Турист Максим Башкирёв (maksim-nav)
Максим Башкирёв
был вчера 17:41

Черногория, Босния и Герцеговина Март 2016

Так уж складывается, что особой продуктивностью, в части оформления материалов из путешествий, я не отличаюсь. На данный момент я отстаю немногим более чем на 1 год — оформляю прошлогоднюю поездку по Индии. Хотя, после Индии было Марокко, затем Кипр, в сентябре — Гуанчжоу и Гонконг, а осенью — 2 недели по Латинской Америки… Наступил новый год и мы открыли новый сезон традиционной весенней поездкой, на этот раз по двум странам Балканского полуострова. Поскольку сам не знаю, когда очередь дойдёт до подробного описания нашего маршрута, решил по горячим следам обзорно пройтись по интересным местам, коих за 9 дней было не мало…

Небольшой автопробег по Черногории и БиГ. Часть 1

Билеты были куплены ещё в декабре, и на проработку маршрута времени было предостаточно. Основной упор решил сделать на объектах, включённых ЮНЕСКО в список всемирного наследия, которых Черногории и Боснии и Герцеговине по два: национальный парк Дурмитор, историческая часть города Котор, старый мост в Мостаре и мост Мехмет-паши-Соколовича в городе Вишеград. Охватить всё это за неполные девять дней можно было только на личном авто. Проанализировав цены, все сомнения отпали — мазда 2 обошлась нам в 100 евро за 9 дней + 70 евро на бензин (70 литров) + 7 евро (помыли машину при сдаче). Всего намотали 1100 километров. В стоимость входила страховка, депозит фирма не требовала, при этом следует понимать, что это цены низкого сезона, с мая по сентябрь этот же автомобиль обойдётся минимум в три раза дороже.

Примерный маршрут получился следующим:

Здесь показаны не все отрезки, т. к. гугл-мэп не даёт построить маршрут с большим количеством точек.

Обзорно пройдёмся по всем посещённым нами объектам:

17 марта мы прилетели из Москвы в аэропорт небольшого Черногорского города Тиват. Здесь нас уже встречал представитель рент-компании из Будвы Алексей. Проверка и оформление авто заняло минут пятнадцать, забегая на перёд скажу, что в отношении автомобиля, и сдававшей его фирмы всё прошло гладко, если кому надо координаты предоставлю.

Небольшой автопробег по Черногории и БиГ. Часть 1

Сразу отправились в Херцег-Нови, где я заранее забронировал апартаменты на одну ночь. Немного поплутав по здешним улицам в поисках нашей гостиницы, мы всё же её нашли, оставили свой автомобиль, заселились и пошли гулять по городу…

Примечание! В Черногорских городах (и в Боснии) на домах отсутствуют названия улиц, а часто и номера домов, даже названия отеля часто нет! Поэтому заранее позаботьтесь о маршруте, очень удобно пользоваться навигатором.

Херцег-Нови — небольшой курортный городок на побережье Боко-Которского залива Адриатического побережья Черногории. Для нас он был интересен старой частью города, где расположены Морская крепость, Часовая башня, православная церковь Михаила Архангела на площади Белависта:

Вечером ещё немного погуляли по старому городу и отправились отдыхать, так как чувствовалась дорожная усталость.

Небольшой автопробег по Черногории и БиГ. Часть 1

Рано утром я направился на набережную города, чтобы сделать несколько пейзажных фото:

На этот день у нас были грандиозные планы, надо было переехать в Боснию и Герцеговину и осмотреть ряд интересных мест на участке Херцег-Нови — Мостар. В городе заправили полный бак и отправились в Боснию через ближайший погранпункт Ситница.

Примечание! Если вы будете следовать этим же маршрутом, заправляйтесь в Херцег-Нови, где-то километров 80 нам не попадалось ни одной заправки, хотя в целом ни в Черногории, ни в Боснии проблем с АЗС не возникало.

Границу прошли без проблем, боснийский пограничник пошутил, дескать, что же вы из братской России, сербского совсем не знаете? Езжайте обратно в Черногорию, язык подучите…

Примечание! Если вы берёте машину в Черногории, вы без проблем сможете выехать на ней в Боснию или Сербию. Только заранее надо предупредить об этом фирму рентодателя, дополнительной платы за это не требуется. В договоре будет отмечено, что на машине разрешается выезжать за пределы Черногории, на границе эту отметку проверяют.

Мы направились в город Мостар, где находится самый старый мост Европы. Но по пути можно осмотреть много интересных мест.

Пещера Ветреница находится недалеко от деревни Завала. Это самая крупная пещера Боснии и Герцеговины, длиной более 6 километров (для туристов открыт небольшой участок). Пещера включена в предварительный список всемирного наследия ЮНЕСКО (№ 1975). К сожалению, случился облом и пещера была закрыта:

Небольшой автопробег по Черногории и БиГ. Часть 1

Дело в том, что не в сезон постоянного рабочего графика нет, я об этом знал. Есть телефоны, по которым можно созвониться с сотрудниками, они придут и откроют вход. Правда, по указанным телефонам дозвониться не удалось. В сезон с курортов сюда привозят организованные группы, я видел фотографии пещеры — очень красивая, мы очень любим такие места. Но, к сожалению, на этот раз не получилось…

Немного скрасило разочарование окрестные виды, на мой взгляд, природа Балканского полуострова — его главное богатство. Попово Поле:

Небольшой автопробег по Черногории и БиГ. Часть 1

А мы держим наш путь далее в Мостар. Не доезжая 40 километров, посетим ещё один примечательный городок — Столац. Примечателен он, в первую очередь, развалинами древнего города, находящихся на вершине горы, над городом современным.

Природно-архитектурный ансамбль Столац так же внесён в предварительный список ЮНЕСКО (№ 5282). Мы пробыли здесь больше часа, исследовали все закоулки, за всё время кроме нас здесь никого не было (обожаю такие места). Объект стоящий посещения, даже если сюда специально надо ехать из Мостара.

Вид с крепости на современный город:

Небольшой автопробег по Черногории и БиГ. Часть 1

Замечу, что и современный город (тем более что он на самом деле тоже довольно старый) заслуживает внимания, очень красивый центр города, через который протекает река Брегава. Очень хотелось погулять по городку, но времени совсем не было, надо было ещё добраться до Мостара и найти забронированную гостиницу.

В Мостар мы приехали на закате дня. При составлении плана, на этот день у нас ещё было запланирован водопад Кравице и источник Благай. Успеть всё это за один день не реально (ну, может быть, если очень рано выехать из Херцег-Нови, и то, врядли). Поэтому, вместо забронированной заранее одной ночи в Мостаре я договорился о двух. Намеченные объекты решили осмотреть завтра. А сегодня пошли гулять по вечернему городу, первым делом хорошенько подзаправившись (впервые за день) в отличном ресторанчике SADRVAN:

Небольшой автопробег по Черногории и БиГ. Часть 1

Сие заведение находится прямо в центре старого города у моста, хорошее обслуживание, прекрасное пиво. Очень вкусные, сочные мясные блюда, такой вкусной долмы мы ещё никогда не ели. И цена вполне приемлемая — около 25 евро за большую тарелку прекрасного супа, пиво и это огромное блюдо мясного микса. Даже объевшись, мы всё равно всё не осилили…

Вдоволь наевшись и напившись, мы пошли бродить по вечернему городу:

Мостар произвел самое хорошее впечатление. Интересная и красивая старая часть города, туристическая тусовка со всего мира, сувенирные лавки и замечательные, уютные ресторанчики…!

Примечание! Все сувенирные лавки с закатом заканчивают свою работу, а рестораны работают допоздна. Так что, если времени у вас совсем мало, сначала закупитесь сувениркой, а потом, можно не спеша приступить к трапезе.

Ну, и собственно, то, ради чего сюда съезжаются туристы со всего мира и в честь чего назван город — старый мост:

Небольшой автопробег по Черногории и БиГ. Часть 1

Район старого моста — это первый из двух объектов ЮНЕСКО Боснии и Герцеговины. Это пешеходный мост через реку Неретва, который до 1993 года являлся самым древним мостом Европы. Был построен в 1557–1566 годах, в период господства Османской Империи. Мост простоял 427 лет и являлся древним символом мирного проживания разных народов. 9 ноября 1993 года мост был полностью уничтожен…

В 2001 году начались работы по восстановлению моста. Мост был заново построен из частично сохранившихся старых частей, новые части были сделаны из тех же материалов и по тем же технологиям, что и древний. И в 2004 году мост был заново открыт, статус всемирного объекта ЮНЕСКО за ним сохранился.

Утром первым делом побежал фотографировать город:

Эхо недавней войны:

Небольшой автопробег по Черногории и БиГ. Часть 1

Старый мост имеет длину 30 метров, ширину 4 метра, высота над рекой Неретва составляет 24 метра.

Так же на весь мир известен аттракцион для туристов в виде прыжков в воду с моста. Естесственно прыгают не туристы (хотя, при особом желании и это, наверное, можно устроить), а смелые молодые люди из числа местных жителей. Причём, традиция эта такая же древняя, как и сам мост. Сейчас в год совершается около 500 прыжков.

Нам повезло, утром, перед отправлением по запланированному на сегодня маршруту, мы пошли ещё раз посидеть у моста и застали подготовку к прыжку, а затем, соответственно и сам прыжок:

Прыжок с моста в Мостаре.

Прыгуна обычно сопровождает группа его друзей, которые с песнями под гитару оповещают о предстоящем действии. Попутно с туристов собирается плата 1–2 евро. Прыгун прицелевается пару раз, потом занимает место в центре моста и прыгает. Высота 30 метров, глубина реки под мостом — 6 метров. На самом деле, основную опасность здесь представляет не высота, а вода в реке, которая в течении всего года имеет низкую температуру. Плюс сильное течение, поэтому несмотря на кажущуюся лёгкость прыжок требует определённой подготовки и тренировок.

Ещё немного погуляли у моста и поехали к живописному водопаду Кравице, о котором я случайно узнал в одном из прочитанных отчётов, буквально за пару дней до отъезда.

Водопад находится у деревни Студенци, почти на границе с Хорватией, от Мостара ехать не больше часа.

Водопад Кравице:

Водопад расположен в живописном месте, он не очень большой, но, зато здесь очень уютно. Туристов было не больше десяти, конечно, в сезон здесь в разы больше людей — с курортов на экскурсии сюда привозят полные туристические автобусы. Летом здесь можно купаться. Для нас водопад стал самым красивым природным объектом Боснии и Герцеговины.

Далее мы направились обратно в сторону Мостара. Примерно на полпути находится ещё один интересный объект, который изначально мы проехали мимо, что бы остановиться здесь на обратном пути. Древнее поселение Почитель на берегу Неретвы, впервые упоминается в 1444 году, тогда здесь уже была крепость. За сотни лет поселение было и под властью Османской Империи и Австро-Венгрии и венецианцев, при этом оно развивалось и разрасталось в одни периоду и приходило в упадок в другие. Так или иначе, на сегодняшний день выглядит вполне пристойно и интересно для туристов.

Древнее поселение Почитель так же включено в предварительный список объектов ЮНЕСКО (№ 5092). Интересно, что здесь и сейчас живут люди, причём, жилые дома, явно, либо старинные, либо построены по древним технологиям. Гуляли здесь больше часа, очень понравилось, хотелось провести здесь больше времени, но надо было успеть ещё на один объект. Туристы были, но немного, да и площадь крепости большая, поэтому никто никому не мешает. Замечу ещё, что виды с вершины крепости заслуживают отдельного внимания:

Небольшой автопробег по Черногории и БиГ. Часть 1

Думаю, что поздней весной и летом, когда зелени гораздо больше эти места ещё более живописны.

А нам надо двигаться дальше. Последним объетом на сегодня был природно-архитектурный комплекс Благай, расположенный всего в нескольких километрах от Мостара.

Небольшой автопробег по Черногории и БиГ. Часть 1

В первую очередь это один из самых крупных источников пресной воды в Европе, по некоторым данным даже самый крупный, но точно входит в пятёрку крупнейших (4100 литров в секунду). По сути это тот же родник, только очень крупный — из грота вытекает целая река, она носит название Буна и всего через 8 километров впадает в Неретву.

Небольшой автопробег по Черногории и БиГ. Часть 1

По подземной реке проводят экскурсии на лодках, на которую очень хотелось попасть. Но в этот день на лодках не катали, то ли сейчас не сезон, то ли уже было поздно. Можно было приехать на следующий день пораньше, но завтра надо ехать в Сараево, так как мы и так уже отстаём от графика на один день.

Помимо источника, здесь расположен древний суфийский монастырь (на фото слева). В общем, место очень живописное и интересное, тем более, совсем близко от Мостара (8 км). Пожалуй, единственным недостатком было очень большое количество отдыхающих, возможно сказывается плизость к городу, видимо местные очень любят это место, плюс это был выходной. Что здесь тварится в сезон — трудно представить. Благай так же внесён в предварительный список объектов Юнеско (№ 5280).

Вечером мы ещё погуляли по старому городу Мостара, закупились сувениркой, прекрасно отужинали в том же ресторанчике.

Небольшой автопробег по Черногории и БиГ. Часть 1

Утром мы поехали в Сараево, но об этом я расскажу в следующей части своего отчёта.