Турист Юлия (Juliette17)
Юлия — была сегодня 20:32
""

Домбай — Россия Август 2022

Маршрут по Алибекскому ущелью стартует от КПП на входе в Тебердинский заповедник прямо на окраине Домбая. Он пролегает в погранзоне, и для его посещения необходимо оформить пропуск, либо при оплате экомаршрута (100 рублей с человека) на КПП заключить договор об оказании туристических услуг, что мы и сделали. Все, теперь мы полноценные члены домбайского туристического сообщества, можно не бояться пограничников (с этим договором можно пройти несколько маршрутов, он оформляется на нужное вам количество дней).

По Алибекскому ущелью проложен официальный маршрут, разработанный Тебердинским заповедником, поэтому весь путь маркирован. Он ведёт к Алибекскому водопаду, леднику Алибек и Турьему озеру.

Большую часть пути, до альпинистского лагеря «Алибек», можно преодолеть по грунтовой дороге на автомобиле, что мы и сделали — медленно, очень осторожно, объезжая камни, но лучше так, чем идти лишние 10 километров пешком (по пять туда и обратно).

На территории альплагеря оставили машину, дальше — только пешком,

так как здесь начинается тропа с некрутым подъемом. Идти по ней легко, к тому же, с нее открываются заманчивые виды на Алибекский ледник и окружающие ущелье горы.

Алибек: ледник и водопад

Вскоре на пути обнаружился пограничный пункт. У нас проверили документы, причем, пока один из пограничников сверял данные паспортов со сведениями, указанными в договоре (здесь все серьезно, это — приграничье!), его напарница, молодая девушка, любовно поглаживала приклад автомата. Очень нервировало.

Чуть дальше погранпоста тропа разделилась на две ветви: правая ведёт к Турьему озеру (отсюда до него около двух километров пути), левая — к водопаду Алибек (650 м). Впрочем, рядом с правой тропой гордо красовалась табличка «Проход запрещен». Не знаю, с чем это связано, где-то читала, что проход к озеру может быть закрыт из-за смытых в период разлива рек (как раз — июль—август) мостов.

Алибек: ледник и водопад

И мы пошли по единственному доступному маршруту, через лес, по каменистой тропе, ведущей вниз через несколько ручьев. Эту тропу прорубили в 1956 году, до этого на водопад ходили через Турье озеро и ледник Алибек.

Гул водопада стал слышен еще до того, как мы его увидели, а еще немного, и открылся вид на него.

Алибек: ледник и водопад

Алибекский водопад — один из самых больших водопадов в Домбае. Он образовался на реке Джаловчатка в результате постоянного таяния Алибекского ледника.

Водный поток срывается с 25-метровой высоты по так называемым бараньим лбам — отполированным льдом скалам, на месте которых еще в начале прошлого столетия были языки ледника.

Алибек: ледник и водопад

Но так как Алибек — один из разрушающихся ледников, он постепенно отступает. Известна фотография 1903 года, на которой видно, что его язык находится гораздо ниже того места, где сейчас находится водопад.

Алибек: ледник и водопад

Побродив у подножия водопада и половив его ледяные брызги, решили разведать ближайшие окрестности и прогуляться вдоль русла реки Джаловчатки, но пройдя буквально несколько метров ниже по течению, снова уткнулись в табличку «Проход запрещен»! Да что же это такое?

Алибек: ледник и водопад

Тем более, что в нескольких шагах от нас призывно красовался деревянный мостик. Он просто лежал на камнях, для верности придавленный с одной стороны булыжником, и привязанный к росшей на берегу березке проволокой. Перейти его и посмотреть, куда же он ведет, очень хотелось.

Но запрещающие таблички на нас все-таки действуют, и мы повернули обратно. Правда, ушли недалеко. Навстречу нам буквально выпорхнули пять энергичных девушек, которые, не обращая внимания ни на какие таблички, бодро и целеустремленно пропрыгали по камням к мостику, уверенно перешли его, и скрылись в лесочке на другом берегу реки. Они на секунду даже не задумались! Как вы думаете, что сделали мы, видя такую восхитительную наглость? Правильно, двинулись за ними.

От реки через лесок с изогнутыми низенькими березками по крутому склону карабкалась уверенная тропинка, которая в итоге снова привела нас к водопаду, только уже с другой его стороны, и намного выше того места, где его тяжелый поток разбивается о землю.

Алибек: ледник и водопад

Надо сказать, здесь, на узенькой тропке и небольшом скальном карнизе мы были совсем не одни — что еще раз подтвердило, что запрещающие таблички не действуют не только на нас. Обдаваемые дождем ледяных брызг, мы жадно разглядывали открывшуюся перед нами картину.

Видите на следующем фото, в левом нижнем углу, разноцветные точки? Это люди у подножия водопада, оттуда мы и пришли.

Алибек: ледник и водопад

А между тем, тропинка, змеясь среди зарослей отцветших уже рододендронов, зазывала все выше. И как мы могли отказаться от приглашения? Подъем между тем становился все круче, а в одном месте вообще пришлось карабкаться по гладкой, отполированной ледником скале, воспользовавшись закрепленным здесь тросом.

Наконец,  мы выбрались на плато выше того места, откуда срывается вниз водопад. Самого водопада отсюда не видно, зато перед нами — Алибекское ущелье.

Алибек: ледник и водопад

А с другой стороны притягивал взгляд ледник Алибек.

Алибек: ледник и водопад

В формировании рельефа территории, которую сейчас занимает Тебердинский заповедник, огромное значение имеет древнее оледенение. Мощный ледник Юрской эпохи, сползая с Главного Кавказского хребта, заполнял долины.

Проходят века, меняется климат, и сейчас ледник отступает.

Алибек: ледник и водопад

По данным ученых, за последние 100 лет площадь ледников Домбайского района сократилась почти на 20 квадратных километров.

Между нами и ледником лежала долина, которая выглядела вполне проходимой, на тропе виднелась маркировка, и мы решили познакомиться с ледником поближе. Бросив еще один взгляд на Алибекское ущелье,

Алибек: ледник и водопад

отправились дальше, вверх по руслу реки Джаловчатки.

Идти по каменистому берегу среди пляшущих низкорослых березок было просто удовольствием.

Алибек: ледник и водопад

Ни тебе утомительных подъемов, ни труднопреодолимых навалов камней.

Алибек: ледник и водопад

И, вот, наконец, я впервые стою так близко к леднику.

Среди всех ледников курорта Домбай Алибек считается самым крупным и доступным.

Алибек: ледник и водопад

Он занимает площадь 9 квадратных километров между горами Алибек и Джаловчат, и длинным языком спускается с северного склона Большого Кавказского хребта в долину реки Алибек.

Это единственный в районе Домбая ледник, который достигает зоны лесов. Толщина его льда местами достигает восьмидесяти метров.

Алибек: ледник и водопад

В нем расположено много гротов и ледяных пещер. Трещины ледника уходят на глубину до 60 метров. Из одной из ледяных пещер бежит река — это Алибек — левый приток Аманауза, с которым она сливается в посёлке Домбай.

Алибек: ледник и водопад

Позже прочла, что, если спуститься здесь к леднику и вскарабкаться по его склону, можно дойти до Турьего озера — это неофициальный маршрут к нему.

Можно было бы спуститься с возвышенности, на которой мы сейчас находились, и подойти к леднику ближе, но мы помнили, что за спиной у нас табличка «Проход запрещен», и нас не покидала мысль, что «Это „Ж-ж-ж“ — неспроста!» (©) , наверное, были причины ее там поставить. Поэтому, полюбовавшись ледником с почтительного расстояния, повернули обратно.

Алибек: ледник и водопад

На берегу Джаловчатки устроили обед. Здесь-то и обнаружил нас сотрудник заповедника.

Алибек: ледник и водопад

Предъявив удостоверение, он сообщил нам, что проход выше водопада запрещен (что мы, в общем-то, уже знали), что нарушение чревато штрафом, и посоветовал нам спускаться. Ну да ладно, мы и так уже возвращаемся.

Алибек: ледник и водопад

А егерь отправился отлавливать других нарушителей, которых по дороге назад попалось нам, кстати, немало.

Алибек: ледник и водопад

Ни в коем случае не призываю никого брать с нас дурной пример, потому что горы — они ни разу не про шутки, и уж если администрация заповедника ограничивает проход куда-то, пусть это даже трижды великолепное место, которые вы просто жаждете посетить, к рекомендациям стоит прислушиваться. Ведь горы — это не только природное богатство, это еще и стихия, неподконтрольная человеку.

Например, уже при подготовке рассказа я узнала, что совсем недавно, в 2021 году, здесь, в районе водопада, при сходе ледника погибли две туристки, и несколько человек получили ранения. Так что, насладждаясь природой, не забываем об осторожности.

Алибек: ледник и водопад

Прошли мы в этот день как-то совсем мало, не буду даже указывать цифры, но удовольствие получили огромное.