Турист Elena Итенберг (Leolik)
Elena Итенберг — сейчас на сайте
Победитель голосования
«Итоги 2016»

Прага — Чехия Декабрь 2015

Как бы странно это не звучало, а православное Рождество для меня праздник малознакомый и малоизученный. Вот Пасха. Надо красить яйца, печь куличи, замешивать творожную пасху. Потом все нести в Храм Божий. Там поп помочит эти припасы святой водой. А на утро христосоваться и лопать крашеные луковой шелухой бордовые яйки, запивать чаем аромантную сдобу. Ну, приблизительно так это все и происходило, когда я жила в Москве и была жива бабанька.

Ночь накануне Рождества. Прага, часть II

Впрочем, у Пасхи был ещё один атрибут, для сегоднящней молодежи, звучащий абсолютно абсурдно: по телевизору в пасхальную ночь показывали «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады», как и в Новогоднюю. Кстати, чешские певцы: Карел Готт и Гелена Вондрачкова были в ней постоянными гостями. Видимо социалистические правители тлетворное влияние «опиума для народа» считало большим злом, чем дыхание «загнивающего капитализма». Поэтому не смотря на нечетко ориентированную дату Пасхи, её приход я могла определить за полторы недели и без бабинькиных приготовлений, а именно в пятницу, посмотрев программу телевиденья на следующую неделю.

Ресторан Bellavista в Страговом монастыре.
Ресторан "Bellavista" в Страговом монастыре.

С Рождеством были большие непонятки. В детстве я слышала, как бабушка говорила, что голову сегодня мыть нельзя и квартиру убирать тоже, т. к. сегодня Рождество. Но никаких атрибутов, кроме запрета на хозяйственно-банную деятельность, у моего детского Рождества не было, и этот праздник прошел для меня незамеченным и неотмеченным. Традиции справлять православное Рождество я не приобрела.

Ночь накануне Рождества. Прага, часть II

Новая эра Рождества наступила для меня с первым выездом за кордон уже Израиля, в Прагу. Вот тогда я и начала осознавать, почему католики-протестанты так любят этот праздник в противовес ортодоксам, ставя его на главенствующее место и отмечая с гораздо большим размахом, чем Пасху.

Под знаком Трдло.

Как написал Борис в комментариях к первой части моего рассказа о Праге, что из-за коррупционных разборок под конец 2015 года в столичном муниципалитете, нынешнее пражское предрождественское убранство выглядит довольно бледно. Но нам неизбалованным и это «скромное» убранство показалось невероятно красивым и радующим глаз, слух и обоняние.

Ночь накануне Рождества. Прага, часть II

Староместская площадь с огромной, сверкающей елкой. Шелестение крыльев многочисленных ангелов, дожидающихся в корзинках тех, кого они будут охранять в Новом году, почти родной голос «чешского соловья» Карела Готта, поющего духовную музыку. Неспешное цоканье по брусчатке конских копыт.

И над всем этим пронзительный и мягкий одновременно аромат корично-сахарной сдобы, аромат, перекрывающий все остальные запахи: жареных шпикачек, томящихся на вертеле окороков, капусты и шпика — аромат трдло.

Ночь накануне Рождества. Прага, часть II

Почему я не попробовала в два моих предыдущих визита этот чешский специалитет? Я, право-слово, не могу сейчас найти разумного ответа на это искрометный вопрос. Но тем сильнее стало откровение и ярче вкус нынешнего Рождества. Мы не ели его, обжигая пальцы (трдло жарится на раскаленных углях), мы покупали его не далеко от нашей гостиницы, на углу Народной площади и почти бегом бежали в номер заваривать чай и смаковали, откусывая от этой полой рульки, тающие во рту разделенные на круги кусочки.

Народная площадь с одноименной станцией метро и угол Народного дома.

Теперь самое время поговорить о том, где мы спали и что мы ели.

Гостиница и обеды.

