Турист Elena Итенберг (Leolik)
Elena Итенберг — была вчера 17:03

Закопане, Краков, Варшава — Польша Май 2016

Все началось с сообщения моего тур.агента, что польские авиакомпании — LOT, перед новым годом выкинули в продажу билеты по 160 долларов. Поскольку подобные акции долго не дляться, билеты я купила. Что с ними делать и куда я Польше хочу поехать, никакой конкретики не было, что для меня абсолютно не свойственно.

Обычно, чтобы мне начать планировать путешествие, должна быть путеводная звезда, не важно в каком виде: то-ли это будет город, то-ли собор, а может быть просто картина, которую я хочу-немогу увидеть. И вот на нее, как на песчинку накручивает радужные слои раковина жемчужница, я выстраиваю логистику поездки. Думаю, что так делают многие.

В данном случае, если продолжить аналогию, раковина была и с воображением, косящим под «жемчужницу» было все в порядке, а вот песчанного зерна, все не находилось. Ехать на север Польши, где привлекательно возвышался замок Мальборк, в начале мая я побаивалась, зная переменчивую погоду в Европе в это время, а на юге Польши, кроме Кракова, ничего зазывного не вырисовывалось.

Краков.

Что делать в Кракове целую неделю и даже чуть больше я не придумала и тут на моем, начавшем уже темнеть небосводе, взошла звезда Закопане. Каким образом её туда занесло, не спрашивайте, сама себе я на этот вопрос не отвечу даже сейчас. Не иначе это были: и рука судьбы, и провидение в одном флаконе. Если, конечно, это не одно и то же.

Вот так маршрут и сочинился. 5 дней в Закопане, 3 ночи в Кракове и пол-дня в Варшаве, т. к. вылет был поздний, а выписка из краковских аппартаментов ранней.

Закопане.

Польский транспорт.

Самолет.

Кто-то, уж не помню кто, пугал меня польскими авиалиниями. И грязные-то они, и сервис-то там «дреки-каки», и самолетики на ладан дышат. Все это оказалось враньем. Нет, ну может на момент, когда респондент на них летал, все так и было, а нам, к счастью, ни с чем подобным столкнуться не довелось.

Самолетики, правда, были скромные, но чистенькие, сервис отменный (без еды, но по вафельному батончику и стакану воды, бесплатно, всем досталось). Туалеты чистейшие. Я так поняла, что их чуть-ли не после каждого посетителя «облагораживают». Специально не следила, но выглядело это абсолютно так. Отлет по часам. Прилет даже на несколько минут раньше. Стюардессы улыбчивые. В воздухе не трясло!

Поезд.

Все началось с маленького кошмара перед отлетом, когда я собирая чемодан накануне и проверяя билеты на поезд от Варшавы до Кракова, обнаружила, что купила их почему-то на час, когда наш самолет должен был только приземлиться. Уж не знаю, что тому причина: или я «перепила» накануне, или в авиабилеты плохо посмотрела, или был сбой в системе сайта ж-д дорог Польши. То что это могло произойти по вине сайта, я поняла по тому, что номер поезда, на который я заменила первоначальные билеты, отличался от искомой, пропечатанной на билете цифры на один номер, а из 2-х номеров посадочных мест, одного не существовало.

Билеты на поезд в Польше можно заказать лишь за месяц, а не за 3, как по остальной Европе. Цена вопроса уменьшается в 3 раза, если подсуетиться, а не сделать это в день накануне поездки. Теперь, благодаря своей ошибке, я знаю это наверняка. От Варшавы до Кракова, вторым классом стоит 48 злотых на ранний билет и 135, если заказывать за день. Ехать скоростным — 2 с мелочью. Региональным — тащиться 4 часа.

Теперь о самих поездах. В Краков мы ехали на обновленном вагоне. Т. е. по всей вероятности, старую начинку из него выгребли, а новое содержание запихнули. Но все было комфортно, с туалетом, стойкой для чемоданов, чистотой и вежливыми кондукторами.

А вот обратно… Такого современног, с иголочки новенького вагона, я не встречала нигде в мире! Поверьте на слово. Из-за атавистической боязни доверить руль дочери, мы до сих пор перемещаемся по странам на поездах. И повидали их не мало. Польский — лучший. Мало того, разносили чай, кофе, или минеральную воду на выбор — БЕСПЛАТНО!

Польша, мы вернемся!

Все во время, ход плавный. Железнодорожные вокзалы, что в Польше, что в Кракове моют, чистят и скребут даже с каким-то остервенением. Может хотят смыть остатки коммунистического прошлого?

Автобус.

От Кракова до Закопане 2 с мелочью часа на автобусе. Можно и на поезде, но в 2 раза дольше. Я купила по интернету билеты и на автобус. Делать это не обязательно, т. к.:

— во-первых, билет можно купить и у водителя цената же самая, что и интернетовская.

