Турист Александр Рожковский (Ranton)

Малайзия Январь 2015

Начало:

Пенанг появился неожиданно.
Собственно, я понял, что мы уже на месте по далеким очертаниям вантового моста, соединяющего остров с материком.
Про это 14-ти километровое сооружение я был наслышан давно. Что ни говори, а такое творение инженерной мысли уникально. Жаль, что 10 лет назад мост был низвергнут с почетного места на пьедестале «самых длинных мостов в Южной Азии». Прогресс.

Драконовый отчет (Часть III) Дело было в Пенанге

У причала, соревнуясь габаритными размерами с городком Джорджтаун, красовалось круизное судно «АИДА».
В приметы я не верю, но в тот момент подумалось: «не очень хороший знак»…
Аналогия с сюжетом одноименной оперы про жертвенную девушку, заживо погребенную со своим любимым, не предвещала ничего хорошего. Да и мысли об Аиде — повелителе подземной тьмы и властелине мутных теней усопших, к бодрой высадке на берег не вдохновляли

Драконовый отчет (Часть III) Дело было в Пенанге

Говоря откровенно, от острова с названием Пенанг я, в принципе, ничего не ждал.
Ровным счетом ничего. Ну, скажите на милость, чего можно ждать от места с таким пугающим названием?…

Просто на минуту представьте, как вас в темном переулке прижимает к стенке угрюмый тип и полушепотом, с придыханием угрожает: «Будешь сопротивляться — устрою тебе пенанг…" Ужас, да и только.

Поэтому, находясь в здравом расположении ума и в некотором приподнятом состоянии духа, я однозначно решил, что брать экскурсию в этом Пенанге не имеет никакого смысла. Пришвартуемся, неспешно посмотрим на развеселый китайский квартальчик у порта, и довольно…

Кто бы мог предположить, что мои маломасштабные и совсем не грандиозные планы знакомства с Пенангом разрушит человек по имени Ибрагим.

Ибрагим выбрал нас в качестве жертвы у самого трапа. Он крепко прихватил меня под руку и со словами «Рашен, кам.!" повел к своему такси. За мной покорно последовала любимая законная жена и пара из Саратова.
И как тут было не пойти, если один вид Ибрагима будоражил дух авантюризма и тягу к приключениям!
Вот он на фото. Судите сами.

«Ну, ничего. С нами пара из Саратова», — подумал я — «Прорвемся…»

Драконовый отчет (Часть III) Дело было в Пенанге

Вообще-то, в момент десантирования на берег мои познания и предположения о Пенанге были довольно скудны и укладывались всего в три пункта:

1. Азиатский соус «Тысяча островов» появился в Малайзии. — Оговорюсь, что это сугубо мой личный вывод, сделанный на основе информации о 878 островах, которые насчитывает Малайзия. Так, быть может, на Пенанге этот соус и был замешан? Все предпосылки к этому есть, так как население Пенанга — крутой микс из индусов, китайцев, малайцев, армян, голландцев и иных переселенцев. Не зря ж иногда Пенанг называют «МиниГонконгом».

2. Съемка фильма «Индокитай» с француженкой Катрин Денев происходила на Пенанге. Вот это уже чистая правда. Место действия в картине — Вьетнам, но съемочная группа, по вполне понятным причинам, ехать в непролазные джунгли не решилась.

3. На Пенанге захоронены русские моряки с крейсера «Жемчуг».

Трагическая летопись Первой Мировой.

В октябре 1915 года временно стоявший на бункеровке в порту Пенанга русский крейсер был потоплен немецким судном «Эмден». Фактически расстрелян ночью, в упор. Погибло тогда восемьдесят с лишним человек.

Совсем недавно это событие увековечили мемориальной плитой на христианском кладбище Пенанга.
А малазийцы, не шибко сведущие в исторических нюансах, и по сей день считают, что русские моряки отдали свои жизни, отстаивая независимость и свободу Малайзии.

Драконовый отчет (Часть III) Дело было в Пенанге

Говоря же об истории открытия Пенанга, стоит заметить, что она меня несколько смущает и даже настораживает.
Утверждают, что какой-то китаец-мореплаватель в чине адмирала по имени Чжэн Хэ, в 15-ом веке, неспешно проплывая мимо, взял и открыл остров. Вот так вот запросто.

Вопрос. Как можно было ждать этого открытия столько веков, если береговые очертания Пенанга видны в ясную погоду с материка. И вплавь до него даже мне, в детских надувных нарукавниках, всего-то ничего, двадцать саженок. Короче, Хэ его знает.

Драконовый отчет (Часть III) Дело было в Пенанге

Ушлые европейцы прослышали про остров в 18-ом веке. Не теряя времени, смышлёные англичане быстренько обосновали здесь свою первую торговую факторию, назвав остров именем Принца Уэльского (Prince of Wales Island).
С тех пор Пенанг стал первым английским владением на территории нынешней Малайзии.

Ну, фактория — факторией, а обживать-то остров надо!
И наши британцы, на чистюсеньком английском, бросили призывный клич: «Бери земли столько, сколько сможешь расчистить!».

Народ и ломанул. Тут надо оговориться, что в то время остров представлял собой заброшенную клумбу с непроходимыми джунглями. Но охота пуще неволи. Кому ж не желанно иметь домик на острове с изумрудными бухтами!
Однако, где лес — там и комары. А комар, проживающий в девственной сельве — существо незаметное, неизведанное и малоизученное. Перекусали комары вновь прибывших и, как-только завершился инкубационный период, первопроходцев-энтузиастов сильно поубавилось. Покосила малярия.

Но упертая часть человечества, разжевывая спасительный хинин, выжила, и уже к концу 18-го века на острове обосновалось почти 10 тысяч человек.

С той поры на Пенанге так и остался привкус старой Англии вперемешку с китайской, индийской и малайской культурой, да и шлейфом хинина.

А сейчас один из типичных представителей полуострова Индостан вез нас вдоль изъеденных тропическими ливнями обветшалых городских стен Джорджтауна к буддийскому Храму Кек Лок Си.

Драконовый отчет (Часть III) Дело было в Пенанге

Безусловно, меня более тянуло в Храм Змей, который расположен рядом с аэропортом Пенанга. Мое воспаленное воображение фотоохотника рисовало картины из голливудских фильмов с Индианой Джонсом — дым благовоний, алтари и бронзовые чаши с клубками ядовитых змей.
Но Ибрагим был непреклонен:

— У меня свой маршрут. В Кек Лок Си живут священные черепахи. А змеи опасны, — смешно коверкая английский, безапелляционно заявил он. Я и не стал сопротивляться. Черепахи не имеют ядовитых желез.
Надо себя беречь.

Впрочем, черепах я в том Храме так и не увидел.

ДЖОРДЖТАУН

Центр города внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Почему?
Представленные ниже фотографии, как мне кажется, дают этому полное объяснение.
А я отойду от традиционного повествования и напишу вот так:

Стрит-Арт Пенанга

КорОток век у штукатурных стен,
Стекает время по облезлому фасаду…
Разрушен был когда -то Карфаген.
Пенанг храните! Разрушать не надо!
Пусть дышат краски кончиком кистей,
Мазки пусть затекают подкирпично.
На стенах человеческих страстей
Картины смотрят в нас чуть необычно.
За старым переулком поворот,
Настенный лик прохожих мерит взглядом.
Восторженный турист, как идиот,
Беззвучно шепчет: «Разрушать не надо!»
Льют тропики безжалостной водой,
Дождь краски размывает без разбора.
Стена ж всегда останется стеной,
Вот только без прекрасного узора…
Не в силах я дожди остановить,
Разрушены творенья мелким градом,
Осталось страстно небеса молить:
«Пенанг храните! Разрушать не надо!»

Драконовый отчет (Часть III) Дело было в Пенанге

Композиция с Брюсом Ли мне напомнила фотоэпизод с Бали.

Для себя я и назвал эти кадры одним словом — «Противостояние»

Драконовый отчет (Часть III) Дело было в Пенанге

Переулки Джоржтауна — забавный лабиринт неожиданностей.

И через какое-то время ты просто-напросто уже перестаешь различать — где нарисованное, а где живое, осязаемое. Люди отделяются от стен, словно ожившие персонажи чьих-то фантазий.

Драконовый отчет (Часть III) Дело было в Пенанге

В Москве, на Старом Арбате я тоже проделывал подобные фокусы. Но это было как-то «невзаправду».

Драконовый отчет (Часть III) Дело было в Пенанге

А под занавес этого удивительного уличного вернисажа Ибрагим привел нас в тот самый «веселый китайский квартальчик», который изначально был у меня в планах.

Clan Jetties — таково название этого странного поселения на сваях, отстроенного китайскими иммигрантами в конце 19-го века.
Кстати, путешествуя по ЮВА и наблюдая сотни аналогичных прибрежных деревень, я только сейчас понял смысл таких построек. Оказывается, люди, проживающие в домиках на воде, не платят, порой разорительный для них, налог на землю.
А я -то думал… Жизнь в плеске волн, суетливая рыбеха под ногами, покачивающиеся деревянные мостки и любимая рядом, и ты сжимаешь ее ладошку… Увы. Расчет. Деньги.

Драконовый отчет (Часть III) Дело было в Пенанге

Уже в Москве, готовя этот материал, я пытался сопоставить свои отснятые кадры с архивными. Где-то удалось найти знакомые, протоптанные нами улицы.

Эти черно-белые снимки безмолвны. Как безмолвны прикрытые тяжелой крышкой клавиши рояля. А я всматриваюсь в эти кадры, и начинает появляться звук, и начинает медленно двигаться рикша, и дамы под зонтиками стыдливо наливаются румянцем от прилипающих взглядов лавочников, и ноты складываются в гармонию. И понимаешь, что и век назад все было таким же разноцветным и звучащим…

Драконовый отчет (Часть III) Дело было в Пенанге

Мы покидали Пенанг, а я стоял на палубе и размышлял о всевозможных приметах и обстоятельствах.
С нами остров сыграл иную оперу. Не «Аиду». Свою.
И срежиссировал эту необычную постановку Ибрагим — добрый индус с арабским именем Пророка.
Я благодарен ему. Благодарен за этот день.

И за котенка на стене, которого я бы никогда в жизни не заметил без Ибрагима.

П.С.
В материале использованы архивные кадры и акварель китайского художника
Кеах Киана (Kiah Kiean).

А мы плывем дальше.
И вглядываемся в черно-белое в поиске колористики… И наоборот.