Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 12:08

Екатеринбург — Россия Июнь 2015

В Екатеринбурге я живу недавно, поэтому все, что связано с городом и Уралом мне интересно. Здесь для удовлетворения моего любопытства есть все условия: экскурсий одно-двухдневных предлагают массу. Как только приближается выходной, начинаю листать сайт турфирмы и прогноз погоды. Хорошо, если повезет, но погода последнее время любит пошутить! В прошлый выходной все совпало, и я поехала на экскурсию, на которую собиралась уже давно.

Есть в истории Екатеринбурга печальная страница, о чем известно всем, — это гибель в июле 1918 года семьи последнего российского царя Николая II и его семьи. Этой странице и была посвящена экскурсия. Я не буду вам подробно пересказывать эту трагическую историю, все это вы слышали не один раз и можете прочитать сами, а просто покажу вам то, что мы увидели на экскурсии.

Экскурсия начинается в Духовно-Просветительском центре «Патриаршее подворье». Центр включает в себя храм во имя святителя Николая Чудотворца, библиотеку «Державная» имени императора Николая II, музеи, выставочные залы, художественные галереи. На третьем этаже центра находится кабинет Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, где он работает во время посещения Екатеринбурга.

Печальная страница в истории Екатеринбурга

Мы посетили «Музей Царской семьи», где представлены уникальные документы и фотографии Государственного архива Российской Федерации, подлинные предметы, принадлежавшие Романовым. Экскурсовод рассказывала о России в период правления Николая II и о семье Романовых. Мне было интересно, так как многие факты, подтвержденные документами музея, мне были неизвестны.

Печальная страница в истории Екатеринбурга

В «Музее истории Патриаршества на Руси» посмотрели портреты Патриархов Московских и Всея Руси, написанные художником Виктором Шиловым, затем послушали рояль, принадлежавший царской семье, который находится в прекрасном состоянии.

Печальная страница в истории Екатеринбурга

4 (17) августа 1917 года семью Романовых привезли поездом в Тюмень, а затем по реке перевезли в Тобольск, где разместили в специально отремонтированном доме губернатора. Дом я показывала в своем рассказе о Тобольске — «Тобольск — бывшая столица Сибири». Семья здесь вела спокойную, размеренную жизнь, ходила на богослужение в церковь. Обстановка дома, где они жили, воссоздана в музее во Дворце наместника.

Через восемь месяцев Романовых перевезли в Екатеринбург, где разместили в доме военного инженера-строителя Н. Н. Ипатьева, которому приказали освободить особняк в двухдневный срок. Дом окружили высоким забором, на чердаках соседних домов установили пулеметы, поместили внутри два поста охраны и восемь снаружи. Семья Романовых пробыла в этом доме 78 дней с 28 апреля по 17 июля 1918 года. Расстрел Николая II, его жены и пятерых детей, а также четырех приближенных был произведён в подвале дома Ипатьева в ночь с 16 на 17 июля 1918 г.

Дом Ипатьева был снесен 22 сентября 1977 года, о чем было принято решение Политбюро ЦК КПСС.

В 1990 году на месте дома Ипатьева был установлен первый деревянный поклонный крест, вскоре построили небольшую деревянную часовенку, названную в честь преподобномученицы Елисаветы. Перед часовней установлен крест и камень с высеченными на нем словами, напоминающими о трагедии 1918 года.

Печальная страница в истории Екатеринбурга

В 2000 году начались работы по строительству на месте, где стоял дом Ипатьева, Храма-на-Крови во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших. Храм освятили накануне очередной годовщины трагических событий — 16 июля 2003 года.

У храма установлен памятник Царской семье. По замыслу авторов скульптуры, здесь показан момент спуска семьи последнего императора в подвал на расстрел.

Печальная страница в истории Екатеринбурга

В ночь с 17 на 18 июля после расстрела останки были перевезены и сброшены в одну из затопленных шахт на Ганиной Яме, так называли заброшенные рудники недалеко от города. На следующий день 19 июля тела извлекли из шахты, так как было принято решение перевезти их в более глубокие шахты.

Грузовик, перевозивший трупы, до места не доехал, так как застрял в топком месте в урочище Поросёнков Лог, здесь же останки и захоронили, прикрыв шпалами. Шпалы сохранились, их можно видеть на снимке перед крестом. Место захоронения царской семьи долго искали и обнаружили в 1978 году, но вскрыли только в 1991 году; экспертиза проводилась до 2008 года.

Печальная страница в истории Екатеринбурга

В захоронении были обнаружены останки императора Николая II, императрицы Александры Фёдоровны, их дочерей Татьяны, Ольги и Анастасии, а также врача Е. С. Боткина, повара И.Харитонова, камердинера А. Е. Труппа, горничной А. С. Демидовой.

Печальная страница в истории Екатеринбурга

Останки цесаревича Алексея и великой княжны Марии были обнаружены неподалеку лишь в июле 2007 года.

Печальная страница в истории Екатеринбурга

По результатам независимой экспертизы, которую провели специалисты четырех стран, все останки идентифицированы, так что все разговоры о принцессе Анастасии и внуках царевича Алексея — сказка, и не более того. Место, где обнаружили останки царской семьи, получило статус памятника федерального значения. Думаю, когда-то здесь будет мемориал, а пока это просто луг, где пахнет травой и цветами. И, отвернувшись от крестов, сложно представить, что здесь было совершено ужасное преступление.

В августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской православной церкви были прославлены в лике страстотерпцев Николай II и его семья. Было решено основать мужской монастырь в честь Святых Царственных Страстотерпцев в урочище Ганина яма. Проектированием монастыря занималась группа екатеринбургских архитекторов, победивших в закрытом епархиальном конкурсе. Три года спустя на этом месте было построено семь храмов (по числу убитых членов царской семьи).

Печальная страница в истории Екатеринбурга

1 октября 2000 года архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий совершил закладку первого камня в основание Храма в честь Святых Царственных Страстотерпцев — главного храма нового монастыря. Этот храм еще называют Царским, он ближе всех расположен к шахте № 7, куда были сброшены тела членов царской семьи после расстрела.

На колокольне храма находятся восемь колоколов, на каждом — икона одного из членов Царской семьи, а на восьмом колоколе — икона всех Царственных Страстотерпцев. Колокола были отлиты в г. Каменск-Уральский и преподнесены обители в дар певцом Александром Новиковым.

В этом храме находится главная святыня монастыря — крест-мощевик с частицами мощей сорока православных святых, принадлежавший царской семье.

За этим храмом находится обвалившаяся шахта, в которой в июле 1918 года около суток находились тела Романовых, а рядом стоит деревянный Поклонный крест. Вокруг шахты по кругу идет деревянная дорожка с навесом.

Печальная страница в истории Екатеринбурга

Следующим был заложен 10 марта 2000 года Храм преподобного Серафима Саровского, которого очень почитал Николай II. Царская Семья присутствовала в Дивеево на канонизации преподобного Серафима Саровского и молилась о даровании наследника. Через год после посещения Дивеевской обители родился цесаревич Алексей Николаевич.

В нижнем монашеском приделе храма перед иконой Пресвятой Богородицы «Умиление» монахи по очереди круглосуточно читают Неусыпаемую Псалтирь.

15 марта 2000 года заложен Храм преподобного Сергия Радонежского. С древних времен во всех важных случаях русские князья, а позже — цари, просили благословения у преподобного Сергия Радонежского: сначала при его жизни, а потом, прося его небесного заступничества. Эту традицию свято хранила и семья императора Николая Александровича.

Этот храм, высотой 27 метров, имеет оригинальную многоярусную конструкцию, не совсем типичную для русской архитектуры. Он напоминает китайскую пагоду.

Надвратный храм в честь иконы Божьей Матери Иверская заложен в апреле 2001 года. В храме хранится икона Иворской Божьей Матери, которая считается заступницей от всех бед. Иверскую икону особенно почитали русские самодержцы. При каждом въезде в Москву они молились перед этим чудотворным списком, находящимся в часовне у Красной площади Кремля. Сама же Иверская икона, по преданию написанная евангелистом Лукой, хранится в одном из монастырей святой горы Афон. Афонским обителям оказывали свою поддержку многие российские государи, особенно император Николай II.

Печальная страница в истории Екатеринбурга

Храм во имя Святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца был освящен 19 мая 2002 года — в день рождения Николая II. На него сразу обращаешь внимание из-за необычного числа куполов — их семнадцать. Их число напоминает о 17 июля. Высота храма также составляет 17 м.

В храме находится особая святыня — икона святителя Николая Чудотворца — небесного покровителя Николая II, находившаяся с императором в доме Ипатьева. Николаю II незадолго до смерти удалось незаметно передать этот чтимый им образ двум монахиням Ново-Тихвинского монастыря. Впоследствии одна из сестер в конце 50-х годов вручила в Екатеринбурге эту икону совсем ещё молодому священнику Владимиру Ведерникову. В 2002 году уже пожилой батюшка передал святой образ Царской обители.

Храм в честь иконы Божьей Матери «Державная», заложенный 6 февраля 2002 года, в сентябре 2010 года сгорел. 18 мая 2013 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил закладной камень в основании нового храма в честь иконы Божией Матери «Державная». Это самый большой храм обители. В храме великолепный бело-голубой фаянсовый иконостас и иконы работы Ивана Глазунова.

Храм во имя Святого Праведного Иова Многострадального заложен 9 февраля 2003 года. Иов Многострадальный — праведник, сохранивший веру, несмотря на все выпавшие на него мучения. Этот святой выбран не случайно: Николай II родился в день, когда православная церковь чтит память этого святого. Это храм для монастырской братии, поэтому близко к нему не подойдешь.

Печальная страница в истории Екатеринбурга

Монастырь очень гармонично смотрится среди прекрасной уральской природы, территория монастыря очень красива.

Печальная страница в истории Екатеринбурга

На территории установлены три памятника: императору Николаю II (подарок Украины), императрице Александре Федоровне и их детям (отлитые на Урале).

Печальная страница в истории Екатеринбурга

Самое большое впечатление производит памятник «Царские дети». При любом отношении к Николаю II, как к правителю государства, эти люди не заслужили такой страшной участи.

Деревянная монастырская колокольня имеет высоту около 30 метров. На 9 её колоколах звонарь может исполнять любые канонические произведения православной церкви, так как при строительстве колокольни учтены все ее акустические возможности. Но это не только колокольня, под нею находится освященный источник, дающий монастырю воду.

Печальная страница в истории Екатеринбурга

В административном здании монастыря есть монастырская трапезная. Перекусить времени не осталось, но купленный там «Монастырский квас» мне очень понравился!

Экскурсия мне понравилась, я увидела и узнала много нового и интересного для себя. Нашим экскурсоводом была работница краеведческого музея, которая помимо основной темы рассказывала интересные факты из истории города, пока мы по нему ехали до Ганиной ямы. В краеведческом музее Екатеринбурга есть много документов о пребывании в городе и гибели царской семьи. В монастыре экскурсию проводил молодой человек, представитель монастыря. Очень понравился его рассказ: грамотная русская речь, большой объем знаний, заметно было хорошее базовое образование. Поинтересовалась после экскурсии — екатеринбургская духовная семинария.

Конечно, можно и самим приехать в Ганину Яму, от Северного автовокзала сюда регулярно ходят автобусы. Но в данном случае, без экскурссии было бы неинтересно. Помимо турфирм, на такую экскурсию приглашают постоянно у железнодорожного вокзала, если есть время в ожидании поезда можно поехать. Правда, как проходит эта экскурсия (в каком объеме), мне неизвестно.