Турист Наталия Коннова (ttttasha)
Наталия Коннова
была 13 декабря 2022 17:20

Слюдянка, Хужир, Листвянка, Иркутск — Россия Май 2015

Идею путешествия на Байкал мы вынашивали еще с марта. Желание посмотреть ледяные торосы боролось со страхом замерзнуть под суровыми байкальскими ветрами в этом не самом приветливом в зимнее время года крае. Я лично считаю, что со льдом Байкал даже интереснее, чем летний. Купаться летом там все равно проблематично: в самом теплом месте, где мелко, вода еле прогревается до 20 градусов, а в среднем летняя температура воды - 13 градусов. Так что... И вот, на майские праздники решились - едем! Столько выходных дней, да еще как раз возможность сделать себе небольшой подарок на день рождения; да и с климатическими условиями легче: уже не так холодно, но и лед еще есть

Так сложилось, что это была наша первая поездка в места со слабо развитой инфраструктурой, в виду чего самостоятельный туризм немного затруднен, да и высокий сезон еще не настал - многое закрыто. Так что мы решили впервые попробовать организованный туризм. В полном смысле этих слов - т.е. с заранее определенным маршрутом, гостиницами, экскурсиями, питанием, транспортом и т.д. Предложений по турам на Ольхон, конечно, очень много. Как всегда, все примерно похожи, по примерно схожей цене. Подобная поездка довольно бюджетна: в среднем недельный тур по Байкалу стоит немногим более 20-25 тысяч руб., а авиабилет в обе стороны на одну персону со всеми сборами - укладывается легко в 20 тысяч. Я перелопатила, как обычно, массу информации обо всем, что касается поездки на Байкал, и в итоге мы выбирали тур, исходя из соображений удобства стыковки с нашими перелетами Москва-Иркутск, Иркутск-Москва, которые мы, тоже как обычно, взяли за наградные баллы по программе лояльности для часто летающих пассажиров. Поэтому мы выбрали такой тур, чтобы не было гонки и спешки, особенно в день отлета и прилета, чтобы все происходило плавно и без выстреливания себе в ногу, чтобы куда-либо успеть, но в то же время, охватывал все основное, что можно в это время года посмотреть.

Итак, здесь я расскажу основной план поездки, содержание более-менее стандартного тура по Байкалу, и на что стоит обратить внимание при организации поездки. Более подробно о каждой локации и экскурсии я напишу в последующих частях рассказа. Может, кому эта информация пригодится - в итоге мы остановились на туроператоре TourEast (ТурИст), потому что их тур нам подходил по датам и плану путешествия идеально, а кроме того, потому что это не просто московская компания-посредник, а и принимающая компания в Иркутске тоже. Никаких нареканий к оператору у нас нет, мы остались всем очень довольны. Все небольшие замечания, какие и были, не по их вине. И вот какой тур у нас получился. 9 дней, без всяких палаток и неудобств (какие палатки, там +5 градусов в мае), в оборудованных номерах, с питанием.

30 апреля вечером мы вылетели из Москвы, утром 1 мая приземлились в Иркутске. Самолет опоздал на час, но это не сильно сбило наши планы. Сначала нас встретили гид и водитель (минивэн) в аэропорту Иркутска, отвезли нас в гостиницу, чтобы оставить вещи и "умыться". В Иркутске мы остановились в гостинице Ангара, о ней я подробно написала в отзыве об отеле. Очень даже достойный вариант для этого региона, во всяком случае соотношение цена/качество - на уровне.

Путешествие по Байкалу — организация и краткое содержание поездки

Затем мы выехали на том же минивэне с водителем и гидом в Листвянку - одно из самых основных туристических мест на Байкале, поселок в месте впадения Ангары в Байкал. Расстояние не очень большое - 70 км, доехать можно быстро, если не ехать в часы-пик. Правда, дорога узкая (2 полосы) и ее ремонтировали.

По дороге рассказывали море интересной информации, причем не сухие даты-факты, а правда интересные вещи об укладе жизни местных и т.д., охотно гид отвечала на вопросы. В Листвянке нас сначала накормили обедом, мы отведали байкальскую рыбку, затем по нашей просьбе (внесли небольшой корректив) мы посетили нерпинарий, где посмотрели шоу нерпочек - байкальских тюленей. Очень милые создания. И способные.

