Айзенштадт, окружённый виноградниками и природным парком, маленький городок с населением около 12 000 человек, столица крохотной федеральной земли Бургенланд, обычно представляется с двумя эпитетами — или что-то типа «под чарующую музыку Гайдна», или «чудесная вотчина Эстерхази».
Классическая музыка хороша, семейство Эстерхази также крайне интересно. Реальность же такова, что Гайдн на первый взгляд, как лейбл города, побеждает. Упоминания о нём везде.
И даже знаменитый дворец Эстерхази — как местоположение не менее знаменитого концертного зала Гайдна.
Постараемся быть обьективными. Франц Йозеф Гайдн без сомнения великий композитор и дирижёр, но стал бы таким без Эстерхази? Может быть да, но скорее всего нет. Как и в наше время, в XVIII веке недостаточно было быть талантом, необходимо было ещё и получить покровительство спонсора-мецената. А иначе, самое большее, на что мог рассчитывать талант — пожизненно играть свои этюдики на стареньком органе в провинциальной церкви.
Мои суждения доказывает и судьба Гайдна. Родился он в нижнеавстрийской деревне Рорау в семье каретного мастера Маттиаса Гайдна. Родители сами занимались музицированием на любительском уровне и отправили мальчика к родственникам в Хайнбург-на-Дунае, где его заметил Георг фон Рейттер, директор капеллы венского собора святого Стефана, где он пел в хоре мальчиков 9 лет, и откуда его выгнали в 1749 году в связи с ломкой голоса.
Следующие 10 лет были для юноши самыми трудными. Он брался за любую чёрную работу, вплоть до слуги, пытался сочинять и аккомпанировать преподавателям.
В 1759 году он наконец-то получил должность капельмейстера при графе Карле фон Морцин, где даже создал небольшой оркестрик, но граф был беден и вскоре оркестр ликвидировал.
И тут судьба улыбнулась — его пригласил на должность вице-капельмейстера, которая как раз освободилась, большой любитель искусств князь Павел Антон Эстерхази, глава крайне богатой венгерской семьи, который незадолго до этого видел его у графа фон Марцина. По настоящему судьбоносное событие произошло в 1766 году, когда князем был уже Миклош Йозеф Эстерхази, ещё больший меценат и любитель музыки.
Умер капельмейстер, и Йозеф Гайдн был возведён в эту должность, на которой он находился долгих 24 года. В обязанности капельмейстера входило сочинение музыки, руководство оркестром, камерное музицирование перед патроном и постановка опер.
Князь Эстерхази финансирует обустройство громадного концертного зала в своём дворце, содержание большого оркестра. Гайдну не отказывают ни в чём — он приглашает музыкантов со всей Европы, заказывает самые лучшие инструменты, с 1779 года имеет право писать музыку для других и продавать свои работы издателям по всей Европе. С 1781 растёт его дружба с Вольфгангом Амадеем Моцартом, в 1785 году он посвящён в масонскую ложу «К истинной гармонии».
Князь умер в 1790 году, а его наследник Антон Эстерхази интересовался охотой, фортификацией и военным делом, оркестр распустил «за ненадобностью». Но Гайдн уже был непотопляем. Он даёт концерты по всей Европе, преподаёт в Лондоне, что приносит большие прибыли, берёт в ученики молодого Бетховена. До самой смерти в 1809 году он живёт в благополучии и почёте в Вене.
Практически всё время, будучи капельмейстером, Гайдн прожил в барочном доме номер 21 по Клостергассе, постройки первой половины XVIII века. Название старое, сейчас, это понятно, улица имени великого композитора. Музыкант жил здесь с супругой, детей у них не было, все свое время Йозеф Гайдн посвящал музицированию и сочинительству.
Сейчас здесь дом музей. Любители великого композитора, несомненно, найдут много экспонатов — рояль, нотные рукописи, личные вещи, мебель семьи, оригинальные музыкальные инструменты Гайдна и, самое главное, обстановку дома такой, которая была здесь при композиторе.