— во-вторых, по интернету продаются билеты только на автобусы одной фирмы, и лиш на них этот билет и действителен. А до Закопане и обратно, естественно, перевозки осуществляют несколько фирм. Отличаются они лишь логотипом на борту. Железнодорожный и автобусный вокзалы в Кракове находятся один рядом с другим. Дверь в дверь, можно сказать.

Как перемещать по городам на автобусе меня не спрашивайте, т. к. из-за дешевизны такси, мы там перемещались исключительно на нем.

Такси.

А вот с эти видом транспорта все оказалось не так однозначно. Из аэропорта Шопена до центрального железнодорожного вокзала Варшавы (называется Варшава Централе) 20 минут на такси нам обошлось в 60 злотых, из Варшавы в аэропорт 28, от ж-д вокзала Варшавы до её центра 50 злотых, а езды там было минут 7.

Дорога от автобусной станции Кракова до аппартаментов 25 злотых, обратный путь 11.

Краковские такси. Единой формы одежды они не имют. Так что можно нарваться на очень лихого частника, который вам накрутит цену, в 2-3 раза превышающую искомую.
Краковские такси. Единой "формы одежды" они не имют. Так что можно нарваться на очень лихого частника, который вам накрутит цену, в 2-3 раза превышающую искомую.

И когда мы из-за позднего обжорства в Закопане возвращались в гостиницу опять же на такси, цена разнилась от 17 до 25. Чем это вызвано?

Думаю, что предумышленной неисправностью счетчика — раз, из-за того, что мы не всегда проверяли изначальную цифру на стоянке, а на ней должно быть «8»-два и из-за того, что у разных фирм и просто единоличников, разный тариф-три. В Кракове есть фирма такси, на борту машин которых написано 1,8 злотых на 1 км. Эти самые дешевые. Именно на такой мы ехали из краковских аппартаментов на ж-д вокзал и обошлось это нам в 11 злотых. Так что будте бдительны.

Польша, мы вернемся!

Ну, а теперь часть лирическая.

И зазвучала эта часть сразу, как только мы сошли с трапа самолета в чистеньком, аккуратненьком, понятненьком (обожаю маленькие аэропорты) аэропорту Шопена в Варшаве. Столица встретила нас солнцем, 22 градусами тепла, пани (-ями) одетыми в светлые брючные костюмы и рядами лип, которы были готовы принять «стада» пчел и прочей мошкары.

Недолгая дорога до Варшава централе, такой же ухоженной и понятной, как и аэропорт и свежей, как бодрящий морковный сок, ранним утром.

На железнодорожной станции Варшава централе.

Сели в вагон, немного поплутав в 3-х соснах, т. к. из двух мест 14 и 15, в наличии было только 14, а вместо 15 было 16. Но это мелочи. Поезд тронулся без опозданий и полетела лентой полосатая дорога. А за окном стали мелькать пейзажи.

Снято из окна поезда.

По пашням, выискивая червяков, ходили аисты, которых я почему-то считала исключительно лягушатниками. Коровы паслись в цветущих, кипельно-белых садах.

Польша, мы вернемся!

Полония — чистая, ухоженная, тучная, возрождающаяся. Пейзажи за окном не уступали в красоте ни французским, ни швейцарским, ни итальянским, не говоря уже об испанских. В них была и красочность Швайца, и французское изящество и бескрайнесть холмов Италии. Только пропорции всего этого были другие и красота эта воспринималась иначе. Она была очень похожа на нашу, российскую, по которой я так соскучилась, а оттого была ближе и роднее.

Сосновые стройные боры сменялись ясными полянами. И все это переливалось всеми оттенками зеленого, со стремительно рассекающими травяной ковер канареечными полосами рапса.

Снято из окна поезда.

Синее небо над Мазовецким воеводством сменило хмурое над воеводством Малопольским. От голубизны остался лишь легкий оттенок, в начинавших сердиться и сереть облаках. В Краков мы прибыли в сумрачный полдень и при температуре градусов 16.

Быстренько загрузившись в автобус и прихватив в дорогу пару бретцелев, может не таких вкусных, как в Берне и Мюнхене, но тоже вполне себе ничего, тронулись в сторону Закопане.

Вот тут уже во всю припустил дождик. И настроение начало резко падать вниз. Что делать в горах 5 дней при дождливой погоде, я особо не представляла. И тут за поворотами, постоянно петляющей дороги, стали появляться покрытые снегом вершины Татр, как бы подмигивая и говоря:

— Не грусти, подруга! Все будет отлично!

Снято из окна атобуса.

Закопане.

Однако, укутанный в моросящий дождь город и покрытая лужами привокзальная площадь оптимизма не вызвали. Но такси было много, причем габаритов они были специфических, в основном миниваны, явно рассчитанные на любителей горных лыж с соответствующим оборудованием. Так что с двумя скромными чемоданами мы там разместились с комфортом.

Доехали до гостиницы, которая располагалась слегка на отшибе, за 5 минут и очутились в раю. Из звуков были слышны лиш: блеянье коз и овец, щебетание птиц и кукареканье петухов. Чтобы не сильно расслабляться, иногда профурыкивали немногочисленные машины.

Польша, мы вернемся!

Гостиница-пансионат «Орла Перч», новенькая, чистенькая, с просторными номерами и приличным завтраком обошлась мне в 50 евро ночь. А когда я вернулась из Польши, то видела, что цены там упали до 40 долларов. Сказать, что я была довольна этим вариантом, то это ничего не сказать. Но эту тему я разовью, наверное, в рассказе непосредственно о Закопане. А пока такая завлекалка, как вид из одного из 2-х окон нашей комнаты.

Конечно, рассматривать Закопане, как город загруженный архитектурными шедеврами, было бы большой ошибкой. Да ему, городу в смысле, это абсолютно не нужно. Это, по-моему восприятию, некий вариант подмосковной, дачной Малаховки, в которой я проводила лета своего детства и юности. Но, конечно, более комфортный, ухоженный и окруженный такой фантастической природой: горами, ручьями, лугами, озерами, что я сказала дочери, что на пенсии переезжаю сюда. И она с большим воодушевлением на это согласилась, так ей там понравилось.

Польша, мы вернемся!

Хрустальный воздух, поля одуванчиков, которые в свое время воспринимались, как зловредные сорняки, а сейчас, как сошедшие на землю маленькие солнца, все меня там радовало. Кому-то это может показаться обыденным. Но я по этому скучала много лет. И Закопане мне это подарил.

Центральная улица города — Круповка, пропахшая шашлыками, жареным сыром, чем-то жирным и сладким, немного выдергивает из этого состояния парения. Но там не плохой шоппинг. Какой-никакой социальный экшен. Ну, должна же быть в городе центральная, эдакая фартовая улица для туристов всех мастей и разных предпочтений.

Улица Круповка в Закопане.

Конечно ехать в Закопане нужно за другими развлечениями. Зимой, как известно, это горные склоны, которые оценить не могу, т. к. на горных лыжах не катаюсь, а вот летом трекинговые маршруты разной степени сложности, протяженности и высоты.

Про мой восторг, который я поймала на следующий же день после приезда, на озере Морское око, расположенном в 25 км. от Закопане и о котором просто не могла молчать даже пару недель, когда до него дойдет время, я уже рассказала.

Озеро Морское око. Закопане.

А вот еще один мощный прилив адреналина, подобный которому очень давно в жизни не испытывала, обрушился на меня, когда я нежданно-негаданно для самой себя, забралась на одну из вершин польских Татр. Пусть и не самую высокую.

Татрский национальный заповедник. Высона 1300 метров.

Хотя никогда и нигде не испытывала потребности в скалалазаньи.

Краков.

Уезжали мы из Закопане под дождем и это несколько облегчило нам с ним расстование. Лазать по горам в ливень нельзя, в городе делать особо нечего. Разве что объедаться в многочисленных ресторанах. А это занятие хоть и приятное, но если съеденные каллории растрясти негде — очень вредоносное для стати и фигуры. Поэтому переезд в Краков подоспел очень вовремя.

Остановились мы там в аппартаментах с громким названием «Мерседес Инн». Не имея 4-х колесного Мерседеса, я решила хотя бы в нем пожить. Стоили они довольно дорого, для Польши вообще, а Кракова в особенности — 100 евро ночь. Но они того стоили. Полностью укомплектованные. Чистейшие. Очень удобно расположенные и по отношению к центру, и железнодорожному вокзалу, они оказались находкой.

Польша, мы вернемся!

Первый наш вечер в Кракове выдался на ночь с субботы на воскресенье и народ гулял. Такого невероятно количества ресторанов, расположенных на первых этажах зданий по всему центру, я не встречала ни в одном городе. Даже в Андалуссии, где народ, по-моему, вообще не спит в воскресные дни, да и не воскресные тоже.

Вечерний Краков очень романтичен. Абсолютно безопасен и невероятно приятен.

Краков.

А дневной порадует, как достопримечательностями, так и душевным шоппингом по очень демократическим ценам. Ну, для нас демократическим.

Польша, мы вернемся!

А ещё я там наконец-то попала на еврейское кладбище в краковском районе Казимеж.

Еврейское кладбище в районе Казимеж в Кракове.

Три дня на Краков более чем достаточно. А если не шопиться так безудержно, как мы и не проводить по нескольку часов в ресторанах, то день на Краков хватит с лихвой.

Варшава.

Как провести время в Варшаве я не знала. У меня не было ни только плана, но и карты. Поэтому мы пошли туда, не зная куда. А потом решили, не мудрствуя лукаво, взять такси. Оно подвезло нас к историческому центру. И мы оказались сразу же в красоте.

Но погда была такая мерзопакостная: +9 и дождь, что особо гулять настроения не было. Насколько в ласковую столицу Польши мы прилетели, из такой же неприветливой улетали.

Варшава.

Может Варшава сердилась на нас за то, что мы отвели ей лишь транзитную роль в этом нашем путешествии.

Польша, мы вернемся!

И это, имеется ввиду наше транзитное к городу отношение, конечно не справедливо. Уже то, что город, разрушенный до самого основания, полностью восстановлен после Второй Мировой. Центр ярок и ухожен и продолжает облагораживаться. Это, конечно, во-первых вызывает большое уважение, а во-вторых, там действительно есть, что посмотреть и хотя бы на ночь задержаться. Но, видимо, в другой раз.

Похудела ли я? (Исполняется на мотив женкого страдания: «Виновата ли я?»)

Еда в ресторанах Польши, причем всех 3-х городах, где мы были, обалденная. Конечно, в Закопане, например, привалирует национальная гуцульская кухня и она очень жирная, с обилием мяса и всяческих соусов на основе сметаны, с добавлением почему-то неизменно сушеного укропа. Я укроп уважаю, но свежий, а сухой, ну очень у него вкус насыщенный.

Но если постараться, а мы постарались, то можно отыскать рестораны даже национальной кухни с очень приемлемым меню даже для желудков, не избалованных таким обилием говядины.

И конечно итальянские рестораны. Их в Польше с избытком. И еда там гораздо вкусней, чем в Италии. А счет гораздо-пригораздо привлекательней даже чем в Венгрии, где цены на еду весьма демократичны.

Польша, мы вернемся!

В Кракове, пища еще более адаптирована под туристов. А количество ресторанов на любой вкус, кошелек, антураж настолько велик, что любой найдет себе общепит по настроению на данный день. Так что не упустите удовольствие откушать в Польских ресторанах! (По городам будет отдельное меню!)

Люди.

В Польше, практически, только белые лица и в основном блондинистые головы!!! Я была счастлива. Много детей. Опять же белобрысеньких. Сердце мое пело, а глаз радовался.

Краков.

И никаких тебе мечетей. Только костелы. И вообще, поляки мне показались самой религиозной католической нацией в Европе. За эту фотографию мне немного стыдно. Но лица женщины не видно, поэтому, надеюсь, мне это проститься.

Польша, мы вернемся!

Теперь о красоте польских женщин, которая так славится в Европе. Все это, как оказалось, брехня. Мы по каким лицам оцениваем нацию. Естественно по лицам засвеченным в масс-медиа. А главное по лицам актрисс. Вот и у меня перед внутренним взором, при упоминании полячек, вплывали лица: аристократичесское — Беаты Тышкевич, утонченно-сексуальное — Барбары, нашей все, Брыльской и мальчишески бесшабашное — Эвы Шикульской.

На самом деле, действительность была намного-много прозаичней. В Закопане, практически все без исключения женщины, и даже молодые, были похожи на торговок овощами. С неровным, неухоженным загаром, такими же неопрятными прическами и очень упитанными статями. Такие кровь с молоком селянки, не сильно утруждающими себя облагораживанием собственной внешности.

В Кракове дела обстояли чуть лучше. По крайней мере чувствовалось, что дамы уделяют уходу за собой больше времени, чем их закопанские товарки. Фигуры утонченнее, одежда интереснее. Но опять же, ни одного выдающегося лица, на которое хотелось обернуться, на улице я не встретила. Но справедливости ради стоит сказать, что и отталкивающего тоже.

А как вам эта новая версия Золушки и двух её сводных сестер? По крайней мере, в простодушие толстушки очень верится, как и не в простодушие близняшек тоже.

Польша, мы вернемся!

Теперь об отношении к туристам. Поверте, Польша очень туристов ждет! Поколение от 30 и младше отлично говорит по-английски. Как только вы о чем-то спросите прохожего этой возрастной категории, физически ощущается, как они делают на вас стойку и готовы объяснить и рассказать, даже тогда, когда они, например, собирались позвонить по телефону.

А уж про цены я вообще молчу. Мы хоть и потратили в Польше довольно кругленькую сумму и почти до последнего злотого, но в большой кайф и не скаредничая ни минуты, чувствуя себя если не миллионерами, то где-то рядом и около этой суммарной оценки.

Так что подумайте и задумайтесь! Застанте Польшу тогда, когда она заинтересованна в вас, а не когда вы в ней. Это «две большие разеницы», как говорят в…ну сами знаете где!