Найти в Праге стол и кров дело очень простое из-за невероятно обширного рынка предложений. Но…и одновременно сложное из-за того же самого. Даже пяти-звездочные отели за ночь предлагают цену меньшую, чем берут за отстойную трешку в Париже без завтрака. Глазки разбегаются. Хочется и рядом с центром, и с оценкой за 9, и с отличными отзывами, и рядом с метро, и с…, и с… И желательно за пять копеек, вернее меньше чем за 100 евро ночь.

И мы его нашли. Отель «Грандиор» на улице Na Portici, недалеко от вокзала Флоренс, в 3-х минутах ходьбы от станции метро Народная площадь, рядом с торговым центром Палладиум, в 10 минутах ходьбы от центра.

Ночь накануне Рождества. Прага, часть II

Завтраки были столь хороши, что до 4-х есть мне совершенно не хотелось, и 2 кило привеса любимой тушки за 3 дня (ну, тут и вечернее чаевничанье с трдло сыграло свою роль) говорят сами за себя.

От аэропорта в гостиницу и обратно мы добирались на заказанном на Туристере трансфере. Фирма называется «Happy Transfer». Стоимость 20 евро в один конец. Наш самолет опоздал на час. Нас дождались. Обратно уезжали в 4 утра. Водитель прибыл не только без опоздания, но и раньше на 10 минут. Так что трансфер могу смело порекомендовать всем.

Про еду я, пожалуй, тоже напишу.

В одной из первых версий гашековского «Бравого солдата Швейка» была такая припевка: «Если хочешь быть великим, надо кнедлики любить»! Кнедлики полюбить не удалось и из-за этой несостоявшейся любви, мне уже, судя по всему, придется распрощаться с мыслями о величии.

А если серьезно, то я не большая поклонница не только кляклого, мучного кнедлика, но и жирной свинины, составляющей основу чешской высокой кухни, как бы аппетитно она не выглядела. Поэтому надо было срочно найти итальянский ресторан и желательно хороший. На ловца и зверь бежит. Таковой был обнаружен на улице Целетна, ведущей от Пороховых ворот к Староместской площади. Называется он «Pasta Fresca».

Ночь накануне Рождества. Прага, часть II

Пасту там готовят вручную. За стеклом девочка-пастоделательница лепит равиоли, крутит парпарелло, пропускает через машину спагетти у вас на виду. Такого вкусного салата с дыней, клубникой, горгонцоллой (на фото) я не ела нигде и никогда. Паста с морепродуктами была отменной. И стейк хорош. Одно «но». После 7 вечера там аншлаг. Места надо или резервировать, или приходить раньше. Мы там ели 3 раза. Первые два нас посадили без проблемм, а вот в третий, пани, которая стояла у гардероба, почему-то взяла на себя смелость всем говорить, что ресторан заполнен под завязку, когда он был почти пуст. Мы с дочкой ей не поверили, спустились без её одобрения и получили искомое: и место, и еду, и питье. Так что не верьте гардеробщицам на слово! Счет в среднем 50–60 долларов на двоих.

Потаенная Прага.

Мир Праги прекрасен и гармоничен. Это музыка, застывшая в тенях старых костелов и церквей, в каким-то чудом сохранившейся зелени деревьев в середине декабря. И эту мелодию сфер ты слышишь. В неё погружаешься без остатка. Не разрушавшаяся при всех завоевателях, а их было не мало: шведы, пруссаки, баварцы, французы, русские, Прага наслаивает одну эпоху на другую. Она — представление о Европе.

Ночь накануне Рождества. Прага, часть II

Анре Бретон назвал Прагу «потаенной столицей Европы». Она кажется простой и внятной, но загадывает загадки, окутываясь тайной, в которую она завлекает и приезжих. По мере того, как вы осваиваете и обживаете город, полускрытый во дворах, полупустынных площадях и подворотнях, закоулках и пассажах, кажется, что вот-вот поймете ее. Но на деле она лишь приоткрыла одно из покрывал в танце семи вуалей.

Так за Тынским храмом я обнаружила совершенно дивную, уединенную площадь

Ночь накануне Рождества. Прага, часть II

с чисто итальянским палаццо в стиле зрелого ренессанса, расписанного в технике сграффито, именуемого домом Грановских.

На площади средневековый колодец, одинокий вяз, непременные атрибуты Праги: кабачки и питейные подвальчики и совершенно необыкновенный магазинчик всяких майоликовых безделушек: кружек, венков, тарелочек, шариков и колокольчиков.

Ночь накануне Рождества. Прага, часть II

Зажатая между Петршинским холмом и Пражским градом Мала Страна малолюдна.

Мала страна.

И это настолько удивительно. Милейший, игрушечный, просто сказочный район Праги, весь состоящий из кукольных, разноцветных домиков, вплетенных в венки-улицы, как полевые, несказанно прелестные цветы. Этот район облюбовали иностранные посольства. В роскошных дворцах расселились министерства.

Ночь накануне Рождества. Прага, часть II

А вот туристы то ли не доходят, то ли…ну, не знаю в чем причина. Но на невероятно уютных, маленьких малостранских площадях совсем нет людей.

Мала страна.

Пробегут один-два местных, торопясь по делам, такие же как мы праздношатающиеся остановятся у памятника, или оглядываются окрест на предмет поесть и опять пустота.

Мы там немного заблудились. Многие переулки, ведущие из Малы Страны к Карлову мосту и Пражскому граду, заканчивались тупиками. Один, второй, третий. Дочка уже начала ворчать, но мы все-таки вышли и в аккурат у собора святого Николая, купоросный купол которого так хорошо виден от Страговского монастыря.

Место силы.

Как все-таки со временем меняются предстваления о том или ином явлении. Сейчас уже понимаешь, что сильный это не тот у кого… бицепсы круче, а то у кого стойкости больше. Тот, рядом с которым ты становишься увереннее в себе и тот в котором ты уверен, как в себе.

Страговский монастырь. Основан в 1140 году.

В Страговском монастыре, принадлежащего ордену премонстрантов (даже и не слышала о таком ранее), совершенно необыкновенная атмосфера покоя. Откуда она снизошла в этот пасмурный и ветренный день? Казалось бы, надо зябко ежится, засовывая нос поглубже в шарф, а хотелось расправить плечи и повыше вытянуть шею, чтобы этот намоленный за почти 900 лет воздух вдохнуть поглубже.

Ночь накануне Рождества. Прага, часть II

В монастыре есть картинная галерея и знаменитая библиотека, которая при императоре Иосифе II в. ХVIII веке спасла монастырь от закрытия. Именно библиотека, открытая тогда аббатом Майером для всех желающих, доказала полезность монастыря. Сейчас вход в библиотеку платный, но вроде как не дорого-80 крон всего. Мы в библиотеку не пошли, а прошлись к ресторану «Bellavista», от которого открываются два совершенно разных, но одинаково распрекрасных вида: на лежащую у подножия Петршинского холма Прагу и на Пражскую телебашню.

Монастырская стена и открытая веранда ресторана Bellavista.
Монастырская стена и открытая веранда ресторана "Bellavista".

Задерживаться в ресторане мы не собирались, т. к. время обеда для нас ещё не наступило, но уйти оттуда было совершенно невозможно, и мы взяли горячего чая и глинтвейна и уселись на открытой веранде.

Ночь накануне Рождества. Прага, часть II

Какое это было наслаждение сидеть в полном одиночестве. Глазеть на городские крыши и колокольни, выныривающие из туманно-моросящей гущи. Купол св. Николая, шпили св. Витта и Тынского храма казались островными маяками среди отрешенного, черепичного моря.

Кстати, ресторан очень симпатичный. Не смотря на практически полное отсутствие людей в самом монастыре, ресторан хоть и не был полон, но несколько человек там сидело. Очень уютное местечко.

Интерьер ресторана Bellavista.

Спускались обратно мы по наклонной дороге, по которой некоторые поднимались таким экстравагантным способом.

Ночь накануне Рождества. Прага, часть II

А доехали в монастырь на 22 трамвае от остановки возле моста Легионеров (Легии) за 24 кроны. Билет-йизденку купили в магазинчике рядом с остановкой.

Как-то у меня хронология событий нарушена. Ну, уж как получилось. До того, как попасть к трамвайной остановке 22 номера, мы прогулялись по Масариковой набережной Влтавы.

Вдоль по берегу реки.

Если вы любите модерн, как люблю его я, то Прага — ваш город. Столько модерновых, т. е. в стиле модерн домиков, как в Праге, я не встречала. Вот идешь, а они как грибы после дождя…, что-то не туда меня понесло, но выростают они у вас перед носом один за другим. И один краше другого. Масарикова набережная — просто рассадник модерна, да простит меня читатель за фривольность.

Масарикова набережная.

А попали мы на набережную, выйдя из метро на ст. Карлово Наместе (оранжевая ветка), где сразу же оказались у «Танцующего» дома, который очень любят фотографировать приезжие, а сами пражане, по слухам, не сильно любят.

Танцующий дом.
"Танцующий дом".

Да и то правда. Этот изогнутый стакан среди изысканных зданий набережной, как синтцевая заплатка на шелковом платье. Хотя может быть в каком другом месте он и выглядел бы органично.

Еще немного расскажу про Прагу. Потерпите, чуть-чуть осталось.

Про легенды, мистику и чертовщину и про евреев, куда же без них.

В одном из форумов Туристера прочла, что легенды неинтересны и нафиг они нужны. А по мне, так история без легенд и жизненых перепетий королей с королевами и принцев с принцессками совсем не интересна. А уж путешествование без знания, что этот замок построил Педро, а в том живет привидение Белой Дамы, а в третьем родился незаконный наследник, ставший впоследствии королем Тьмутараканства, вообще теряет весь смысл.

Староместская площадь с памятником Яну Гусу.

Для чего мы читаем нашим деткам сказки на ночь, приучая их летать вместе с мечтами? Зачем чуть повзрослев зачитываемся эпосами, мифами и прочими сказаниями? Не для того ли, чтобы познать чаяния своих предков и свои, в результате. Ведь не Иваны же мы, не помнящие родства, на самом деле. Почему приходим к священным книгам, которые, в основе своей, сборник легенд и определенного рода мифотворчество?

Ночь накануне Рождества. Прага, часть II

Прага — город, в котором воздух настоен на сотнях сказаний. Причем все они имеют четкую прописку с указанием улицы и номера дома. Но даже в номерации домов Прага верна себе. У большинства домов двойная, а то и тройная номерация, да еще и имя собственное, как у этих на одной из самых живописных улочек, ведущих к Пражскому граду, Нерудовой.

В городе, где даже речку назвали Чертовкой, без чертовщины, духов и привидений не обойтись. Сама речушка — приток Влтавы, в которую за десятки веков попадало много народу (первое славянское поселение тут появилось около 600 года н. э.). Духи этих утопленников, говорят, медленно вращают почерневшее от времени колесо водяной мельницы.

Ночь накануне Рождества. Прага, часть II

И водяной там имеется. Ходит, выпрашивая у прохожих денежку на пиво, а в замен может рыбкой поделиться.

А по этому спуску из Страговского монастыря бродит неприкаянная душа священника из-за своей страсти к карточной игре, опоздавшего принять отходную у умирающего. Из Праги Мефистофель унес душу Фауста через дыру в потолке. На чердаке в Староновой синагоги до сих пор лежит недвижный, глиняный Голем, сотворенный рабби Леви.

Слева Староновая синагога старейшая в Праге. Справа угол Высокой синагоги, расположенной на втором этаже еврейской ратуши.

Возле Клаусовой синагоги подслушала разговор 4-х израильских, совершенно не религиозных, одетых в джинсы девчонок лет по 18–20. Одна отказывалась заходить туда из-за критических дней (женщине в этот период запрещено заходить в синагогу). Если честно, меня этот разговор очень… даже не знаю, как сказать. Может укрепил в правильности выбора нынешнего места жительства.

Церемониальный зал похоронного общества, рядом Клаусова синагога.