Путешествие по Байкалу — организация и краткое содержание поездки

Здесь же мы впервые увидели Байкал. Впечатление произвело очень сильное. (Видимость до соседнего берега - свыше 40 км).

Потом мы ненадолго зашли на местный рынок, посмотрели, чем богат этот край.

Путешествие по Байкалу — организация и краткое содержание поездки

Следующим пунктом программы стал подъем на фуникулере на камень Черского - горную вершину неподалеку от Листвянки высотой в 730м. На ней - смотровая площадка.

Путешествие по Байкалу — организация и краткое содержание поездки

Подзамерзли мы там, погода на берегах Байкала изменчивая, мы поспешили в музей "Байкал" - лимнологический музей, где нам рассказали о происхождении Байкала, его растительности и животном мире, состоялось "виртуальное погружение".

Путешествие по Байкалу — организация и краткое содержание поездки

Из-за опоздания самолета мы немножко сдвинулись в графике, поэтому в последний музей - "Тальцы" - мы уже не успели, но я не сильно переживаю, мы не большие любители краеведческих музеев. Впрочем, там стоит посмотреть красивое деревянное зодчество, если есть такая возможность.

После этого мы вернулись в Иркутск, посетили китайский ресторан и отправились спать.

2 мая с ж/д вокзала Иркутска, куда нас подвез водитель, стартовала экскурсия по Кругобайкальской железной дороге - КБЖД.

Путешествие по Байкалу — организация и краткое содержание поездки

Она занимает целый день, едешь на поезде и останавливаешься в самых красивых местах.

Вернее, сначала кусочек ехали по Транссибу, а затем уже на тепловой тяге по КБЖД.

Путешествие по Байкалу — организация и краткое содержание поездки

Маршрут богат как "железнодорожными" достопримечательностями (дорога использовалась в начале 20 в. и сохранилось много тоннелей, мостов, галерей, виадуков и т.п.),

так и природными красотами.

Очень рекомендую, потрясающая экскурсия. Мы видели и совсем заснеженные пейзажи, и цветущие солнечные поляны...

Путешествие по Байкалу — организация и краткое содержание поездки

После насыщенной экскурсии с прогулками на свежем воздухе и плотного обеда мы прибыли в порт Байкал,

Путешествие по Байкалу — организация и краткое содержание поездки

где нас переправили в Листвянку и затем доставили обратно, в Иркутск. Там мы увидели кусочек репетиции парада Победы.

3 мая мы, пока собиралась машина, успели немного посмотреть дома декабристов в Иркутске. Дом Волконских, дом Трубецких.

Путешествие по Байкалу — организация и краткое содержание поездки

И выехали к основной точке нашего путешествия - на о. Ольхон, что посреди Байкала. Дорога трудная, 5-6 часов в пути. Зимой - по ледяной переправе, а летом - по автодороге и затем на пароме.

"Цивилизация" на остров пришла недавно - электричество провели менее 10 лет назад, дорог там нет, только степь и тайга. Поэтому основное средство передвижения - "буханки". И поверьте, на этих уазиках гораздо комфортнее трястись, чем на иномарках с разбитой подвеской.

Путешествие по Байкалу — организация и краткое содержание поездки

Самый крупный поселок (размером с небольшую подмосковную деревню) острова - Хужир, там и останавливаются почти все туристы. Наш отель там - "Байкалов острог". В данный момент букинг почему-то не принимает брони туда, поэтому отзыв оставлю про сию гостиницу здесь. Многого ожидать от такого места, как Ольхон, в плане инфраструктуры не стоит, там нет отопления, канализации и горячей воды, поэтому сложности есть, несомненно. Но эта гостиница в плане условий проживания - одна из лучших на Ольхоне, если не лучшая, поверьте. Там есть корпуса, с удобствами на этаже, для больших групп, а есть домики с благоустроенными номерами. В таком мы и жили.

В номере 3 обогревателя (2 - в ванной комнате), нагреватель для воды на 30 литров, хватает, чтобы нормально вымыться. Претензий к условиям проживания нет. Территория очень ухоженная, землю красиво засыпают шишками.

Путешествие по Байкалу — организация и краткое содержание поездки

Но самое главное, что это единственный там отель, который, во-первых, стоит не в самом поселке, а чуток в стороне, там тише и все не сидят друг у друга на голове, а во-вторых, он единственный стоит на самом берегу Байкала. Поэтому чтобы любоваться рассветами и закатами, гулять по пляжу и т.д., не нужно даже никуда идти.

