Турист Юлия Гончаренко (julykum)
Юлия Гончаренко — была сегодня 15:38
Purity

Ки-Уэст — США Январь 2016

Морская дорога.

Побывать во Флориде и не съездить на острова Флорида Кис — это все равно, что приехать во Владимир и проигнорировать храм Покрова на Нерли в Боголюбово. Да и как их пропустить, когда названия так и ласкают слух: Ки-Ларго, Таверньер, Исламорада, Остров Факела, Остров Большой сосны, Остров Сахарного листа и прочая, и прочая…

Вид на один из островов Флорида Кис со стороны хайвэя.

Правда, большинство путешественников (и мы в том числе) пролетают их, стремясь побыстрее попасть на Ки-Уэст — самую южную точку континентальных США, а ведь и другие острова способны порадовать.

Например, на Исламораде есть Морской театр (подробнее о нем можно прочитать у Алексея Лоскутова вот здесь). Или вот Ки-Ларго, воспетый в одном из произведений Sade. Там я особенно рекомендую остановиться, но об этом — позже. А пока предлагаю познакомиться с нашей версией Ки-Уэста под аккомпанимент божественного голоса чернокожей красавицы.

<оbject width="550" height="42">
Прослушать или скачать Shade Shade Smooth Operator бесплатно на Простоплеер

Мы так спешили на встречу с Ки-Уэстом, а он — мужчина с ветренным сердцем — совсем не торопился на свидание. Остров словно кокетничал, выстроив длиннющую пробку на шоссе Overseas Highway и продержав нас в дороге 5,5 ч. вместо 3. Конечно, виды кругом были дивные, а подчас — загадочные, и это несколько скрашивало грусть от медлительного передвижения. Например, нас очень заинтриговала цепь полуразрушенных мостов, которая тянулась от материка до самого Ки-Уэста параллельно хайвэю. Острова сменяли друг друга, а мосты так и стояли, проржавевшие, обвалившиеся, поросшие деревьями, но не побежденные.

Ки-Уэст и путешествие на острова Драй-Тортугас

Как оказалось, эти загадочные мосты — остатки железной дороги, что некогда соединяла Сент-Огастин и Ки-Уэст. Она была построена в 1912 г. по инициативе нашего старого знакомца Генри Флаглера. Вы только вдумайтесь: 1912 г.! Морская дорога с мостами, один из которых был длиной 11 км! С ума сойти можно! Жаль только, что век дороги оказался недолог. В 1935 г. ее разметало мощнейшим ураганом. Компания, ей владеющая, обанкротилась, и остатки былой роскоши были за бесценок проданы штату Флорида. Сейчас старая железная дорога — памятник инженерной мысли начала XX столетия, охраняемый государством.

Улочками Ки-Уэста.

В чем прелесть любой дороги — однажды она заканчивается. Закончился и Overseas Highway. Мы, наконец-то, встретились с капризным красавцем, бросили чемоданы в старинном Chealsea House Hotel (подробнее о нем здесь) и отправились бродить по улочкам Ки-Уэста.

Ки-Уэст и путешествие на острова Драй-Тортугас

Ки-Уэст, как и Сент-Огастин, — совершенно нетипичный американский город. Это не королевство автострад, небоскребов и фастфуда, это город-наслаждение, город, предназначенный для неспешных, расслабленных прогулок.

Мы бродили и любовались им: его тропической зеленью, приветливыми деревянными особнячками

и забавными инсталляциями в крошечных двориках

В конце-концов, ноги вынесли нас к Бухте Ки-Уэста, где мы вспомнили, что пора немножечко подкрепиться. Порылись в интернете, и выбрали Pepe’s Cafe. Неудачно, как оказалось. Да, кафе с историей, да, обслуживают достаточно быстро, но цены — высокие, а порции — крохотулечные. Единственный плюс — Happy hours — вечером устрицы идут в пол цены. Так что, если любите этот вид морепродуктов — загляните вечерком, нет — лучше проходите мимо. Мой муж, например, из этого кафе вышел еще более голодным, чем перед его посещением.

В Pepe's Cafe.

К счастью, неподалеку оказался BO’s Fish Wagon и это было попадание «в яблочко»! Потрясающее, атмосферное местечко с забавным интерьером, где прямо при нас поджарили большую порцию рыбы и картошки фри занедорого, и Женя, наконец-то, почувствовал себя сытым и добрым.

После еды у нас даже нашлись силы дойти до улицы-променада на Дюваль-стрит. По причине холодной погоды особой тусы там не было, и запомнился только вот этот Человек-паук, играющий на банджо (еще бы он не запомнился! Вы когда-нибудь пробовали объяснять ребенку, почему супергерой вместо того, чтобы спасать мир, брынчит на улице песенки за монетку?)

