Турист Александр Томилин (Tomi-Aleks)
Александр Томилин
был сегодня 20:57

Пераст и Доброта. Путешествие в "Страну, которой нет"ч2

Пераст, Доброта — Черногория Апрель 2015

В предыдущей части рассказа о нашем путешествии в страны бывшей Югославии мы узнали, как добраться из аэропорта Тиват через паромную переправу Лепетане-Каменари в один из самых уютных городков Черногории, который называют «ботаническим садом всей страны» — Херцег-Нови. А также — проследовали из этого города в другой маленький городок на берегу Рисанского залива — Рисан, который в апреле утопает в желтых цветах. В этой части продолжим путешествие по побережью Адриатического моря Черногории в сторону городков Пераст и Котор.

7. ДОРОГА РИСАН — ПЕРАСТ (около 6 километров)

Я еще не раз буду упоминать о том, что между городами дорог для пешеходов в Черногории практически нет. Здесь как-то все расчитано на автомобильный туризм. Поэтому для желающих пройтись по берегу моря от одного городка до другого — вот, например в нашем случае, от Рисана до Пераста, остается воспользоваться крайне узкими вытоптанными тропинками. Причем идти вы будете под гул проезжающих машин. Как-то не продумали черногорцы такой момент — а ведь очень многие любят пройти пешком. И мы — в том числе.

Пераст и Доброта. Путешествие в Страну, которой нетч2

Но, как мне показалось, здесь совсем нет пятачков, где могла бы остановиться машина.

Следуя указателю, мы завернули к действующему женскому монастырю под названием «Баня».

Пераст и Доброта. Путешествие в Страну, которой нетч2

Но стучаться в закрытые двери как-то не захотели. Сюда, видимо, привозят народ с экскурсиями, ну и заодно что-нибудь продают в церковной лавке, как это водится в монастырях. Здесь пахло навозом и прямо у входа в монастырь копошились в загоне куры. Видимо, местные монахи очень даже не прочь побаловаться мяском. Да и виды отсюда открываются отличные. Название монастыря — не случайное.

Когда-то в этом месте располагались римские бани. Но в этих краях нередки землетрясения, которые, увы, стирают следы былых эпох. Кстати, вот так монастырь и дорога возле него выглядят сверху:

Пераст и Доброта. Путешествие в Страну, которой нетч2

Из путеводителя мы узнаем, что монастырь был построен в 17 веке стараниями жупана Сербской Рашки Стефана Немани. Жупан — это старшина или князь у южных славян, правитель округа. Дальше до самого Пераста ландшафт сильно не менялся.

Но такие виды не надоедают. Думаю, вы хорошо понимаете меня.

Пераст и Доброта. Путешествие в Страну, которой нетч2

Если бы мы шли здесь летом, обязательно окунулись бы в море. Но, говорят, что оно и в самое жаркое время — прохладное — не теплее +25.

По пути нам часто попадались деревья смоковницы с уже сформировавшимися зелеными плодами инжира.

Пераст и Доброта. Путешествие в Страну, которой нетч2

Прогулка нам очень понравилась. Единственный минус — не совсем удобная тропинка. Все всемя приходилось смотреть под ноги, чтобы не скатиться в море, и пролетающие прямо над ухом авто раздражают. Но все это — мелочи жизни, когда ты находишься в таких райских местах!

8. ГОРОДОК ПЕРАСТ (500 жителей)

Пройдя расстояние где-то пять километров, мы наконец вышли к городку Пераст, который в шутку называют «город-игрушка». И, впрямь, жителю мегаполиса может показаться смешным такой мини-городок, изгибающийся змейкой по берегу Рисанского залива напротив пролива Вериге.

Пераст и Доброта. Путешествие в Страну, которой нетч2

На этой карте видно, что даже, проплывая на пароме через пролив, можно издалека рассмотреть Пераст. Заодно можно оценить весь бантик из двух заливов: Рисанского и Которского и ту часть пути, которую мы преодолели от Каменари до Пераста. При наличии времени здесь, конечно же, надо гулять пешком. А еще лучше — пожить тут в отеле. Но не буду сильно идиализировать эти места — я здесь только гулял в один из солнечных апрельских деньков. Вот как выглядит городок Пераст сверху:

Над городком возвышается холм Святого Ильи (873 м).

Первое, что мы увидели рядом с городком — это два острова — Свети Джорде и Госпа од Шкрпела (Мадонна на Рифе). У них интересная история.

Пераст и Доброта. Путешествие в Страну, которой нетч2

Островок Госпа од Шкрпела — единственный рукотворный остров в этих местах, созданный на останках кораблей. В течение 200 лет каждый проплывающий мимо корабль сбрасывал здесь камни. На нем была возведена церквушка в знак благодарности моряков из Пераста, которых якобы исцелила найденная здесь икона. Городок Пераст вырос из рыбацкого поселка, о котором впервые упоминается 1336 году.

На сегодняшний день в нем более 300 каменных зданий.