Путешествие по Байкалу — организация и краткое содержание поездки

А до самого поселка примерно 10-15 минут, около километра. Вот он виднеется вдали.

Путешествие по Байкалу — организация и краткое содержание поездки

В общем, территория очень красивая, условия проживания достойные. Есть детская и спортивные площадки - для волейбола на песке.

Вот так выглядит столовая.

Путешествие по Байкалу — организация и краткое содержание поездки

Единственная большая претензия к отелю - вкус пищи, "столовский", все жалуются. Завтраки входят в стоимость проживания (4000-4500р.), обеды стоят по 400р, ужины - 350р. У нас ужины были включены. А брать включенные обеды смысла нет - все всегда на экскурсиях. Подробнее о ценах и услугах можно посмотреть тут.

Учитывая, что большинство вариантов проживания выглядят там, в Хужире, в лучшем случае вот так:

Путешествие по Байкалу — организация и краткое содержание поездки

а основная туристическая инфраструктура поселка вот так:

то поверьте, вариант проживания в Байкаловом остроге - хорош. А в сезон, летом, в поселке работают разные кафе. Это у нас, в мае, альтернативы не было, все еще закрыто.

Надо учитывать, что погода на Ольхоне очень-очень изменчива, в несколько минут она может превратиться из такой

в такую,

затем - обратно:

Путешествие по Байкалу — организация и краткое содержание поездки

Однако во время экскурсий нам очень везло. 4 мая мы посетили главную местную достопримечательность - скалу Шаманку, или мыс Бурхан. Очень красивое место, аж дух захватывает.

Путешествие по Байкалу — организация и краткое содержание поездки

А 5 мая нам довелось побывать на эскурсии на мыс Хобой (Северное кольцо. Продолжительность 6-7 чаcов. Урочище Песчанное, мыс Сагаан-Хушун, мыс Хобой, мыс Шунтэ Левый, местность Узуры. Пикник на природе.)

Там нам пришлось вдоволь полазить по скалам,

увидеть сердце Байкала,

полюбоваться Большим Байкалом:

Путешествие по Байкалу — организация и краткое содержание поездки

а на обратном пути - даже погонять лошадей. И коровы, и лошади там пасутся совершенно свободно, они не особо "домашние".

В последний полный день на Ольхоне, 6 мая, мы вынужденно устроили себе пикник на свежем воздухе (т.к. на обед был минтай),

Путешествие по Байкалу — организация и краткое содержание поездки

познакомились поближе с байкальским льдом,

Путешествие по Байкалу — организация и краткое содержание поездки

Кому интересно, есть неплохое видео:

Структура льда Байкала

Демонстрация структуры байкальского льда на о. Ольхон. Май 2015.

7 мая мы выдержали обратную дорогу в Иркутск,

прикупили родителям местной рыбки,

если кому интересно - вот цены:

Путешествие по Байкалу — организация и краткое содержание поездки

Вечером успели посетить основные достопримечательности самого Иркутска,

и посмотреть генеральную репетицию парада Победы. Это что-то потрясающее. Даже интереснее, чем в Москве. Больше "движухи". Обязательно расскажу подробнее.

Путешествие по Байкалу — организация и краткое содержание поездки

Вечером попрощались с этим потрясающим по своей красоте краем, полюбовались быстротечным Иркутом - притоком Ангары,

а 8 мая уже улетели обратно в Москву.

Вот таким получилось вкратце наше путешествие по Байкалу. Впечатлений масса, красивых фотографий - тоже.

Из основных замечаний, которые стоит учесть, если вы едете на Байкал в мае, я бы отметила такие:

-возьмите средства и обрабатывайтесь против клещей,

-возьмите побольше разноплановой одежды, которую можно снимать и одевать, как капустку, потому что ветрено и погода меняется быстро. Средняя дневная температура - около 5 градусов на Ольхоне, около 10-15 в Иркутске.

И еще: не стоит ожидать там настоящего 5* сервиса, это понятно. =) Но варианты проживания с удобствами в номере и нормальным сервисом вполне можно подобрать.

Агитируем всех, кто еще не был, посетить Байкал! Потрясающее место!

Теги: Экстремальный отдых, Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм