В субботу, 4 сентября, Росавиация заявила, что сертификат эксплуатанта авиакомпании «Заполярье» в скором времени будет аннулирован. По факту неисполнения обязательств перед пассажирами готовится обращение в Генпрокуратуру РФ.
Решению предшествовало требование ведомства приостановить продажу авиабилетов с 18 сентября, если не будут погашены долги перед персоналом, аэропортами, Пенсионным фондом и т. д. на общую сумму более 150 млн рублей, причем до 7 сентября. В противном случае с этого числа будут прекращены все чартерные рейсы «Заполярья». Понятно, что исполнить требования нереально, поэтому уже в пятницу, 3 сентября, поздно вечером от авиакомпании получено официальное уведомление о приостановке операционной деятельности «в связи с невозможностью ее финансировать собственными силами». Пассажиры, перед которыми а/к не сможет выполнить своих обязательств, будут обслужены другими авиакомпаниями за счет госбюджета. Речь идет о 617 клиентах, в том числе и «туристического» направления Хабаровск — Новосибирск — Анапа.
«Заполярье» осуществляла чартерные перевозки по европейским направлениям, к ее услугам прибегали многие туроператоры. «Мы прекратили сотрудничество с авиакомпанией в августе, когда появились очевидные признаки серьезных проблем, — рассказал генеральный директор „Авиачартера“ Александр Морозов. — Думаю, во многом они связаны с ошибками в стратегическом управлении а/к. Теперь ей может помочь возродиться только хороший инвестор». Евгений Судьбин, зам. гендиректора «Асент Трэвел», заметил, что в начале июня, когда компания разово пользовалась услугами «Заполярья» (взамен бортов «Ямала»), никаких проблем с перевозкой не возникло.
Тем не менее эксперты в очередной раз обращают внимание на прогнозируемыесложности небольших а/к, тем более тех, чьи базы удалены от европейских маршрутов («порт приписки» «Заполярья» — Норильск, авиапарк — 4 Ту-154 М).
Между тем в очередной сводке Росавиации о задержках международных рейсов в августе «Заполярье» хотя и выступает в лидерах по их количеству, но отнюдь не является «рекордсменом» — 7,55% к числу осуществленных вылетов, что вполне сравнимо с данными по, например, ГТК «Россия», «ВИМ-авиа», Red Wings (между 6 и 7 процентами). По-прежнему в числе закоренелых «штрафников» Sky Express (9,15%), который уступает по этому показателю только «Авиалиниям Дагестана» с десятью процентами.