Настоящим круизером я так и не стала…
Не прониклась духом расслабленной светской жизни, не смогла научиться неспешным поздним пробуждениям, не прониклась ночными увеселениями. Я, конечно, везу в чемодане ворох нарядов и даже втискиваю между ними высокие каблучки, но не столько для того, чтобы покрасоваться, сколько для того, чтобы самые сомневающиеся американцы убедились, что в России уже давно перестали балалайкой щи хлебать…
Корабль я воспринимаю огромным плавучим отелем, старательно перевозящим меня за ночь из одного интересного места в другое, не менее интересное, давая в пути возможность насладиться шикарными закатами и огненными рассветами, да к тому же регулярно приглашающим на завтраки-ужины, ибо обеды я пропускаю, загуляв на берегу.
Небольшой опыт круизничанья дал уяснить главное — такие путешествия избавляют от мелких проблем, решая их до того, как они назреют, и дарят толику времени на самый простой отдых, когда голова переваривает увиденное, а ноги отдыхают от пробеганного. Но как бы не были заманчивы круизы, поставить их выше путешествий посуху я, наверное, никогда не смогу — просто мне нравится ходить, не поглядывая на часы и самой решать, как рано начнется и как поздно закончится новый день, полный приключений и открытий…
Новый круиз, на этот раз по странам Юго-Восточной Азии, был спонтанным и для себя я решила, что воспринимать его надо подарком судьбы — комфортным, неожиданным и к тому же с огромной скидкой, что делало путешествие приятным и для кошелька. Как все начиналось, я описывала здесь и повторятся не буду.
Поскольку главным для нас всегда было направление и маршрут (про цену вопроса, думаю и так понятно), выбором корабля и круизной компании мы никогда не заморачивались — на чем повезут, за то и спасибо. Разве что год выпуска и последней реновации корабля посмотришь, да и то, чисто ради проформы, вроде не совсем кота в мешке покупаем. Ну, а когда главные вопросы решены, можно вздохнуть-выдохнуть и начать виртуальную экскурсию по кораблю, который будет нам домом во время путешествия. И иногда эта первая экскурсия сулит немало открытий, к тому же не всегда приятных. Тут понимаешь, что поделать уже ничего не можешь, что реальность надо воспринимать не критикуя и что лучше подготовиться заранее ко всем неожиданностям и сюрпризам.
Про корабль «Sapphire Princess», на борту которого мы проделали путь от Сингапура до Шанхая, пройдя Южно-Китайское, Филиппинское, Западно-Китайское моря, дойдя аж до условной границы Тихого океана, я вам сейчас и расскажу. Ну, а поскольку опыт круизов у меня не очень большой, то вольно-не вольно я буду сравнивать корабли компании «Princess» с кораблями компании «HAL» которые я полюбила искренне и нежно.
Ничего нового или неожиданного у «Принцесс» не придумано: приезжаешь в порт к началу регистрации, сдаешь помеченный бирками багаж (ограничения на количество и вес чемоданов отсутствуют), регистрируешься, получаешь ключ от каюты, он же твой персональный счет на все услуги на борту, получаешь порядковый номер, по которому приглашают на борт, и ждешь, когда озвучат твою очередь.
Отличие «Принцесс» — на борт приглашают строго по «ранжиру», то есть по цвету твоего ключа. Сначала пригласят всех платиновых, бриллиантовых и прочих круизеров, отправляющихся далеко не в первый круиз на борту «Принцесс». Практика, применяемая всеми круизными компаниями, но у «Принцесс» это было возведено в ранг высоких почестей и наблюдать было очень интересно, а местами даже забавно — Азия накладывала свой отпечаток. То, что круиз будет азиатским, было понятно и без маршрута — невероятное количество китайцев, галдящих, жующих и бегающих от коллективчика к коллективчику, я не встречала до этого нигде больше. Впрочем, процесс посадки на борт проходил быстро и томиться в ожидании приглашения нам не пришлось особо долго. Экипаж работал четко, расселив огромный корабль в рекордные сроки, даже на некоторое время утихомирив активных азиатов.
Где-то в недрах перехода с причала на корабль, всех отлавливал фотограф, фиксируя недоуменную физиономию гостей корабля и привязывая это изображение к ключу от каюты. Потом, в портах, выпуская вас на берег и впуская обратно, на корабль, эту фотографию будут тщательно сличать с оригиналом, чтобы чужой не прошмыгнул, прикинувшись вами.
