Турист Олег Иванов (iffoneoff)
Олег Иванов
был 13 марта 15:44

Как провести три дня в Калининградской области и запомнить их на всю жизнь. Практическое руководство.

Светлогорск, Зеленоградск, Калининград — Россия Июнь 2015

Продолжаю закрывать старые долги. Все-таки лето с точки зрения путешествий было довольно насыщенным, вот, а описывать наши перемещения было банально некогда. Ну что ж, лучше поздно, чем никогда.

Импортозамещению посвящается

Куршская Коса. Лесное.

О Калининградской области (бывшей Восточной Пруссии) я могу рассказывать долго, эта земля мне очень нравится. Да и писал я в свое время о здешних красотах и интересных местах немало. Тексты остались, я даже сейчас буду использовать их в качестве справочного материала, а вот иллюстративная часть сохранилась крайне фрагментарно в силу аварий жестких дисков и прочих обстоятельств непреодолимой силы. Кое-какие фото, впрочем, тоже старые — будет видно по их качеству…

По моему глубокому убеждению здесь не скучно будет провести вполне полноценный отпуск — и две недели, и три; но сегодняшний рассказ я решил построить именно с точки зрения туриста, у которого времени совсем немного.

Почему так? Во-первых, потому что мне и самому в этом году удалось вырваться в эти благословенные края всего на три дня. Рита с детьми к тому моменту гостила у родителей уже две недели, а я вероломно оставил работу и прилетел, что называется, к тёще на блины, подгадав возвращение в Москву так, чтобы лететь уже вместе со всей семьей. Да и вообще надо заметить, что короткие визиты в Кёнигсберг мы практикуем довольно часто. Второй резон. Некоторое время назад я, если помните, проводил на сайте опрос — интересно было бы здесь побывать людям, или нет. И вот что мне удалось понять. Преданных поклонников у этого региона немного, хотя они конечно существуют. Вот мы например точно существуем, я проверял. Но мы не в счет, в большой степени наши отношения с Калининградской областью — это судьба. У большинства здешние места вызывают интерес, но робкий, связанный с недостатком информации и бедностью предложений организованного туризма со стороны турагентств.

Еще небольшая часть оставивших свое мнение написала, что «были — и довольно». При этом можно понять, что видели эти люди отнюдь не много. Опять-таки из-за недостатка информации, от неумения или нежелания её искать. Так вот, три дня (если вы последуете хотя бы части моих советов) — вполне достаточно для грамотной рекогносцировки и понимания — а стоит ли вообще ввязываться в данное предприятие, приезжать надолго, с семьей, с детьми и так далее. Итак, вводные: самый конец июня 2015, время в наличии — с утра пятницы до вечера воскресенья.

Попадая в Калининградскую область, ловишь себя на мысли, что ты вроде как и не в России уже. Пейзажи, небольшие домики, архитектурно апеллирующие к ближайшим прибалтийским соседям… Близость к Европе ощущается очень во многом, и даже люди порой кажутся несколько более отвязанными и свободными, чем их континентальные сограждане. Нет, родные и привычные грязь и бардак кое-где еще присутствуют, и в достаточных количествах, но соотношение грязного и прекрасного поступательно меняется в лучшую сторону, а некоторая «нерусскость бытия» последнее время вполне сознательно культивируется. И это правильно, туристам ведь достижения социализма не покажешь… Как можно показать то, чего нет?

Логистика

Добраться до Калининграда (пишу я, понятное дело, применительно к Москве) можно тремя способами. Автомобиль, поезд и самолет. Первый способ не так, чтобы плох, но занимает в среднем от 15 до 18 часов, с учетом пересечения границ. 1300 км. за рулем — не каждому под силу. Можно конечно где-нибудь по дороге заночевать, но это ж какая потеря времени получается… К тому же такое путешествие подразумевает наличие загранпаспорта, зеленой карты и транзитной шенгенской (или Литовской) визы (дорога пролегает через Белоруссию и Литву). Путешествие поездом проще, но тоже затратно по времени (если это «Янтарь», то время в пути — с 14 часов дня до 11 утра дня следующего), а наличие границ с Литвой опять-таки предполагает наличие загранпаспорта. Шенгенская виза не нужна, но некоторый геморрой все равно присутствует. Заключается он в том, что в железнодорожных кассах вам оформят некий «упрощенный проездной документ», позволяющий пересечь Литву транзитом, в опломбированном (!!!) пограничниками вагоне. А через 28 часов после оформления документов вам снова нужно будет наведаться в любую железнодорожную кассу, чтобы узнать, разрешен ли вам этот самый упрощенный транзит. Если нет — деньги вроде вернут, но время будет потеряно. Наличие шенгена от геморроя освобождает. В общем, поезд мы тоже можем рекомендовать только в целях экономии. Итак, как вы уже поняли, наш выбор, причем независимо от времени, которое мы планируем в Калининграде провести, — самолет. На текущий момент основных компаний, осуществляющих полеты в аэропорт Храброво, три — «Аэрофлот» из Шереметьево, S7 из Домодедово, Utair из Внуково (или уже из Домодедово, тут я немного путаюсь). Если покупать билеты хоть слегка заранее, можно уложиться в 7000 туда-обратно. Время в пути — примерно полтора часа. Для своей поездки я предпочел «Аэрофлот» — ранний вылет и, как ни странно, самая на тот момент гуманная цена. Не 7 тысяч, но 8. В 5 утра я уже поставил машину на долгосрочной парковке терминала «D»,

и двумя часами позже уже взлетал. Время в Калининграде на час отличается от Москвы, так что приземлился я в 7.25 по местному. Багажа у меня с собой не было. И как, черт возьми, приятно, когда выходишь ты, а тебя встречает вся семья в полном составе…

Погода

Фото — ноябрь 2011

Пожалуй, вот самый большой камень преткновения для тех, кто планирует здесь летний отдых. Как и во всей Прибалтике, погода здесь, мягко говоря, неустойчивая. В любое время года может пойти дождь или подуть холодный ветер. Самое «курортное» время — с конца июня по середину августа. Вот в это время здесь по-настоящему тепло.

Вода. Здесь никогда не бывает температуры воды 26 градусов. Это не про Балтику. Не надейтесь, даже и 22 бывает крайне редко, хотя чудеса случаются, самому посчастливилось застать.

Ну и куда вы пошли, теплолюбивые мои? Вы бы посмотрели, скольких людей, и не только на курортах Калининградской области, а и в Юрмале, в Сопоте, в Паланге это не пугает!

Во вторых, полежав на знаменитых прибалтийских «сковородках» (кто не в курсе — это естественные песчаные островки, со всех сторон закрытые от ветра кустами, непосредственно на подходе к пляжу, метрах в 30-ти от воды), мечтаешь только об одном — залезть в как можно более холодную воду, дабы остудить закипающее тело и мозги. Любопытный факт. Загорать на «сковородках» вполне реально с апреля по октябрь.

Рита мне неоднократно рассказывала, как, будучи школьницей, частенько приезжала в апреле к морю, одетая по-весеннему, — плащик там, сапожки; спокойно раздевалась, загорала…К маю будучи уже абсолютно бронзового цвета. На наших фотографиях вы увидите, как менялась погода даже на протяжении трех дней — от прохлады и дождя в первый, солнца и ветра — во второй и вполне себе летней жары, позволяющей и загорать и купаться — в третий. При всем при этом дождь с утра совершенно не означает потерянного дня. Он может так же быстро начаться, как и закончиться. Тем не менее, мы всегда корректируем свои планы в соответствии с непредсказуемой небесной канцелярией (и тут машина, конечно, очень помогает, придавая мобильности). Скажем, если погода не очень, можно посвятить день музеям, если средней паршивости, но без осадков — гулять по Косе или в окрестностях того места, где вы поселились, если совсем жарко — проводить время у моря…

Как уехать из аэропорта

Трасса Калининград — Светлогорск/Зеленоградск совершенно потрясающего качества…

Тут тоже есть три варианта. Проще всего, конечно, взять такси . Цены щадящие Хотя есть и автобусы, которые довезут вас туда, куда вам нужно, и будет это совсем недорого, но опять-таки по времени более затратно. Мы же всегда ради мобильности берем машину напрокат. Можно это сделать прямо в аэропорту (есть стойки «Херца», «Сити-Рент» и еще кого-то), но может так статься, что на месте выбор транспортного средства у вас будет ограничен. Это означает, что дадут что есть, и дорого. Мы всегда пользуемся «Сити-Рентом», бронируя машину заранее. В этот раз я взял «Фокус» с автоматом, обошелся он в 1100 за сутки. Чем дольше — тем дешевле.

Где остановиться?

Отель Нессельбек неподалеку от Калининграда

Вот здесь мне придется немного абстрагироваться от собственных реалий. Потому что мы-то останавливаемся в основном у родителей Риты. Тем не менее, в отелях в калининградской области нам жить тоже приходилось, причем в самых разных местах. Когда неохота терять время на поездку к морю и на возвращение в город, мы бронируем отель на несколько дней, и чувствуем себя уж совсем туристами.

Так вот, на мой взгляд, приезжая на три дня, жить нужно конечно у моря, а в Калининград смотаться на денек-либо сразу по приезду из аэропорта, либо перед отлетом. Увидеть много в Кёнигсберге все равно с наскоку не получится, а на основные интересности дня вполне может и хватить. Но разобрать конечно надо все возможные варианты.

Приморских поселений в Калининградской области немало, но под туристов заточено ограниченное количество.

Светлогорск. Он же Раушен (довоенное название)

Жемчужина русской Прибалтики. Самый раскрученный курорт. Цивилизация.

Самые роскошные частные дачи. Многочисленные кафе, рестораны, концерты, театральные постановки, органный зал, совсем недавно введенный в строй Театр эстрады «Янтарь-Холл» (когда мы приехали в Светлогорск, его как раз доделывали).

Приятные окрестности для прогулок по сосновому бору. Озеро.

Множество отелей. На любой кошелек. Есть и совсем роскошные, а есть пост-советские пансионаты-санатории, но это уж очень на непривередливого любителя. Самый, на наш взгляд (не дорого и не дешево) резонный выбор — Отель «Люмьер»

Очень удобное расположение, чистые номера, оригинальный дизайн, хороший завтрак.

Мы там жили, очень довольны.

Более — менее удобное транспортное сообщение с Калининградом — электричка и автобус. Электрички ходят редко, и, что неприятно, с каждым годом всё реже.

Автобусы в порядке, до Калининграда примерно час — полтора пути. При всех плюсах этого места, самые неудобные пляжи Калининградской области — именно здесь.

Самые узкие, на приятной в целом набережной всё время какой-то ремонт…

В общем, если стоять лицом к морю — слева от центра города еще более — менее, а вот справа не самые приятные места.

Впрочем, зависит от того, в каком месте города вы будете жить.

В Светлогорск мы приехали на третий день. Погода была… просто счастье, что за погода. Лучшей и желать трудно. Позавтракали в «Круассан-Кафе»

(очень приличная местная сеть), и тут же побежали загорать и купаться. И вот черт нас дернул пойти по набережной направо…

Дошли до конца, вяло скользя пресыщенным взглядом по лоткам с поделками из янтаря, и уперлись в ремонт…

Не то, чтобы нас это сильно обескуражило, но скакать по каменным ограждениям до чистого песка пришлось довольно далеко…

По дороге обратно мы не стали повторять ошибок, а нашли лестницу наверх прямо поблизости. Ну и вышли не к центру городка, а чуть в отдалении, и с удовольствием прошлись по тенистым улочкам, удивляясь роскошным особнякам москвичей

и «феррари» с московскими же номерами.

Море и солнце благотворно действуют на аппетит. Рекомендуем — идите в кафе «Вика»

неподалеку от центральной площади. Выбор блюд повергнет вас в ступор (в меню страниц 50, не меньше) а цены и качество приятно удивят.

Зеленоградск. В девичестве Кранц

Второй по популярности курорт Калининградской области. Гораздо менее умытый, но и менее дорогой, чем Светлогорск. Цивилизация понемногу приходит и сюда,

но выбор отелей, ресторанов и развлечений явно попроще, чем в Светлогорске. Кажется, это называется «спокойный семейный отдых? Ну, а, так и есть…

При этом пляжи… это просто «ах», какие пляжи. Возможно, самые лучшие.

Да и близость городка к Куршской Косе переоценить невозможно… Здесь спокойно и тихо, великолепная природа.

Отель «Сказка» , в котором мы здесь в свое время жили и предпочитали питаться, закрылся, чего очень жаль — место было уникальное. Но кое-что порекомендовать все-таки можно.

Отель «Зеленоградск» построен совсем недавно и, несмотря на непритязательное название, очень и очень неплох. Вечер можно с чувством и с толком провести в рок-баре «Мистелле»с живой музыкой…

Ситуация с транспортом здесь такая же, как и в Светлогорске — если машины нет, к вашим услугам автобус и электричка до Калининграда. Но самое толковое конечно найти возможность уехать на Косу…

Терпеть не могу время терять понапрасну… Причем именно во время отдыха. А потому что этого времени всегда традиционно немного. Я прилетел, семья встречает, машина есть — чего еще желать? Поехали, говорю, гулять? Зеленоградск тут рядом, пройдемся, к морю сходим… Для купания конечно погода не самая располагающая, но пошляться будет в самый раз…

Вот уж не знаю, то ли Пашка перегорел в ожидании папы, не спавши полночи, то ли действительно съел что-нибудь ненужное, но гуляние наше не очень задалось по причинам его мучений физиологического характера. Слава богу, в 9 утра найти на набережной работающее кафе с работающим туалетом- не фокус.

Побродили по набережной, прошли даже под колоннами, её поддерживающими… но тут, в довершение к желудочным недомоганиям, сынишка, погнавшись за кошкой, упал, и здорово ободрал руки о бетон… Вот же невезение…

Пришлось срочно искать аптеку, покупать бинты и прочее… Мы уже было хотели ехать домой, но Пашка мужественно противился этой грустной перспективе — и мы всё-таки пошли к морю, и сидели на песке, глядя на редких по такой погоде людей на огромном пустынном пляже, на резвящихся собак, слушали шум моря, и тихо радовались, что наша разлука окончилась, и мы наконец-то опять вместе — четыре мушкетера — путешественника…

И всё-таки решено было отправиться домой, в Калининград. Вот у нас еще и осталось время, чтобы немного погулять по центру города…

Калининград (Кёнигсберг)

Шаткая логика повествования привела нас к столице Русской Прибалтики, хотя на побережье еще осталось, пожалуй, самое интересное. Ладно, оставим на сладкое. В небольшой части короткой заметки о Калининграде много не напишешь, ограничимся только краткими рекомендациями по еде и проживанию, да списком достопримечательностей, которые можно посмотреть в пределах одного — двух наездов в город.

Отелей в Калининграде много и с каждым днем становится всё больше. По понятным причинам, (никогда не жили ни в одном) порекомендовать что-то конкретное не могу, но совет дам. Селитесь поближе к центру (в пределах треугольника Кафедральный собор — музей Янтаря — Зоопарк) и ни в коем случае не выбирайте гостиницу Калининград. Когда-то лучший (да и практически единственный) отель города, отрада всех командировочных, сейчас безнадежно отстал от веяний времени, застряв где-то между поздним совком и ранней перестройкой.

С едой проблем тоже никаких. Приблизительно как в Москве — что-нибудь, да попадется. А вот для приятного вечера есть у нас одна секретная рекомендация: не поленитесь и найдите в городе арт-клуб «12 Стульев» Говорят, это любимое кафе Гришковца. Для кого-то реклама, для меня скорее анти-реклама, но заведение очень приятное, подходящее для любого времяпрепровождения — хоть просто кофейку попить, хоть плотно поужинать в теплой атмосфере знаменитого романа…

Ну и что можно увидеть в Калининграде, за один день, если начать с утра пораньше?

Конечно, начать нужно с Кафедрального Собора.

Можно зайти внутрь, можно этого не делать, по желанию. Здесь же, слева от главного входа (снаружи) — могила Канта.

Совсем рядом с собором — «Рыбная деревня». Это новодел, но новодел довольно-таки приятный.

Парочка магазинчиков и рестораны для употребления утреннего кофе прилагаются. Далее можно передвигаться пешком, а можно и на машине. Пройдясь по недавно отстроенной и очень приятной набережной озера Верхнее,

вы выйдете к музею Янтаря (от собора — приблизительно полчаса — минут 45. Вот тут уже нужно идти внутрь, ибо must see. Все-таки 98 — 99% янтаря добывается не где-нибудь, а именно в Калининградской области, и любые другие собрания — будь то в Литве или в Польше, здешнему и в подметки не годятся. Сам музей расположен в крепостной башне XIX века, так что некоторое понятие об оборонительной системе города вы тоже получите.

Довольно любопытно сходить и в музей Мирового Океана, особенно, если вы с детьми.

Находится он неподалеку от собора, так что планируйте передвижения. Самый популярный здешний аттракцион — подводная лодка,

но и исследовательский корабль «Витязь» заслуживает вашего расслабленного внимания.

На посещение этого музея нужно не колеблясь выделять часа два или три — экспозиция большая и интересная.

Зоопарк. Когда-то самый большой в Европе, сегодня он находится в достаточно плачевном состоянии.

Без детей можно и пренебречь. Впрочем, в районе зоопарка находится так же небольшой парк им. Калинина с удивительно красивой кирхой

(ныне Калининградский театр кукол) и памятником Мюнхгаузену.

Памятник Мюнхгаузену

Если вы на машине, советую перемещаться в следующем порядке — собор, музей Мирового Океана (пешком) — озеро Верхнее — музея Янтаря — парк Калинина, и тут уже можно выезжать из города, отправляясь обратно к морю.

Практически на выезде вас ждет еще довольно любопытный с точки зрения исторической и очень живописный с виду Форт № 5. Еще одно место из категории «увидеть непременно». Вот, пожалуй, и всё, больше за день не увидеть, как ни старайся. Список основных достопримечательностей Калининграда ТУТ

«Перевернутый Дом» в Парке Юности

В этот приезд в центр города мы вырвались совсем ненадолго, на пару часов. Пашка приболел, Санька устала, а нам с Ритой очень хотелось просто побыть вдвоем, хотя бы погулять, держась за руки… Выпили мы кофе в рыбной деревне, прогулялись в парке возле собора — и говорили, говорили. Погода между тем начала налаживаться, и это было замечательно — ведь на следующий день у нас были далеко идущие планы — нас ждала таинственная и прекрасная Куршская Коса…

Куршская Коса

Для меня (да и для всех нас) Коса место чуть ли не сакральное. Даже один день, проведенный здесь, на мой вгляд, полностью оправдывает любой приезд в Калининградскую область. А вот если бы вырваться не удалось (впрочем, такого с нами пока еще не случалось) — смысл приезда сюда лично для меня был бы утерян… Место это фантастическое, удивительное. Поверьте, побывать здесь хотя бы один раз в жизни нужно каждому. Хотя бы просто для того, чтобы осознать, сколь прекрасен, причудлив, велик и разнообразен наш мир. Но так же и затем, чтобы понимать, насколько хрупко равновесие этого мира, насколько красота вокруг зависит от не всегда дальновидных деяний человеческих.

Историко- географическая справка.

Умные люди утверждают, что Куршская коса образовалась в абсолютно незапамятные времена, при участии существующей благополучно и сейчас реки Неман. Песок и прочие донные отложения выносились из старого устья Немана в Балтийское море, постепенно образовывая цепь песчаных островов. Находясь сейчас на Косе поверить в это довольно трудно, но придется — под вами песок, и только.

Еще в 14-м веке Косу разрезали то появляющиеся, то исчезающие под действием ветров многочисленные проливы. Ветер же стал и главным архитектором этого чуда. С его помощью заносились сюда семена цветов, деревьев, кустарников; к моменту начала освоения Косы человеком на ней укоренились вековые сосновые и еловые боры, березовые леса. Пришедшие на Косу люди решили разводить тут скот, рыбачить, занимались землепашеством и прочим садовым огородничеством. В целях расчистки пространств вырубили прорву деревьев в надежде на грядущее процветание и долгую счастливую жизнь. Но у стихии на этот счет было свое мнение. Началась так называемая «песчаная катастрофа». Пески, ничем более не удерживаемые, под действием ветра пришли в движение, засыпая свежие вырубки, луга, поляны, а зачастую и целые деревни. Пришлось поселенцам обращать свои взоры в сторону науки. Так на косу пришли ученые. И, быстро смекнув, что к чему, принялись засаживать, где возможно, дюны неприхотливыми деревьями с глубокой и разветвленной корневой системой, а где невозможно — просто укреплять дюны от оползней. Попутно изучая миграционные потоки птиц, отправляющихся из Финляндии, Карелии и северной Европы на зимовку в южную Европу и Африку, и избравших Куршскую Косу своего рода перевалочной базой. Вот так вкратце и сложилась к середине века ХХ-го на Куршской Косе уникальная в своем роде экосистема, где на совсем небольшой площади соседствуют песчаные пустыни и озера, луга и болота, березы и сосны, мох и лишайник. В 1987 году Куршская Коса была объявлена национальным парком, а так же включена в список объектов, охраняемых Юнеско в качестве всемирного наследия.

А теперь о главном.

Помимо всего перечисленного на Косу привлекают пляжи. Да что там, с точки зрения современного туриста они представляют едва ли не главный интерес. Судите сами. Коса это полоса суши длиной 98 км, из них 48 находятся на Российской территории, а 50 принадлежат Литве. В самой широкой точке (поселок Рыбачий) ширина Косы достигает 4-х км, в самой узкой (поселок Лесное) — 800 метров. С одной стороны — соленая Балтика, с другой — пресный Куршский залив. А вот теперь начинаем включать воображение. Воображать мы будем 48 километров чистейшего, мелкого белого песка с плотностью находящихся на нем людей не более 20-ти человек на погонный километр. Представить это тяжело, но Вы попробуйте. Честно говоря, сначала от этого немного сходишь с ума — вот оно море, огромное, грозное — и все твое.

Как добраться

Добраться до Куршской косы без машины проще всего конечно из Зеленоградска. Даже автобусы ходят, пусть редко, но тем не менее. А вот есть ли прямой путь из других мест — не знаю. На перекладных, других вариантов нет. Или на такси, но если вы едете в конкретное место пожить — это еще хоть как-то оправдано, а вот перемещаться по Косе от одной достопримечательности до другой-либо затратно по времени, либо накладно. Говорю же, машина, хоть личная, хоть прокатная,- наше всё.

За въезд на Косу берут небольшие деньги — то ли 250, то ли 300 рублей с машины. Как ни странно, столь небольшая плата и является тем самым отсекающим фактором, который работает на уменьшение количества народу. Любители просто искупаться тормозят в самом начале Косы, практически у Зеленоградска. Действительно, с их точки зрения никакой разницы нет — море оно повсюду море. Да и природа уже более — менее та самая… Зато нам достается всё остальное… и в более — менее приличном состоянии…

Где жить и питаться

Исторически сложилось так, что на Косе всего три крупных поселения — Лесное, Рыбачий и Морское (в порядке приближения к Литовской границе). Нет, конечно есть еще турбаза " Дюны», помнится, мы с моей мамой отдыхали меня там, когда я был ребенком, но говорят, что там все так и осталось — на советском социалистическом уровне. Фанерные домики, сомнительная столовая…. Поэтому давайте пока попробуем обойтись без нее.

Лесное (Заркау).

Довольно крупный поселок. И довольно большая концентрация ведомственных домов отдыха, баз, в конце концов, просто домов, принадлежащих тому или иному предприятию — мероприятию. С каждым годом здесь появляется все больше отелей и гостевых домиков. Самый большой — " Куршская Коса». С рестораном, бассейном и прочими коммунальными благами. Комфортабельнее на Косе возможно нет, во всяком случае, как один из возможных вариантов всегда можно рассматривать. К тому же, согласно нашему личному рейтингу предпочтений, Лесной перехватил у Рыбачьего пальму первества в плане еды. Практически на выезде из Лесного (если ехать в сторону Рыбачьего) поверните налево к морю. Метров через 300 обнаруживается стоянка и цивилизация. Так вот за несуразной вывеской «Goodwin Club»

скрывается очень и очень приличный ресторанчик

с обширным меню, приветливыми официантами, гуманными ценами и, что главное, высочайшим качеством предлагаемых блюд.

Ну, а если хочется перекусить с видом на море, и тут же окунуться — есть небольшая рукотворная набережная с кафе «Лос Променадос».

Еда тут попроще, но виды — закачаешься.

Теперь минусы (сугубо по нашему мнению). Касаются постоянного проживания. Вроде все рядом — и море, и залив, но вот красоты природы тут не самые красивые, Коса только начинается, народу достаточно много, особенно в выходные и праздники. Но особо суровых противопоказаний нет. На Косе вообще все настолько хорошо, что противопоказания искать не хочется, скорее это уже придирки.

Рыбачий (Росситен)

Мы там отдыхали и с удовольствием поедем еще.

Куршский залив. Рыбачий.

Гораздо менее суматошное место, чем Лесной, очень красивые леса, прекрасный подход к Куршскому заливу.

До моря правда далековато, пешком минут 20, но по столь красивой дороге, что эти самые 20 минут скорее в плюс, чем в минус. Идешь, наслаждаешься, отдыхаешь. Комаров бьешь.

Не метафора, средства от насекомых на Косе — важное и нужное дело. У моря — кафе. Было года три назад, есть ли сейчас — не знаю. Ничего особенного, но перекусить можно. Сам поселок очень живописный. Много разной степени уютности гостевых домиков, но рекомендовать пока ни один из них к безусловному выбору мы не можем, здесь уж — за место мы ручаемся, а дальше придется Вам самим. И вот почему. Стояло прямо у дороги (дорога, кстати, на Косе только одна, тут ошибиться вообще невозможно) прелестное заведение под названием " Постоялый Двор». Где мы и жили в свое время. Вроде ничего особого, всего 20 небольших (я бы рискнул даже сказать — маленьких) двухместных номеров. Без излишеств. Излишество заключалось в другом — ресторан. Я много видел ресторанов, хороших и не очень, совсем никудышных, отличных и великолепных. Но поверьте уж мне на слово — ничего подобного я не видел никогда. Нигде. И уже не увижу, к сожалению. Готовили там ТАК, что люди не считали чем — то из ряда вон выходящим приехать сюда из Калининграда (километров, на минуточку, 70) просто, чтобы пообедать. Эх, да что рассказывать о том, чего нет, только душу травить… В общем, это заведение несколько лет назад перекупили, кухня необратимо испортилась, так что вся прелесть этого места осталась исключительно в наших воспоминаниях.

Есть еще в Рыбачьем комплекс " Альтримо». Класса люкс. Несколько очень красивых умытых коттеджей на берегу залива, говорят очень дорого. Мы не пробовали, но как вариант рассматривать можно…

Морское (Пиллкоппен)

Вид на Морское с Дюны Эфа

Последний русский поселок на Косе. Через 3 километра — граница. Природа здесь — ну совсем уже другая, нежели в Лесном и Рыбачьем. Может, самая из всех возможных вариантов прелестная. Прямо рядом с заливом, отделенное перешейком метров в 5 — озеро. Лебеди. Небольшие, сплошь поросшие сосенками и мхом, дюны. Красиво — страсть. Были мы в Морском дважды, оба раза в мотеле «Досуг». Достаточно простенькие, достаточно большие, при этом очень недорогие номера в отдельно стоящих коттеджиках. В некоторых номерах — камин. В прохладное время года — несомненный плюс. Особенно в Новый Год. Но о том, как мы праздновали Новый Год на Косе, будет отдельная история, и будет совсем скоро. Сауна. Мангалы всем желающим. Из несомненных минусов — кормят так себе, и выбора как такового нет. Рядом магазины, так что с голода умереть проблематично, но — для долгого проживания это место рекомендовать решусь не всякому. Вот, позвонили за консультацией друзьям, говорят, появилось новое заведение в Морском — «Морская Звезда». Утверждают, что минусов не обнаружено, так что есть, куда стремиться.

Если подвести некий итог, то наш личный рейтинг таков — Рыбачий и Морское — почти равнозначны, ну может, Рыбачий чуть приятнее. Когда есть машина — даже проблемы с питанием не проблемы. Лесное — рангом пониже. Дюны — не надо. Если только уж совсем нет выбора.

Чем заняться

Если в двух словах — сливаться с природой. Бродить по лесам, купаться в море, загорать, собирать в изобилии растущую землянику и грибы. Балдеть от чистого воздуха и поминутно разевать рот. Красиво же. Пройти все предлагаемые и разработанные " экологические маршруты». Поверьте, каждый из них достоин пристальнейшего внимания. И хотя бы кратких комментариев.

Экологические маршруты

1. Королевский Бор. Леса из сказки. Почти в самом начале Косы.

2. Танцующий лес.

Место удивительнейшее, просто так не расскажешь. Что стало причиной странных произошедших на столь небольшой площади аномалий с деревьями — загадка, которая еще ждет своего объяснения.

3. Высота Эфа.

Дюна Эфа — самое высокое место на Косе. Путь к смотровой площадке — двухкилометровой протяженности, очень хорошо оборудованный.

С одной точки одновременно видны и море и залив.

Вокруг — с одной стороны потрясающая воображения пустыня, с другой — леса,

с третьей — красивый вид на Морское. Дух захватывает.

После подъема на дюну есть прямой смысл выйти к морю — от дороги, где начиналось ваше восхожение, две минуты.

Купаться или нет — дело ваше, конечно, к тому же здесь как правило всегда есть народ, но и места того стоят. Здесь же, прямо у дороги, небольшой рынок, где можно купить поделки из янтаря и рыбу — в основном копченую. Вкусно и не очень дорого.

4. Высота Мюллера. Чуть более дикий маршрут, чем все остальные. Однажды не сориентировавшись, мы даже слегка заблудились. Почти " в гостях у Бабы-Яги».

5. Озеро Лебедь. Ой, а вот тут я намеренно ничего Вам не буду рассказывать — это нужно увидеть самому. Это просто страсть, как красиво.

Ну что у нас еще осталось? Есть Музей Куршской Косы. Для тех, кто никогда здесь ранее не был — к посещению обязателен. Люди, создавшие музей и поддерживающие его — настоящие подвижники, делающие все, чтобы этот край сохранил всю свою хрупкую красоту для грядущих поколений. Есть при музее мероприятие сугубо коммерческое, но от того не менее симпатичное. Называется «Музей русских суеверий». Создал и наполнили его экспонатами собственного изготовления один человек — очень симпатичный, веселый и жизнелюбивый резчик по дереву. Вырезает он развеселых, соответствующих, вероятно, своему характеру персонажей — леших, духов, домовичков. Сопровождая каждую фигурку комментариями, зачастую собственного же сочинения. Настоятельно рекомендую. Любой экспонат можно купить.

Сколько раз мы поднимались на Эфу — сложно сосчитать. Летом, зимой, в дождь, снег и жуткую жару… помнится, 1 января нас немало повеселила компания людей, человек шесть, катавшихся с дюн на… эмалированных тазиках. Я им даже позавидовал. Виды, открывающиеся с обзорных площадок, всегда поражают в самое сердце. А еще очень хочется как-нибудь исхитриться, и сойти с тропы, побродить по дюнам, представляя, что ты где-нибудь на Татуине, увековеченном в «Звездных войнах». И ничего, что на вершине ветер, а море еще не кажется достаточно теплым для купания — удержаться невозможно. И уехать невозможно, и мы проводим у моря два с лишним часа. Затем обед — и домой, а так не хочется уезжать, а хочется вовсе даже наоборот — остаться подольше…

Ну вот. Сами смотрите — всего-то три дня, а сколько интересного можно увидеть. В любом случае, для первого знакомства, и для пробуждения живого интереса на наш взгляд более чем достаточно. А сколько всего еще осталось за кадром. И Янтарный,

знаменитый карьером по добыче янтаря и уникальным приморским пейзажем, в котором море соседствует с пресными озерами, скорее всего, выработанными карьерами.

И суровый Балтийск.

И Виштенецкое озеро, куда моя семья съездила без меня и привезла такие фотографии, что я им с тех пор желчно завидую…

Замки, кирхи… И еще много — много интересного… Но это, пожалуй, уже будет совсем другая история…