Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 7:35

Домбай — Россия Июнь 2015

Домбай — край гор, ледников и рододендронов

Домбай — сердце гор

Именно ради этого дня я замутила все поездку, именно сюда я больше всего хотела попасть вновь и если получится, то пройти весь маршрут до конца, совершенно не думая о том, что край этот богат на не менее значимые и прекрасные места, которые мне еще предстоит увидеть! Но обо всем по порядку!

Итак, настало то утро, когда Суфруджу милостиво соблаговолила проснуться в хорошем расположении духа

Домбай-Алибек. Ледник, водопад и кладбище альпинистов.

и в таковом пребывала, пока мы завтракали, а потом нам было уже все равно, сколько бы она не хмурилась и не напускала облаков на свою вершину

— ведь главное выйти на тропу, а там будь что будет-ветровки, дождевики у нас всегда в рюкзаках за спиной.

Домбай-Алибек. Ледник, водопад и кладбище альпинистов.

До Алибекского водопада шагать в одну сторону около 6 километров.

Вот таким крошечным виден Алибекский водопад с горы Мусса-Ачитара.
А при большом приближении его видно уже получше (в центре фото)

Маршрут очень интересный и не трудный,

Домбай-Алибек. Ледник, водопад и кладбище альпинистов.

на протяжении первых четырех километров мы шли по лесной дороге,

Домбай-Алибек. Ледник, водопад и кладбище альпинистов.

ведущей в сторону альплагеря среди могучих пихт и елей,

единственная сложность-это то, что мы хоть и не резко, но все же все время поднимались в гору. Всю дорогу нас сопровождала река Алибек, несущая свои шумные бурные воды слева от дороги.

Домбай-Алибек. Ледник, водопад и кладбище альпинистов.

Первая остановка у кладбища альпинистов,

на лесной поляне недалеко от дороги в лесочке похоронены альпинисты, погибшие в районе Домбая в послевоенное время. Но не все захоронения фактические, есть и памятники-символы, просто хранящие память о смельчаках. Почти все захороненные здесь — приезжие альпинисты, мастера спорта, многие погибли при спасении попавших в беду товарищей, есть жертвы схода лавин.

Домбай-Алибек. Ледник, водопад и кладбище альпинистов.

На счету некоторых десятка два восхождений на знаменитые вершины гор.
На тропинке тоит деревянная табличка, на которой видны слова из песни В. Высоцкого:
«Нет алых роз и траурных лент,
И не похож на монумент
Тот камень, Что покой тебе подарил…»

Домбай-Алибек. Ледник, водопад и кладбище альпинистов.

Побродив среди памятников, мы снова вышли на поляну и оглянувшись назад, увидели нашу хорошую знакомую гору Белалакая, которая позирует нам каждый день, но отсюда ее силуэт виден уже в другом ракурсе.

и меняется постоянно

Домбай-Алибек. Ледник, водопад и кладбище альпинистов.

Лес на отвесном склоне горы растет характерными «стрелами», это он прячется от опасности, уходит на гребни, а между «стрелами» видны прочесы-это типичная горная деталь: по этим вертикальным расщелинам зимой постепенно ссыпаются и сползают лавины.

Слева от кладбища виден овраг, поросший молодым лесом, хотя с обеих сторон его окружает могучий хвойный лес.

Домбай-Алибек. Ледник, водопад и кладбище альпинистов.

Это тоже результат схода нескольких лавин в тяжелый 1987 год-медленно заживающая рана. Зима того года выдалась катастрофически снежной, горнолыжный сезон не состоялся-курорт закрыли.

Неуправляемой стихией было повалено и частично перемолотого в щепу множество ценного леса, а израненные пейзажи изменились до неузнаваемости.

Домбай-Алибек. Ледник, водопад и кладбище альпинистов.
Конусообразный Пик Ине (3455 м) Ине, с карачаевского - игла. Пик Ине - один из самых красивых и известных пиков в Домбае.

Немного пройдя вперед мы оказались на большой поляне-Узун-Тала

Домбай-Алибек. Ледник, водопад и кладбище альпинистов.

и отсюда открылись потрясающие виды вокруг: над кромкой леса уже виден виновник сегодняшнего торжества и гвоздь программы- Алибекский водопад, на фоне горы Эрцог,

из-за горы выглядывает не менее знаменитый, загадочный и манящий к себе ледник Алибекский.

Справа в пламенной сини покоится широко раскинувшийся силуэт горы Сулахат, высотой 3439 метра- это одна из самых запоминающихся вершин в Домбае.

«Темные ущелья облака ласкают,
В завтрашних лавинах дремлет Сулахат.»
В. Туриянский

Сулахат с горы Мусса-Ачитара, с высоты 3012 м.

Местные жители рассказывают легенду о девушке Сулахат:
«Она была рождена в трудолюбивом и сильном племени аланов — предков славного Карчи (легенда о нем). Не было обделено счастьем горное племя, много тепла им дарило солнце, наливались золотым соком рожь и ячмень, по зеленым склонам гор бродили стада круторогих туров. Но однажды счастье отвернулось от племени. Там, где в неприступной стене гор сверкал ледник Алибек, был проход, по которому в долину стали прорываться и жестоко опустошать ее холодные ветры.

Домбай-Алибек. Ледник, водопад и кладбище альпинистов.

Начал гибнуть урожай; не пройдя до конца дорогу жизни, уходили из нее люди.
С ветрами пришла печаль и к прекрасной Сулахат. Видя оставшихся без крова соплеменников, она зябла в крепком доме отца, ради голодных оставляла себя без куска хлеба. В одну из ночей она обняла спящего отца и пошла к леднику.
— О, добрые духи, помогите мне, — взмолилась она и легла вдоль хребта, на пути страшных ветров, терзавших долину.
Так ценой своей жизни Сулахат спасла родную землю и народ от гибели.
Когда солнечным утром проснулись удивленные тишиной люди, они увидели окаменевшую деву».
А мы идем далее в гору и через пару километров уже показались крыши альплагеря «Алибек».

Норвежский вариант!

Сейчас здесь все тихо-спокойно, даже есть свой живой уголок с замечательными козочками, которые с удовольствием ели траву из наших рук.

Домбай-Алибек. Ледник, водопад и кладбище альпинистов.

А в все в том же памятном 1987 году лес вокруг был снесен губительными лавинами!

Альплагерь «Алибек» был основан в 1936 году и тогда вся спортивно-общественная жизнь сосредотачивалась именно здесь, потому как в Домбайской долине еще не было отелей и туризм начал свое развитие несколько позже.

Везде, на Территории Тебердинского заповедника стоят аналогичные стенды. Очень удобно, видна забота и о природе и о любознательных туристах.

Позади остается и Альплагерь и отметка -2000 метров над уровнем моря, от Домбая почти незаметно мы поднялись вверх на 350 метров и вновь остановка: именно с Алибекской поляны открывается непередаваемо красивая панорама ледника,

Домбай-Алибек. Ледник, водопад и кладбище альпинистов.

именно отсюда он виден как на ладони, и именно отсюда можно сделать его самые шикарные панорамные фото. В лучах прячущего за тучи солнца величием сияет его уплывающий голубовато-белый панцирь, толщина которого доходит до 60 метров.

На фото за моей спиной на фоне листвы едва заметны натянутые как струны провода-по ним поднимают лыжников в сезон.

Домбай-Алибек. Ледник, водопад и кладбище альпинистов.

Мгновение — и уже нет различия между небом и ледником, они будто сошлись воедино!

Домбай-Алибек. Ледник, водопад и кладбище альпинистов.

Рассказывают, что у ледника сразу после войны энтузиастами была построена знаменитая Алибекская хижина. Многие годы альпинисты уходили оттуда на штурм вершин и в нее же возвращались. Не смотря на то, что хижина была рассчитана на 40 человек, в ней умудрялись размещаться 70.

В 2004 году хижина сгорела. Сейчас на ее месте лишь фундамент и черные стены, как молчаливый упрек нежелающим оценить и сохранить красоту этого горного края. Частый гость Домбая Юрий Визбор в 1962 году посвятил хижине одну из своих песен:
«Лучами солнечными выжжены,
Веселые и беззаботные,
Мы жили десять дней на хижине
Под Алибекским ледником.»

Венчает ледник вершина Эрцог (Почти как герцог!),

Домбай-Алибек. Ледник, водопад и кладбище альпинистов.

а правее ее сглаженный гребень горы Джаловчат,

со склонов которого свисает в долину ледник Двуязычный.

Домбай-Алибек. Ледник, водопад и кладбище альпинистов.

Эрцог -высота 3683 метров-по легенде, место, где напоролся на камень корабль. «Гордый красавец» расположен на западе Тебердинского хребта и об этой красивейшей горе, вершина которой настолько сильно впечатляет своей красотой, Юрий Визбор упомянул в своей песне «Домбайский вальс»:

«Нас провожает с тобой
Гордый красавец Эрцог

Нас ожидает с тобой
Марево дальних дорог
Вот и окончился круг
Помни надейся скучай
Снежные флаги разлук
Вывесил старый Домбай.»
Нетерпение нарастает, я помню, что скоро мы сойдем с дороги и повернем налево в лесочек-березняк. Так и есть,

Домбай-Алибек. Ледник, водопад и кладбище альпинистов.

но сейчас нам надо пройти через пограничный контроль-ранее этого не было. Тссс-это деревянное сооружение, покрытое маскирующим тентом фотографировать нельзя! Я послушалась!(((

Охранник охраны))))

Этот последний участок пути мы пробирались по каменистой тропе, перепрыгивая через камни, особо большие обходя вокруг и не забывая пролазить в дебри,

Домбай-Алибек. Ледник, водопад и кладбище альпинистов.

любуясь и фотографируя золотистые чаши рододендронов, внезапно появлявшиеся то тут то там в самых неожиданных местах.

Домбай-Алибек. Ледник, водопад и кладбище альпинистов.

Тропа, петляя, несколько раз приводила нас к ручьям,

Домбай-Алибек. Ледник, водопад и кладбище альпинистов.

через которые мы проходили по мостикам, соблюдая предостережение-переходить строго по одному.

Нетерпение достигло апогея, когда вдали уже послышался нарастающий с каждой минутой гул и шум падающей воды! Я то прекрасно знаю, что нам предстоит увидеть, а моя группа в неведении, но они все заинтригованы моими рассказами и просьбами к гиду-не откладывать поход сюда на более дальний срок! И вот наконец сквозь ветки берез показался лижущий скалы, громыхающий бесконечный поток, по весеннему полноводный, мощный, необузданный!

Домбай-Алибек. Ледник, водопад и кладбище альпинистов.

И там, у самых струй маленькой, крошечной группкой стояли смельчаки, и да простят меня они, что невольно послужили сравнительным ориентиром.

Домбай-Алибек. Ледник, водопад и кладбище альпинистов.

По камням, цепляясь за корни деревьев, мы спустились вниз и предела восторга и радости не было, я думаю у каждого туриста из нашей группы.

Домбай-Алибек. Ледник, водопад и кладбище альпинистов.

Наслаждаясь упруго катящейся вниз бесконечной водяной лентой, все быстренько утеплились-ледник дал о себе знать, достали ланч-боксы-перекус оказался очень кстати, а после я подхожу к гиду и тороплю-идем же быстрее наверх, к леднику и получаю категорический отрицательный ответ: «Нет, к леднику группы я не вожу! К тому же портится погода, в любой момент может пойти дождь и тогда нам не перейти те мелкие ручейки через березовый лесок."
Разочарованию не было предела, как же так? Ведь водопад был частью мечты

Домбай-Алибек. Ледник, водопад и кладбище альпинистов.

и она будет исполнена не до конца, если мы не поднимемся выше, а за ледником же еще и озеро!

А тут еще огня в костер добавили три пожилых, по всему видно бывалых альпиниста, только что спустившихся от озера: «Там все еще в снегу и озеро подо льдом, воды почти не видно, но зато мы успели сфотографировать удирающего медведя!» Ну что тут скажешь, против косолапого не попрешь! Обидно-не то слово! Но чуть выше-то подняться можно? «Ну только чуть-чуть, там может случиться камнепад!»

Домбай-Алибек. Ледник, водопад и кладбище альпинистов.

Вот в такие рамки я была практически замурована, осталось подчиниться внешне, внутренне протест еще долго барахтался и выскакивал наружу в виде нахмуренных бровей!
Я перешла через мостик, который, кстати сказать не всегда выдерживает бурный поток, стремящийся с водопада, и частенько его банально смывает течение,

Домбай-Алибек. Ледник, водопад и кладбище альпинистов.

поднялась чуть выше по склону, подошла ближе к водопаду, почти оглохнув от грохота падающей воды и застыла на камне, зажмурив глаза! Тысячи, миллион тысяч брызг с радостью обрушились на меня — на, получи нашу ауру, нашу успокаивающую и просветляющую гармонию и зарядись ею, не стоит грустить, ты ведь и так видишь нас второй раз и мы так же как и ты, безумно рады этой встрече!

Алибекский водопад

Я да, очень рада, но хотелось, очень хотелось туда, на верх….чтобы еще ближе ощутить и может даже потрогать это уникальное явление природы — манящий и одновременно пугающий ледник, который издали похож на тающее и нежно скользящее по шоколаду, мороженое

Домбай-Алибек. Ледник, водопад и кладбище альпинистов.

и совсем он не страшен, а ведь Алибек это второй по величине ледник в долине Теберды и наиболее доступный в районе Домбая и занимает он огромную территорию-975 гектаров и протяженность его 4,6 километра и он единственный из здешних ледников, который спускается до лесной зоны, т.е это один из самых обширных и, одновременно, самых низко расположенных ледников.

В 20-м столетии в связи с общим потеплением климата на планете все ледники начали вытаивать, сокращаться в размерах, эта же участь постигла и Алибекский ледник-он ежегодно отступает вверх на семь-восемь метров.
Вы только представьте, что в 30-е годы прошлого столетия совсем не было прекрасного водопада Алибек и скальчатый уступ, по которому сейчас он несется вниз, тогда накрывал ледяной язык.

Домбай-Алибек. Ледник, водопад и кладбище альпинистов.

Назад мы шли, подгоняемые постоянным спуском, без единого привала, казалось, что-то или кто-то гонит нас, подстегивает и торопит! Силы закончились, как только мы вошли в поселок и пройдя его с одного конца в другой, мы уже совершенно без сил поднялись на свою горку к отелю, потом на свой этаж и едва сбросив верхние одежды, рухнули на кровати-до ужина был еще целый час!

Домбай-Карачаевск. Христианские храмы на скалах

А теперь мы отправимся к Чухчурскому водопаду