Встречи гостей экипажем корабля не было. Вот совсем. Никакой — ни торжественной, ни сухо-официальной. Пришли и пришли, идите по каютам и не болтайтесь под ногами, мешая работать. И вспомнилось, как ярко, празднично и душевно встречал всех экипаж «HAL»-а, искренне желая счастливого плавания и незабываемого путешествия. Театр начинается с вешалки, корабль тоже. Праздника, который каждый день всеми силами экипажа устраивали нам на кораблях «HAL», на «Принцесс» так и не случилось…
— Рецепция, или по круизному «Front Desk».
Полученные ключи от каюты надо сразу же загрузить деньгами. Можно наличными, это хоть как-то позволит контролировать ежедневно списываемые со счета суммы. Можно привязать карту, если не боитесь рискнуть. Все круизные компании предпочитают карту наличным, и от этого я не доверяю им еще больше…
Не положите сумму — не попадете в каюту, на корабле все просто. Иногда карточки просто размагничивались, не пуская в каюту. Тогда надо было опускаться на «Фронт Деск», магнитить карту по новому и ворча на несовершенство нашего мира, возвращаться в каюту, проверять результат. Отчего-то на «Принцесс» такие косяки случались слишком часто.
«Фронт Деск» — место важное на корабле, позволяющее разрулить все недоразумения и решить все вопросы. А их зачастую бывает много и чем ближе окончание круиза и длиннее счет, тем больше вопросов возникает. Распечатка счета, где подробно расписано сколько, когда и за что списали с вас денег, берется именно здесь. На все вопросы, отчего это у меня денег так мало осталось, вам ответят тоже тут, легко и непринужденно доказав, что списано все правильно и нечего тут даже начинать спорить.
Фрак на прокат, чтобы блистать на формальных вечерах — на «Фронт Деске».
Взвесить багаж, отягощенный неуемной жаждой скупить все сувениры, не считая того, что продается на борту — тоже сюда.
Заказать сюрприз или букет на день рождения или еще какой личный, но важный праздник — опять на «Фронт Деск».
Наконец, попросить переведенный на русский экземпляр корабельной газеты, выпускаемый на английском, но содержащей всю нужную информацию по каждому дню круиза, тоже надо здесь. Сама я перевод не видела, но группку русскоговорящих туристов (на всякий случай назову их так, мало ли, обижу кого ненароком), имела счастье лицезреть каждый вечер. Соотечественники передавали рукописный вариант газетки из рук в руки, шумно выбирая мероприятия — от «оно нам надо» до «нафига оно нам надо».
На «Принцесс» работало так много русскоговорящего персонала, начиная от рецепции и заканчивая спасателями у бассейна, что знания английского не требовались вообще, если вы конечно согласны переплатить за береговую экскурсию на русском языке. Информацию, как проходили эти экскурсии и вообще, как жила русская община на корабле, я получала каждое утро морского дня, спозаранку выходя к бассейну. Релаксирующие в теплой воде соотечественники, не приглушая громкость своих рЭтрансляторов, подробно и детально делились впечатлениями от дня минувшего — как дружно и единогласно они свернули экскурсию во вьетнамском Хюэ, решив, что релакс на пляже всем важнее, чем пыльные пагоды и никому не интересные развалины, раскаленные безжалостным солнцем, как долго и нудно рассказывали гиды всякую ерунду, вместо того, чтобы поспешить шопинговаться в многогранном Гонконге и прочие моменты их бытия. Будучи совсем другой и предпочитая самому залихватскому шопингу самую неспешную прогулку среди развалин или просто улочек пока неведомого мне города, я тихо радовалась, что у нас, на Туристере, все такие непоседливые, как я, а не такие, как они…
В общем, есть вопросы — иди на «Фронт Деск» и вопросов не будет!
— Каюта.
Про все варианты кают, я рассказывать не буду — по гостям я на корабле не ходила и в своей каюте в основном только ночевала, да любовалась с балкона заходом в порт и выходом из него. Лично мне симпатичнее всего каюты с балконом. Приятно просыпаться с первым лучом солнца, мазнувшим по ресницам — темные шторы я никогда не задергиваю, терпеть их не могу по жизни. Да и выскочить на свой балкон, чтобы снять рассвет или закат, можно в полном затрапезе, не прихорашиваясь и не принаряжаясь, главное помнить, что видно тебя будет верху, снизу и с боков, и не забывать накинуть хоть что-нибудь на то, в чем ты спала, ну или вообще накинуть хоть что-то… Опять же, в морской день на балконе приятно посидеть, подставляя лицо морскому соленому ветру, когда знойное пекло окончательно выгонит тебя с палубы, где расположен бассейн. Это я еще опускаю неспешное чаепитие (кофе тоже подойдет), любование звездным небом (чем дальше от берега, тем звездистее небеса) и тихие беседы обо всем и ни о чем с видом на морскую волну или далекий берег.
Балкон нам достался роскошный, размером не меньше каюты, с креслами и даже шезлонгами — загорай, не хочу! Вот что значит, когда соседи твои живут в сьютах — и метраж приличный, и не качает в высокую волну, да еще и убирали в первую очередь.
Но были и сюрпризы. Шкафа для одежды не было. Вместо него в каюте нашелся закуток, носящий гордое имя гардеробной. С одной стороны, вещам было просторно. С другой, каждый по дороге в ванну-туалет цеплял вещи боками, а иногда и мокрыми полотенцами и руками. О том, чем может зацепить шмотки убирающий каюту стюард, я старалась не думать, и задвинула вечерние платья в самый недосягаемый угол гардеробной.
Здесь же нашелся сейф, в котором коварно быстро садились батарейки и украшения к званому вечеру из его недр мне регулярно доставал офицер, ходивший по кораблю с запасом этих самых батареек.
Самая большая печалька нашлась в ванной. Самой ванны не было, что не очень-то огорчало. Но душ производил неизгладимое впечатление…
Небольшая кабинка, рассчитанная на средне-китайский рост и средне-японский размер, венчалась наглухо прикрученной к стенке лейкой, вода из которой лилась куда ей вздумается, а не на то, что тебе помыть надо. И если легко тренируемая акробатическая ловкость позволяла помыть тело-бело, то с мытьем шевелюры у меня была полная засада — весь круиз я костерила того, кто придумал этот душ, пытаясь сначала взбить пену на голове, а потом тщетно от нее избавиться…
Нигде, ни в одном отзыве, ни на одном форуме, русском ли, английском ли, даже не мелькнула информация, что могут быть каюты с душем. Вот я и рассказываю, чтобы интересовались заранее о всех сюрпризах.
Но душ был, пожалуй единственным недостатком нашей каюты. Мыло и прочие шампуни-гели пополнялись своевременно, фрукты приносились непосредственно в каюту, сама каюта убиралась идеально, как ни в одном отеле, где мне довелось побывать, вечером на кровати нас ждала газета на следующий день, пара маленьких шоколадок и куча приглашений поучаствовать в игрищах и забавах, столь любимых круизерами, но так и не зацепивших меня.
В каюте был даже чайник с ежедневно пополняющимся запасом чая и кофе, что было совсем хорошо.
Стюардами работали индийцы — вежливые, аккуратные, улыбчивые, исполнительные и предупредительные, что самым невероятным образом уживалось с дремучей ленью, как основной чертой их характера. Поняв, что стучать и сдавать начальству я их не собираюсь, они кучковались в нише напротив нашей каюты, чтобы урвать несколько минут сна у вечного недосыпа. Честное слово, ребят было откровенно жалко и мимо них я проскальзывала бестелесной тенью, чтобы не потревожить их короткий сон…
И если вы решите отправится в круиз на корабле «Sapphir Princess», смело бронируйте нашу каюту, уверяю вас, вы не почувствуете никакого волнения моря, да и шум ночных развлечений вам тоже не помешает спать.
Ну, и не без ложки дегтя. Странным и непостижимым для меня образом, экипаж и обслуживающий персонал завершал свои контракты и сходил с корабля посреди круиза. Говорят, что этим грешат все корабли «Принцесс». То, что вечером у вас за столиком будет новый официант, было не смертельно, всегда можно повторить, какой чай вы любите и что меню можно приносить на английском. Но то, что вас неожиданно начинает обслуживать другой стюард, уже было малость похуже. Нам повезло, наш стюард не менялся. А кому-то повезло меньше. И вместе с сошедшим с корабля стюардом, «ушел» телефон из каюты или некая сумма денег, беспечно оставленная в сейфе. Кинувшийся размахивать кулаками народ остался ни с чем — доказательства есть? Нет? Тогда свободен, ищи, куда положил и вообще, пить надо меньше. Истории эти имели место быть, было их немало и вернувшись домой, все это мы узнали на круизном форуме, где гости нашего корабля делились приятными и не очень приятными впечатлениями. Случаи воровства из сейфа меня возмутили, но еще больше возмутил тот факт, что исчезал и багаж, выставленный в коридор накануне окончания круиза. Петиции по поводу утери чемоданов ни к чему не привели — вещи никто не вернул, компенсацию тоже не заплатили. И репутация компании «Принцесс» сильно зашаталась в моих глазах…
Ну и совсем уж странный факт. Начинали мы круиз с одним капитаном — ничего так, по кораблю ходил, со всеми здоровался (руку не жал, запрещено с капитаном ручкаться из-за боязни внутрикорабельной инфекции), в порт и из порта не опаздывал. Он мне сразу понравился, я даже пошла сфотографировала, кто есть кто из офицеров на нашем корабле, чтобы знать, кто мимо ходит и вежливо здоровается.
Половина круиза прошла с этим капитаном, а вечером, выходя их Гонконга, мы с удивлением услышали, что капитан на корабле теперь совсем другой! Ну, совсем никакой капитан, честно вам скажу. Он правда, не опаздывал, но солидности ему явно не хватало, равно как и приветливости с общительностью.
Вместе с капитаном поменялся и высший офицерский состав — закончились контракты и они сошли на берег. Тут я совсем сильно удивилась — странно это как-то. А шутки про «черную метку», неведомо за что и неизвестно от кого полученную нашим старым капитаном, передавались из уст в уста до самого Шанхая, где и завершился наш круиз…
И опять вспоминался «HAL», где к концу круиза все, от капитана до стюардов, становились знакомыми и узнаваемыми и где офицеры и обслуживающий персонал сходили с корабля только по окончании круиза…
— Про еду и рестораны.
Вот уж с чем-с чем, а с едой в круизах проблем нет! Скорее тут проблема другого плана и в конце хочется взвесить не только свои чемоданы, но свой сытый организм, привыкший вкушать яства заморские, свежеприготовленные и красиво сервированные.
Азиатский круиз добавил корабельной кухне много приятностей — фруктов было изобилие и по спелости и сладости они не уступали тем, что продавались на берегу, нечего было и деньги тратить. Особенности азиатской кухни обещали большое разнообразие морепродуктов, приготовленных в жгучих специях. Обилие китайцев среди гостей сулило, что в меню ежедневно будут китайские блюда и что еды будет немало, аппетит китайцев отличается редкостной неутолимостью. Все так и оказалось на самом деле. Было вкусно, разнообразно, обильно и местами изысканно. К тому же, в день портовых стоянок, на ужин ресторан предлагал пару блюд национальной кухни страны, из уютной гавани которой мы выходили. Эти блюда были самыми вкусными и самыми неожиданными.
Завтраки начинались рано утром, чтобы самые жаворонковые гости не ходили голодными, и плавно перетекали в неслабый перекус, помогающий скоротать время до обеда. Обед ломился столами, полными креветок, осьминожек, мидий и рыбы, не считая мяса в разных вариантах, всегда вкусного и обильно подаваемого. Небольшой перекус после обеда пах пиццей нескольких видов и пастой, тоже представленной в нескольких вариантах. Ах, да, я же про чай забыла! С печеньками и пироженками! Ну, может вы сладкоежка… И бургеры! Свежеприготовленные, с кетчупом и обязательной картошкой фри, насыпаемой щедрой рукой улыбчивого индийца — как себе, не жадничая. А вот мороженое было так себе и всего два вида, но выставленное у основного бассейна, оно пользовалось неизменной популярностью у гостей от 3 лет и до бесконечности… Фрукты были с раннего утра и до полуночи. Арбузы сладкие, дыни разноцветные, ананасы ароматные, манго-папайи это так, уже по мелочи и яблоки с бананами, чтобы было что прихватить, уходя из ресторана — ну не голодать же, в самом деле!
Ужин — отдельная история. Тоже сытная. Ужин на корабле — это маленький, но регулярный праздник. Дамы нарядные, особенно в формальный вечер — жемчуга, декольте, вечерние платья, туфли на шпильке. И не важно, которую весну встретила эта дама. В круизах все хорошеют, если только не мотаются по берегу, стараясь успеть увидеть все и даже больше, чем все…
Джентльмены тоже под стать своим дамам — фраки, смокинги, на худой конец костюмы, белоснежные рубашки, туфли, глядя в сияющие носы которых можно бриться. Выход к ужину — почти как выезд на прием, кареты раззолоченной только не хватает, ее заменяет зеркальный лифт. Фотографы ловят безвинных жертв в фокус, щелкая кадры направо и налево (дело доходное на корабле, больших денег стоит фотка!). Если после ужина обещано мероприятие корабельного масштаба, светская жизнь бурлит далеко за полночь. Ну да ладно, я ж про еду, а не про кринолины…
На «Сапфир Принцесс» несколько ресторанов.
— «International» — традиционный ресторан, в котором столик надо получать задолго до начала круиза. Есть вариант попасть, просто заняв очередь, в надежде, что кто-то не явится, и вам разрешат занять их столик. Но мне это не очень понравилось в качестве варианта, а получить столик заранее мы не успели, потому как впрыгнули в этот круиз в последний момент.
— «Pacific moon», «Savoy», «Venecia» «Santa Fe» — рестораны со свободным посещением. Столиков много, очереди почти нет (если приходить к началу ужина), меню везде одинаковое. Можно все время ходить в один из ресторанов, можно менять каждый вечер — как больше нравится. Методом проб и не сказать, чтобы ошибок, мы выбрали для себя ресторан «Савой» и не изменяли ему до самого конца круиза — официанты были шустрые, быстро запомнили наши вкусовые предпочтения, атмосфера царила душевная и люди разных народов, ежедневно ужинавшие за соседними столиками, в конце концов так передружились, что расставаясь прощались, словно добрые друзья.
Кому-то порции казались маленькими, в таком случае, можно было повторить, вам принесут и косо не посмотрят. На мой взгляд, для вечера размер блюд даже великоват и первое, второе и компот ну никак не поместятся в одном человеке. Одно совершенно точно могу сказать — отравления корабельной едой полностью исключены, боятся их здесь больше огня — некачественный продукт быстро уложит весь корабль в лазарет. Так что, мойте руки и ешьте смело.
Можно не переживать, если вам не удастся забронировать столик на весь круиз — мест в ресторанах хватает всем, а без брони у вас будет свобода выбора, в какой ресторан пойти и самое главное, когда ужинать.
Кроме бесплатных, есть еще и платные рестораны. Их тоже несколько — стейк-хаус, итальянский, специализирующийся на морепродуктах и заманивающий всех главной фишкой — огромным крабом. Нам хватало бесплатных, голодать не получилось и мысль побывать еще и в платном ресторане не посетила нас ни разу.
И самое главное. Страх, что после круиза нужно будет менять гардероб, увеличив его на пару размерчиков, в общем-то присутствует. Если конечно, весь круиз валяться у бассейна, отрываясь только на посещение ресторанов. Но пробовать все вас никто не принуждает, да и экскурсионные дни дают неплохую встряску засидевшемуся организму. Добавьте жаркий и влажный климат ЮВА, когда ни на что, кроме холодного арбуза не хотелось даже смотреть, и вам станет понятно, что размерчик остался прежним. Правда, и похудеть не удалось, но в отпуске можно позволить себе гастрономические радости…
— Развлечения.
Развлекают в круизах от души. Можно не выходить на берег, не заходить в каюту и даже не спать, курсируя от одного развлекалова к другому. Если вам это интересно, конечно. И если вам это важнее, чем увидеть новые страны. В этот раз я пропустила львиную долю корабельных удовольствий, предпочтя им насыщенную программу на берегу. А вечерами на все эти танцы-арии не оставалось никаких сил. Я конечно цепляла на себя парадные одежки и гордо дефилировала к ужину, а потом еще и променадничала по парадным лестницам и палубам, но это был максимум, на который я была способна после адской жары и насыщенных экскурсий. Чаще всего я устраивалась в уютном кресле атриума, чтобы посмотреть, как лихо вытанцовывают китайцы.
Танцы для них, наверное, главное хобби всей жизни и долгими вечерами весь Китай репетируют изящные па, чтобы блеснуть умением в круизе…
Китайские певцы исполняли мировые хиты на китайском же языке, и это останется одним из самых ярких впечатлений от круиза. Мало того, что звучало это для нашего уха весьма непривычно, это еще было и жутко смешно.
Танцы были каждый вечер. Иногда, в морские дни, танцы устраивали утром. Не сильно утомившиеся экскурсиями китайцы спешили поплясать днем, коротая время между приемами пищи. Наша «Принцесс» , вдохновленная китайскими товарищами, танцевала круглосуточно, приглашая всех желающих и даже сомневающихся в своих талантах.
Вечерами, в концертном зале, устраивали представления. И опять сравню с «HAL»-ами — у них представления шли в две смены и зал успешно вмещал в себя всех желающих. Достаточно большой зал «Принцесс» был отчаянно мал для всех гостей корабля, кондиционеры захлебывались от навалившейся на них работы, духота крепчала и к концу представления хотелось одного — сбежать туда, где свежий ветер. Но труппа работала на совесть, костюмы сияли и переливались блестками, девушки радовали глаз изящными фигурками, а юноши — рельефной мускулатурой, песни пелись, танцы танцевались, публика аплодировала — придраться совершенно не к чему, да и не за чем.
Казино тоже имелось. Популярность его была намного скромнее, чем у танцев — почему китайцы не жалуют азартные игры так же, как американцы, я не знаю. Но факт остается фактом — казино, карты и прочие игры, гарантирующие выброс адреналина, в этот круиз популярностью не пользовались.
За полупустыми столами бились с фортуной редкие американцы и, числом поболе, русскоговорящие туристы. На «русскоговорящих» в данном случае я буду настаивать, потому как быстро разузнала, кто откуда родом и конкретно россиян в круизе было от силы четыре человека, включая нас.
Дискотека, как правило ночная, и если пела-плясала, то очень вяленько. На помещение, где устраивались танцы, я набрела случайно, ориентируясь не на звуки, а на мельтешение огней. Будь на корабле побольше молодежи, шатало бы корабль по ночам гораздо сильнее…
Аукционы проходили регулярно. Продавали все — от картин неизвестных мне мастеров до всякой мелочи, на которую находились желающие прикупить на память. Народ охотно покупал огромные картины, не задумываясь, как их переправить домой, таких тяжелых и таких негабаритных. Не берусь судить о великости таланта художников, но если верить ценам, сии шедевры писал либо Рембрандт, либо Ван Гог…
Мастер-классы. Их было невероятно много — кулинария, карвинг, вышивка, плетение, флористика, можно перечислять до бесконечности. Проходили они как правило, днем, собирали полный зал дам с блокнотиками и ручками, дабы не упустить ничего важного и нужного и велись на английском языке (вдруг этот момент вам принципиален). Вот куда не ходила, так это на мастер-классы. Просто не хватало времени. Из всего разнообразия посмотрела только как из глыбы льда вырезали изящные скульптуры — и лед на той жаре радовал прохладой, да и интересно было очень.
После мастер-класса ледяные фигуры быстренько развалили, чтобы они не успели залить собой весь пол — было очень жаль эту хрупкую красоту…
Формальные вечера. Не ошибусь, назвав эти вечера самым главным развлечением в круизе. Ради этих вечеров запихиваешь в чемодан вечерние платья, уговаривая их не мяться в дороге, сворачиваешь с максимальной аккуратностью костюм мужа, подбирая галстуки к рубашкам, упаковываешь парадную обувь, которую мне и в голову не приходило брать в путешествия до того, как мы связались с круизами. Нет, можно со всем этим не заморачиваться. Формальные вечера — штука не обязательная. Не хотите — и не надо! Но что за круиз без парадного выхода по сияющей лестнице!
И опять я развлекалась, наблюдая за китайцами. Они веселились, как дети под новогодней елкой. А я веселилась, глядя на них.
В этот раз мне некогда было готовить новые платья и бегать по магазинам в поисках чего-нибудь особенного, купленного исключительно ради круиза. Обкатанные в прошлый раз туалеты полетели в чемодан, в надежде, что новые интерьеры разнообразят фотографии для домашнего архива, раз уж с платьями не сложилось. И фотку собственной персоны я выкладывать в отчете не собиралась. Но пообещав, что хотя бы одну вставлю в рассказ, слово держу…
Формальный вечер собирает всех в атриуме, самом центре корабля, где непременно выступает с речью капитан и где интереснее всего. Атриум не вмещает всех желающих, кресла и диванчики занимаются очень заранее и даже козырные стоячие места не так просто найти запоздавшим. А найти их надо, потому как формальный вечер богат на развлечения. В нашем круизе их было четыре и самые запоминающиеся — первый и последний.
В первый вечер всех угощали шампанским и конфетами, коктейлями и закусками. В центре атриума собрали пирамиду из бокалов, чтобы долго и с участием всех желающих, наполнять бокалы шампанским.
Дамы спешили фотографироваться на фоне пирамиды, с шампанским в руках, капитан номер один говорил приветственную речь и представлял офицеров первого состава (правда, тогда я не догадывалась, что будет и второй состав), китайские певицы старательно пели, пары пытались скользить в изящном танце… Красиво было!
После бала (скажу так) мне было интересно, что сделают с пирамидой бокалов, полных шампанского. Все оказалось до банального просто. Шампанское выливали в ведра, а наполовину разобранную красоту укатили за кулисы. Богато живут, надо признать!
Второй и третий формальный вечер ничем особенным не порадовали. Дамы приберегали наряды для финального выхода, экипаж готовил сюрприз гостям, нагнетая интригу. Думаю, не одна я знала, что будет в самом конце круиза, начитавшись круизного форума и отзывов о «Сапфир Принцесс»…
Четвертый вечер был прощальным. Капитан номер два говорил речь — весьма душевно и проникновенно, намекая, что круизы надо покупать только у «Принцесс», тут и думать нечего, и представлял второй состав экипажа — впрочем, это никого особо уже не интересовало. Все ждали главного — под куполом атриума затаились в ожидании своего часа разноцветные воздушные шарики, готовые устремиться веселым водопадом вниз. По команде капитана шарики рухнули на танцпол, засыпая всех гостей корабля. Зрелище было таким красивым и вместе с тем таким трогательным, что стало вдруг понятно — этот круиз подошел к концу, завершив еще одну сказку в моей жизни. Играла музыка, порхали шары, все танцевали, старательно веселясь, но было совсем не весело…
Этими шариками «Принцесс» сильно обскакала сдержанные формальные вечера «HAL»-ов, да и водопад из шампанского смотрелся очень парадно, несмотря на толкотню желающих запечатлеть себя на фоне…
Кинотеатр на верхней палубе у бассейна.
Фишка «Принцесс» и не только их. На самой верхней палубе, у самого большого бассейна, работает кинозал. Рано утром, когда к бассейну подтягиваются самые рановстающие, на экране мелькают новости, погода, интервью со звездами — самые обычные утренние программы. В это время громкость убавлена до приятного минимума и динамики не грохочут камнепадом в горах. В десять утра начинают показывать мультики, первым взревевшим аккордом прогоняя остатки утренней дремы. Мультики особо много зрителей не собирают, но я смотрела с удовольствием, совмещая с солнечными ваннами, которые муж называл почему-то солнечными ожогами…
Днем, в шестнадцать часов, показывали первый фильм, а вечером над кораблем ревел и гремел ночной сеанс, который можно было слушать с нашего балкона легко и просто.
В общем-то весьма неплохое развлечение, позволяющее к тому же проверить свой уровень английского, да и фильмы выбирали достойные.
Фитнес.
На любом уважающем себя круизном корабле есть спортзал, оснащенный всем, чем только можно и даже немножко больше. Вечерняя программа анонсирует, каким видом активности можно будет позаниматься завтра, где эта активность будет проходить и кто ее будет вести. Все это бесплатно и расписание вроде бы удобное, а в спортзал можно заходить вообще в любое время, одно, но… Где найти время на здоровый образ жизни? Вот и мелькали те, кто выкроили это время, замирая в красивых позах то ли йоги, то ли пилатеса, то ли еще не разбери чего, пока я ползала по палубе, ловя красивый рассвет, или фотографируя яркий закат, пробиралась по крутым лестницам ради чего-то или кого-то, замаячившего в чистом море и украсившего его яркую гладь и так далее… Время от времени внутренний голос пытался вернуть меня в ряды занимающихся спортом, но делал он это вяло, без огонька и явно лишь бы отделаться поскорее от неприятной миссии. Ну не хватает меня в путешествиях на спорт в любом его виде!
А вот китайцы спортом занимались. То в знойный полдень, когда и шевелиться-то было лениво, престарелый дедуля выкаблучивался, щелкая огромными веерами и замирая в чуднЫх позах. То вполне себе бабуси вытворяли такое, что не каждая наша молодуся сумеет повторить. То выстроившись в шеренги и колонны синхронили что-то бодро-патриотичное, смешанной группой полов и возрастов. Очень энергичный народ, надо признать. А мне было лениво даже за фотоаппаратом сгонять…
— Бассейны.
С бассейнами на «Принцесс» все хорошо. Я бы даже сказала, что очень-очень хорошо. Их много — в центре, на самой верхней палубе, самый большой и многолюдный. На корме — поуединеннее, с гарантированным ветерком даже в самый полный штиль. Есть приват, куда не войдешь, не оплатив абонемента — там понтово, круто, но ничего такого, чтобы ахнуть и рвануть оплачивать пропуск в рай.
Есть закрытый бассейн, под крышей, которую я так и не застала раздвинутой. Те, кто сильно постарше, облюбовали его сразу и абонировали места с самого раннего утра. Не понимая, в чем прелесть вдыхания концентрированных паров хлорки, щедро засыпаемой в воду этого бассейна и никуда не улетучивающейся из закрытого помещения, я сюда не ходила. Да и потом, я так люблю солнце, которое нас радует не так активно, как жителей экватора…
Лежаков и полотенец более, чем хватало. Вскакивать ни свет-ни заря, чтобы занять место под солнцем, было совершенно не нужно. В любое время можно было найти свободные лежаки и перетащить их в тень или на самый солнцепек, в зависимости от того, что бы хотите — обгореть или понежиться в тенечке.
Спасатели (не Малибу конечно, причем очень сильно «не Малибу»), дежурили у бассейнов, сменяя друг друга. Как в этих бассейнах можно умудриться утонуть — загадка и сегодня для меня. Ну если только плохо кому станет, все-таки возраст и адское пекло экватора плохо дружат…
И тут «Принцесс» обошла «HAL»-ов, там места под солнцем катастрофически не хватало, это надо признать…
Что еще остается добавить…
Одна из палуб украшена грамотами, выданными «Принцесс Сапфир» за стоянку в определенном порту. Указан год, месяц, число. Грамоты эти все разные, их можно фотографировать и рассматривать сколько угодно долго.
С удовольствием нашла наш Владивосток, а пока я рассматривала, выслушала восторженные отзывы американки, как ей понравился этот город и Россия вообще, и как она хочет добраться круизом до Петербурга, мечты ее детства. Кстати, самые обыкновенные американцы очень дружелюбно относятся к нам, русским и отчаянно мечтают увидеть загадочную Россию своими глазами, сетуя только на очень уже сложную нашу визу и именно поэтому выбирают вариант попроще — круиз. Стоило кому сказать, что мы из России, как загорались интересом глаза собеседника и сыпались вопросы, что еще нужно посмотреть, кроме Москвы и Петербурга. Так и хотелось ответить — читайте Туристер, там есть все!
Надо понимать, что корабль, гоняющий круизы по Юго-Восточной Азии, нацелен прежде всего на китайцев, составляющих основную массу гостей на борту. Меню в ресторанах дублировано на китайском, таблички в лифте, каютах, палубах, на лестницах и в бассейнах тоже написаны на китайском, кроме традиционного английского.
Блюда в ресторане китайские через одно — вантоны, дим-самы, китайский суп, китайские блинчики и еще что-то совершенно особенное, китайское, в чем я не сильно забираюсь. Разумеется, палочки вместо вилок и ложек, тоже сеть. Китайская еда очень вкусная, вот только специй надо просить поменьше, это я из собственного опыта говорю…
Обилие китайцев меня не напрягало, в круизе все живут одной семьей, пусть и шумной, но очень дружной. С вами поделятся бутылкой воды, протянут руку, помогая сойти по трапу, притормозят, увидев, что вы снимаете что-то или кого-то, поделятся картой местности и даже дружески протянут свой веер, увидев, что вы готовы умереть от жары и духоты. Языковый барьер как-то скукоживается и даже китайская речь становится интуитивно понятной, в самых сложных случаях заменяясь искренней улыбкой. И это самое приятное в круизах — ощущение, что все люди братья…
«Принцесс» не смогли обогнать в моих глазах «HAL»-ов — радушия было чуть меньше, праздники и вечера были чуть проще, наряды у дам чуть скромнее, отношения экипажа — чуть официальнее. К тому же непрерывная смена офицерского состава и тех, кто обслуживает гостей корабля, создавала ощущение, что нас тут особо никто не ждал и не сказать, что очень уж сильно был рад. Скажем так, «Принцесс» просто обслуживали (вполне на уровне!) тех, кто купил круиз, не отвлекаясь на неоплаченную душевность. «HAL»-ы наоборот, старались изо всех сил показать, как рады на корабле каждому гостю и что все, ступавшие когда-нибудь на борт их кораблей, отныне и навсегда становятся им почти родными. И это невольно подкупало…
И все же, круиз не может не понравится, тем более такой интересный, полный впечатлений, открытий, эмоций, горячего солнца и приветливых лиц.
Где-то далеко-далеко бороздит моря наша Сапфировая Принцесса, полная счастливых пассажиров, предвкушающих праздник и готовящихся к новым географическим открытиям. Кто-то живет в нашей каюте, которую я теперь всегда буду считать своим домом, пусть и пожила я там совсем немножко…
Кто-то ходит по ярким палубам, любуясь бескрайней красотой морей-океанов и огромными звездами, наслаждается закатами, фотографирует рассветы, спешит на берег, возвращается на корабль и мечтает о новых путешествиях в неведомые страны.
Не знаю, встретимся когда-нибудь мы с Сапфировой Принцессой…
Я даже не знаю, будут ли еще в моей жизни круизы…
Но если капризная фортуна подкинет мне заманчивое предложение, я точно знаю, что от такого подарка я ни за что не откажусь!
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Круиз