Это, к примеру, когда угнанных на работу гитлеровцами советских девушек проверяли на предмет невинности и 90 процентов оказались таковыми. То уж не помню, кто там сказал, что такой народ не победить. Так может и народ, в котором девчонки придерживаются традиций предков ни на показ, а для чистоты своей души, тоже не истребить. Хоть и пытались. И сколько раз пытались уже и не сосчитать.

Еврейский Йозефов — город в городе. Хотелось мне там зайти на старинное еврейское кладбище, на котором не хоронят с 1789 года. Тем более, что накануне поездки начала читать «Пражское кладбище» — Умберто Эко. Книгу не дочитала, на кладбище не попала. Больно дорого евреи дерут за комплексный билет — 320 крон. Через оградку посмотрела.

От Йозефова опять вышли к Влтаве, к Пражской консерватории с совершенно роскошными фонарями.

Пражская консерватория.

Погода напоминала позднюю осень. Улицы были укрыты вместо рождественского снега уютным покрывалом слякоти. Серая, блестящая гладь реки, отражающая в водяном зеркале такого же цвета небо. Они тонули друг в друге и сливались друг с другом. Обрамляя этот странный, дивный, мистический город дрожащим, загадочным светом.

Ночь накануне Рождества. Прага, часть II

В Прагу принято… В Прагу возвращаются. Есть такое слово, уж не помню из какого славянского языка, «блазит» (привлекает, манит). Вот Прага она именно блазит. Как болотный, неяркий огонек, за которым идешь в надежне обрести правильную дорогу, дорогу к дому, дорогу к воспоминаниям многолетней давности, дорогу к самой себе, в конце-концов.

***

Никогда не писала про сувениры, потому что сама их не покупаю и не везу. Магниты, картины, картонки и маленькие поросенки — это не тот набор, который я приобретаю в путешествиях.

Ночь накануне Рождества. Прага, часть II

Я везу еду. Сыр, колбасы, вино, шоколад. До нынешнего декабря я была абсолютно уверена в многократном превосходстве швейцарского шоколада над остальными мировыми брендами, включая бельгийский, французский и проч. Но! В Праге мы купили шоколад ручной работы с наполнителями: орехами и сухофруктами. В специализированных магазинах их масса разновидностей и на любой вкус. Так вот этот пражский шоколад был вкуснее швейцарского. Поверте мне! Он был настолько хорош, что купленные для пробы 2 плитки шоколада, были съедены за десять минут, еще в номере гостиницы. А мы не фанатки шоколада.

Да, и ещё карамель (если вы любители этого вкуса). Мы покупали разновидность, на которой было написано «сметана», подразумевая, что это обозначает «сливочный вкус». И не ошиблись. Вкус сливочной помадки моего детства предстал в своем самом первозданном, не замученном различными гостами, виде.

И еще немного про обменники. Я, если честно, давненько не сталкивалась с проблемой обмена валюты, т. к. бываю в странах, имеющих в обращенни евро, которые я покупаю в Израиле. В Праге евро, конечно, в некоторых местах принимают, но по не очень хорошему курсу. Так вот, самый лучший обменник находился напротив нашей гостиницы (если стоять к ней спиной, чуть левее на 5–8 метров). Там за 100 евро давали на 60 крон больше, чем во всех остальных местах. Может с сотни это и не такие большие деньги, а вот с 1000 — уже весьма ощутимо! Никогда не меняйте деньги в аэропорту. Разница 350 крон на 100 евро!!!

И еще. При обмене в одном из мест с меня взяли комиссию равную 700 с лишним крон на 100 евро. Когда я потребовала вернуть мне мои денежки, молодой человек задал мне интересный вопрос: «А сколько я, собственно, хотела бы получить?». Я сказала сколько и получила испрашиваемое. При этом он выдал мне бумажку с указанием курса, по которому я поменяла деньги в этой фирме. И при последующих обменах в филиалах той же фирмы, я меняла деньги по идентичному курсу.

Ночь накануне Рождества. Прага, часть II

Ну, вот вроде и все. С наступившим всех Новым годом и наступающим православным Рождеством!

Начало рассказа о Праге здесь.