Турист Полякова Татьяна (Polyakova_Tatiana)
Полякова Татьяна
была сегодня 19:09

Стратфорд-на-Эйвоне — Великобритания Май 2009

От Лондона до Оксфорда 90 км. Пока мы ехали наш гид Светлана, наша соотечественница, которая больше 20 лет живет в Лондоне, с тех пор как вышла замуж за англичанина, рассказала нам много интересного о жителях страны и их отношении к нам. Жители Великобритании очень амбициозны. Еще бы! Во времена рассвета Британской империи ее территория была в 150 раз больше территории современной Великобритании, это была самая большая страна из когда-либо существовавших. И из всех колоний сюда текли богатства. Английский язык стал мировым языком. Британская империя имела самый развитый флот в мире и не воевала на своей территории. В Великобритании два старейших университета, Университет в России был открыт на пять с половиной веков позднее британских университетов. Как следовало из слов нашего гида: они к нам никак не относятся. Считают, что заслуга в победе над Фашисткой Германией принадлежит США и Великобритании. И пошутила: «Россия вроде тоже принимала участие в войне, но они могут перепутать на чьей стороне» А еще рассказала смешной случай. Была на какой-то выставке и увидела там портрет Пушкина с подписью «Великий африканский поэт Пушкин». Англичан больше интересует частная жизнь, чем мировые проблемы. Тем временем мы приехали в Оксфорд.

Две английских высоты: старейший университет и Шекспир

Оксфорд небольшой город с населением около 150 тысяч человек, но в нем 30 тысяч студентов.

Оксфорд был основан в X веке.

В городе немало фахверковых домов, в которых несущей конструкцией служат секции из наклонных балок, а пространство между балками заполняется строительным материалом.

Две английских высоты: старейший университет и Шекспир

Как и во всех городах здесь на улице выступают уличные музыканты.

Можно увидеть и Мост вздохов, который скопирован с Моста вздохов в Венеции, только здесь не вздохи о свободе, а вздохи о любви.

Две английских высоты: старейший университет и Шекспир

Оксфордский университет был основан в 1117 году. Начало учебному городу положили монастырские школы, основанные доминиканцами и францисканцами.

Можно сказать, что Университет в Оксфорде- «градообразующее» заведение. Здания Университета расположены по всему городу.

Сейчас в состав Университета входят 38 колледжей. У каждого колледжа свой устав, правила, свои корпуса, церкви,

клиники, больницы, специализированные библиотеки.

Общее на все колледжи: Университетская библиотека, Обсерватория, лаборатории, кафедры.

Университетская библиотека основана в 1327 году, в нее поступает обязательный экземпляр всех официальных изданий, библиотека имеет право затребовать любую книгу, ежегодное пополнение составляет 120 тысяч в год, в библиотеках университета 13 млн ед. хранения. Здание Библиотеки занимает целый квартал.

Среди зданий библиотеки красиво смотриться Ротонда Рэдклиффа, построенная на средства выпускника университета Джона Рэдклиффа. Сейчас в этом здании читальный зал.

Две английских высоты: старейший университет и Шекспир

Существует Совет университета, куда входят представители от всех колледжей.

Студентам предоставляется жилье, стипендия, социальная защита, обучение.

Мы прошли во двор одного из колледжей.

Две английских высоты: старейший университет и Шекспир

Рядом прекрасные площадки для занятий физкультурой.

Финансируется Университет частично из средств государства, из благотворительных фондов и из студенческих взносов.

На первом месте по количеству выпускников, ставших Нобелевскими лауреатами Кембриджский университет — 60, а Оксфордский на восьмом месте - 25 выпускников. Из наших выпускников МГУ восемь человек стали Нобелевскими лауреатами.

Познакомившись с университетским городом едем на родину Шекспира. Нам предстоит проехать 60 км, чтобы побывать в маленьком городе Стратфорде — на — Эйвоне с населением 30 тысяч человек, прославившегося тем, что здесь родился Шекспир, гордость Англии.

Шекспир- самый знаменитый писатель мира, переведенный на все языки, самый цитируемый, ввел в английский язык более трех тысяч слов.

Даже если бы он написал только Гамлета, он стал бы знаменит: пьеса Гамлет идет круглосуточно в каком-либо театре мира, по ней поставлено 600 фильмов.

С биографией Шекспира я была знакома только по школьной программе. Наш гид Светлана рассказывает по дороге интересные вещи.

Через полтора столетия после смерти Шекспира, Джеймсу Уитмоту поручили написать биографию Шекспира. Джеймс приехал в Стратфорд — на — Эйвоне изучать документы и был ошеломлен. В доме Шекспира совсем не было книг, не сохранилось ни одной строчки рукописи Шекспира, а его подпись, только на завещании, где описаны все мелочи, но ни одного упоминании о книгах, рукописях, произведениях. Уитмон 15 лет безуспешно искал рукописи, после чего отказался писать биографию Шекспира. В 1785 году Джеймс Уитмон выпускает книгу, в которой автором произведений Шекспира назвал философа Фрэнсиса Бэкона. С тех пор шекспироведы разделились на два лагеря. Отрицающими авторство Шекспира уже выдвинуты более 70 кандидатов на эту роль, в том числе женщины и даже королева Елизавета I, которая умерла в 1603 году.

Очень интересная версия, что автором является Кристофер Марло, английский поэт, убитый в 1593 году в 29 лет. Это был одаренный, известный поэт, написавший немало до гибели, но преследовавшийся из-за своих вольнодумных взглядов. По версии сторонников его авторства, убийство было инсценировано во избежание преследований поэта, а он стал писать за подписью Шекспира. Цитаты Марло встречаются в произведениях Шекспира. Только кто же цитирует сам себя?

Мы подъезжаем к церкви Святой Троицы, где похоронен Шекспир. Церковь построена в начале XV века, сохранились витражи средних веков.

В этой же церкви крестили Шекспира в апреле 1564 года.

Надпись гласит:

«Друг, ради Господа, не рой

Останков, взятых сей землей;

Нетронувший блажен в веках,

И проклят-тронувший мой прах»

Справа на стене статуя Шекспира с пером, установленная при жизни его жены до 1623 года.

Две английских высоты: старейший университет и Шекспир

Рядом с церковью кладбище, на которое иногда переносили прах похороненных у алтаря. Поэтому понятны слова Шекспира.

В городе сохранилась школа, в которой учился Шекспир. Здание школы построено в XV веке. Здесь была Королевская школа, обучение шло с утра до вечера, давались знание латыни, читали классических авторов в оригинале.

В доме его дочери Сюзанны сейчас музей, посвященный врачебному делу. Рядом с домом сад с лекарственными растениями. Муж дочери Шекспира был врач. В этом доме они жили до смерти Вильяма, а потом переехали в дом отца.

Последний дом Шекспира не сохранился. Когда Шекспир купил этот дом в 1599 году, то это был единственный каменный дом в Стратфорде- на — Эйвоне. После смерти Шекспира дом перешел дочери, а затем внучке Шекспира. Впоследствии его владельцем стал Гастрелл, которому надоели посетители, желавшие посмотреть, где жил великий поэт, в 1759 году он разрушил дом. После возмущения жителей города Гастрелл вынужден был покинуть Стратфорд — на — Эйвоне. На месте дома разбит сад.

Загадка творчества Шекспира несколько веков будоражит умы людей. Его авторство отрицали Диккенс, Голсуорси, Бернард Шоу, Марк Твен. Доводы этих людей в том, что не мог человек, получивший школьное образование, написать произведения, в которых видна рука энциклопедически образованного человека.

Современник Шекспира поэт Грин упоминает о нем, как о сопернике, а драматург Бен Джонсон назвал Шекспира сладкоголосым лебедем Эйвона, который переживет века.

Королева Елизавета I пожаловала Шекспиру, актеру и совладельцу театра «Глобус», дворянское звание.

Пастернак при переводе Шекспира отметил, что пьесы написаны часто с непоследовательностью, ошибками и противоречиями, похоже на то, что человека постоянно отвлекала театральная суета.

Произведения Шекспира стали ценить более чем через 100 лет после его смерти.

Никто из известных поэтов того времени даже близко не стоял по словарному запасу к текстам Шекспира.

Значит никто не мог писать за Шекспира, кроме самого Шекспира.

В городе Стратфорде на Эйвоне много старинных фахверковых домов.

Здесь на улицам можно увидеть настоящих англичан.

На центральной улице города скульптура шута.

Две английских высоты: старейший университет и Шекспир

Возвращаемся в Лондон, расположенный в 158 км от родины Шекспира.