Всего через три здания от дома-музея Йозефа Гайдна находится небольшая францисканская церковь при монастыре святого Михаила. Первоначальное здание, построенное в 1368 году, было разрушено в 1529 году турками во время осады города.
Восстановлена была только через 100 лет по указу графа Николая Эстерхази, а ещё через столетие, в 1705 году при князе Павле Эстерхази в восточном крыле монастыря была устроена семейная усыпальница этого княжеского рода. Забегал в эту церковь иногда и Гайдн, чтобы поиграть на органе.
Мы в историческом центре Айзенштадта, поэтому пора рассказать немного о истории города. Основали город, что очень необычно, баварцы, которые пришли сюда после походов императора франков Карла Великого. Впервые упоминается в 1118 году как «Железная крепость».
В 1373 году город, который уже назывался по современному Айзенштадт, был отдан венгерской семье Канижаи, а в 1445 году австрийский герцог Альбрехт VI Габсбург взял город себе. В те годы также Европа испытывала большой приток беженцев, которых выдавливали расширяющиеся османы. В Айзенштадте Габсбурги селили хорватов, которые называют город до сих пор «Железно», а край Бургенланд — «Градище». Со временем сложился особый градищанский диалект сербо-хорватского языка. В наши дни градищанские хорваты, которых в Бургенланде всего 19 000, а целиком в Австрии около 70 000, пользуются культурной автономией, учат в своих школах, издают собственные газеты, а градищанско-хорватский язык официально имеет статус государственного языка меньшинства…
В 1648 году Габсбурги передали Бургенланд семейству Эстерхази, и, наконец, в 1670 году князь Павел I Эстерхази избрал в качестве столицы своих владений город Айзенштадт. Я написал «наконец», ибо с этого времени начался самый что ни на есть золотой век в жизни города — на светлейшего князя работали лучшие европейские архитекторы, художники, музыканты.
Бургенланд — снова центр по приёму беженцев, сюда бегут австрийские протестанты, которых изгоняют из родных мест в ходе Контрреформации, евреи, которых выселили из Вены, а было их 3 000… Были возведены самые красивые здания города и построена железная дорога. Из ничем не примечательного провинциального городка, Айзенштадт превратился в один из культурных центров Австро-Венгерской империи.
После создания Австро-Венгрии Бургенланд оказался в составе венгерской половины. После поражения Австро-Венгрии в Первой мировой войне по Трианонскому мирному договору Бургенланд переходил под власть Австрии, которая решила сделать центром области город Оденбург, или Шопрон по-венгерски. Но вскоре в городе по инициативе жителей был проведён референдум, и Оденбург отошёл к Венгрии… Ну, а Айзенштадт стал главным городом Бургенланда.
Средневековых домов в старом центре не сохранилось, поэтому Айзенштад можно назвать барочным городом.
Сам центр очень маленький, две улицы — имени Гайдна, и главная, которая и называется в переводе «Главная улица». На ней много магазинов, бутиков и самых разнообразных ресторанов.
Дом № 35 по Главной улице занимает городская ратуша, которая была построена в 1560 году и перестроена в 1648 году, сразу после передачи города семье Эстерхази. Но настенные росписи, созданные в эпоху Возрождения, сохранились.
На фрезках видно Веру, Надежду, Любовь, Справедливость, Мудрость, Стойкость и Умеренность — как главные добродетели, сцены на библейские сюжеты о Соломоновом решении, о Юдифи и Олоферне, о Соломоне и царице Савской. По центру — герб города Айзенштадта и солнечные часы.
Замыкает главную улицу площадь с огромным дворцом Эстергази.
Самое время рассказать о этой семье, подарившей Австрии и Европе так много, включая и тортик, о котором упомянула Елена Leolik в своей реакции на мой предыдущий отзыв. Семейство Эстерхази, гордость Австрии и слава Венгрии, занимает особое положение. Они — единственные из венгерских дворян, получившие титул графа, а затем и светлейшего князя Священной Римской империи германской нации.
Эстерхази-Галанта стали заметны с XV века, семейная легенда говорит о том, что род начался с вождя гуннов Аттилы. Но настоящее могущество пришло к династии во время Миклоша Эстерхази, получившего титул графа в 1626 году, и Павла Эстерхази, которому в 1712 году был дан титул светлейшего князя Священной Римской империи.
Сами Эстерхази говорили, что их успех покоится во-первых, на преданности династии Габсбургов, во-вторых, на верности Католической церкви. Семейство к XVIII веку стало крупнейшим землевладельцем Священной Римской империи. Все земли, которые были освобождены от турок в ходе кампаний на территории Венгрии, передавались Эстерхази, в Австрии они получали земли, оставшиеся без хозяев после изгнания протестантов в ходе Контрреформации.
К XIX веку род Эстерхази разделился на несколько ветвей, из которых главная — Старая Форхенштайнская линия, резиденции которой и были в Айзенштадте и замке Форхенштайн.
Семейство Эстерхази благополучно пережило всевозможные войны и революции, они были придворными, полководцами, дипломатами. Кстати, миндально-шоколадный тортик назван в честь Павла Антала Эстерхази, который был дипломатом в XIX веке, впервые торт «эстерхази» был испечен для приема в честь дня рождения сына министра. Если в рецепте нет миндаля и шоколада, это не истинный торт Эстерхази, хотя для тортика главное, чтоб был вкусный).
Самый тяжёлый финансовый кризис случился в семье в конце XIX века, когда им пришлось продать Габсбургам свою художественную коллекцию, которая до сих пор составляет ядро Музея изобразительных искусств в Будапеште.
Сейчас Эстерхази по-прежнему владеют землями и недвижимостью, и в Австрии, и в Венгрии. Но вернёмся в Айзенштадт, где мы подошли к их постоянной резиденции.
В XIII веке на месте дворца стояла готическая крепость, где жили венгры по фамилии Гуткелед. В 1364 году крепость купили вместе с городом венгры по фамилии Канижаи, но ни они, ни Габсбурги, к которым город перешёл в 1445 году, особо недвижимостью не занимались.
Второе рождение замок пережил только при князе Павле I Эстерхази, который в конце XVII века пригласил лучших итальянских архитекторов, которые придали зданию барочный вид с богатой лепниной, великолепными потолочными росписями. На долгое время замок стал не только роскошной резиденцией, но и центром культурной жизни Айзенштадта. Величественный фасад здания украшен бюстами династии Эстерхази.
Однако свой самый роскошный вид замок получил при известном меценате и покровителе искусств князе Миклоше Иосифе Эстерхази, который успевал всё — и перестраивать замок, и развивать музыку, и создавать огромный барочный парк при замке.
В XIX веке Шлосспарк перепланировали в изящный английский пейзажный парк, где сегодня любят отдыхать горожане.
В 1818–1819 был над небольшим озером построен круглый храм Леопольдины, так звали принцессу из рода Эстерхази.
В парке до сих пор действует оранжерея
А фасад дворца со стороны парка в это же время перестроили в стиле классицизма по проекту французского архитектора Шарля де Моро.
Дворец вмещает 200 комнат и 6 величественных залов, только малое их количество доступно для организованных экскурсий.
Центральный зал, который помнит огромный оркестр самого Гайдна, считается одним из лучших и роскошных залов в мире.
Здесь не только изысканное оформление, но и прекрасная акустика.
Как во всяком дворце, и у Эстерхази есть своя часовня
По большому счёту, в Айзенштадте это всё. Пару церквей, где тоже играл Гайдн на органе, и это их единственное достоинство с исторической точки зрения, и его садик, решили не посещать, а Кафедральный собор святого Мартина, к которому решили прогуляться, прямо скажем, разочаровал.
У этого собора длинная история, он существует с XV века, пережил и турецкое нашествие, и пожар, несколько раз перестраивался, но то, что с ним сделали в 1960 и 2003 годах при реконструкциях, уму непостижимо. Обмазать штукатуркой по камням и покрасить белой краской.
Говорят, что сегодня кафедральный собор святого Мартина славится концертами духовной музыки и органными фестивалями. Ну что ж, может как концертный зал он и неплох.
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия