Турист Олег Иванов (iffoneoff)
Олег Иванов
был 13 марта 15:44

Вильнюс, Каунас, Тракай — Литва Январь 2016

Новогодний фейерверк

Содрогаясь от холода, Рита стояла перед будкой паспортного контроля на границе Литвы и Белоруссии, засунув руку внутрь и приложив негнущиеся пальцы к сканеру отпечатков. На улице было минус 23 градуса. Внутри тоже явно немногим теплее. Сканер явно плохо понимал, что от него хотят, и саботировал процесс, наотрез отказываясь выдавать хоть какую-нибудь информацию. «Грейте руки» — хмуро сказала литовская девушка в окошке. Как это продуктивно осуществить при текущей температуре, страж границы не уточнила. За нами между тем скапливалась нехилая очередь. Рита мерзнет, сканер тупит, пограничница нервничает, но признать, что недавно введенная процедура не отлажена и работает плохо, не может.

Нестандартность ситуации провоцирует на нестандартные решения. В какой-то момент, отчаявшись добиться от бездушного сканера понимания и содействия, мадам-за-стеклом берет Риту за руку и начинает, массируя, согревать заледеневшие пальцы. «Всё бывало в нашей жизни»,- говорю я, отстукивая зубами «Танец с саблями». «Но вот массаж на границе нам, признаюсь, исполняют впервые!»

Ржут все. И Рита, и пограничники и проникнувшаяся абсурдностью момента очередь. Даже на улице на пару мгновений становится теплее. И тут — слава богу — срабатывает сканер, предсказуемо сообщая, что мы именно те, за кого себя выдаем. Процедура проверки окончена, в паспортах появляются штампы о выезде. До дома оставалось примерно 12 часов пути…

На бескрайних белорусских просторах

Идея встретить Новый Год где-нибудь вдали от родных осин для нас не нова. Мы уже с успехом проделывали это и в Будапеште и на любимом Кипре. Вот только с финансами в этом году похуже. Да что там, лишних денег на курощать и низводить просто нет. Путешествовать придется «на сдачу», то есть на деньги, успешно сэкономленные в ноябрьском Амстердаме. А значит, экзотика — теплые моря и потные женщины — нам однозначно не светит. Беглый просмотр цен на авиабилеты даже в близлежащие европейские города оптимизма тоже не внушает. Призрак тазиков с оливье встает перед нами в полный рост, пугая гастрономическим реализмом… И тут мы вспоминаем наш весенний автопробег в Ригу… И не дорого обошлось, и вполне по силам. А почему бы не рискнуть и снова не учудить что-нибудь эдакое примерно в том же направлении?

Вильнюс. Замковая гора

Почему Вильнюс? А почему бы и нет? Рита там неоднократно бывала в юности, мне не доводилось, а Пашка просто был рад, что не придется сидеть дома. Да и расстояние от Москвы даже чуть меньше, чем до Риги. К тому же нам совершенно случайно попался на глаза такоооооой отель… Подкупало всё — и расположение в 10 минутах пешком от центра, и антураж, и, что немаловажно, стоимость банкета, то есть, проживания.

Литовские цены можно без проблем охарактеризовать одним словом — «дешево». Так что, выбирая себе жилье, мы не очень стеснялись, заказав на троих (дочь впервые предпочла поездке черт те куда в приятной компании общество подруг) двухкомнатный «люкс». Всё удовольствие на 4 ночи обошлось нам в 386 евро, включая парковку. Согласитесь, для периода новогодних праздников более, чем гуманно.

Возле reception в отеле

Перед отъездом.

Предотъездные хлопоты были необременительны, и включали в себя оформление визы и «зеленой карты». Даже рассказать особенно нечего. Хотя… чего греха таить — вкупе с процедурой сдачи отпечатков процесс подачи документов в консульство стал, мягко говоря, не слишком удобен. Даже через визовый центр. Одно радует — следующий раз сканировать пальчики придется только через 5 лет. Amen.

День первый. Дорога.

Теплый холодный Вильнюс. Новый Год - 2016

Самый удобный маршрут от Москвы до Вильнюса — по трассе М1 через Минск. Чуть более 900 км, трасса практически идеальная на всем протяжении, хорошая инфраструктура (заправки, кафе). Пугало только одно — судя по отзывам, на самом популярном пограничном переходе Мядининкай в предпраздничные дни можно застрять надолго. Бывали случаи, когда люди стояли на границе по 5 и более часов. В наши планы столь бездарное времяпровождение не входило, и мы, поскребя по интернет-сусекам, выбрали более хитрый вариант. В районе Смоленска ушли на Рудню, проехали по окраинам Витебска и по дороге Р 45 ушли на менее загруженный переход Лаворишкес. Как оказалось, это было верное решение. Несмотря на то, что скорость движения после ухода с М1 стала ниже, зато протяженность пути меньше на 30 км, траффика никакого, а на границе мы потеряли всего 2 часа. Да, это не «ого», а всего, потому что на упомянутом выше Мядининкае народ стоял даже не 5, а все 7 часов. Что вы хотите, Новый год… А вот в обратный путь мы все-таки поехали более простой дорогой, и не прогадали — желающих покинуть Литву 3 января было немного, и границу, учитывая короткий, но эффективный сеанс массажа, мы прошли за 30 минут.

Самое главное, что отравляет жизнь по пути — постоянный контроль скорости. Не расслабишься. В России вся трасса утыкана камерами (парочку в районе Смоленска я так и не заметил, получив два штрафа по 500 рублей), особенно в населенных пунктах, в Белоруссии камер поменьше, зато стоят ГАИшники, или как их там… причем если у нас «предел толерантности» составляет 20 км/час, у белорусов и литовцев — 10. Будьте бдительны, не превышайте скорость. Говорят, что договориться с белорусскими стражами порядка практически нереально — изымают права они с нескрываемым удовольствием, граничащим со сладострастием.

Погода.

Мне кажется, катаклизма, случившегося под Новый Год-2016, не ожидал никто. Разумеется, мы видели прогнозы, но… во-первых, синоптики часто врут, не так ли? Во-вторых, еще 23 декабря я ехал на работу под проливным дождем… Поверить, что всего через неделю температура воздуха опустится до 16–20 градусов мороза, было сложно. И тем не менее, это случилось, причем прямо в процессе нашего путешествия. В 5 утра, когда мы стартовали, температура за бортом была минус 5, уже в Белоруссии бортовой компьютер рапортовал о -16, а ближе к закату на границе мы приплясывали от холода при -20… Кошмар верхних дыхательных путей! Одно слава богу — всю дорогу светило солнце и не было снега…

С прибытием!

Гостеприимные двери отеля

Двери отеля Comfort Hotel Rock’n’Roll гостеприимно распахнулись перед нами в 18.30 по местному времени. Таким образом, путь «от двери до двери» занял 13 часов 30 минут «со всеми остановками» (плюс разница между Москвой и Вильнюсом 1 час). Вроде и не очень долго, но темнота, мороз и общая привлекательность места проживания немного скорректировали наши планы. Решено было в город ужинать не идти, а, совершив ознакомительный тур за алкоголем в супермаркет напротив, расслабиться и остаться в гостинице, тем более, что отзывы об отельном ресторане на Trip Adviser были более, чем благожелательные. Немного напрягали постоянные замечания о несусветной дороговизне заведения, зато интриговали упоминания о неземном мастерстве поваров… ну вот и посмотрим, всё равно так и так собирались хоть раз, да зайти…

Ресторан Time

Отель.

Reception

Надо сказать, что и сам отель и ресторан при нем убили нас наповал. В хорошем смысле. То есть, мы стали их верными поклонниками, и если еще когда-нибудь судьба занесет нас в Вильнюс — непременно там остановимся и закусим. Более того, всем, кто когда-либо планирует оказаться в литовской столице, мы рекомендуем не раздумывая следовать нашему примеру. Будет вам комфорт и нега.

Теплый холодный Вильнюс. Новый Год - 2016

На каждом этаже дежурит отдельная рок-звезда

Отель совсем «свежий», открыт норвежцами 3 года назад. Мебель и сантехника невинны, как новорожденные, кровать не скрипит… Номера не очень большие, но для кратковременного проживания места более, чем достаточно. Безупречно чисто. Но более всего нас подкупил, конечно, дизайн.

Теплый холодный Вильнюс. Новый Год - 2016

Одновременно по-скандинавски лаконичный и очень нетривиальный, с преобладанием рок-н-ролльной тематики. Прекрасный, очень отзывчивый персонал. Wi-Fi. Несколько компьютеров Apple для желающих поработать.

Шелби Кобра. Можно купить за 99000 евро.

Бесплатный чай и кофе в лобби в любое время дня — в мороз уж точно совсем не лишняя опция. Замечено, что этой возможностью с удовольствием пользуются заезжие таксисты. В нашем «люксе» была и индивидуальная капсульная кофеварка, вот только использованные в первый же вечер капсулы никто нам на новые не заменил. Ну и ладно, это уже придирки. Отдельный плюс — отапливаемая парковка. Когда на улице минус 20, а на парковке +6 — это дорогого стоит.

В номере

Ресторан.

Теплый холодный Вильнюс. Новый Год - 2016

Меню находящегося в отеле ресторана «Time» короткое, как жизнь бабочки, выбор невелик. Пара закусок, два-три горячих блюда, пара же десертов. Это не скудость выбора, это выверенность. Приготовлено всё так, что пальчики оближешь, добавки попросишь, внукам расскажешь. К тому же в меню ежедневно что-нибудь меняется, чтобы завсегдатаям не было скучно. Порции невелики, но это и понятно — сюда ходят не объедаться, а вкушать. Приготовлено всё на уровне мишленовских звезд, никак не ниже. А вот винная карта выше похвал и в сравнении с меню выглядит нескончаемой, как жизнь Фиделя Кастро. При этом цены вводят в ступор…

Ужинали мы здесь трижды. В первый день осторожничали. 50 евро на троих. В Новый Год гусарили. 80 евро. Гуляй, рванина! Ну, а в предотъездный вечер закусывали. 35. Включая бутылку кьянти. Если это дорого, готов съесть какую-нибудь из деталей собственного гардероба, исключая носки, пусть их запах порой и напоминает дорогой французский сыр. Нет, конечно, для Вильнюса ценник выше среднего. Среднестатистический счет в ресторане попроще на три персоны колеблется возле отметки 35 евро, и это ни в чем себе не отказывая…

Завтрак в отеле заслуживает отдельного упоминания. Вот насколько лаконичен выбор вечером, настолько же он исчерпывающ с утра. Я пожалуй затруднюсь, где еще мы подвергались подобным же мукам выбора… Ну разве что в пятизвездочном «Мариотте» в Пекине… Несколько видов рыбы, сыры, колбасы, паштеты, омлеты, грибы, блины… В общем всё, чего душа способна пожелать, и небольшая горочка непредсказуемостей на отдельной тарелке.

Еще о ценах.

Теплый холодный Вильнюс. Новый Год - 2016

Если совсем коротко — в среднем дешевле, чем в Москве. Даже учитывая текущий лошадиный курс евро. Продукты в магазинах, сувениры, одежда, цены в кафе и ресторанах. Парковка в городе. А выбор продуктов настолько богаче привычного набора, характерного для Москвы и Подмосковья, что хоть плачь… Друзья, ввязавшиеся вместе с нами в вильнюсскую авантюру, перед выездом пошли в супермаркет через дорогу и набили снедью багажник «Гранд-Витары». «А мы посчитали — получается намного дешевле, чем в „Ашане“, и уж точно лучше качеством». И не поспоришь. Охреневшие литовцы, осматривая их авто на границе при выезде, поражались — «что, неужели в Москве всё настолько плохо с продуктами?» Ну что вам, ребята, ответить? Не то, чтобы плохо, человек ко всему привыкает, но… Или искать нужно, или втридорога переплачивать в «Азбуках Вкуса», да будут благословенны люди, выплачивающие нам зарплату…

День второй. Город.

Теплый холодный Вильнюс. Новый Год - 2016

Нас утро встречает прохладой… Да уж… Не самое подходящая температура для прогулок. Но от соблазна немедленно выпить и остаться в номерах мы стоически отказываемся. Нет уж. С 9 до 17 — подвиг. Хорошо, что на улице хотя бы солнечно.

Народу на улицах для 31 декабря не просто мало, а очень мало. Предновогодний Вильнюс похож на заброшенные декорации к фильму, а редкие целеустремленные прохожие неуместны, как корова на крыше… Город будто вымер. Правильно, все-таки основная подарочная вакханалия здесь закончилась раньше, чем у нас — к Рождеству. Кстати, и рождественские ярмарки, к великому нашему разочарованию, в Вильнюсе закрылись сразу после Рождества, 26 декабря…

Теплый холодный Вильнюс. Новый Год - 2016

Вильнюс город и большой и маленький одновременно. Большой по территории (столица Литвы занимает второе после Риги место по общей площади среди всех прибалтийских городов), а маленький — по количеству достопримечательностей. При этом понятно, что город замечательный, спокойный и приветливый.

Здесь наверняка очень приятно гулять летом — зелено, тихо, расслабленно. Но на улице, увы, зима, температура ближе к 20 мороза… А что такое «расслабленно» при 20 мороза? Правильно: первые 15 минут по выходу из отеля ты удивляешься — вроде как даже не так уж и холодно. Через 10 минут неосознанно ускоряешь шаг.

Теплый холодный Вильнюс. Новый Год - 2016

Дойдя до условного центра (в нашем случае это была городская Ратуша) ищешь какой-нибудь уютный магазинчик, чтобы перевести дух и немножко согреться… Постепенно периоды безболезненного пребывания на улице сокращаются до 5–10 минут. Вскоре мы совершаем первую покупку — толстенные вязаные гетры. Каждому. А потому что очень мерзнут ноги. Ходить в гетрах не очень удобно, зато намного теплее, чем без оных. Жить стало лучше, жить стало веселее… Что совершенно не мешает нам зайти в очередную лавчонку с винилом и получить в награду приятную беседу с хозяином.

«Острая Брама»

А вот и первая «настоящая» достопримечательность Вильнюса, причем одна из главных -«Острая Брама». На самом деле это часовня, встроенная в одни из старинных городских ворот, XVI века постройки, которые так и назывались — «Острые» (Брама — ворота). Главное — внутри. В часовне находится чудотворная икона Богородицы, так что даже ранним предпраздничным утром здесь уйма народу, да не праздно-туристического, а занятого делом. Мы стараемся им посильно не мешать своими фотоаппаратами, и направляемся в сторону главной туристической улочки города, своего рода местному Арбату — Пилес Гатве.

Теплый холодный Вильнюс. Новый Год - 2016

Далеко уйти мы не успеваем — в двух шагах от Ратуши по левую руку обнаруживается фирменный магазинчик «Джугас». Да еще и с миниатюрным памятником перед входом.

«Кафе-бар, я догоню», как говаривал незабвенный Аркадий Велюров. Да, мимо дверей с такой вывеской мы и правда пройти не в силах. Вот только дело конечно не в алкоголе, а в самом знаменитом литовском сыре. А учитывая, что в магазинчике и действительно работает небольшое кафе, перед нами открываются широкие перспективы — выпить кофе с плюшками и слегка согреться.

Теплый холодный Вильнюс. Новый Год - 2016

«Джугас» вполне можно посчитать за самостоятельную достопримечательность, и не только Вильнюса, но и всей Литвы. Этот сыр часто называют «литовским пармезаном». На мой взгляд, зря. Нет, в случае туристов такое сравнение понятно — человек, не знакомый с предметом, сразу поймет, чего от продукта ждать. Но в целом сравнение конечно натянутое. Не поймите превратно. Мы давние и преданные поклонники «Джугаса», и считаем, что у литовцев получается вполне самостоятельный и замечательный продукт, не нуждающийся в сравнениях. И если на полке будут рядом лежать и «Пармезан» и «Джугас» одновременно — еще не факт, какой конкретно сыр мы предпочтем. Очень зависит от настроения. Совет дегустаторам, не знакомым с предметом — для первого знакомства выбирайте сыр двухлетней выдержки. На упаковке так и будет написано — 24 месяца. И делайте выводы — 12-тимесячный более легкий, 36-тимесячный — жесткий, ассоциируется с ярко выраженным красным вином, типа «Риохи». Совет № 2. Если вам не шашечки, а ехать — пренебрегите сувенирной упаковкой. Без нее сыр сразу становится на один-два евро за килограмм дешевле.

Существенно утяжелив рюкзачок благолепным продуктом и согревшись воздушным «капучино», движемся, наконец, дальше.

Теплый холодный Вильнюс. Новый Год - 2016

Пилес Гатве и весь прилегающий к ней район — это небольшие уютные домики, магазинчики, рестораны и множество храмов, преимущественно католических и православных. Так вот где жизнь-то! Всё открыто, и везде довольно много наших товарищей по несчастью — замерзающих, но не теряющих присутствия духа туристов.

Пилес Гатве

Если нигде по дороге не задерживаться, дорога до главной площади города перед кафедральным собором занимает всего-то минут 10, но мы не спешим, заходим то туда, то сюда, подпитываясь теплом.

Теплый холодный Вильнюс. Новый Год - 2016

Главный собор Вильнюса удивляет прежде всего с архитектурной точки зрения. Нечасто встретишь католический храм, построенный в древнегреческом стиле…

На ум сразу приходит церковь Мадлен в Париже, но она гораздо более монументальна как снаружи, так и внутри.

Теплый холодный Вильнюс. Новый Год - 2016

Внутреннее убранство вильнюсского собора ничем не поражает, что называется, храм, как храм.

На первую половину дня у нас осталась единственная цель — замковая гора и венчающая её башня Гедимина с невыразительными руинами средневекового Верхнего замка.

Теплый холодный Вильнюс. Новый Год - 2016

Сам замок был окончательно разрушен еще в XVII веке, и не восстанавливался, а вот башня оказывается не новодел (каким представляется).

Во время осад и многочисленных войн она каким-то чудом уцелела, сейчас это символ города и одновременно небольшой музей.

Теплый холодный Вильнюс. Новый Год - 2016

Выходим к набережной реки Вилия и решаем — наверх будем подниматься на фуникулере (1,5 евро), а вниз попробуем спуститься пешком…

Самое красивое на Замковой горе — виды города. Фотограф, еще не окончательно замерзший во мне, отмечает, что зимой лучше подниматься сюда всё-таки утром, когда солнце освещает старый город.

Теплый холодный Вильнюс. Новый Год - 2016

Ближе к обеду оно начинает светить прямо в объектив, что придает фотографиям некоторую нереальность, иллюзорность.

Но зато виды на деловой центр литовской столицы совершенно шикарные, очень жаль, что на прогулки по той части Вильнюса у нас скорее всего не будет сил и времени.

Теплый холодный Вильнюс. Новый Год - 2016

Спускаясь с горы вниз, обращаем внимание на шумную компанию явно южных ребят (спросили — оказалось испанцы, каталаны), вознамерившихся съехать с Замковой горы на пятой точке… И чего они, ей богу, здесь забыли? А, ну конечно, Новый год, снег, экзотика…

Между прочим, надо сказать, что от отсутствия иностранных туристов Вильнюс явно не страдает. Несмотря на то, что основной контингент понаехавших традиционно составляют русские, белорусы и поляки, довелось нам пообщаться и с немцами, и с итальянцами и с британцами и с испанцами вот… Глядя на их счастливые, румяные от мороза лица, мы испытываем нечто вроде зависти — надо же, как они радуются этому самому морозу и снегу, без которого, как нам кажется, мы в своей жизни вполне спокойно могли бы и обойтись…

Теплый холодный Вильнюс. Новый Год - 2016

Литовская кухня, сытная и чего греха таить, жирная, будто депутат госдумы Митрофанов, а значит, для здоровья не шибко полезная, выполняет главную свою функцию — возвращает организмам утраченное тепло, а мозгам — оптимизм и способность к решению насущных задач. В конце концов, солнце уже садится, пора бы наконец решить, где мы будем встречать Новый год…

Новый Год

Теплый холодный Вильнюс. Новый Год - 2016

Надо сказать, что посиделки в ресторане мы в качестве «главного новогоднего блюда» изначально не рассматривали. Да даже если бы и очень захотеть… все знаковые места в Вильнюсе на новогоднюю ночь забронированы аж с октября… А те, что не забронированы, если даже и остались, либо не стоят внимания, либо просто закрыты. На случайных прохожих местные заведения в это время не рассчитывают, предпочитая гарантированный отдых сомнительному ожиданию заблудших овечек. ОК, решаем мы, тогда есть смысл просто где-нибудь поужинать в привычное время, а потом собраться вместе в нашем вполне уютном двухкомнатном номере, встретить наступающий год по московскому времени и отправляться в центр, смотреть на фейерверки и окружающую публику. Вроде всё логично, да только даже ужин нам, судя по всему, может неожиданно улыбнуться… А потому что ресторанная часть встречи Нового года у вильнюсцев начинается где с 7 вечера, где с половины восьмого, и найти столик на семерых даже для раннего ужина совершенно не представляется возможным… Опа, вот это номер…

Поиски методом захода в каждую ресторанную дверь по дороге к отелю остались безрезультатны, как попытки укрепления рубля. Мы уж было совсем приуныли, но… спасение пришло, откуда не ждали, выручил всё тот же ресторан при отеле… Сначала на наш вопрос «столик на семь персон в 8 вечера» девушки испуганно замахали руками, когда пароксизм отрицания прошел, призадумались, а буквально через 10 минут в номере раздался звонок и бодрый голос в трубке сообщил нам, что «да, есть у нас столик, и — какая радость — именно на семерых и именно с 8 вечера». Собственно говоря, большего и желать было сложно.

Теплый холодный Вильнюс. Новый Год - 2016

И всё пошло по намеченному плану. Аккурат в 11 вечера, к наступлению Нового года по-московски, раздались первые бабахи, не утихавшие до утра. В остальном вильнюсцы гуляют аккуратно, без излишеств и купеческого размаха. Ближе к 12 дисциплинированно выходят на улицы, в едином порыве топают в центр (основные точки фейерверка — ратушная и соборная площади), дисциплинированно прыгают, братаются, пьют вино и веселятся в течение примерно 20 минут, а аккурат после финальных залпов столь же организованно отправляются по домам… Чуть в отдалении от центра толпа распадается на маленькие ручейки, а уже минут через 15 ходьбы ничего вокруг и не напоминает о том, что сегодня Новый год.

Поразили открытые в новогоднюю ночь храмы. И множество народа в них. А я и не знал, что существует такое понятие, как новогодняя служба…

День третий. Ужупис и Тракай

Несмотря на мороз и продиктованную им некоторую скомканность и спешку, основную программу передвижений по Вильнюсу мы выполнили. И куда мы, спрашивается, так торопились — ведь теперь во весь рост встает вопрос «чем заняться». Однако. Кто рано встает, того благодарно осеняют безумные идеи. На часах 10 утра, самочувствие отличное, а не съездить ли нам в Тракай? Расстояние самое что ни на есть приятное для первого дня Нового года — всего 25 километров… Правда, с вероятностью 99% музей 1 января будет закрыт, ну и что? Ведь главное — поглядеть на замок снаружи и немного размяться. Слушали-постановили-решили-подписали, да еще и друзей подбили. А пока они чистят перышки и готовятся к марш-броску, лишний часик мы используем для того, чтобы по дороге заскочить в Республику Ужупис.

Теплый холодный Вильнюс. Новый Год - 2016

Ужупис — крайне любопытное образование на территории Вильнюса. Чем-то напоминает копенгагенский «свободный город Христиания», только без хиппанско-наркоманского, а с арт-богемным уклоном. Эдакий вильнюсский Монмартр.

Ужупис

Небольшой ремесленный квартал на правом берегу Вильны уже давно оккупировали художники, дизайнеры и прочий творческий люд, а в 1997 году они провозгласили Независимую Республику Ужупис — со своим президентом, флагом, валютой и даже армией.

Теплый холодный Вильнюс. Новый Год - 2016

Вот только жаль, что утром 1 января вся эта веселая братия, видать, серьезно подорвав здоровье за Рождество и Новый год, спит мертвецким (или богатырским, кому как больше нравится) сном. Ресторанчики закрыты, равно как магазины и галереи. Да и вообще весь район производит впечатление нежилого…

Спешить нам некуда, поэтому мы еще какое-то время гуляем по округе, заходим в один их красивейших храмов Вильнюса — костел Святой Анны (опять-таки открыто, что воистину удивительно)

Теплый холодный Вильнюс. Новый Год - 2016

и уже после отправляемся в сторону Тракая.

На выезде из города — полицейский рейд. Тормозят все без исключения автомобили, тем более, что их в это время по дорогам ездит совсем немного. А вот нас, бегло идентифицировав номера, не трогают. Надо же, вот это избирательность. Интересно, это ко всем туристам относится, или только с русскими предпочитают не связываться? В любом случае, такой подход нам нравится, едем дальше.

Теплый холодный Вильнюс. Новый Год - 2016

Тракай — небольшой городок, по нашим меркам, так и вовсе поселок, на берегу озера Гальве. Все туристы, посещающие Тракай, едут сюда с единственной целью — увидеть самый внушительный замок на территории Литвы.

Построенный в XIV веке как временная резиденция литовских князей, замок в целом повторил историю города — в XVII веке Тракай потерял значение политического и торгового центра, а замок, видевший кровопролитные сражения и роскошные балы, переоборудовали в тюрьму. Несмотря на многовековую заброшенность, Тракайский замок неплохо сохранился, а реставрация, длившаяся более 30 лет во второй половине прошлого столетия, дает нам возможность увидеть его таким, каким он выглядел в XV веке.

Теплый холодный Вильнюс. Новый Год - 2016

Но самое удивительное — что 1 января и сам замок открыт, и на территории, к нему прилегающей, кипит жизнь. Многочисленные торговцы сувенирами, замерзшие, но не сдающиеся, открытые ресторанчики — это просто праздник какой-то.

Эх, конечно, сюда лучше всего наверняка приезжать летом, когда озеро не сковано льдом, но зрелище и так грандиозное…

Теплый холодный Вильнюс. Новый Год - 2016

Кстати говоря, рекомендуем не манкировать посещением музея в замке. Во-первых, это позволит посмотреть на грандиозное строение изнутри, а во-вторых, экспозиция логичная, любопытная и в целом оставляет очень приятное впечатление…

Теплый холодный Вильнюс. Новый Год - 2016

Любопытное ощущение — несмотря на мороз и на то, что мы, в общем-то нагулялись и осмотрели всё, что могли, уезжать отсюда совершенно неохота. И мы решаем еще немного задержаться, чтобы пообедать, а потом по-возможности прогуляться вдоль берега озера.

Заглядываем в небольшую кафешку, подмеченную еще до посещения замка, и обещавшую быстрый сервис и вкусную еду за какие-то совсем смешные деньги… Внутри уютно, симпатично, нет ни единого посетителя, и на каждом из столиков (общим числом, кажется, четыре) стоит внушающая уныние табличка Reserved…

— Вы чего хотите?

Вопрос исходил от старого, как пень, дядьки, неслышно появившегося в зале откуда-то из закоулков волшебного домика… Воистину, вопрос в лоб. К тому же заданный не самым приязненным тоном. Обычно таким тоном советуют убираться подобру-поздорову. Но общая новогодняя расслабленность и чувство голода привели нас в совершенно миролюбивое расположение духа…

— Нам бы пообедать. Быстрый сервис, вкусная еда. Э?

— У меня только борщ, томатный суп, кибины и домашний чай. Больше ничего нет.

Какой-никакой, а диалог. Однако, дяденька, видать совершеннейший мизантроп. Кой-черт сподвиг его открыть кафе, непонятно, ему бы собак на сбежавших заключенных спускать… Однако мы почему-то не уходим, а остаемся. Заверив сурового хозяина, что именно этого скромного набора нам сегодня целый день и не хватало, мы присаживаемся за столик, делаем заказ и с любопытством наблюдаем за человеконенавистнической деятельностью трактирщика. Зрелище оказалось поучительное… На наших глазах старик отправил восвояси как минимум человек шесть, желавших «согреться чайком». Формулировки при этом выдавая совершенно убийственные. «К нам согреться не ходят. К нам обедать ходят. Я тут не пирожками балую, у меня их всего один-то вид (кибины, традиционные литовские пирожки, действительно могут быть с какой угодно начинкой и продаются на каждом углу, но в данном заведении разнообразие начинок не поощрялось — в наличии декларировались „со свининой и луком и всё, ничего больше нет вообще“), я супом кормлю. Не хотите есть — как хотите, ступайте, вокруг много ресторанов».

Теплый холодный Вильнюс. Новый Год - 2016

Мотивы такого поведения хозяина остались для нас совершеннейшей тайной. Тем более, что немудреная еда, которую он готовил, возможно, с выражением отвращения на лице, оказалась вкусна просто фантастически. Литовский борщ, более напоминавший свекольник, это конечно штука на любителя, но за таким томатным супом, да с такими кибинами (по размеру — так и вовсе кибинищами) можно ехать хоть на край света… За всё про все на троих — 10 евро нетто, принятых от нас с явной опаской… М-да, многообразие моделей человеческого поведения наверное никогда не перестанет меня восхищать…

Зимний день короток. Когда мы возвратились в Вильнюс, на улице уже практически стемнело. Никаких серьезных планов, кроме как найти где-нибудь достойный ресторан с национальной кухней ближе к ужину, у нас не было, так что мы побрели шляться по вечернему городу без планов, куда глаза глядят.

Теплый холодный Вильнюс. Новый Год - 2016

Почему бы не дойти нам, скажем, до проспекта Гедимина?

Вечерний Вильнюс, не перегруженный веселящимися толпами — вполне дружелюбное и приятное зрелище.

Храмы подсвечены,

ресторанчики манят огнями, главная елка города сияет и переливается, кругом улыбки…

Теплый холодный Вильнюс. Новый Год - 2016

А вот главная торговая артерия города (местные называют её «Елисейскими полями», но на наш взгляд проспект Гедимина более всего напоминает нашу Тверскую) не производит большого впечатления. Может быть, потому, что на ней 1 января жизни как раз и нет. Магазины закрыты, людей мало, даже каких-то серьезных архитектурных изысков не наблюдается… Вроде и приятно по ней пройти, да как-то особо незачем…

Отдельного короткого упоминания достоин ресторан, в котором мы в итоге поужинали… Потащил нас в этом направлении приятель, до этого неоднократно в Вильнюсе бывавший, и обещавший, что вот именно здесь нас ждут неимоверные кулинарные изыски в плане национальной кухни… Сам я кстати, к литовской кухне отношусь скептически, но чего не сделаешь ради хорошей компании. Дошли мы до искомого места — и малость загрустили. Не стало того ресторана, как корова языком слизала. На месте национально-ориентированного заведения красовалось нечто современное, с виду дорогое и пафосное… Черт, может рискнем всё-таки — решили мы после короткого толковища…

Теплый холодный Вильнюс. Новый Год - 2016

И рискнули, и совершенно об этом не пожалели… Выяснилось, что и национальные блюда никуда не делись, и готовят в целом совершенно замечательно, а уж несоответствие гигантского размера порций более, чем скромным ценам и вовсе вызывает легкую оторопь. В хорошем смысле. В общем, искренне рекомендуем — ресторан Forest.

Несмотря на впечатляющие размеры заведения, резервация столиков может оказаться не лишней — судя по всему, аборигены это место жалуют, так что озаботьтесь заранее. А волшебство первого дня нового года между тем только начиналось…

Теплый холодный Вильнюс. Новый Год - 2016

… Потому что выйдя на улицу мы попали в зимнюю сказку. Что, я еще не упоминал, что всё это время снег нас так и не побаловал? То есть, видно, что, в отличие от Москвы, он здесь когда-то прошел, и даже лежит кое-где на улицах, но в такие морозы снега как правило не бывает…

А тут, во-первых, явно потеплело, и снег повалил просто совершенно неудержимо — к нашей щенячьей радости… и нападал он за эту ночь во вполне товарных количествах, во всяком случае, в снежки поиграть удалось…

День четвертый. Каунас.

Каунас — это вам не Тракай. Это все-таки 125 километров от места нашей дислокации. Но — мы и проснулись пораньше, и чувствовали себя посвежее, к тому же по воспоминаниям Риты этот второй по значению литовский город в юности нравился ей даже больше Вильнюса. А поехали? Не понравится, вернемся.

Теплый холодный Вильнюс. Новый Год - 2016

И мы поехали. И поняли в итоге, что не всегда вот такие рывки «наскоком» себя оправдывают. Эх, нам бы хоть немного подготовиться, но нет, мы посчитали, что разберемся на месте, и было это несколько самонадеянно. На самом деле в Каунасе довольно много любопытного… если знать, где искать.

А мы припарковались практически в самом сердце Старого города, вышли на улицу — и тихо офигели, настолько было холодно. Какие-то долговременные перемещения при температуре минус 23 — это, конечно, утопия.

Теплый холодный Вильнюс. Новый Год - 2016

Желающих проверить на себе собственную морозоустойчивость на улицах было… да не было никого, по пальцам можно пересчитать.

Хорошо, что Старый город в целом совсем небольшой.

Теплый холодный Вильнюс. Новый Год - 2016

Перемещались мы по нему короткими перебежками, проклиная мороз и заходя везде, куда было можно зайти. В итоге мы даже добрались до каунасского замка, который, пусть и находится в удивительно живописном месте слияния двух рек — Немана и Вилии, ни внутри ни снаружи ничего мега-привлекательного из себя не представляет.

Тут собор, там музей, кафе, замок, еще кафе — вот и все познания… В общем удивительно, что мы продержались почти 4 часа, не растеряли при этом оптимизма и любопытства и даже привезли какие-то фотографии… Но вот что-то связное сказать по поводу увиденного — это вряд ли. К сожалению. Так что будем пытаться понять этот несомненно красивый и дружелюбный город в следующий раз. Когда потеплеет… Ведь за кадром остались церкви, парки, множество музеев.

Теплый холодный Вильнюс. Новый Год - 2016

На этом новогоднюю программу можно было бы конечно считать выполненной, а в каких-то аспектах и перевыполненной… Но вот какого-то особенно трогательной прощальной серенады не хватало… Очень хотелось как-то поблагодарить нашего самого юного мушкетера за смелость, покладистость и отсутствие нытья… То есть, найти какое-нибудь мероприятие, которое будет интересно не только нам, но и ему лично. И что вы думаете? Мы его нашли, причем совершенно случайно. Заходим в отель, привычно присасываемся к бесплатному кофе и совершенно случайно взгляд цепляется за рекламу, мелькающую на экране компьютера. Ух ты! Оказывается, в Вильнюсе, причем совершенно недалеко от нашего отеля, находится котокафе.

Место, где можно перекусить, но это не главное. Главные в этом заведении — 13 кошек всех мастей и расцветок. С которыми и можно пообщаться последним нашим вильнюсским вечером.

Теплый холодный Вильнюс. Новый Год - 2016

Новогодние праздники на этом конечно не закончились. Нас еще ждала дорога домой, встречи с друзьями, рождество и прочие новогодние чудеса. Но… Это ведь уже совсем другая история, правда?