Пераст и Доброта. Путешествие в Страну, которой нетч2

Большинство из них были построены благодаря морской торговле. Более 70 лет, начиная с 1420 года, Пераст входил в состав Венецианской республики и был пограничным городом. А соседний Рисан, где мы побывали совсем недавно, в те времена входил в состав Османской империи.

Фотографировать в этом городке можно бесконечно. Это — райское местечко для фотографов. Да и просто отдыхать здесь — одно удовольствие. Вот только тень найди прямо на берегу сложно. Деревьев тут практически нет.

Пераст и Доброта. Путешествие в Страну, которой нетч2

Зато есть потрясающее море, лодки, чайки. и сколько разных интересных ракурсов. Любопытно, что в 1754 году — в период расцвета — в городке было 4 верфи и более 40 судов. Здесь было даже свое морское училище, в котором среди прочих учились когда-то курсанты из России.

При желании мы могли сплавать на островки всего за пять евро, но все объять невозможно. И мы, вдоволь насмотревшись на виды городка,

Пераст и Доброта. Путешествие в Страну, которой нетч2

решили для полноты картины обойти его вокруг и подняться к Адриатической трассе, которая проходит над городком, чтобы поснимать виды оттуда.

Можно было заночевать прямо здесь — в одном из отелей,

Пераст и Доброта. Путешествие в Страну, которой нетч2

расположенных прямо на берегу. Оказывается в таком маленьком городке целых 27 отелей. Хотя чем еще заниматься местным жителям, если поток туристов в городок нескончаем. Надо сказать, что ночью в апреле прямо у моря довольно прохладно даже в помещениях. Еще в Херцег-Нови мы спали в номере с включенным на прогрев кондиционером и дополнительным обогревателем.

Поднявшись на дорогу над городом, мы нисколько не пожалели о затраченных усилиях. Отсюда открывались не менее захватывающие виды. Все-таки Черногория — очень живописная страна. Еще в Херцег-Нови мы поняли черногорскую аксиому: хочешь что-то рассмотреть во всем великолепии — не поленись залезть повыше в горы. Оттуда ты увидишь все совсем в иных ракурсах.

Пераст и Доброта. Путешествие в Страну, которой нетч2

Вот этот вид — мой любимый. На переднем плане оказались еще пчелиные ульи. Вдалеке видны островки.

А вот клумба, которую местные жители разбили в лодке.

Пераст и Доброта. Путешествие в Страну, которой нетч2

Здесь на высоте располагалось местное пристанище для ушедших в мир иной. И опять, как и везде в Черногории, — забронированные места.

На этом кадре видно трассу — по ней проходят крупные автобусы, которые не могут заехать прямо в городок.

Пераст и Доброта. Путешествие в Страну, которой нетч2

Возвышающийся 55-метровый шпиль церкви Святого Николая — как опознавательный знак, ориентир для всего городка. Его видно и с моря.

Кое-где попадались еще не застроенные до конца дома с прекрасными видами. Похоже, что желающих приобрести здесь недвижимость прибавляется.

Пераст и Доброта. Путешествие в Страну, которой нетч2

А туристы, как я понял, спокойно могут найти здесь «апартамани» на любой вкус. Интересно, что среднегодовая температура в городке +18 градусов выше нуля. С климатом жителям Пераста явно повезло: 240 солнечных дней в году — это здорово. В непогоду города я не видел, поэтому ничего не могу про нее добавить. За все время пребывания в Черногории мы попали под дождь лишь пару раз.

Пераст и Доброта. Путешествие в Страну, которой нетч2

Меня больше всего поражает тот факт, что находясь на границе постоянно воюющих друг с другом Венецианской республики и Османской империи, городок смог за столько лет сохраниться практически в первозданном виде. До того момента, когда Черногория приобрела статус самостоятельной страны, в Перасте хозяйничали французы, австро-венгры. Во время Второй Мировой войны городок был оккупирован итальянцами. Естественно, что у них не поднялась рука разрушать то, что создали их предки. Благодаря этому городок сегодня манит множество туристов.

Насладившись видами с верхней дороги, мы вновь спустились в городок к морю, но уже по лестнице через центральную часть городка.

Пераст и Доброта. Путешествие в Страну, которой нетч2

Дорожек здесь разных много и надо просто их знать. Мы пошли вниз по первой попавшейся. Она вывела нас к уютной маленькой площади.

Пераст и Доброта. Путешествие в Страну, которой нетч2

На ней мы еще раз посидели на скамейке возле причала. Интересно, что многие здания городка построены на доходы, добытые в походах против пиратов. Не смотря на то, что Пераст долгое время находился на границе с Османской империей, здесь нет даже намека на культуру Востока. Все, что мы увидели, — это итальянское влияние. Вокруг нас стояли скульптурные портреты.

Кстати, вот эта особенность запомнилась мне по всем городкам Черногории и Сербии. Они любят выставлять в парках и скверах каменные бюсты своих прославившихся земляков. И их обычно бывает много в одном месте. Ходишь, как в музее. Хорошая традиция.

Пераст и Доброта. Путешествие в Страну, которой нетч2

Бросаем последние взоры на домики, у которых припаркованы ретро автомобили.

На лодки, выстроившиеся в ряд у причала.

Пераст и Доброта. Путешествие в Страну, которой нетч2

На туристов, сидящих за столиками прямо у моря

Пераст и Доброта. Путешествие в Страну, которой нетч2

И решаем, что пора двигаться дальше — в сторону Котора. Здесь каждый маленький городок как будто гипнотизирует тебя и не хочется с ним расставаться.

Такова Черногория.

По пути из городка мы останавливаемся у местной такой же миниатюрной, как сам городок, пожарной части.

Пераст и Доброта. Путешествие в Страну, которой нетч2

Где припаркованы раритеты ярко-красной окраски.

Пераст и Доброта. Путешествие в Страну, которой нетч2

Прощай, уютный Пераст. Едва ли мы еще увидимся вновь. Хотя кто знает. Во всяком случае, будем любоваться на тебя на многочисленных фото, которые мне удалось снять здесь. Часть из них я показал вам в этой прогулке…

9. ДОРОГА ПЕРАСТ — ДОБРОТА (8 километров)

Мы кое-как вырвали себя из ауры «города-игрушки». Но впереди нас по плану ждали еще, как минимум, 20 не менее интересных мест. Мы дошли до перекрестка, где соединялись две дороги — идущая по верху городка и та, которая шла прямо у кромки моря. В этом месте была остановка автобусов. Но надо учитывать одну вещь — мы находились там в несезон, поэтому автобусы в это время ходили не часто. Перекусив прямо на остановке нехитрыми съестными припасами, и не дождавшись автобуса, мы все-таки решили идти дальше пешком. Авось, он подхватит нас по пути.

Пераст и Доброта. Путешествие в Страну, которой нетч2

Таким образом мы прошагали еще около километра и ура — сели на проходящий мимо автобус, который довез нас до Доброты (в сербском языке ударение на первом слоге). Этот отрезок пути как раз изображен на карте.

Хочу сказать, что дорога в этом месте тоже очень красивая и, если вы располагаете временем, здесь вполне можно погулять пешком. Расстояния, на самом деле, совсем не большие.

Пераст и Доброта. Путешествие в Страну, которой нетч2

До Котора — одного из самых красивых городов Черногории — оставалось совсем немного (автобус почему-то туда не шел).

К тому же попавшиеся нам по пути соотечественники (так я в шутку прозвал всех встречающихся нам россиян) объяснили, что нам лучше прогуляться пешком вдоль берега прямо в Доброте, что мы и сделали.

10. ГОРОД ДОБРОТА (8 тысяч жителей) и ДОРОГА ДОБРОТА — КОТОР (4 километра)

Пераст и Доброта. Путешествие в Страну, которой нетч2

Вот этот отрезок пути. Итак, мы уже в Доброте. Здесь все застроено домами и таких заповедных мест, что мы видели в районе Рисана, уже нет. Доброта фактически переходит в Котор и этот переход заметить невозможно.

Точно так же сливаются два города Херцег-Нови и Игало, в котором мы еще побываем, завершив большой круг путешествия).

Городок Доброта оказался, на самом деле, добрым. По пути мы поднялись на пригорок к церквушке — туда зазывала вывеска у дороги.

Пераст и Доброта. Путешествие в Страну, которой нетч2

Тут опять не обошлось без рассматривания маленького кладбища. Скажу честно, находясь в Черногории в таких местах, я ощущал, что нахожусь в музее под открытым небом и абстрагировался от предназначения этих мест.

Просто красиво — все в окружении гор, все эстетично. Так что предупреждаю тех, кто будет следить за нашим маршрутом, что в подобные места мы невольно будем заглядывать часто. У любой церквушки будут стоять мраморные изваяния и плиты. По пути мы наблюдали, как здесь возводят новые красивые дома.

Пераст и Доброта. Путешествие в Страну, которой нетч2

Говорят, что богатые россияне давно и успешно скупают здесь недвижимость.

С дороги мы свернули на набережную, по которой так и дошли до Котора,

Пераст и Доброта. Путешествие в Страну, которой нетч2

рассматривая по пути бухточки с корабликами и разные особняки. Городок Доброта впервые упоминается в исторических хрониках в 1260 году. В 17–19 веках в городку принадлежало много кораблей, что способстовало процветанию этих мест.

Пераст и Доброта. Путешествие в Страну, которой нетч2

По пути мы увидели католическую церковь Святого Матвея.

В общем, на территории Черногории все переплелось — религии тоже. Рядом с православной церковью можно увидеть католическую.

Пераст и Доброта. Путешествие в Страну, которой нетч2

Прямо перед Котором набережная укрупнилась и народу на ней прибавилось. Все расслабленно гуляли на закате.

Пераст и Доброта. Путешествие в Страну, которой нетч2
Хотелось тоже присесть на лавочку и насладиться лучами заходящего солнца. Но нам предстояло еще найти доступный по цене ночлег в одном из отелей старого города.

Продолжение следует. В следующей части мы погуляем по улицам самого красивого города Черногории — Котора. И поднимемся к крепости, расположенной на холме, откуда открывается захватывающие дух виды на старый город и прилегающую бухту.