что на направлении нет чартеров, а блоки мест на регулярных рейсах держат только 2 крупные по меркам ланкийского рынка компании — «Коннайсанс» и «Мальдивиана». Однако, утверждают операторы, продавать направление на фоне подешевевших Индии, Бали и Таиланда крайне сложно. «Цену снизить до конкурентной нельзя, поскольку в стране очень дорогие отели, а долгов перед ними никто брать на себя не хочет. Опускаться в цене приходится только в пределах стоимости билета», — пояснила Елена Иванникова.