Ки-Уэст и путешествие на острова Драй-Тортугас

и признаки того, что « Истина Геи где-то рядом»

Гей-тритон.

На этом прогулка подошла к концу, ведь завтра рано вставать — нас ждали острова Драй-Тортугас!

Путешествие на острова Драй-Тортугас.

Острова Драй-Тортугас нарисовались в маршруте нашей поездки совершенно неожиданно. Я увидела вот это фото и ахнула «Хочу!»

Провентилировала вопрос и приуныла: острова находятся в 70 морских милях от Ки-Уэста, считаются заповедником, а потому попасть в национальный парк Драй Тортугас можно только в составе организованной экскурсии. Экскурсия — откровенно недешевая. Правда, в стоимость входит две двухчасовых морских прогулки на пароме (то бишь, до острова и обратно), завтрак, обед, аренда снаряжения для сноркелинга и часовая экскурсия по форту. Не так уж и мало, но все же…

Я показала картинку мужу и спросила:

— Поедем?

— Что за остров? Тортуга? Это же из «Пиратов Карибского моря»? — уточнил он.

— Не знаю, — промямлила я, смутно подозревая, что к пиратам остров может и не иметь никакого отношения.

Муж покосился на мой курносый нос — не стал ли он вытягиваться как у врунишки Пиноккио, потом — на лазурную картинку, потом — опять на меня, вздохнул и сказал:

— Ну хорошо, давай съездим.

Так один из наших киуэстовских дней был подарен крохотным малоизвестным островам вдалеке от цивилизации.

В открытом море.

Холодным пасмурным утром, когда часы показывали 07.00, мы были в терминале у причала, от которого стартовал наш паром

Паром на причале острова Гарден Ки национального заповедника Драй Тортугас.

В зале ожидания появился бритый налысо крепыш — капитан судна. Дал вводные по правилам поведения на пароме и в заповеднике, и, окинув суровым взглядам сухопутный планктон, представленный экскурсантами, предупредил, что на море — волнение, потому он настоятельно рекомендует лицам со слабым вестибулярным аппаратом выпить драмину (если нет своей можно приобрести у старпома по доллару за пару таблеток) и помнить о том, что тошнительные пакеты можно в любой момент получить у членов экипажа бесплатно.

После такого пассажа муж озабочено повернулся ко мне и спросил: «Может выпьешь таблетку?» Я, представив, что после приема драмины буду весь день ходить как придавленная цементной плитой, поначалу отказалась, но потом, к счастью, одумалась.

А ведь начиналась прогулка неплохо — за кормой вился пенный след, по бортам оставались маленькие острова и большие круизные суда, дул небольшой ветерок, и я расслабилась.

Ки-Уэст и путешествие на острова Драй-Тортугас

Рано расслабилась. Стоило нам выйти в открытое море и начался ТРЭШ. Море яркого, нереально голубого цвета (до этого я видела такой оттенок только в бассейнах), словно взбесилось вдруг. Волны за бортом выросли до внушительных размеров, и наш паром швыряло на них как игрушку. Мы подлетали над сиденьями сантиметров на двадцать вверх, чтобы, приземлившись, опять ухнуть в очередную, кажущуюся бездонной яму.

После часа такой карусели, я поняла, что моя выдержка, подкрепленная драминой, начала давать сбой. С огромным трудом, ощущая себя неваляшкой, которую туда-сюда раскачивает ребенок, я вышла на палубу. Светило солнце, но ветер прошивал все тело насквозь, словно пулеметная очередь фашиста, и через 5 минут я зверски замерзла.

Волны на фото не получились, но поверьте мне на слово, они были высоченные!

Ну что сказать Вам дале… Финал акробатических трюков судна оказался закономерно предсказуем. И, в этот отчаянный момент, на меня словно снизошло озарение свыше: «Все-таки морские прогулки и горные серпатнины — это НЕ МОЕ».))))

Полегчало, когда на горизонте выросли кирпичные стены Форта Джефферсон на Садовом острове (Garden Key)

Из истории островов.

Острова Драй Тортугас были открыты в 1513 г. уже знакомым нам Хуаном Понсе-Де Леоном (да-да, тем самым, что назвал Флориду — Флоридой). В те времена эти кусочки суши просто кишмя кишели черепахами (благородный дон лично поймал штук 100), а потому, не мудрствуя лукаво, он и назвал их — «Лас Тортугас» — «Черепахи».

Потом, когда выяснилось, что на островах нет своих источников пресной воды, к названию добавилась приставка Драй (от англ. dry — сухой, безводный).

Вид с крепостной стены форта на Буш Ки.

Несмотря на отсутсвие воды, пара островов Драй Тортугас все же стали обитаемым. Окруженные коварными рифами, они лежали на оживленном морском пути, и многие корабли, оказавшись в их акватории, становились жертвами подводных скал. Это привело к тому, что в 1825 г. на Гарден Ки появился маяк, а с ним и люди.

Маяк на Гарден Ки. Вид с крепостной стены.

Дальше — больше. Через 20 лет там расположилась воинская часть и началось строительство Форта Джефферсона.

Фото для Карты Туристера.

Форт был задуман не только как укрепление, но и как тюрьма. А потому на стройке трудились и приглашенные рабочие, и рабы, и заключенные. В 60-е гг XIX в. общее число жителей острова (включая женщин и детей) составляло 2000 человек.

А сейчас прокрутите страницу вверх, к первой фотографии острова Гарден Ки, той, что из интернета. Посмотрите на нее и скажите: Вы представляете, как на таком крошечном кусочке суши могли разместиться 2000 человек? Я — нет.

Говорят, что один из заключенных поймал акулу, и ее запустили в окружающий форт ров. Так она плавала там пару месяцев, пока не издохла.

Но они — жили. И эта скученность, помноженная на тропический климат Флориды, приводила к эпидемиям. Так, во время Гражданской войны (войны между Севером и Югом США), там разразилась желтая тропическая лихорадка, и если бы не мужество островитян, сумевших победить болезнь, Гарден Ки вполне мог бы вновь стать необитаемым.

Волнорез с дальней стороны форта. Вид с крепостной стены.

Вообще, во время строительства форта, казалось, что остров не на шутку борется с человеком. Более того, официально строительство крепости до сих пор не считается законченным.

Вид на форт Джефферсона со стороны Буш Ки.

Пески двигались. Стены оседали, отчего третий этаж форта так и бросили недостроенным. Огромные цистерны-водохранилища, находившиеся в подвалах, дали трещину, и драгоценная пресная вода смешалась с морской. Зато во время сезона дождей, по свидетельству очевидца, потолки крепости текли так нещадно, что в специальных ямах, расположенных в полу казематов, можно было набрать по 10–12 больших ведер воды ежедневно. И если это место не было официально признано филиалом Ада на земле, то исключительно лишь по какому-то недоразумению.

Галереи форта.

Но все рано или поздно приходит к завершению. В конце XIX в. нахождение военной части на Гарден Ки было признано нерентабельным, и остров опустел, превратившись в зону карантина. В 1935 г., с легкой руки Франклина Д. Рузвельта, Форт Джефферсона был объявлен национальным памятником, а в 1992 острова Драй Тортугас получили статус национального парка.

Прогулка по форту.

Но, кажется, я слишком увлеклась историей. Итак, мы высадились на остров Гарден Ки и отправлись по нему бродить. Сначала обошли Форт Джефферсона вокруг — самое интересное прогулка по пирсу, который постоянно захлестывало волнами,

Обратите внимание на разницу в цвете воды: между стеной и пирсом - она некрасивого, грязно-зеленого цвета, а в открытом море чудесная, ярко-голубая.

потом изучили крепостной двор

Развалины сгоревших солдатских бараков.

осмотрели уцелевший пороховой склад

и казематы, в одном из которых обнаружили вот эту лодку. Как оказалось, это самопальное плавсредство, набитое 33 кубинцами (и мужчинами, и женщинами) в 2007 г. за 3 ночи и 2 дня преодолело 100 миль, разделяющие Кубу и территорию США. С Острова Свободы в поисках Свободы? А что, звучит!

Ки-Уэст и путешествие на острова Драй-Тортугас

Правда, вспоминая нашу морскую прогулку и волны, которые швыряли паром, как игрушечный кораблик, я смотрела на этот ржавый таз и не могла подобрать определение поступку этих кубинцев. Что это было? Отчаянная непродуманная глупость, когда одним махом все ставишь на зеро, или все-таки… мужество?

Потом мы забрались на поросшие травой крепостные стены, откуда открывались потрясающие виды

Ки-Уэст и путешествие на острова Драй-Тортугас

и на горизонте одиноко грустил еще один маяк

Маяк на Острове Олуха (Loggerhead Key). Его высота 48 м.

Бирюзовое море, голубое небо, зеленая травка — сплошная пастораль. И среди всей этой идиллии — червоточиной сажи — мощные орудия. Эти гиганты, отлитые по новаторской технологии американского артиллериста Томаса Джексона Родмана (подробнее о ней можно почитать вот здесь, советую, действительно интересно), в свое время были очень популярны в американской армии, так как считались надежными, мощными и безотказными. И, конечно, Форт Джефферсон также был ими оснащен.

Птицы, рыбы и ракушки.

Но, пожалуй, хватит о Форте. Вы, наверное, уже утомились о нем читать и ждете, когда я расскажу Вам о сноркелинге и том разнообразии фауны, которую мы видели на островах?

Ки-Уэст и путешествие на острова Драй-Тортугас

А вот тут у нас случился прокол. Солнышко, конечно, периодически выглядывало из-за тучек, но температура воздуха держалась на уровне 19 градусов тепла. Так что, несмотря на наличие свободного времени и бесплатного оборудования, лезть в воду мы не рискнули.

С некоторой завистью поглядывая на китайских туристов, которые, подобно морским котикам резвились в холодной воде по соседству с пеликанами

Николаша окрестил этих пеликанов Пуффин и Несси.

мы отправились к дальнему концу соседнего острова Буш Ки, над которым кружили стаи птиц

Ки-Уэст и путешествие на острова Драй-Тортугас

Пока шли, видели серую цаплю

Цапля серая Шухшуга? :)

крабиков и — Вы не поверите — маленькую рыбу-молот!!!! Жалко, что фото рыбы не получилось. :(

Ки-Уэст и путешествие на острова Драй-Тортугас

А еще — множество чаек и пеликанов, которые препотешнейшим образом плюхались в воду за добычей.

Говорят, что здешные воды богаты морской живностью, и, в свое время, здесь любил рыбачить сам Эрнест Хэмингуэй.

Шли мы, шли…. И тут нас опять постигла неудача. До птичьего базара дойти не удалось. Путь преградил вот такой знак с красивой раковиной на нем. Па-па-па-пааааааааау…

Ки-Уэст и путешествие на острова Драй-Тортугас

Обратили внимание, сколько ракушек валяется на берегу? Так вот, их запрещено собирать и вывозить с острова! Эко-систему национального парка очень тщательно оберегают от влияния человека. Нельзя срывать растения, вывозить ракушки, беспокоить птиц. После каждой экскурсии все следы пребывания человека тщательно удаляются. Доходит до того, что с острова вывозят даже использованную воду из пляжных душей.

В общем, мы вернулись обратно к форту, пообедали, поболтали ноги в воде на пирсе и отправились в обратный путь на Ки-Уэст. И пусть мы не нашли на Драй Тортугас пиратских следов и не смогли поплавать с масками как планировали, поездка все равно получилась чудесная.

До  свидания, Драй Тортугас! Вы нам очень понравились.
До свидания, Драй Тортугас! Вы нам очень понравились.

И снова Ки-Уэст.

На следующее утро мы выписались из отеля и снова гуляли по Ки-Уэсту. Сфотографировались у Southernmost Point — самой южной точки континентальных США

Ки-Уэст и путешествие на острова Драй-Тортугас

Обратите, пожалуйста, внимание: в верхней части буя нарисован голубой треугольник с ракушкой и надписью «The Conch Republic» (Республика Ракушек). С ним связана курьезная история. В 1982 г. правительство США, борясь с потоком наркотиков и нелегальных эммигрантов с Кубы, установило КПП на единственной дороге, соединяющей Ки-Уэст и материк. Это привело к многокилометровым пробкам, ограничению турпотока и нанесло урон экономике города. Обращения администрации Ки-Уэста в вышестоящие инстанции прекратить пограничное безобразие ни к чему не привели. Тогда мэр Ки-Уэста — Деннис Уардлоу — решился на крайние меры.

23.04.1982 на Мэллори Сквер была зачитана прокламация об отделении Ки-Уэста от США и провозглашено независимое государство — Республика Ракушек. Соединненым Штатам была объявлена символическая война. А через 1 минуту мэр-бунтовщик сдался адмиралу военно-морской базы США на Ки-Уэсте и потребовал у Белого дома финансовой помощи для восстановления города после федеральной осады.

И с тех самых пор каждый год, 23 апреля, на Ки-Уэсте отмечают свой собсвенный День независимости. Вот такая революция в тропических декорациях.

Южный пляж Ки-Уэста находится недалеко от Самой южной точки.

Потом мы зашли в дом-музей Хэмингуэя. О нем подробно рассказывала Ира (tinka61) вот здесь, повторяться не буду. Скажу только, что туда обязательно надо заглянуть, если Вы будете на острове с ребенком. Знаменитые шестипалые кошки Хэмингуэя способны очаровать кого угодно. Николаша в этих зверей влюбился с первого взгляда, и все время носился за ними, стремясь перегладить всех усатых-хвостатых обитателей дома. И это было здорово, потому что я в это время смогла спокойно осмотреть и дом, где писатель провел 9 лет своей жизни.

После дома-музея мы посетили Маяк Ки-Уэста

Ки-Уэст и путешествие на острова Драй-Тортугас

и полюбовались городскими панорамами с высоты

Зашли в дом Смотрителя маяка. Сначала он не впечатлил: скромненький музей с бедненькой базой. Какая-то меблишка, макеты и чертежи маяков — скучновато… Но потом… Я посмотрела на фотографии на стенах, почитала объяснения, послушала аудиогид и была поражена.

Оказывается, трижды за свою историю маяк острова управлялся женщинами-смотрителями! И это в XIX в.! Дольше всех на этом ответственном посту оставалась Барбара Мабрити. Она 32 (!) года помогала судам найти дорогу в порт, пережила 4 страшнейших урагана, в том числе тот, который обрушил маяк и погубил 5-х из шести ее детей прямо у нее глазах. Уволили Барбару в 1864 г. по причине совершенно несерьезной: за высказывания в поддержку Конфедерации (Ки-Уэст, находясь глубоко в тылу Южных штатов, оставался, тем не менее, под контролем Севера). Сейчас в честь этой удивительной женщины назван один из глубоководных буев возле города Мобил в Алабаме.

В общем, Маяк и его музей очень понравились, к посещению — рекомендую.

Потом мы снова бродили по острову, пытаясь отыскать улицу моего имени. Да-да, в Старой части Ки-Уэста много улиц названных женскими и мужскими именами. Есть улицы с именем Эммы, Джорджа, Кэтрин, Уильяма, Джеймса и пр. Есть и улица с именем Джулия. И мы ее нашли. :)

Ки-Уэст и путешествие на острова Драй-Тортугас

Утро плавно подходило к завершению, и мы зашли в Banana cafe на Дюваль-стрит, чтобы выпить чаю и отведать Key Lime Pie — знаменитое лакомство, которое нужно попробовать всем, побывавшим на Ки-Уэсте

После кафе мы заехали в безлюдный Форт Закери Тейлор. Снова казематы, пушки, ров с мутной водой и тяжелая, гнетущая атмосфера. Такая же как в Форт-Де Сото в Сент-Питерсберге.

Находиться там было неприятно. Немножко скрасили впечатление игуаны, которыми кишмя-кишели заросли возле рва

Задание на наблюдательность: найдите 4 игуаны

и круизные суда на бирюзовой глади воды

Ки-Уэст и путешествие на острова Драй-Тортугас

На этом мы распрощались с островом Хэмингуэя и отправились в Форт Лодердейл.

Ки-Ларго.

Дорогие читатели, если позволите дам вам совет. Неважно, едете ли вы в Ки-Уэст или из него, обязательно запланируйте остановку на обед в Ки-Ларго. Это славный остров с кучей рыбных ресторанов, которые дадут 100 очков вперед едальням Ки-Уэста. Здесь порции — бОльше, еда — вкуснее, обслуживание — душевнее и — приятный бонус! — обед обойдется вам гораааааздо дешевле.

Со своей стороны могу порекомендовать Mrs Mac’s Kitchen

Замечательное заведение с классным интерьером (одни только абажуры из автомобильных номеров и столы со стеклом, под которым спрятаны открытки, ракушки и морские звезды чего стоят!) и божественной кухней! Обратите внимание на их Caribbean Style Crab Cakes (котлетки из мяса краба) и Fish & Shrimp Basket (комбо из креветок и разных пород рыбы) — они просто бесподобны! Ну и Key Lime Pie у них здоровский. Мы так им впечатлились, что целый торт у них купили, Женя на работу в качестве гостинца повез.

Послесловие.

Все когда-нибудь приходит к концу. Мои рассказы в том числе. :) Этот отзыв — последний из флоридских очерков, которые (как я надеюсь), кому-нибудь да пригодятся. Большое спасибо всем, кто меня читал и комментировал — вы меня очень поддержали. Но самая большая благодарность — Ире Дементьевой (tinka61), чьи рассказы и вдохновили нас на открытие Америки.

Будьте здоровы и новых вам головокружительных путешествий!

Предыдущий рассказ — о Майами для детей — можно почитать здесь.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Отдых с детьми, Пляжный отдых, Самостоятельные путешествия